Свадьба в русском стиле – интересная разновидность тематической свадьбы, в основе которой лежат древние традиции славянского народа. Для полноценного погружения в атмосферу древнерусского колорита необходимо заранее ознакомиться с фольклорным наследием. В организации русской свадьбы могут помочь советы старших родственников, которые играли свадьбу согласно древним обрядам.

Особенности


Молодожены – главные фигуры русской свадьбы, на которой они предстают как часть Древа Жизни своего Рода. Конкурсам на торжестве отводится последняя роль.

Важно! Подготовка национальной русской свадьбы, пусть и стилизованной, невозможна без погружения в историю, фольклор и изучения народных обычаев.

Свадьба в русском стиле имеет ряд особенностей:

  • начало и завершение русской свадьбы ознаменовано родительским благословением;
  • отсутствие крепкого алкоголя в свадебном меню, «бесовских» плясок под Верку Сердючку и нецензурной брани;
  • изобилие ярких красок;
  • гуляния с большим размахом;
  • игра на гармони и вождение хороводов.

Место для зимней и летней свадьбы

Решающим фактором при подготовке русской народной свадьбы становится время года. Если торжество запланировано на теплую погоду, то лучше подыскать зеленую лужайку возле речки или полянку на берегу озера в окружении сосен или берез. Шикарные пейзажи и свежий воздух выгодно впишутся в тематику.

В качестве альтернативы можно арендовать туристическую базу или загородный дом, интерьеры которого выдержаны в русском стиле.


В зимнее время отличным местом для русской свадьбы станет банкетный зал с характерными архитектурными деталями и древнерусским декором – деревянный сруб с большой трапезной, с массивной деревянной мебелью (длинными столами и лавками), с русской печью.

Если не получится найти стилизованное заведение, подойдет ресторан с множеством натуральных элементов в интерьере. Такое помещение легче преобразовать в уютное место для банкета в русском стиле.

Для тех, кто не боится холодов, можно подобрать экстремальный вариант – найти красивую поляну в окружении заснеженных деревьев, поставить там столы с угощениями и горящим самоваром. Подвижные игры и хороводы не дадут гостям и жениху с невестой замерзнуть. А если зима сильно суровая, продолжить пир можно в помещении – в ресторане или дома.

Нюансы организации

Соответствие русскому стилю всей свадебной церемонии и образов молодых зависит от совокупности разных факторов – места проведения банкета, нарядов, культуры поведения, подбора аксессуаров. Каждая деталь должна вписываться в общий колорит.

Летом

Летнюю свадьбу лучше отпраздновать на свежем воздухе или в уютном кафе с видом на красивый пейзаж.

Летом проще решить организационные вопросы. Чтобы сыграть свадьбу на русский манер, достаточно учесть несколько моментов:

  • Определиться с местом проведения. Договориться об аренде ресторана или туристической базы, если планируется праздник в помещении. Если это просто зеленая лужайка, нужно продумать, как обустроить ее для свадебного пира;
  • Вручить пригласительные на свадьбу и оповестить гостей о планируемом дресс-коде;
  • Обдумать праздничное меню;
  • Позаботиться о необычном свадебном кортеже;
  • Заказать услуги профессиональной фотосъемки и видеосъемки, пригласить тамаду;
  • Присмотреть русские народные коллективы – песенные или музыкальные, или договориться с хорошим гармонистом;
  • Подобрать соответствующие аксессуары для фотосессии и декора;
  • Приготовить гостям подарки;
  • Просчитать бюджет свадьбы.

Зимой


По сравнению с летней свадьбой, зимняя колоритнее, потому что отличается шикарным размахом.

  • Можно использовать настоящие русские сани, а не просто повозку;
  • выбрать красивые заснеженные пейзажи для фотосъемки;
  • провести множество зимних забав на свежем воздухе – катание с горки, сооружение снежной крепости или состязание на лепку самого большого снеговика, сражения снежками;
  • по-особенному декорировать банкетный зал – сухоцветами, хвоей, гроздьями рябины;
  • устроить чаепитие с кипящим самоваром, блинчиками с икрой и пряниками, а для развлечения гостей пригласить народных певцов, танцоров и дрессировщика с медведем;
  • дополнить свадебные наряды жениха и невесты меховыми жилетами, расписными платками, теплыми шалями или кокетливыми шапочками с песцовой оторочкой.

Важно! Зимой природа выгодно вписывается в стилистику русской свадьбы, а если в помещении для пиршества установлена русская печь, атмосфера праздника пропитывается теплом и радушием.

Этапы славянского торжества

По традиции сценарий свадьбы в русском стиле делится на нескольких этапов:

  1. Выкуп невесты. На рассвете жених со своей свитой подъезжает к дому невесты, где его встречают подруги и родственники. Жениху предлагают пройти ряд испытаний, чтобы заполучить девушку. Конкурсы для жениха символично связаны с русскими былинами – ему предлагают продемонстрировать богатырскую силу, победить Змея Горыныча, перехитрить Бабу-Ягу;
  2. Регистрация брака. Летом свадебная церемония может быть выездной – на свежем воздухе;
  3. Венчание. Для этого обряда жениху и невесте желательно приготовить одежду в русском стиле;
  4. Свадебная фотосессия. Фотограф заранее готовит аксессуары и декорации, но самые красивые фото молодых получаются на фоне древнерусских архитектурных сооружений и природных объектов;
  5. Праздничное пиршество. Возле входа в банкетный зал молодоженов встречают родители с солью и караваем, гости дарят подарки. В промежутке между застольем и чествованием молодых водят хороводы, танцуют, поют, исполняют частушки;
  6. В завершении торжества гостям вручают символичные подарки.

В прошлом свадьба проходила в несколько этапов, неизменно сопровождающихся свадебными обрядами.

Сватовство

Сейчас юноши и девушки сами решают, с кем вступать в брак, но так было не всегда. Мужчине подыскивали невесту родители. Часто о будущем браке договаривались, когда потенциальные молодожены были детьми. В семью будущей супруги посылали сватов. Они должны были представить жениха и его семью в лучшем свете, преподнести им подарки. Сватовство считали торжественным событием, заблаговременно готовились к его проведению.

Даже если родители невесты понимали, что потенциальный жених им по душе, при первом визите сватам обязательно отказывали. И только при повторной попытке глава семейства невесты давал добро, если представленный кандидат подходил под строгие критерии – был трудолюбив, почитал предков и старших, исправно посещал церковь.
В рамках стилизованной русской свадьбы сватовство обычно проводят в первый день свадьбы. Оно становится заменой более привычного выкупа. Обряд организуют в доме родителей невесты в виде веселого представления с играми и шутками, на которое приглашают родственников и друзей.

Сговор

На Руси он проводился после сватовства. На нем родители молодых вместе со сватами определяли дату свадьбы, обсуждали расходы и оговаривали размеры приданого невесты.

Теперь эти вопросы решают сами жених и невеста либо их родители задолго до самого торжества, при этом круг обсуждаемых вопросов с веками почти не изменился. Определяют, как поделятся расходы на свадьбу и каков общий бюджет, где будут жить молодые, как пройдет торжественное мероприятие.

Девичник и мальчишник

За день до главного события жених и невеста прощаются с вольной жизнью, причем обрядовая часть мальчишника и девичника потрясающая, наполненная ритуалами, призванными защитить от сглаза, напитать энергией, очиститься для счастливой совместной жизни.
Невеста с подругами парилась в бане. Ночью у нее дома девушки гадали. Принято было грустить о предстоящей свадьбе и семейной жизни: чем артистичнее девушка изображала горе, тем счастливее будущее себе пророчила. Впрочем, горевали девушки зачастую вполне искреннее, особенно когда их выдавали замуж по расчету за стариков.

Интересно! И жениху следовало попариться в бане, но в полном одиночестве. После процедуры вплоть до брачной церемонии ему запрещалось разговаривать.

Сегодня девичник или мальчишник накануне русской свадьбы можно провести в бане или арендовать загородную усадьбу. Приятно, что теперь и жених имеет право прощаться со статусом холостяка не в гордом одиночестве, а в компании друзей.

Образы молодоженов

Невеста

Для создания образа в русском стиле подойдет:

  • платье красного или нежно-голубого цвета либо сарафан с вышивкой;
  • красные сапожки или туфли;
  • кокошник или веночек из луговых трав;
  • вплетенные в длинную косу ленточки и цветы.

Макияж должен подчеркнуть естественную красоту – натуральные «соболиные» брови, румяные щечки, красные губки. Подводить стрелки или использовать тени для век не стоит.

Если смелости на русский сарафан и кокошник не хватает, то можно стилизовать традиционное белое платье при помощи ручной вышивки. Прекрасно впишется в атмосферу наряд с принтами в виде гжельской росписи.

Для русского букета не выбирают экзотические цветы. Подойдут пионы, бархатцы, астры, но лучше всего составить композицию из ромашек, подсолнухов или полевых цветов.

В зимнем варианте букета прекрасно смотрятся грозди рябины в сочетании с белыми розами, но красный цвет ягод необходимо обязательно продублировать в платье или обуви.

Замысловатый декор не используют. Обычно букет просто перевязывают бечёвкой или алыми лентами.

Жених

Если невеста выбрала свадебный наряд с орнаментом в русском стиле, жениху достаточно дополнить брачный костюм свободного покроя вышитой рубашкой.

Если невеста захотела нарядиться в национальные одежды, то и наряд жениха должен создаваться с учетом особенностей русского костюма:

  • черные брюки свободного покроя с манжетами внизу;
  • вышитая белая или красная рубаха;
  • широкий пояс – кушак из ярко-красной ткани;
  • черные сапожки (лучше лакированные или начищенные до зеркального блеска), в которые заправляются брюки.

На голову жениху рекомендуется надеть картуз с козырьком, а поверх рубашки – жилет. Головной убор можно украсить цветком в тон рубашке.

Дресс-код

В идеальном варианте все – и жених с невестой, и гости, и тамада на свадьбе в русском стиле одеты в едином ключе. Женщинам подойдут длинные сарафаны, а мужчинам – рубашки яркой расцветки и шаровары. Рекомендуется взять традиционную русскую одежду напрокат.

Подобные образы не всем могут прийтись по душе, и тогда стоит предложить гостям добавить к своему наряду один из элементов русского колорита. Это могут быть полевые цветы, украшения, аксессуары или соответствующая прическа.

Совет! Чтобы на празднике не оказалось «белых ворон», стоит позаботиться об аксессуарах для гостей заранее, разложив бутоньерки или ленты на отдельном столике при входе в банкетный зал.

Кортеж

На церемонии бракосочетания в русском стиле виновникам торжества лучше появиться в открытой повозке, запряженной лошадьми. Кучер должен облачиться в вышитую рубаху, картуз с ярким цветком, зипун. В зимнее время вместо повозки используются сани.

Повозка и лошади украшаются цветочными гирляндами и яркими лентами, а внутри выстилаются коврами летом, а зимой – мехами. Чтобы оповестить всех о создании новой семьи, на грудь лошадям вешают колокольчики.

Если специфический транспорт найти не удалось, расстраиваться не стоит. Можно декорировать обычные автомобили в русском стиле – венками из полевых цветов, красивыми атласными лентами, кольцами с бубенчиками.

Оформление зала

Чтобы пространство для свадебного банкета гармонично вписалось в общую тематику праздника, необходимо соблюсти несколько правил:

  • сделать белый ведущим цветом, добавляя к нему красные, золотистые, черные элементы декора;
  • Накрыть столы ажурными скатертями, украсить их березовыми ветками, рябиной;
  • Использовать салфетки ручной работы, связанные крючком или с вышивкой с русскими орнаментами;
  • На стенах развесить рушники и картины с изображением природы;
  • Стулья заменить на длинные лавочки из дерева;
  • В центре стола поставить самовар;
  • Подобрать красивую посуду в русском стиле с художественной росписью;
  • Вместо стопок и стаканов, использовать железные кубки.

Элементы декора должны дополнять друг друга, не сливаясь в пеструю и однородную массу. При оформлении помещения для банкета также используются традиционные символы – парные фигурки лебедей, подкова наудачу и матрешки.

Пригласительные

О дресс-коде обязательно упомяните в пригласительных, а также не забудьте указать дату и место проведения свадьбы.

Пригласительные могут быть:

  • в виде прямоугольников с народным орнаментом;
  • имитацией матрешек или медведей;
  • со старорусской каллиграфией.

Можно заказать рассылку открыток курьером, который облачится в русский костюм.

Аксессуары

Книгу пожеланий и бокалы для молодых можно оформить при помощи ярких орнаментов:

  • по мотивам Мезенской росписи в красном и черном цвете в сочетании с охрой;
  • Городецким узором, палитра которого включает белые, зеленые, красные, синие и черные оттенки;
  • в Жестовском стиле с использованием красного, золотого и доминирующего черного цвета;
  • гжельской росписью в бело-синих тонах.

Чтобы подчеркнуть широту русской души и размах праздника, присутствующим на свадьбе в русском стиле гостям дарят подарки. Идеально подойдут фарфоровые блюдца с растительным орнаментом, расписные ложки или матрешки.

Меню

Во время составления меню жениху и невесте нельзя экономить, ведь столы на русской свадьбе должны ломиться от угощений. На банкете не должно присутствовать никаких суши, роллов, пиццы и других иностранных блюд – только блюда классической русской кухни.

На первое подается запеченный с яблоками гусь, телятина на вертеле или поросенок. На закуску готовят:

  • икру красную и черную, но не баклажанную;
  • запеченную рыбу;
  • соленую сельдь с луком;
  • консервированные грибы;
  • соленья – огурцы и капусту.

Важно! Не представляется русское меню без традиционной выпечки – расстегаев с мясом, кулебяк с капустой, пирогов с ягодами и рыбой, плюшек. На следующий день угощают ухой по-царски или супом с грибочками.

Из прохладительных напитков прекрасно подойдут ягодные морсы, компоты из сухофруктов. На русской свадьбе не принято пить много алкоголя, поэтому в качестве спиртного достаточно несколько сортов медовухи домашнего производства, настойка или фруктовые наливки.

Альтернативой традиционному торту должен стать большой каравай, украшенный птицами и цветами из теста.

Если молодые считают свадебный торт обязательным атрибутом, его можно испечь в виде терема, матрешки или самовара. Его украшают стилизованными веточками березы, пшеничными колосьями, гроздьями рябины, цветками подсолнуха, а венчают – фигуркой двух лебедей.

Фотосессия в народном стиле

Фотосессию лучше организовать на природе. Густой сосновый бор, березовая роща или зеленая лужайка станут лучшими декорациями. Зимой эффектные фото получатся на фоне заснеженных елей или красной рябины.

Прекрасно, если удастся отснять кадры с участием лошадей. Рядом с этими великолепными животными получаются нежные и романтичные фото.

Можно организовать фотосессию на фоне дореволюционных зданий, например, сохранившегося в хорошем состоянии купеческого дома или деревянного терема. Теплые кадры получатся у русской печи, а романтичные – на сеновале.

В качестве дополнительных аксессуаров для фотосессии используют народные музыкальные инструменты, кокошник, самовар с бубликами, матрешек, венки из полевых цветов.

Фото

Одно из наиболее популярных тематических торжеств – свадьба в русском стиле. Многовековые традиции и обряды, существовавшие на Руси с незапамятных времен, делают праздник очень душевным:

Полезное видео

Стремясь сделать свадебное торжество не только веселым, но и незабываемо-оригинальным, все чаще молодожены выбирают тематические сюжеты для его оформления. Ведь это возможность не только примерить яркий и необычный образ, но и создать именно то настроение, которое хотелось бы видеть в этот день. Лучшим выбором станет свадьба в русском стиле.

Для организации свадьбы в русском стиле не ленитесь изучить народные традиции. На них построен весь сценарий свадьбы. Его можно составить самим или предоставить эту работу профессионалам, чтобы точно передать русский колорит важного обряда рождения новой семьи.

Русский стиль сформировался еще в VIII веке в Киевской Руси. Его отличительными чертами являются богатство убранства и яркость красок. Стиль напоминает сказку. Ярким примером для формирования общей картины атрибутики стиля является сказочное произведение «Морозко». В те века на Руси свадебный обряд считался священным, он требовал массу подготовительных этапов и мероприятий. От молодоженов ожидалась тщательная подготовка к торжеству.

В наши дни вы оставляете за собой право, соблюдать ли все нюансы или сделать торжество с акцентом на стиль. В любом случае свадьба получится яркой и запоминающейся.

Традиции, обряды и обычаи

Основными этапами торжества являются:

  • Сговор. Раньше жених и невеста могли даже и не знать друг друга до свадьбы. Все решалось без их прямого участия. Родители зачастую сами выбирали день свадьбы, обсуждали размер приданого и все расходы на торжество.
  • Сватовство. Жених вместе со сватами (друзьями, крестными, родителями) шел в дом невесты свататься. В первый раз засланным сватам по традиции всегда отказывали, могли дать согласие во второй или только в третий раз. Сватовство после согласия сторон всегда превращалось в настоящий праздник с песнями, танцами и богатыми застольями.
  • Девичник. В ночь перед свадьбой проходило это мероприятие. Девушки отправлялись в баню, пели песни, проводили гадания при свечах на будущее невесты.
  • Мальчишник. Это мероприятие представляло собой одинокий поход жениха мыться в баню. По традиции после этого похода парень приходил домой и ложился спать, он должен был молчать до самой встречи с невестой.
  • Выкуп. Несмотря на все решения и договоренности жених должен был выплатить родителям невесты бранье. Также близкие и родственники невесты устраивали жениху всяческие конкурсы и преграды на пути к невесте. Молодцу нужно было продемонстрировать силу, ум, щедрость и доброту. Когда все препятствия были позади, оставалось последнее − заплатить оговоренную сумму родителям и отыскать невесту. Ее прятали не в доме, а на территории двора или даже у соседей. Невесту охранял брат или отец, которые также имели право потребовать выкуп. После всех конкурсов жених и невеста получали родительское благословение и садились на небольшое застолье в доме невесты.
  • Венчание и регистрация. Первой ступенью к формированию новой семьи был поход в церковь и проведение обряда венчания. Только после венчания проходила регистрация брака. Это может быть как выездная церемония, так и регистрация в ЗАГСе или даже в банкетном зале.
  • Торжество. Самая настоящая сказка и веселье начинается после всех обрядов. Торжество состоит из богатого застолья, исполнения русских народных песен и игры на музыкальных инструментах, танцев, хороводов, конкурсов (бег в мешках, сбор баранок на шесте или дереве, перетягивание каната), катание на санях с собаками или на повозке с лошадьми, все это с песнями и звоном бубенцов.
  • Брачная ночь или подклет. Место для брачной ночи молодых устраивалось очень тщательно. В чулане, амбаре или бане в доме жениха ставилось высокое ложе, которое устилалось перинами и постелью из приданного невесты. На ложе раскладывались женщинами-постельницами различные обереги. Под ложе клали поленья, кочергу, можжевеловую ветку и сковородник. Эти предметы должны были защитить молодых от злых духов. Новобрачных в опочивальню провожали гости всей толпой и закрывали их на замок. Девушка обязательно снимала с ног парня сапоги, показав тем самым смирение перед мужем. И она обязательно спрашивала разрешение лечь с ним рядом. Наутро после свадьбы всем родственникам демонстрировалась постель молодых, чтобы убедить их в невинности невесты. В противном случае девушку могли вернуть в дом родителей, на шею свахе вешали хомут, а отцу давали чарку вина с дырявым дном. На всю семью навлекался позор.
  • Дурная свадьба. Ее проводят на второй день и служит это мероприятие для развлечения гостей. Из присутствующих выбирают жениха и невесту, делают из них ряженых. Мужчину наряжают невестой, женщину, соответственно, женихом. Их свитой также становятся ряженые (цыгане, скоморохи и так далее). Всей веселой толпой это шествие направляется гулять по деревне, “молодые” угощают прохожих закуской и водкой, а взамен просят денег.

Место проведения

Свадьбу в народном стиле лучше всего проводить на природе, но все зависит от капризов погоды.

Летом и весной

  • деревенский дворик с деревянными постройками;
  • живописное озеро;
  • березовая роща;
  • бор;
  • парк;
  • пшеничное поле;
  • загородное деревянное поместье.

Зимой и осенью

  • банкетные залы;
  • рестораны;
  • кафе;
  • деревянная старинная изба;
  • терем;
  • театральные залы.

Важно просто подобрать интерьер под народный стиль или самостоятельно организовать его.

Цветовая гамма

Главным цветом праздника может стать красный. Этот цвет в переплетении с золотым и черным всегда занимал у славянских народов центральное место. Неплохо впишутся оттенки голубого, бордового, синего, темно-розового. Незаменимым во всем также станет белый цвет. В зимнее время уместно преобладание ярких и красных тонов, а вот в теплый период будут больше гармонировать спокойные цвета.

Оформление банкетной зоны

Истинного русского духа в интерьер привнесут:

  • старинная русская печь;
  • расписная яркая посуда;
  • деревянная посуда с красно-золотым орнаментом;
  • сухоцветы;
  • снопы и колосья;
  • матрешки;
  • лукошки;
  • коромысла и ведра;
  • сани и деревянные тачанки;
  • плетеные заборы;
  • гроздья спелой калины;
  • бусы из рябины;
  • вязанки баранок;
  • вязанки из чеснока и лука;
  • сушеные ветки ягод;
  • яблочные мотивы в декоре;
  • расписные самовары;
  • деревянные плошки и ложки;
  • баяны;
  • валенки и лапти;
  • кокошники;
  • глиняная посуда;
  • обилие атласных лент;
  • венки из живых цветов;
  • льняные расшитые скатерти;
  • деревянные столы;
  • деревянные лавки с резьбой на спинках;
  • фигуры лебедей.

Расстановка столов и лавок может быть самой разнообразной. В старину столы ставили длинным рядом или буквой П. В центре стола была украшена зона для молодых или же им ставился отдельный стол.

Оформление пригласительных открыток в русском народном стиле должно полностью передавать дух торжества. Подойдут такие варианты:

  • пригласительные с расписными узорами и народными принтами;
  • пригласительные в форме матрешек;
  • именные пригласительные с хохломой;
  • пригласительные с изображением жениха и невесты в народном одеянии.

Текст внутри пригласительных будет очень интересно смотреться в старорусском стиле письма. Помимо основной свадебной информации по проведению и торжеству, в открытках стоит указать приблизительный дресс-код для гостей.

Дресс-код гостей

Идеальным вариантом русской свадьбы будет подбор нарядов всех гостей и молодых в едином стиле. Для реализации такой затеи лучше всего взять костюмы для гостей напрокат. Конечно, стоит учитывать желания и настрой гостей. При категорическом отказе от облачения в предложенную одежду можно попросить гостя дополнить свой образ деталями народного стиля − прическа, головной убор, ленты, платок, бусы и так далее. Все эти элементы при объединении в одно целое придадут торжеству истинно русский народный колорит.

Также если гости не согласны надевать театральные костюмы, можно попросить женскую половину выбрать платья в пол с рукавом три четверти или макси и в одной цветовой гамме либо сарафаны в пол на белую рубаху. А для мужской половины посоветовать выбрать простые светлые сорочки либо рубашки без галстуков и бабочек в комплекте с простым низом темного цвета.

Свадебное меню

Придумывать в меню ничего не придется, это будет традиционная русская кухня. На столах должны присутствовать:

  • борщ или щи;
  • уха;
  • мясные и рыбные пироги;
  • пирожки, шишки, кнышики, расстегаи и булочки;
  • караваи;
  • блины и всевозможные начинки к ним: жареные грибы, икра, ягоды, сметана и так далее;
  • слабосоленая рыба;
  • маринованные огурцы и помидоры;
  • консервированные грибочки;
  • запеченный гусь или поросенок;
  • узвары и компоты;
  • вареники с разной начинкой, в том числе и вареники с вишней в качестве десерта;
  • взбитые сливки и ягоды;
  • медовые яблоки;
  • щуки, тушки кур, которые можно нафаршировать кашей, яйцами и так далее;
  • мятные пряники, леденцы на палочках, бублики;
  • обилие простых домашних овощей и трав: помидоры, огурцы, петрушка, укроп и так далее;
  • цельный отварной картофель с сальными шкварками и жареным луком.

Это далеко не весь список возможных блюд, но и этого будет предостаточно для передачи народной атмосферы.

Алкоголь на русской свадьбе также должен быть исконно русским:

  • медовуха домашняя;
  • самогон в таре с национальным орнаментом;
  • водка в стеклянных бутылках;
  • ароматное вино;
  • ягодные наливки;
  • настойки на травах.

Торт

Для этого стиля характерны многоярусные торты с покрытием мастикой и расписанные народными узорами.

Свадебный кортеж

Если окунуться в традиции и свадьбу строить по-старинному, то свадебный транспорт — это:

  • деревянная повозка, запряженная лошадьми, волами, украшенная лентами и бубенцами;
  • сани − вариант для зимы, для которых подойдут лошади, собаки, волы.

Если же не придерживаться традиций можно украсить лентами и полевыми цветами белый автомобиль. Но он не передаст всего колорита.

Оформление фотозоны

Образ невесты

На что обратить внимание:

Одежда

По традиции одеяние невесты в старину состояло из нижней белой длинной рубахи, клинообразного сарафана красного цвета, сапожек на каблуке и народного головного убора. Сейчас большей популярностью пользуется наряд в виде легкого платья А-силуэта с вышивкой в качестве декора. Причем платье это может быть как однотонного белого цвета, так и пестрое, разноцветное. Рукав у такого платья обязательно длинный или три четверти, он может быть с кружевной или меховой отделкой на запястье, облегающим или с кроем «фонарик». Присутствует широкий пояс на талии.

Платье может быть дополнено кафтаном или тулупом, которые также будут варьироваться в зависимости от поры года.

Обувь − туфли или красные сапожки на каблуке. Они могут быть любого цвета, даже расписные с узорами.

Макияж, прическа и головной убор

Невеста должна быть максимально природной. Идеальным будет вариант с нюд макияжем. Также приветствуются яркие акценты на губы.

Коса − прическа русского народно стиля. Сейчас существует очень много вариаций и техник плетения кос. Альтернативой будут мелкие локоны, аккуратно собранные в низкий хвост-пучек и уложенные на одном плече. Также красиво будут смотреться и прямые длинные волосы, которые можно дополнить лентами, цветами, венком.

Кокошник с кружевной отделкой у лба и множеством узоров всегда дополнял праздничный образ русской девицы в старину. Сейчас можно отдать дань прошлому и заказать изготовление кокошника, подходящего под весь свадебный стиль.

Также для стиля гармонично подойдет длинная фата, венок из полевых цветов или ободок, расшитый бисером, короны с кисточками у лица.

В зимнее время года не обойтись без длинных цветочных шалей, пуховых платков, расписных платков, меховых шапок.

Букет

Как нельзя лучше дополнит женственный образ невесты букет из нежных васильков, лютиков, полевых ромашек, мальвы и любых других полевых цветов. В букет также можно добавить колосья, маленькие райские яблочки, ветки с ягодами калины.

Не стоит отдавать предпочтения букетам, полностью состоящим из роз, орхидей или лилий.

Образ жениха

Для образа жениха подойдут широкие шаровары однотонные или в вертикальную полоску, льняная рубаха, расшитая русскими узорами. Дополнить образ можно жилеткой, мягкими высокими сапогами черного цвета и широким завязывающимся поясом на талии. Также можно надеть на голову жениху картуз с цветами с одной стороны.

При желании шаровары можно заменить на брюки, а рубаху на рубашку.

Свадебный сценарий

Все свадьбы проходят примерно по одной схеме:

  • выкуп;
  • венчание;
  • регистрация;
  • фотосессия;
  • банкет и гулянья;
  • передача огня для семейного очага от матери к дочери;
  • снятие фаты.

Для ведения торжества обязательно нужно пригласить тамаду и заранее продумать все конкурсы и ритуалы.

Идеи для фотосессии

Состав семейно-обрядового фольклора сложен. Существует 4 основных жанра – свадебные, величальные, корильные песни и причитания. Величальные и корильные песни тесно связаны друг с другом. Корильные часто пародируют величальные (хула – это величание с обратным знаком). И те, и другие исполнялись весело и, главным образом, в день свадьбы после венца, в доме жениха.

В отличие от величальных и корильных, другие свадебные песни не были однородными по своей эмоциональной окраске. До венца, особенно на девичнике исполнялись, как правило, грустные песни, после венца – преимущественно веселые.

Свадебные песни исполнялись на разных этапах свадебного ритуала. Некоторые из них были преимущественно прикреплены к тому или иному этапу, другие – относительно свободно переходили из одного этапа в другой.

Лирические песни – один из популярнейших жанров народного поэтического творчества. В них раскрываются внутренний мир человека, его переживания, чувства и настроения, отражающие его отношение к окружающей действительности. Это назначение народной лирики определяет ее жанровые и стилевые черты. Тематика, поэтика, способы исполнения – все в лирической песне своеобразно.

Лирические песни – подлинная художественная энциклопедия народа, глубоко поэтическая, задушевная и многообразная.

Высокохудожественная народная лирика прошлого как песенная классика сохраняет свое значение и до настоящего времени.

Традиционная песня отличается от ряда других жанров народного творчества своим жизненным правдоподобием. В ней все многообразие человеческих чувств и переживаний, выражающих отношение к жизненным явлениям, вполне реально и типично для народа. Вместе с тем в соответствии с фольклорными особенностями принципов типизации все изображаемое подвергалось широкому обобщению. Это специфическое качество фольклора во многом определило поэтику традиционных песен.

Приемы художественной типизации особенно ярко проявляются при изображении так называемых песенных героев и окружающей их жизненной обстановки. Герои песен немногочисленны: «красная девица», «добрый молодец», «муж», «жена». Широко обобщение характерно и для художественной обрисовки обстоятельств, в которых изображался лирический герой.

Одним из «типических обстоятельств» в традиционных песнях было место действия, обычно обобщенно воспроизводящее природу или деревенскую обстановку: «после чистое», «зеленая дубравушка», «дороженька», «долинушка», «крутенький бережок», «зеленый сад», «улица широкая», «изба», «сени» и т. п. Оно выполняло эмоционально-психологические функции, создавая поэтический фон, соответствующий общей лирической тональности каждой песни.

В композицию песен широко вводились образы из мира природы, также служившие средством художественного раскрытия душевного состояния человека. Одним из таких чисто народных композиционных приемов является психологический, или образный, параллелизм, т. е. сопоставление образов из мира природы и психологических переживаний лирического героя. Смысл такой параллели заключается в установлении общности характерных черт человека и образов природы, благодаря чему происходит их психологическое сближение, усиливаюшее лиризм и задушевность песни.

В народной лирике разработаны параллелизмы различных типов.

Один из них – положительный одночленный параллелизм, который в первой части параллели содержит только один образ из мира природы:

Туманно красно солнышко, туманно,

Что в тумане красного солнышка не видно,

Кручина красна девица, печальна,

Что никто ее кручинушки не знает…

Разновидностью положительного параллелизма является отрицательный параллелизм, который сопоставляет образы в первой и второй части параллели путем прибавления частицы «не»:

Не ясен сокол пролетывал –

Добрый молодец проезживал.

К композиционным средствам выразительности относится и так называемое ступенчатое сужение образа, т. е. расположение образов в начале песни в нисходящем порядке, когда они все более и более «суживаются»: или в пространственном смысле, если они были взяты из мира природы, или в общественном, если они были взяты из мира социальных или бытовых отношений. Такая цепочка образов, предшествующих лирическому герою, играет роль «обстоятельств» места или действия.

В песнях семейного содержания в порядке «сужения» перечисляются члены крестьянской патриархальной семьи «от старших к младшим»:

Отдавала меня мать

Во великую семью,

Во великую семью-

В несогласную.

Уж как свекор да свекровь,

Да четыре деверька,

Две золовушки,

Да две тетушки…

К очень распространенным композиционным средствам в традиционных песнях принадлежит и лирическое обращение.

Особенно популярны обращения к миру природы от лица героя песни: к «полю чистому», «дубраве зеленой», «траве-мураве», «калинушке», «жавороночку», «быстрой реченьке», «белой березаньке» и т. д. В таких обращениях ярко проявляется тесная связь народа с природой, с которой он делится своими задушевными чувствами и переживаниями. Для обращений характерны элементы лирически окрашенного пейзажа:

Ты взойди-ка, красно солнышко,

Над горой взойди над высокою,

Над дубравушкой взойди над зеленою,

Над полянушкой взойди над широкою…

Сопоставления переживаний и чувств человека с природой в традиционных песнях не были случайными. Из мира природы народ отбирали только то, что могло особенно художественно раскрыть основное содержание песни, ее лирическую сущность. Строго отобранные образы стали в песнях устойчивыми и составили песенную символику, условно выражающую переживания лирического героя или сущность жизненного явления, характеризующих народное представление о горе и радости, о счастье и о несчастье и т.д. Символы лаконично и вместе с тем глубоко психологически помогают передавать настроение человека, потому они придают песням особую выразительность и красочность.

Наиболее распространенными символами из мира природы являются следующие: для девушки или девушки-невесты – «белая лебёдушка», «перепелочка», «голубка», «белая березонька», «яблонька», «грушенька», «черемушка», «ивушка», «земляничка»; для молодца или жениха – «ясный сокол», «сизый орел», «сизый голубь», «ясный месяц», «дубочек»; для жениха с невестой «голубь с голубкой», «виноград с ягодкой», «лебедь с лебедушкой»; для мужа и жены – «утка с селезнем», для злой свекрови – «живучая крапивушка», «горькая полынь»; для жениховой родни – «гуси сырые» и т.д.

Помимо личных символов, употребляющихся для поэтической характерности отдельных героев песни, в них принимаются символы общего значения: молодости, радости, веселья – «зеленый сад», «зеленая роща», расцветшие цветы, цветущие деревья; печали и грусти – засохшие цветы, опавший засохший сад, река, «бел горюч камень» и другое; горя и смерти – «черный ворон», «ракитов куст»; верной любви – «золотой перстенек», «золотое колечко». В песнях были известны силы жизненной судьбы человека – «доля», «талан», «горе». Иногда они использовались как олицетворения, например:

Уж как шло горе по дороженьке,

Оно лыками, горе, связано,

И мочалами перепоясано;

Привязалась горе к красной девушке…

Большую роль в художественном стиле речи играют многочисленные эпитеты, которые особенно метки и поэтичны, а потому стали постоянными, как бы прикрепленными песенной традиции к определенным ими словам. Эпитеты в песнях являются средствами эмоционально-оценочных характеристик: «красна девица», «душа-девица», «млада-младёшенька», «добрый молодец», «сердечный друг», «удалый молодчик»; подчеркивают их красоту – «русы кудри», «ясны очи», «русая коса», «белы руки», «черны брови»; душевные переживания – «ретивое сердечушко», «горючая слеза», «горькая печаль», «буйная головушка», «горе-горькое», «тяжелые вздохи». Множество эпитетов характеризуют явление природы: «шелковая травушка», «лазоревый цветок», «цветы алые», «сады зеленые», «быстрая река», «зеленые луга», «ясный сокол», «мелки пташечки», «сизый орел», «крутенький бережок», «красная весна», «белая береза» и другие.

Замечательные по своей поэтичности двойные названия: «стёжки-дорожки», «трава-мурава», «ковыль-травушка», «камыш-трава», «ельничек-березничек» и двойные эпитеты: «бел-горюч камень», «круты-славны бережочки» и другие.

В целях наибольшей поэтической выразительности в песнях при употреблении эпитетов часто применяются инверсии, т.е. обратный порядок слов: «лента алая», «сад зелененький», «слеза горючая», «цветы алые», «леса темные», «кусты ракитовые» и т.д.

К стилистическим средствам песенной художественной выразительности относится уменьшительные и ласкательные суффиксы существительных, придающие словам дополнительные оттенки: «рощица», «садочек», «пташенька», «соловьюшка», «реченька», «дубравушка», «сердечушко», «горюшко», «кручинушка», «ветерочек», «ночушка», «голосочек», «окошечко» и другие.

Традиционны для стиля свадебных песен сравнения и метафоры, хотя они встречаются довольно редко:

Что во тереме сидит девица,

Что во высоком сидит красная…

Она плачет, как река льётся,

Возрыдает, что ключи кипят…

Немалое значения имеют также различные поэтические средства, связанные с ритмико-синтаксическим строем песен. Среди них большое место занимают разнообразные повторения, придающие песням особую синтаксическую и звуковую выразительность.

Ритм песен иногда зависит и т характера переходных ударений, которые дают возможность певцам как бы мелодически «играть» ими во время пения и придавать песням особый поэтически-музыкальный оттенок, например:

По реченьке утёнушка

Плавала, плавала,

Плавала, плавала,

Наперед ее салезёнушка

Заплыла, заплыла

Заплыла, заплыла…

Повторение и музыкальные частицы влияли не только на совпадение словесного текста песен с их мелодиями, но и на их строфическую структуру. Песенные строфы разнообразны, они могут состоять из двух, трех, реже — из четырех строк.

Большие значения для ритмико-музыкального построения песен имеют рифмы. В протяжных песнях и рифм мало, строки в них только иногда рифмуются попарно. В песнях же с быстрой мелодией, в шуточных и плясовых, рифмы встречаются чаще, а иногда и рифмованной оказывается почти вся песня. Обычно рифмуются такие части речи, как глаголы, существительные и прилагательные («батюшка-матушка»; «Быстрая речка глубока, а рученька коротка»).

Наряду с точной полной рифмой в народных песнях имеют место и так называемые созвучия, и неточные рифмы, — ассонансы (рифмы, в которых сходны только гласные звуки), например «сполоскали – со песками», и консонансы (рифмы, в которых совпадают только согласные звуки), например «Брала меня матушка за праву руку, вела государыня на быструю реку».

Анализ художественного стиля традиционных песен подтверждает их самобытность и огромные, до конца еще не изученные поэтические богатства, накопленные народом за целые века. Однако общий художественный арсенал выразительных средств в отдельных песенных группах применяется сообразно с их темами, сущностью лирического героя и значения песен в целом.

Причитания занимают своеобразное положение в поэтической системе обрядовых песен. Прежде всего, это не песни или, вернее, не совсем песни в обычном смысле этого слова. Они произносятся нараспев с всхлипываниями, которые завершают каждую строку. Функция причитаний – выражать горестные переживания и размышления. Эмоциональное перенапряжение, с которым они исполнялись, объясняет характерную черту их поэтического строения – нанизывание вопросительных и восклицательных конструкций, открытость структуры, лил, проще, возможность бесконечно продолжать причеть – причитать еще и еще. Причитание завершалось обычно не потому, что наступала развязка повествования, а по обстоятельствам обрядовым и бытовым – истекало время, отведенное обычаем для обряда.

Основное место в свадьбе занимали причитания, носившие ярко выраженный импровизированный характер. В рамках устойчивой народно-песенной традиции здесь заметна индивидуализация образов и ощутима конкретность в изображении жизненных ситуаций.

Свадебные причитания.Повсеместно распространенные свадебные причитания занимали большое место в свадебном обряде. Однако в них не было обрядовой идеализации жениха и невесты: ни изображений их богатства и «хором высоких», ни показа любовной привязанности между женихом и невестой. Темой свадебных при­читаний, передававших прежде всего психологические переживания невесты, были ее прощание с родными, родителями и подругами или описания ее будущей нерадостной жизни в «чужих людях». Эта вполне реалистическая тематика, исключавшая все обрядовые мотивы, давала широкий простор для выражения лирического чувства и для разработки особой символики: «девичьей волюши», «красной красоты», «чужой сторонушки» в образе «темной избушечки», в которой находятся «свекор с деверьями» и «свекровь со золовками», или «силы» жениха в образе «тучки темной», которая нападает на «батюшков высок терем». Основная поэтическая форма свадебных причитаний – монологи невесты, ее обращения к матери, отцу, подругам и даже к самому жениху, например:

У тебя-то млад отецкий сын,

Белота взята от бела снежку,

Красота взята от солнышка,

У вас брови черна соболя,

У вас очи ясна сокола,

Говори-тка, млад отецкий сын,

Ты где меня повысмотрел,

Уж ты где меня повыглядел?

Большое место в свадебных причитаниях занимало художественное изображение невестой ее душевного состояния.

Невеста в своих причитаниях обращалась к подругам с просьбой вспомнить ее на девичник гуляньях, а также к замужней сестре, которая должна была рассказать ей, как нужно жить в «чужих людях». Но чаще всего ее причитания обращены к родителям, которых она вновь и вновь просила не отдавать ее замуж:

Не давай, кормилец-батюшка,

Ты свой-то руки правые

Моему-то злому ворогу,

Не зажигай-ка, родимая матушка,

Свечи воску ярова,

Не сгубляйте красу девичью.

Невеста должна была обращаться к родителям и за благословением. Если она была сиротой, то в особом причитании она обращалась к умершим родителям, выражая в нем свою горечь и тоску по ним:

Меня нарядить, младу, есть кому,

А благословить меня некому.

К живым же родителям невеста обращалась с просьбой о благословении, как о самом дорогом для нее напутствии в новую жизнь:

Элементы поэтизации и идеализации, имевшие место в свадебных причитаниях при изображении покидаемого невестой родительского дома и ее отношений с «батюшкой» и «матушкой», и наоборот, черты сгущенной мрачной символики в картинах «чужой стороны» придавали им характер подлинно поэтических произведений.

В советскую эпоху в условиях нового семейного быта свадебные причитания потеряли свое значение и воспринимаются лишь как поэтические произведения прошлого. Этим они резко отличаются от свадебных «величальных» поздравительных песен, которые еще частично входят в ряде областей в современное свадебное торжество. Причиной этого является то, что причитания в свадебном обряде всем своим содержанием были связаны с «оплакиванием» невесты.

Огромная роль в свадебном ритуале отводилась его участникам. Каждый из них обязан был производить определенные действия, исполнять определенные песни. Главные роли принадлежали жениху и невесте. Жениху полагалось изображать на свадьбе идеального «доброго молодца»: красивого, нарядного и богатого. Невеста поражала глубиной своих психологических переживаний: первоначальная печаль сменялась безграничной радостью. В связи с этим устанавливались особенности свадебной поэзии.

Поэтические произведения, входящие в свадебный обряд, имели разнообразные и достаточно сложные функции, так как сопровождали различные моменты свадебного «представления». Печальные переживания невесты раскрывались в ее причетах, с которыми выступали не только она, но и ее близкие: мать, старшие сестры и подруги. Многие песни служили тем же целям, но их смысл и значение были более сложными: передавая переживания и чувства невесты и жениха, они в то же время художественно иллюстрировали то, что происходило на свадьбе. Свадебные песни содержали пожелания красоты, богатства, здоровья и счастья жениху невесте. Если в первой половине свадьбы преобладали песни печальные, то во второй – пелись веселые и торжественные, так как обряд от «величанье», начинаясь с жениха и невесты, переходило затем и на всех остальных участников свадьбы. Функцию увеселения, но в особенно забавной, комической, «фарсовой» форме выполняли все песни, обращенные к свату, свахе и к дружке, а также все присловья, шутки и прибаутки их самих.

Состав семейно-обрядового фольклора сложен. Существует четыре основных жанра – свадебные, величальные, корильные песни и причитания.

В произведениях свадебной поэзии используются различные художественные средства: психологический параллелизм, обращения, символы («зеленый сад» — молодость), эпитеты («сердечный друг»), олицетворения, инверсии, сравнения, метафоры, звукопись. Приемы художественной типизации особенно ярко проявляются при изображении так называемых песенных героев и окружающей их жизненной обстановки. Герои песен немногочисленны: «красная девица», «добрый молодец».

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *