Самоанализ урока окружающего мира в 3 классе по теме «Разнообразие животных»

Козякова Е.В., учитель начальных классов

Нижегородской области

Самоанализ урока окружающего мира в 3 Б классе,

по теме «Разнообразие животных».

Урок окружающего мира в 3 Б классе по теме «Разнообразие животных» соответствует программе «Школа России». Тип урока – комбинированный.

Он работает на последующие уроки.

Цель урока — формирование умения классифицировать животных по группам.

На уроке решались следующие задачи:

  • расширение кругозора учащихся;

  • развитие речи и навыка осознанного чтения;

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Предметные результаты:

  • узнать основные группы животных, их особенности

  • уметь распределять животных по группам.

Личностные УУД:

  • навыки культурного поведения при общении;

  • формирование положительного отношения к познавательной деятельности.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные УУД:

  • учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • умение строить речевые высказывания, слушать других;

  • аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

  • оценка результатов работы.

Познавательные УУД:

  • читать и слушать, отбирая нужные сведения;

  • выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции, делать выводы ;

  • развивать речь учащихся;

  • развивать логическое мышление учащихся.

На уроке были использованы следующие:

  1. технологии:

— системно-деятельностный подход;

— информационно-коммуникативная технологии;

— здоровьесберегающая технология.

2) методы:

  • словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока.);

  • наглядные ( при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе — как сопровождение);

  • практические (работа в группах, в парах, работа с учебником);

  • самостоятельная работа (работа в группах, работа в парах, в тетради на печатной основе, раздаточным материалом);

  • проблемный метод (на этапе изучения новой темы, постановки учебной задачи);

  • методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения;

  • методы контроля и самоконтроля в обучении.

Формы познавательной деятельности:

  • групповая (работа парами (на этапе первичного изучения нового материала), группами( на этапе самоопределения),

  • фронтальная (на этапе первичной проверки понимания изучаемого материала).

На уроке использовалось оборудование:

  • Учебник » Окружающий мир» 3 класс 1ч. А. Плешаков.- Просвещение, 2010

  • Рабочая тетрадь » Окружающий мир» 3 класс 1ч. А. Плешаков. Просвещение, 2012

  • Компьютер, интерактивный комплекс

  • Карточки для групповой и парной работы.

  • Карточки для работы в парах и группах.

Используемые интерактивные ресурсы:

Данный урок является 12-м в системе уроков по теме «Эта удивительная природа».

Он включал в себя следующие этапы:

1.Организационный этап. Рефлексия настроения.

2.Актуализация знаний.

3.Самоопределение.

4. Работа по теме урока. Первичное усвоение новых знаний.

5. Физминутка.

6. Первичная проверка понимания.

7. Закрепление знаний.

8. Итог урока. Рефлексия. Информация о домашнем задании.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Все задания были нацелены на формирование и закрепление умений и навыков классифицировать животных по группам.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и программное обеспечение для SMART NOTEBOOK.

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровье сберегающая технология была включена физкультпауза.

Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения.

На уроке каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся. Все методы, выбранные мной, позволили не только изучить, но и проконтролировать, насколько дети усвоили данную тему.

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, этому способствовало создание эмоционального настроя в начале урока, привлечение внимания детей к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ, который корректировался их одноклассниками и педагогом.

Я считаю, что поставленные цели и задачи урока получилось полностью реализовать. Урок целей достиг.

Валентина Егоровна Цыплухина, мастер производственного обучения ОГПОБУ «Многопрофильный лицей»

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и обучающийся. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Как для обучающихся, так и для педагога, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников.

Реальная ценность урока — его результат, его анализ и самоанализ, его степень усвоения материала студентами.

АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА

Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Для того чтобы педагогическая деятельность осуществлялась успешно, а работа педагога была результативной, необходимо эту работу контролировать целенаправленно и систематически.

Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для преподавателя.как человека творческого. Педагог должен уметь анализировать свою деятельность, в первую очередь урок — как основную её форму.

Каждому преподавателю хочется получить удовлетворение от проведенного урока, а обучающимся — удовлетворение от полученных знаний.

Более детально наблюдение за уроком должно охватывать:

1) Организационную сторону урока. В данный момент устанавливается, своевременно ли приходит педагог в класс, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к уроку, санитарное состояние класса, дежурство и общий порядок;

. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки;

3) Воспитывающую роль урока. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система требований педагога. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону урока:

а) обращается внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;

е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы;

5) Особенности поведения педагога на уроке. Не меньший интерес представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учениками.

Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение—это лишь первый этап контроля, второй—разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы педагога.

Урок нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений.

Анализируя уроки, нужно учитывать по крайней мере такие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы. Могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;

б) наличие технических средств, наглядных пособий, нужных книг. Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;

в) индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для преподавателя.как человека творческого. Педагог должен уметь анализировать свою деятельность, в первую очередь урок — как основную её форму.

Общие требования к анализу урока.

1. Научный подход к анализу урока, опора на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Глубина и всесторонность анализа; оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов и их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи. Рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы. Акцент при анализе на наиболее существенных сторонах урока, в решающей мере определяющих степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся. Объективность оценок. Научная обоснованность оценок, характеристик и выводов; их конкретность, доказательность и убедительность. Учет специфики данного учебного предмета.

2.Виды и планирование посещений уроков. Посещение и анализ уроков как метод внутри образовательного учреждения. Виды посещения уроков: выборочное, тематическое, параллельное, целевое. Комплексное изучение преподавания в отдельной группе в течение полного учебного дня.

3.Планирование посещений уроков: перспективное (на год и полугодие), текущее (на месяц и неделю), календарное и графическое.

4.Подготовка к посещению урока. Определение цели посещения урока. Знакомство с учебной программой, с фактическим материалом данного урока и методикой ее проведения (по учебнику, методическим пособиям, инструктивным указаниям органов народного образования, ИУУ и др.). Знакомство с наличием учебно-наглядных пособий по предмету. Установление состояния выполнения государственных программ, накопления оценок и текущей успеваемости обучающихся, сроков и количества проведенных контрольных работ, предусмотренных программой по предмету, выполнения практической части программ (практических и лабораторных работ, экскурсии) объема домашних заданий. Просмотр выводов, предложений и заданий (они даются педагогу после посещения урока в ходе его анализа). Знакомство с работами обучающихся. Определение форм личной проверки качества знаний учащихся и отбор необходимых для этого материалов. Решение вопроса о приглашении на урок других педагогов. Определение цели такого приглашения.

Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения обучающихся. К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности образовательного учреждения, утвержденных Министерством просвещения.

Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать:

  1. само построение учебного процесса на уроке,

  2. выявить оптимальность задач,

  3. рациональность избранного педагогом содержания урока, форм и методов обучения.

Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать педагог, а тем, что получили студенты во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития обучающихся.

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности педагога и обучающихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы педагога и обучающихся.

Виды анализа урока.

1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач;

2 – структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся;

3 – системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов обучения;

4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;

5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 – комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа);

8 – дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.);

9 – аспектный анализ – это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся;

10 — комплексный анализ — в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены разнообразные основные положения.

При анализе этапа самооценки необходимо обратить внимание на следующие особенности:

1. Какую структуру урока определил педагог для себя для оптимальной работы над действием оценки уобучающихся? Ее обоснованность.

2. Испытывают ли обучающиеся потребность в оценке своих действий?

3. Опираются дети при работе на свою собственную оценку или прибегают к оценке педагога? Определяется уровень (этап) этого состояния.

4. При действии оценки на уроке учитывается содержание выполненного действия детьми или случайные признаки?

5. Каков уровень возможностей детей на данном этапе обучения по оценке своих способностей относительно решения предстоящей задачи?

6. Прослеживается ли в уроке цикличность в действии оценки (т.е. оценка выносится детьми только перед решением задачи, которая позволяет им адекватно определить свои возможности, в ее решении и в соответствии с этим в дальнейшем спланировать свою деятельность или производится только итоговая оценка как санкция (факт) освоенности данного способа (понятия)?

7. Какой арсенал средств и форм использует педагог для освоения этого действия с детьми?

Основные требования к анализу урока педагогом:

• цель и задача анализа темы;

• знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;

• умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;

• характеристика особенностей обучающихся и их учет в работе на уроке;

• обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

• обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;

• психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых обучающимися на уроке;

• оценка развития самостоятельности мышления обучающихся на различных этапах урока;

• выполнение намеченных задач урока;

• оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;

• умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;

• удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);

• намечаемые меры по устранению недостатков.

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это-рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства педагога позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать педагогу помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.

Общая оценка степени достижения учебной и воспитательной цели урока. Общая мотивированная оценка результатов урока: оптимальность обучающих действий педагога; качество знаний, умений и навыков обучающихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности. Аргументированная характеристика достоинств урока.

Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы педагогов образовательных учреждений, недостатки урока, диагностика причин и тенденций в их развитии, предложения по их устранению.

Научная обоснованность выводов и оценок, опора на достижения психологии педагогической науки и передовой педагогический опыт. Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.

Поможет в этом самоанализ урока.

Самоанализ урока — это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения обучающихся.

Самоанализ урока дает возможность:

— правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельностиобучающихся на уроке;

— развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

— формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

— формировать самосознание обучающегося, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Можно выделить четыре уровня самоанализа урока:

1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда педагог чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.

2. Оценочный — когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.

3. Методический — когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.

4. Рефлексивный — когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

Самоанализ проведённого урока — это настроение педагога после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чём причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошёл, целесообразно было изменить в нём? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением обучающихся после предыдущего урока. Поэтому нужно постараться узнать о проблемах обучающихся ещё до своего урока. Они живые люди и от их настроения и желания работать на уроке могут оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться.

Самоанализ урока — это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения обучающихся.

Без самоанализа невозможно:

• построить целостную систему обучения;

• повысить мастерство, развить творческие способности;

• обобщить передовой педагогический опыт;

• обеспечить психологический комфорт и самозащиту педагога.

Самоанализ урока, как один из инструментов самосовершенствования педагога, формирования и развития его профессиональных качеств дает возможность:

*формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности обучающихся;

*развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;

*формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

*формировать педагогическое самосознание педагога, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на обучающегося, результаты своего труда во многом зависит умение педагога спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависят педагогическое мастерство педагога, производительность его педагогического труда.

При самоанализе урока преподаватель дает:

• краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;

• информацию об объеме материала и качестве его усвоения обучающимися;

• характеристику применяемых методов работы с обучающимися и оценивает их;

• оценку активности обучающихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;

• самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с обучающимися).

В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

Среди основных недостатков анализа уроков педагогами являются: бессистемный характер анализа, слишком общие замечания по уроку, стремление пересказать урок, выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков, нерешительный характер анализа и др.

При самоанализе многие педагоги затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки обучающихся.

Самоанализ урока (дидактический аспект):

1. Общая структура урока.

К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были обучающиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?

Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?

Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков обучающихся (каким был охват обучающихся, принцип вызова и т.п.)?

3. Осуществление развития обучающихся в процессе обучения.

Имело ли место вовлечение обучающихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие обучающихся?

4. Воспитание в процессе урока.

Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого педагога?

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

Правильно ли была организована деятельность педагога и деятельность обучающихся с позиции реализации принципов обучения?

6. Выбор методов обучения.

Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей обучающихся и т.п.)?

7. Работа педагога на уроке.

Какие виды деятельности педагога имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь обучающимся и др.)? Был ли достигнут контакт с группой?

8. Работа обучающихся на уроке.

Какой была активность обучающихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности обучающихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?

9. Гигиенические условия урока.

Достаточна освещенность классной комнаты? Сидят ли обучающиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?

10. Некоторые социальные задачи.

Самоанализ – это уже начало подготовки педагога к следующему уроку. В настоящие время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям.

Не зря писал французский драматург, памфлетист и поэт Пьер Гренгор

(Гренгуар)

«Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе — тот истинно велик!»

Список используемой литературы

2. В. Илюхина. Как провести анализ урока. Газета «Начальная школа», №5, 2007.

3. Педагогика. УМП. А. Я. Варламова, П. В. Кириллов. – Волгоград, 2004.

4. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер”,2000. 304 с.

5. Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., 1997.

6. Селевко Г.К. Тестовый аспектный анализ урока. – М., 1996.

7. Канаржевский Ю.А. Анализ урока М., 2008.

8. Канаржевский Ю.А. Анализ урока М., 2000.

9.Зотов Ю.Б. Организация современного урока/Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1984.

10.Махмудов М.И. Современный урок 2-е изд.. – М., 1985.

Интернет – ресурсы.

Образец «Самоанализ уроков в начальной школе»

Самоанализ урока математики в 3а классе по ФГОС

Тема урока: Задачи на движение.
Цели урока:
Образовательные: :
— закрепить умение решать задачи на движение арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи, используя знание зависимости между величинами, характеризующими процессы движения ( пройденный путь, скорость, время)

— создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
— развивать вычислительные навыки путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
— развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
-воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность)
— воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
— способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Ресурсы: Компьютер, проектор, презентация. Учебник «Математика», 3 класс (авторы Демидова Т.Е., Козлова С.А.. Тонких А.П.)

Тип урока: урок закрепление нового знания.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Задачи на движение».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Самоанализ урока русского языка, проведённого учителем начальных классов.

Урок русского языка был проведён в ….. классе …………г.
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Перенос слов», раздел «Графика и орфография».
Целью данного урока является: создание условий для формирования навыка переноса слов.

Были определены задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

По типу урока — это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая. А также использовано оборудование: …..
Урок по данной теме является первым и знакомство с правилами переноса(по учебнику) происходит не в полной мере, была выбрана структура урока.
Структура урока
Соответствие урока требованиям ФГОС:
1. Ориентация на новые образовательные результаты
2. Нацеленная деятельность на формирование УУД
Планируемые результаты:
предметные: ученик научится
· выделять в словах слоги
· переносить слова с одной строки на другую по алгоритму
ученик получит возможность научиться:
· выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
· участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
личностные: ученик
· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
· понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные ученик
· определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные ученик
· использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;
· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
· составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные ученик
· слушает и понимает речь других;
· договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

3.Использование современных образовательных технологий — проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (тренажер для глаз Бельца, двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)

Самоанализ урока ОБЖ по ФГОС.

Самоанализ урока ОБЖ по ФГОС , учитель Кульмухаметова И. Е.

Я провела урок в 6 Б классе .

1) Количество детей в классе — 24. Уровень успеваемости детей – средний. Дети в основной своей массе активные и творческие. Эти особенности были учтены в планировании урока. Отношение к учёбе позитивное, работоспособность высокая.

2) Урок соответствует календарно-тематическому планированию и рабочей программе по предмету.

3) Тема раздела: «Автономное существование человека в природе .

Тема модуля: Добывание огня, разведение костра» — 3 часа.

Тема урока: «Типы костров» — 1 час, первый урок в модуле. Тема урока связана с предшествующими темами и вытекает из них, т. к. на предыдущих уроках мы изучали темы: «Если отстал от группы», «Если заблудился в лесу», «Авария транспортных средств в безлюдной местности». При изучении этих тем, учащиеся пришли к выводу, что находясь в лесу, часто приходиться разводить костер для различных целей. Поэтому, сегодня на уроке мы остановились на изучении этой темы.

Тема урока также связана с последующими темами: «Добывание огня. Способы сохранения огня», «Место для костра. Правила разведения костра».

4) Урок построен на системно-деятельностной основе.

5) Тип урока — «открытия» нового знания. Выбор типа урока обосновывался тем, что это первый урок в теме модуля.

6) Методы: (беседа, частично-поисковый, , практическая работа).

7) Цель урока: знакомство с туристическими кострами.

8) Межпредметные связи: русский язык, литература, технология,

9) Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая, коллективная.

10) Ведущие понятия: костер, типы костров: «шалаш», «нодья», «колодец».

Структура урока:

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

В начале урока была проведена актуализация знаний, была определена проблема в форме разрыва знаний.

Эту форму я использовала для мотивации познавательной деятельности, учащиеся участвовали в определении темы и цели урока . Тема и цели урока сформулированы через проблемную ситуацию.

Я предложила три ситуационные задачи, при ответе на которые, ребята поняли, что им не хватает необходимых знаний, из этого вытекают цели нашего урока.

Цель урока вполне измерима и зафиксирована.

В начале урока были заданы критерии, по которым в конце урока проведена оценка действий учащихся в течении урока. Оценка проводилась на протяжении всех этапах урока.

Содержание урока предусматривало, и было направлено на формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные:

  • — определять тему и цель урока

  • — выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания

Познавательные:

  • — искать информацию в разных источниках

  • — анализировать текс и рисунок, извлекать из них инфор­мацию;

  • -делать вывод

Коммуникативные:

  • уметь отвечать на вопросы

  • -строить понятные для партнёра высказывания;

  • — использовать речь для регуляции своего действия;

  • — адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению;

Личностные:

• осознавать значение, важность знаний о назначении костра, умении складывать различные типы костров.

Универсальные учебные действия формировались в форме:

регулятивные :

  • целеполагания, планирования, контроль в форме сличения предполагаемых действий и заданных эталонов

познавательные :

  • поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение, структурирование знаний, создание модели с выделением существенных характеристик

коммуникативные :

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, принятие решений и их реализация, контроль, коррекция и оценка действий партнера, работа в группе, внесение вклада в совместные действия.

личностные :

  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется

Использовались следующие методические приемы по формированию УУД:

  • создание проблемной ситуации, построение кластера, заполнение таблицы, критериальное оценивание, работа в парах, в группах, создание творческого продукта.

Учащиеся были поделены на одноуровневые группы, группам предложены задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по исходным данным ; Задания развивают логику, сообразительность , поучительные, имеющие практическую значимость. Задания сформулированы так, чтобы их выполнение невозможно без хорошего знания теоретического материала. Задания непосредственно связаны с темой урока, способствуют усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.

Результат урока , достижение цели – зафиксирован. На момент окончания урока – цель достигнута.

Оценивание результата проведено по заданным в начале урока критериям

Для проверка знаний учащихся применены различные виды контоля: устный, письменный, фронтальный, оценка практических умений.

Выставлена итоговая оценка за урок ( баллы заработанные за выполнение отдельных заданий выполненных на уроке суммировались и были переведены в оценку, которую выставили сами учащиеся В группе оценивалась работа всей группы, критерии оценивания разработаны мною.

Проведена рефлексия учебной деятельности и выявлено ценностное отношение учащихся к результату урока. Приемы организации рефлексии – использование таблиц. Предмет рефлексии – эмоции и ценностное отношение учащихся к результату урока.

Определена перспектива – она связана со следующей темой из этого модуля.

Дано домашнее задание – несколько вариантов на выбор, разноуровневое, творческое

Активность учащихся была достаточно высокой.

Поскольку учащиеся были разделены на группы, это дало возможность детям чувствовать себя уверенно, раскованно, не позволило вызвать у учащихся умственное напряжение. Таким образом был учтен здоровьесберегающий компонент.

Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.

Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом и правильно выполняли задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.

Выступление на тему «Самоанализ урока учителя начальных классов в контексте требований ФГОС».

Выступление на тему: «Самоанализ урока учителя в контексте требований ФГОС».

«Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе – тот истинно велик!»

(Пьер Гренгор)

Порой легче продумать, подготовить и провести открытый урок, чем проанализировать свой же урок. Садишься перед монитором компьютера или листом бумаги и…. возникает чувство, что ты сороконожка, у которой спросили, какая из ног сделает шаг первой.

На самом деле всё просто: нужно думать не о том, с какой ноги начинаешь шагать, а о том, куда в конечном итоге нужно прийти, и как это сделать.

Что же такое самоанализ? Если заглянуть в словарь Ожегова, то там написано: “Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков, переживаний.”

Самоанализ урока же по ФГОС подразумевает анализ построения учебного процесса на уроке, выявление оптимальных учебных задач, оценку рациональности подобранных учителем форм, содержания, методики обучения. Эффективность отдельного урока определяется не задачами, которые были поставлены педагогом, а знаниями, усвоенными учениками во время урока.

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

  • Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.

  • Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока.

  • Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.

  • Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.

  • Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.

  • Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.

  • Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.

  • Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.

  • Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).

В основном в работе мы с вами используем полный самоанализ.

Рассмотрим структуру самоанализа урока по ФГОС.

Пример и образец самоанализа урока по ФГОС

1.Обозначить тему урока.

2. Указать тип урока по ФГОС.

3. Характеристика цели урока и планируемых результатов.

4. Взаимосвязь изучаемого с пройденным ранее материалом.

5. Общая характеристика класса, которая включает в себя анализ:

  • общего развития учеников;

  • знаний учеников по русскому языку;

  • личностного развития.

6. План урока. Характеристика:

  • универсальные учебные действия;

  • методы преподавания;

  • формы контроля.

7. Проанализировать, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока.

8. Проанализировать, какие наглядные, дидактические материалы, ТСО были использованы на уроке. Соответствует ли отбор этих материалов поставленным целям?

9. Анализ качества отношений между классом и педагогом.

10. Оценка конечного результата:

  • определение того, насколько запланированная цель достигнута на уроке;

  • если не достигнута, то по каким причинам это произошло;

  • вывод.

Сейчас мы с вами проведём самоанализ урока русского языка в 3 классе по технологической карте, которые находятся у вас на руках.

Самоанализ урока

1.Тема урока: Склонение имён существительных.

Урок был проведён по программе Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века».

2. Тип урока: урок первичного усвоения новых знаний.

3. Цель урока – познакомить со склонением имен существительных.

Планируемые результаты: предметные – дать начальные представления о грамматических нормах русского языка;

личностные – осознание языка как основного средства человеческого общения.

метапредметные – умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

В уроке я отразила универсальные учебные действия. Цель урока привязана к задачам и «планируемым результатам».

4.Урок я провела в конце 2 четверти. Это первый по счету урок в теме «Склонение имён существительных». Усвоению этого материала предшествовало знакомство обучающихся с мужским, женским и средним родом имён существительных.

5. Учащиеся моего класса имеют хорошие учебные возможности. В классе 4 отличника, 17 ударников и 8 учеников, которые учатся на «3».
При планировании данного урока я учла возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников своего класса.

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Регулятивные: Целеполагание

Метод: словесный

II Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Подведение под понятие.

Коммуникативные: Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Регулятивные: Планирование.

Метод: словесный

Единственное, цели урока были обозначены мною, поскольку дети ещё не владеют понятием «склонение», но по ФГОС лучше, когда в определении учебных целей принимают участие школьники.

III Актуализация знаний.

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные: Сотрудничество в поиске информации.

Регулятивные: Контроль.

Методы: словесный, проблемный, наглядный.

Форма контроля: фронтальная.

Детям я предложила интерактивную игру – пазлы, где они не только обобщили ранее полученные знания по русскому языку, но и закрепили свои знания по окружающему миру, сотрудничали друг с другом.

IV Первичное усвоение новых знаний.

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Моделирование. Выбор оснований и критериев для классификации.

Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: Контроль.

Методы: словесный, практический

Форма контроля: фронтальная

V Первичная проверка понимания.

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске решения.

Регулятивные: Контроль и оценка.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый

Форма контроля: групповая

На этом этап я создала проблемную ситуацию, которая была успешно разрешена детьми. Дети должны были расставить карточки со словами в 3 столбика, при этом правильно определив его склонение.

VI Первичное закрепление.

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: Постановка вопросов.

Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка, взаимоконтроль.

Метод: практический

Форма контроля: индивидуальный, групповой (взаимоконтроль)

Было предложено упражнение из учебника, где нужно было определить склонение имён существительных. Но, когда я провела урок, я поняла, что это в этом упражнении можно было дифференцировать задание. Для более сильных детей можно было раздать карточки с этим же упражнением, но в словах убрать окончания, тем самым усложнив им задачу.

VII Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Выбор оснований и критериев.

Коммуникативные: Умение выражать свои мысли.

Регулятивные: Планирование.

Метод: словесный

VIII Рефлексия.

Личностные: Самоопределение.

Познавательные: Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: Умение с точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: Самооценка.

Метод: словесный

Учащиеся адекватно оценили достигнутые результаты. У некоторых детей тема вызвала затруднения. Работу с этими учениками в дальнейшем буду строить через индивидуальную работу.

7. Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам.

Материал урока доступный, логичный. Плотность урока выше среднего. Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими технологиями, которые я использовала на уроке:

  • информационно-коммуникационные технологии, которые направлены на улучшении качества образования, на обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве;

  • технология проблемного обучения, благодаря которой развивается познавательная активность, любознательность, творческое мышление, формируется способность к самостоятельному добыванию знаний;

  • игровые технологии, которые стимулируют познавательную деятельность, усиливают мотивацию к изучению предмета;

  • здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранению и укреплению здоровья школьников, предупреждают переутомление учащихся, снимают уровень тревожности. На уроке у меня была чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности, были использованы физминутки, работа в парах, когда «слабый» ученик чувствовал поддержку товарища, соблюдались временные рамки применения ТСО, была учтена дозировка домашнего задания.

8. Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

9. Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся. Для создания благоприятного климата я должна была выполнить 3 функции:

— «открытие» ребёнка на общение

— «соучастие» ребёнка в процессе

— «возвышение» ребёнка

Для «открытия» ребёнка на общение я выстроила общение с позиции «МЫ», установила с детьми вербальный (посредством слов) и визуальный контакт. Для «соучастия» ребенка в процессе я демонстрировала свою расположенность к детям, благожелательность, старалась не только слушать, но и услышать каждого из детей. Для «возвышения» ребенка, нужно, чтобы ученик поверил в себя, в свои силы, способности. Для этого я обращалась к детям за помощью, посильной для них, при объяснении материала.

10. В целом урок я считаю удавшимся, так как:

1) реализован замысел урока, то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты цель и запланированные достижения;

2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель.

3) Материал урока оказался доступным, интересным для учащихся. Дети ушли с урока удовлетворёнными.

4)Я сама в целом осталась довольна и процессом урока, и его результатами, и работой детей. Бесспорно, этот урок ещё можно доработать, сделать его ещё лучше, добавить творческие работы. И я буду работать в этом направлении. Ведь педагогу необходимо постоянно учиться, развиваться и познавать этот мир во всех его проявлениях.

В заключении хочется сказать. Профессия учителя очень ответственна. Написано о почетной педагогической миссии и ответственности много строк: торжественных, официальных, возвышенных. Поэтому хочется просто пожелать вам учеников, которые превзойдут своих учителей. Ведь для настоящего наставника самая большая награда и признак педагогического таланта — успешные ученики.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *