Особенности сервировки стола в детском саду

Несомненно, без них не обошлось и в таком важном аспекте, как прием пищи. Мы приготовили для вас статью о сервировке стола в детском саду в картинках. Думаем, она пригодится любому — начиная от сотрудников и заканчивая заботливыми родителями, которые хотят проверить, комфортно ли их ребенку кушать.

Общие рекомендации

Несмотря на меньшее количество посуды (вряд ли детям понадобятся столовые приборы для омаров или бокалы для вина), накрыть стол в детском саду правильно подчас сложнее, чем устроить званый ужин.

Мы собрали основные правила, которые помогут избежать травм и привьют малышам хороший вкус.

  1. 1. Каким бы не был соблазн взять пластиковую посуду, от нее лучше отказаться. Она слишком легкая и не поможет детям развить координацию.
  2. 2. Убедитесь, что все предметы целые: тарелки и чашки без сколов, вилки, ложки и ножи — не погнуты. В противном случае ребенок может получить травму или испугаться, если емкость с горячим содержимым треснет у него в руках.
  3. 3. Избегайте разнобоя: столы должны быть сервированы одинаково. Это способствует воспитанию вкуса у детей. К тому же, так вы предотвратите конфликты.
  4. 4. Обращайте внимание на эстетику — из красивой посуды есть приятнее.

Существует определенный алгоритм сервировки стола, который может незначительно меняться, в зависимости от возрастного состава группы.

Как видите, ничего сложного:

  1. 1. сначала на стол ставится салфетница;
  2. 2. затем — горячий напиток (чтобы он успел остыть);
  3. 3. после этого выкладываются столовые приборы соответственно возрасту (подробнее рассказано ниже);
  4. 4. завершающий этап — еда.

Разумеется, для разных групп или в зависимости от приема пищи итоговый результат будет отличаться. Так, на обед добавится глубокая тарелка, а малышам не стоит класть ножи и вилки.

Однако общая схема поможет вам сориентироваться и не сделать ошибок.

Что касается полдника и, если это принято в вашем саду, второго завтрака, тут все еще проще:

  • На салфетки ставятся небольшие тарелки, справа от них — чашки для напитков;
  • По центру размещают корзинку с печеньем или булочками — в зависимости от меню.

Требования к сервировке в младшей группе

Группа для самых маленьких — место, где нужен особый подход. Именно в возрасте трех-четырех лет формируется эстетический вкус, прививаются навыки питания. К тому же, дети еще не слишком умеют координировать движения, а значит, необходимо обеспечить им повышенные уровень безопасности.

  1. 1. Посуда для сервировки стола должна быть красивой формы, желательно — с симпатичными яркими рисунками. Важно выбирать легкие ложки и тарелки — малышам сложно управляться с тяжелыми столовыми приборами.
  2. 2. При этом учтите, что трехлеткам необходимо давать только ложки, а уже на следующий год можно потихоньку приучать детей к вилкам.
  3. 3. Если сервируется завтрак, ужин или полдник на стол на салфетки ставятся десертные тарелки с такими же столовыми приборами — они лучше подойдут маленьким рукам.
  4. 4. Справа от них — чашки для напитков на блюдцах. Для младшей группы не стоит использовать стаканы — они быстро разобьются.
  5. 5. В обед детям обязательно подают первое блюдо. Лучше выбирать стандартные детские тарелки, а не специальные суповые — они удобнее.
  6. 6. На столе обязательно должна стоять хлебница и, если это предусмотрено меню, корзинка для фруктов или печенья.
  7. 7. Столовые приборы необходимо положить в конверты из салфеток — так гигиеничнее. Еда насыпается непосредственно перед приходом группы, чтобы не остыла.

Хороший пример сервировки стола — на фото ниже. Красивые полотняные салфеточки, удобная посуда, правильное расположение предметов и даже декорированная салфетница. Согласитесь, малышам приятно покушать в такой обстановке?

Требования к сервировке для средней группы

В этом возрасте дети уже умеют пользоваться вилками, поэтому их стоит добавить на стол. К тому же, можно отказываться от использования детских тарелок — на смену им должны прийти настоящие супницы.

Чуть выше мы показали вам пример оформления стола на четверых человек.

Для малышей это действительно самая разумная рассадка: никто не мешает друг другу.

В группах постарше это уже не обязательно. Поэтому в качестве примера пошаговой сервировки для детского сада мы покажем, как следует действовать для стола в 6-8 человек.

  1. 1. В первую очередь необходимо поставить хлебницу, накрытую полотняной салфеткой. Рядом с ней — салфетницу. Убедитесь, что их достаточно — на каждый стол нужна своя.
  2. 2. На полотняные салфетки необходимо разместить тарелки (если это обед — снизу плоская, сверху супница), положить справа вилку и ложку. В этом возрасте детям уже можно давать обычные столовые приборы. А вот с ножами лучше обождать до подготовительной группы — слишком велик риск травмы.
  3. 3. Расставьте стаканы или чашки. Если подаются горячие напитки, лучше налить их заранее, чтобы дети не обожглись.
  4. 4. Помните, что суп необходимо разливать непосредственно перед обедом, а горячие блюда подавать по мере съедания первого, так как остывшая еда менее полезна для детей.

Соблюдение правильной последовательности сервировки поможет вам поддерживать порядок в группе.

Кстати, в этом возрасте дети могут начинать дежурить в столовой — разносить салфетки и столовые приборы. Если вы не хотите, чтобы малыши запутались, лучше предложить им наглядную схему.

Мы нашли для вас фото с примером сервировки стола по санпину в 2019 году — стандарт, которого необходимо придерживаться в хорошем детском саду.

Разумеется, это рекомендация, которая может незначительно варьироваться в ту или иную сторону. Однако общие правила, такие как техника гигиены и соблюдения столового этикета обязательны.

Как видите, обед подается в два этапа — второе принесут, только когда дети доедят борщ. Однако чай уже стоит на столе: это связано с привычкой многих малышей запивать даже жидкие блюда.

Отдельное внимание нужно обратить на декорирование: флажки, красивая скатерть, фигурные салфетки. Это помогает акцентировать внимание на столе. В вопросах декора можно проявить фантазию — подробнее об этом читайте чуть ниже.

Сервировка стола для старшей группы

Выпускная или, как ее еще называют, подготовительная группа детского сада считается уже совсем взрослой. Еще бы, почти школьники! Дети уже принимают участие в накрывании стола практически наравне с воспитателями — они полностью его сервируют, за исключением подачи блюд.

Кроме того, список столовых приборов расширяются — появляется целых два ножа: для еды и для масла. Разумеется, перед тем, как переходить к новой сервировке необходимо переговорить с родителями — убедитесь, что все дети знают, как ими пользоваться.

  1. 1. Как и ранее, на стол ставится хлебница и корзина для фруктов, если они предусмотрены в меню.
  2. 2. Однако теперь добавляется новый предмет — масленка со столовым ножом. Лучше выставить ее вместе с маслом, чтобы оно успело размягчится — твердую субстанцию детям будет сложно намазывать на хлеб.
  3. 3. Приборы кладутся на стол в таком порядке: нож и ложка справа от тарелки, вилка — слева. Если вы знаете, что в группе есть левша, учитывайте это при рассадке. Дети еще плохо координируют движения и могут возникнуть неприятные ситуации.
  4. 4. В этом возрасте уже можно переходить на взрослую посуду: полноразмерные миски, стаканы.
  5. 5. Так как дети начинают пользоваться ножами, вам следует проследить, чтобы всем хватало места — на ребенка должно приходится около 50 сантиметров за столе. Конечно, и младшим не должно быть тесно — однако в этом случае меньшее пространство может быть опасно.
  6. 6. Остальные рекомендации аналогичны предыдущим разделам этой статьи.

В итоге вы должны получить примерно такой вид:

Как видите, сервировка простая, но удобная для каждого, сидящего за столом. Она полностью соответствует правилам санпина и помогает поддерживать порядок в группе во время приема пищи.

Праздничная сервировка

В предыдущих разделах мы поговорили о том, как правильно накрыть стол для разных возрастных групп детского сада при повседневном режиме, в соответствии с нормами СанПиН. Однако малыши посещают садик и на праздники — как быть, если хочется создать им особую атмосферу?

Мы подобрали несколько идей оригинальной сервировки стола для детей в садике. Надеемся, они вам пригодятся!

Если речь идет о выпускном в подготовительной группе, можно отказаться от горячих блюд по согласованию с родителями. Пирожки, салаты и пирожные в почти взрослом фуршетном формате, несомненно понравятся детям.

Правда, правила расстановки столовых приборов остаются в силе — пользуйтесь рекомендациями, приведенными нами выше.

Хотите создать праздничную атмосферу? Обратите внимание на оригинальный декор. Салфетница необычной формы даже банальному обеду придаст веселое настроение. Выбирайте ее в тон рисунку на тарелках: такой мухомор самостоятельно сделать несложно, но представьте, сколько радости он принесет малышам?

Для старшей группы на праздники можно добавить “взрослые” аксессуары — например, соусник и мисочки с “приправами” зеленью и овощами, которые добавляются в готовые блюда.

Надеемся, наши рекомендации помогут вам освоить искусство правильной сервировки обеденного стола в детском саду. Тем более, что мы собрали для вас не только рекомендации в соответствии с СанПиНами 2019 года, но и советы реальных опытных воспитателей, которые успешно используют их в своей практике.

Организация процесса питания и сервировки стола в ДОУ

Людмила Яшнова
Организация процесса питания и сервировки стола в ДОУ

Черкесов, глава г. чебоксары:

Дети – это главная ценность,

их здоровье является приоритетной

задачей для руководства столицы

и всех участников

образовательного процесса.

Приоритетными задачами в городе Чебоксары

являются сохранение и укрепление здоровья

детей через обеспечение качественным

сбалансированным питанием

Главная задача детского сада — обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. При этом организация рационального питания – необходимое условие для гармоничного роста детей, их физического и нервно-психического развития, устойчивости к инфекциям и другим неблагоприятным факторам внешней среды занимает особое место в деятельности ДОУ. Ведь именно в детском саду дети проводят значительную часть дня.

Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Важным моментом в правильной организации питания является правильная сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка и закрепления культурных навыков.

Эстетическое оформление стола привлекает внимание детей к блюдам, повышает аппетит, формирует эстетический вкус детей.

Эстетическое оформление стола:

обязательно бумажные салфетки,

красиво и правильно разложенные столовые приборы (ложки, вилки, ножи,

порционно нарезанный хлеб в хлебнице,

чашки, тарелки по количеству детей,

допускается цветочная композиция для украшения.

К завтраку стол сервируется следующим образом:

На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, тарелка с порционным маслом, салфетница

Затем раскладывают ложки, вилки, ножи (для масла) – старший дошкольный возраст. Вилка с левой стороны, нож и ложка– справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка. Чайные пары ставятся в центре стола, по количеству детей.

Основное блюдо детям подает младший воспитатель перед тем, как они сядут за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка.

Если на завтрак подают яйца, их кладут в тарелку, которая стоит в центре стола.

К обеду стол сервируется:

На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, салфетница.

Затем раскладывают ложки, вилки, ножи. Вилки с левой стороны, нож и ложка – справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка.

Чайные пары с маленькой ложечкой ставятся в центре стола, по количеству детей.

Салаты, овощную нарезку, маринад раскладывают в отдельные тарелочки до того, как дети сядут за стол.

Супы (если нет салатов) подаются только тогда, когда ребёнок сядет за стол.

Не нужно преждевременно раскладывать второе,чтобы оно не остывало: остывшая пища менее полезна. Если воспитатель и младший воспитатель внимательно следит за детьми во время еды, они всегда успеют вовремя подать каждому второе.

К уплотненному полднику стол сервируется:

В центре стола ставится салфетница, чайные пары.

Тарелка ставится каждому ребёнку, если предлагается выпечка или печенье.

В остальном стол сервируется так же, как и к завтраку. Не подается только масло.

Порядок действий по организации приема пищи:

Подготовка к приему пищи. Соблюдение гигиенических требований (мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом. Младший воспитатель обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду)

Гигиенические процедуры: валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук; самоконтроль детей.

Соблюдение постепенности посадки детей за столы. Воспитатель старается, чтобы вслед за дежурными за стол сели те дети, которые медленно едят и имеют плохой аппетит.

Сервировка стола: организация дежурства; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов, соблюдение правильной осанки.

Прием пищи (завтрак, второй завтрак, обед, уплотненный полдник). Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; обучение правилам этикета; оценка деятельности.

Организация дежурства

Общие требования:

— дежурство носит характер поручений;

— единство требований со стороны обоих воспитателей и младшего воспитателя;

— обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);

— назначают по 1 дежурному для каждого стола;

— поощрение и благодарность за помощь

Дежурство по столовой младший возраст:

• к концу года можно повесить «Доску дежурств» и научить детей пользоваться ею;

• раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.

Дежурство по столовой средний возраст:

• сервировка стола под руководством взрослого;

• уборка использованных салфеток.

Дежурство по столовой старший возраст:

• сервировка стола;

• размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);

• уборка использованных салфеток.

Сервировать стол – это значит подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола – создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить наибольшее удобство.

Правильная сервировка стола как необходимое условие воспитанияположительного отношения к еде и формирования навыков приема пищи:

на чистый стол постелить скатерть, ее края опускают со всех сторон одинаково, но не ниже сидений стульев. а лучше под каждый столовый прибор — салфетку, чистую, нарядную на вид

бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетнице (закончив есть, вытирают сначала губы, затем руки, а использованные салфетки кладут на блюдо)

хлебница ставится в центре стола, при необходимости хлеб нарезается пополам (не ломается)

Расставляются чайные пары

если подают компот с ягодами, то на блюдце кладут чайную ложку

справа от тарелки кладут столовые приборы:

ближе к тарелке вилку зубчиками кверху, рядом столовую ложку углублением вниз,

если подается столовый нож, тогда вилку кладут слева от тарелки, а нож справа ближе к тарелке, лезвием к тарелке (ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, сыр, огурцы, помидоры, яблоки, груши).

то, что легко разделать вилкой,едят без ножа: вареный картофель, котлеты, запеканку, омлет.

салат, овощную нарезку, маринад подают в отдельной тарелочке

раскладка блюд на тарелках должна быть эстетически привлекательной

по мере съедания блюд необходимо убирать грязные тарелки

Организация процесса питания и сервировки стола в ДОУ

Главная задача детского сада — обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. При этом организация рационального питания – необходимое условие для гармоничного роста детей, их физического и нервно-психического развития, устойчивости к инфекциям и другим неблагоприятным факторам внешней среды занимает особое место в деятельности ДОУ. Ведь именно в детском саду дети проводят значительную часть дня.

Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Важным моментом в правильной организации питания является правильная сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка и закрепления культурных навыков.

Эстетическое оформление стола привлекает внимание детей к блюдам, повышает аппетит, формирует эстетический вкус детей.

Эстетическое оформление стола: обязательно бумажные салфетки,

красиво и правильно разложенные столовые приборы (ложки, вилки, ножи, порционно нарезанный хлеб в хлебнице, чашки, тарелки по количеству детей, допускается цветочная композиция для украшения.

К завтраку стол сервируется следующим образом:

На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, тарелка с порционным маслом, салфетница

Затем раскладывают ложки, вилки, ножи (для масла) – старший дошкольный возраст. Вилка с левой стороны, нож и ложка– справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка. Чайные пары ставятся в центре стола, по количеству детей.

Основное блюдо детям подает младший воспитатель перед тем, как они сядут за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка.

Если на завтрак подают яйца, их кладут в тарелку, которая стоит в центре стола.

К обеду стол сервируется:

На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, салфетница.

Затем раскладывают ложки, вилки, ножи. Вилки с левой стороны, нож и ложка – справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка.

Чайные пары с маленькой ложечкой ставятся в центре стола, по количеству детей.

Салаты, овощную нарезку, маринад раскладывают в отдельные тарелочки до того, как дети сядут за стол.

Супы (если нет салатов) подаются только тогда, когда ребёнок сядет за стол.

Не нужно преждевременно раскладывать второе, чтобы оно не остывало: остывшая пища менее полезна. Если воспитатель и младший воспитатель внимательно следит за детьми во время еды, они всегда успеют вовремя подать каждому второе.

К уплотненному полднику стол сервируется:

В центре стола ставится салфетница, чайные пары.

Тарелка ставится каждому ребёнку, если предлагается выпечка или печенье.

В остальном стол сервируется так же, как и к завтраку. Не подается только масло.

Порядок действий по организации приема пищи:

Подготовка к приему пищи. Соблюдение гигиенических требований (мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом. Младший воспитатель обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду)

Гигиенические процедуры: валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук; самоконтроль детей.

Соблюдение постепенности посадки детей за столы. Воспитатель старается, чтобы вслед за дежурными за стол сели те дети, которые медленно едят и имеют плохой аппетит.

Сервировка стола: организация дежурства; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов, соблюдение правильной осанки.

Прием пищи (завтрак, второй завтрак, обед, уплотненный полдник). Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; обучение правилам этикета; оценка деятельности.

Организация дежурства

Общие требования:

— дежурство носит характер поручений;

— единство требований со стороны обоих воспитателей и младшего воспитателя;

— обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);

— назначают по 1 дежурному для каждого стола;

— поощрение и благодарность за помощь

Дежурство по столовой младший возраст:

• к концу года можно повесить «Доску дежурств» и научить детей пользоваться ею;

• раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.

Дежурство по столовой средний возраст:

• сервировка стола под руководством взрослого;

• уборка использованных салфеток.

Дежурство по столовой старший возраст:

• сервировка стола;

• размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);

• уборка использованных салфеток.

Сервировать стол – это значит подготовить его для приема пищи. Основная цельсервировки стола – создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить наибольшее удобство.

Правильная сервировка стола как необходимое условие воспитания положительного отношения к еде и формирования навыков приема пищи:

на чистый стол постелить скатерть, ее края опускают со всех сторон одинаково, но не ниже сидений стульев. а лучше под каждый столовый прибор — салфетку, чистую, нарядную на вид

бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетнице (закончив есть, вытирают сначала губы, затем руки, а использованные салфетки кладут на блюдо)

хлебница ставится в центре стола, при необходимости хлеб нарезается пополам (не ломается)

Расставляются чайные пары, если подают компот с ягодами, то на блюдце кладут чайную ложку справа от тарелки кладут столовые приборы: ближе к тарелке вилку зубчиками кверху, рядом столовую ложку углублением вниз, если подается столовый нож, тогда вилку кладут слева от тарелки, а нож справа ближе к тарелке, лезвием к тарелке (ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, сыр, огурцы, помидоры, яблоки, груши), то, что легко разделать вилкой, едят без ножа: вареный картофель, котлеты, запеканку, омлет.

салат, овощную нарезку, маринад подают в отдельной тарелочке

раскладка блюд на тарелках должна быть эстетически привлекательной

по мере съедания блюд необходимо убирать грязные тарелки

Методические рекомендации

по организации процесса питания

и сервировки столов в группах

Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала у малышей пусть неосознанное желание быть аккуратными. На столах — скатерти, а лучше под каждый столовый прибор — салфетку, чистую, нарядную на вид. Эстетическое оформление стола: обязательно бумажные салфетки, красиво и правильно разложенные столовые приборы (ложки, вилки, ножи), порционно нарезанный хлеб в хлебнице, чашки (кружки) по количеству детей, допускается цветочная композиция для украшения.

ЭТИКЕТ

1. Как сидеть за столом, как вести застольную беседу, как садиться и покидать стол, что нельзя делать за столом

Перед едой дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду.

Учим детей сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку держать на коленях, а запястье левой руки на столе.

НЕЛЬЗЯ сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть развалясь, перегибаться через спинку рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

ЗАСТОЛЬНАЯ БЕСЕДА ОБЯЗАТЕЛЬНА. Темы бесед не должны затрагивать личность ребенка, быть назидательными или возбуждающими. Например, не следует обсуждать боевик, который многие посмотрели вчера вечером дома. Запрещается просмотр телевизора по время еды.

При застольной беседе дети должны усвоить всего два правила:

— не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,

— не говорить, пока во рту пища.

Известно, что вести беседу за едой – это мастерство, научиться которому можно только на практике. Дети не должны за столом молчать, и даже к самым маленьким, еще и говорить – то как следует не умеющим, следует периодически обращаться с какой – либо фразой.

Дети, наученные вести беседу за столом, никогда не кричат, даже если нет рядом взрослого.

Темы бесед могут быть самыми различными, уместно говорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она сделана, откуда эти продукты появились и т.д. но не следует беседу за столом превращать в подобие обучающего занятия. Если кто-то из детей переводит разговор на другую тему, пусть так оно и будет. Важно, чтобы у ребенка в процессе разговора сформировалось свое мнение по поводу обсуждаемых вопросов. Желательно, чтобы воспитатель воздерживался от высказывания решающего мнения.

Быть выслушанным – право ребенка, и оно должно быть соблюдено. Необходимо поддерживать инициативу детей в беседе, помогать им развивать свою мысль. Если дети спокойно ведут разговор между собой и все участвуют в нем, воспитатель может и не вмешиваться, а лишь следить за тем, чтобы не нарушались правила беседы.

Каждый ребенок, подходящий к столу, должен пожелать сидящим, приятного аппетита, а те, в ответ, поблагодарить. Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз.

«Спасибо» обслуживающим его людям он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п. Выходя из-за стола, ребенок еще раз говорит «Спасибо», обращаясь по имени отчеству к младшему воспитателю.

Посуду дети за собой не убирают, это делают взрослые. Тарелки после супа, второго следует убирать немедленно, так как стол должен выглядеть всегда опрятно.

2. Как пользоваться столовыми приборами, салфетками, держать чашку.

Столовыми приборами учим пользоваться в европейской манере: нож в правой руке, вилка – в левой. На тарелку их кладут только тогда, когда в них нет более необходимости. Чайная ложка подается к компоту. Столовой ложкой едим суп, десертной кашу, суфле, желе, ягоды, пудинг.

Бумажной салфеткой дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав, в комочек, положить на использованную тарелку или специально подготовленный контейнер, если пища не доедена, рядом с тарелкой.

Чашку с ручкой берут указательным пальцем, который просовывают в ручку, сверху накладывается большой палец, а под руку помещают средний – для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.

К шести годам ребенок должен знать и соблюдать основные правила поведения за столом и не делать того, что может быть окружающим неприятным: чесаться, ковырять в зубах, жевать с открытым ртом, причмокивать губами, оставлять ложку в чашке, есть с ножа, облизывать пальцы, набивать до отказа рот;

Остатки супа доедать, наклонив тарелку от себя. Ложку оставлять в тарелке;

Салаты, овощи (начиная со старшей группы) есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держа вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка прижимать.

Кашу, омлет, нежное суфле, пудинг разрешается есть десертной ложкой.

Второе блюдо с гарниром и без нужно есть с помощью ножа и вилки (начиная со старшей группы).

Фрукты едят по-разному. Почистить фрукты малышам должны взрослые, но допускается есть яблоко целиком.

Масло, джем на хлеб (батон) дети намазывают сами (начиная со старшей группы).

Пироги, печенья, пряники дети едят, держа их в руке.

Суп с хлебом можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска.

Сервировка стола

Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей и закрепления культурных навыков. В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные.
Посуда должна быть небольшого размера, а главное, привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы.
Для детей младшего возраста удобны обыкновенные детские глубокие тарелки; для детей 5—6 лет лучше иметь среднего размера (на 300 —400 г).
Хорошо иметь мелкие тарелки двух размеров: десертные — за завтраком и полдником и мелкие, соответственно размеру глубоких тарелок,— для вторых блюд.
Ложки для малышей удобны десертные, старшим детям, можно давать обычные — столовые. Нужны и чайные ложки для компота, творога и других блюд.
Вилки следует давать детям начиная с младшей группы (вторая половина года). Детей 5—6 лет нужно приучать пользоваться и вилкой, и ножом, но они должны быть соответствующего размера, так называемые детские.

К завтраку стол сервируется следующим образом:

На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца (если столы совмещены, то на каждый стол отдельно). Затем раскладывают ложки, вилки, ножи (для масла) – старший дошкольный возраст. Вилка с левой стороны, нож и ложка– справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка. Кружки ставятся в центре стола, по количеству детей.

Основное блюдо детям подает младший воспитатель перед тем, как они сядут за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка.

Если на завтрак подают яйца, их кладут в тарелку, которая стоит в центре стола.

К обеду стол сервируется сходным образом:

На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, салфетницу (если столы совмещены, то на каждый стол отдельно). Затем раскладывают ложки, вилки, ножи. Вилки с левой стороны, нож и ложка – справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка. Кружки ставятся в центре стола, по количеству детей, а на край стола горкой ставят глубокие тарелки и салатники, если к обеду подается салат (по 4 штуки на каждую половину стола).

Суп разливает младший воспитатель перед тем, как дети сядут за стол. Не нужно преждевременно раскладывать второе, чтобы оно не остывало: остывшая пища менее полезна. Если младший воспитатель внимательно следит за детьми во время еды, она всегда успеет вовремя подать каждому второе.

К полднику стол сервируется:

В центре стола ставится салфетница, кружки и тарелка, если предлагается выпечка или печенье.

К ужину стол сервируется так же, как и к завтраку. Не подается только масло.

Этикет кормления

Во время кормления детям раннего возраста надо надевать клеёнчатые надгрудники. В распоряжении детей должны быть и салфетки. После полутора лет они должны научиться самостоятельно пользоваться ими. Воспитатель приучает ребёнка держать ложку в правой руке, за середину черенка, обхватив сверху пальцами. Детей учат есть и первое, и второе блюдо с хлебом, не брать пищу из тарелки руками, мясное блюдо есть с гарниром, пользоваться салфеткой.
Блюда должны подаваться своевременно, чтобы, сев за стол, малыш тут же начал есть, т.е. недопустимо сажать детей за пустые столы.
Надо помнить, что движения ребёнка ещё мало координированы, и требовать от него соблюдения полного порядка во время еды нельзя. Дети быстро утомляются и, утолив голод, начинают отвлекаться или совсем перестают есть. Взрослые должны помочь им закончить обед. Если малыш всё – таки отказывается от еды, настаивать не следует.
Дети должны усвоить правила: нельзя выходить из-за стола с куском хлеба, пирога, яблока и т.д.; нельзя выходить, если рот наполнен непрожёванной пищей. Уже в этом возрасте ребёнок должен благодарить взрослого после еды, задвигать свой стульчик.

Во время еды воспитателю следует разговаривать с детьми («Ешьте, дети, суп вкусный»; «Катя, возьми хлеб, откуси кусочек»; «Мария Ивановна, Саша съел суп, положите и ему, пожалуйста, котлету с картошкой. Вкусная котлетка, ешь, Саша» и пр.), использовать художественное слово.

Важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, – не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения.

И, наконец, третье требование касается принуждения ребенка во время еды.

Каждый ребенок рождается на свет с присущими ему хорошо функционирующими механизмом голода, который показывает, когда следует есть, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребенок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита никто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в деятельность этого тонкого устройства может вызвать серьезные эмоциональные трудности в развитии ребенка, которые, возможно, будут сопутствовать ему в течение всей жизни. Вкусы ребенка могут быть наследственными и формироваться в семье в силу особенностей ее питания.

Во время сервировки столов к процессу питания активное участие принимают дежурные.

Памятка для младших воспитателей.

2 мл.гр.

Формирование элементарных навыков за столом: правильно пользоваться столовой и чайными ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом, полоскать рот после еды

Во второй половине года формирование умений, необходимых при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки, вилки, расставлять хлебницы (без хлеба). Тарелки, чашки и т.п))

Средняя группа

Совершенствование навыков аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды

Формирование умения самостоятельно выполнять обязанности дежурного по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Старшая группа

Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть бесшумно, аккуратно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Формирование желания добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды

Подготов группа

Закрепление умения аккуратно пользоваться столовыми приборами. Закрепление умения обращаться с просьбой, благодарить.

Формирование умения добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и приводить его в порядок после еды

Дежурство вводятся со второй младшей группы, во второй половине года и ставят перед ребёнком только одно условие: помочь младшему воспитателю накрыть на стол.

Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Понимание обязанности ещё не доступно детям до четырёх лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. В руководстве детьми педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создаёт эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощрять любую попытку ребёнка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очерёдности в выполнении порученного дела.

Формирование элементарных навыков за столом: правильно пользоваться столовой и чайными ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. Воспитатель использует в начале года (сентябрь – октябрь) те же приёмы, что и в младшем возрасте, с тем, чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе.
Далее у детей формируют умения самостоятельно выполнять обязанности дежурного по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Выходя из-за стола, ребенок может взять свою чашку и отнести её на раздаточный стол. Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а младший воспитатель тарелки.
Дежурства продолжают иметь место в старшей и подготовительной к школе группе детского сада, постепенно усложняясь и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, а так же по самоорганизации в процессе деятельности. Смена дежурных проводится ежедневно.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола: аккуратно раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи); расставлять хлебницы, салфетницы, кружки.

После еды дежурные помогают младшему воспитателю наводить порядок на обеденных столах.

У дежурных по столовой должна быть специальная форма: фартуки головной убор (косынки, колпачки).

Сервируем стол правильно!

Правильная сервировка – это всегда знак внимания к гостям, способ создать праздничную атмосферу, а также показатель художественного вкуса хозяйки.

Последовательность сервировки стола

Сервировать стол следует согласно следующему плану: скатерть; тарелки; столовые приборы;бокалы, фужеры, стаканы; салфетки; украшение стола. Для начала кому-то сервировка стола может показаться по-настоящему сложной наукой, но спустя какое-то время, когда сервировка стола по правилам войдет в привычку, вам будет казаться, что занятие это легче легкого!

Скатерть должна быть идеально выглажена и иметь презентабельный вид. Нет ничего хорошего в том, чтобы накрывать стол смятой скатертью или клеенкой. Разглаженная скатерть, а точнее ее углы, должны опускаться напротив ножек стола, равномерно закрывая их.

Расположение тарелок

Следующим этапом является расстановка тарелок. Наверное, не нужно напоминать лишний раз, что вся посуда должна быть чистой.

Принципы сервировки:

• Закусочная тарелка должна стоять напротив стула на два сантиметра от края стола.
• Если будут подаваться несколько блюд, то под закусочную тарелку ставиться тарелка с большим диаметром.
• Если будет первое блюдо, то должна стоять на столовой тарелке бульонница.
• По желанию ставиться на стол тарелка под хлеб.

Раскладываем столовые приборы

Столовые приборы должны быть на расстоянии 10 мм друг от друга и тарелки.

• Слева лежит вилка, а справа нож, как и ложка.
• Вилка должна лежать зубьями вверх, а нож лезвием к тарелке.
• Если в меню больше чем три блюда, то не нужно выкладывать все столовые приборы, они должны выноситься тогда когда будут нужны.
• С тарелкой должны быть вилка и нож, после них для рыбы, далее нож и вилка для различных салатов.
• Ложку можно расположить вместо вилки для рыбы.

Бокалы и стаканы

Как известно, для каждого вида напитков существует свой бокал. Ваша задача – правильно разместить их на праздничном столе. Бокалы обычно располагаются справа от тарелок в одну линию под углом 45 градусов к краю стола.

Поскольку каждый тип напитков также подается в определенное время трапезы (аперитив, основной напиток, десертный напиток, дижестив), бокалы убираются вместе с тарелками и приборами. Единственный вид бокалов, который всегда остается на столе, это стакан для воды. Бокалы должны стоять в той последовательности, в которой подаются напитки, причем первым используется самый дальний бокал.

Правила расстановки посуды для безалкогольных и алкогольных напитков:

• Стакан для воды должен стоять правее центра тарелки.
• Еще правее емкость для напитков алкогольных.

Полный набор для сревировки стола включает следующие бокалы:

  • Стакан для воды
  • Бокал для шампанского
  • Бокал для белого вина
  • Бокал для красного вина
  • Рюмка для коньяка
  • Рюмка для водки
  • Рюмка для ликера

Каждый из этих бокалов имеет свои уникальные характеристики, которые позволяют ему полностью раскрывать вкус и запах конкретных напиток. Поэтому используйте соответствующие бокалы для всех сервируемых напитков!

Другие важные правила

Баночки со специями должны располагаться по центру стола. В горчицу обязательно ложиться специальная ложечка. Стол можно оформить цветами, но только в том случаи, если, ни у кого из гостей нет аллергии. На тарелки нужно положить салфетки, которые кладутся на колени. Зная эти несложные правила, можно красиво и правильно накрыть стол.

Соблюдение этикета сервировки стола в первую очередь говорит о хорошем отношении хозяина дома к гостям. Однако в последнее время встретить правильно накрытый стол можно лишь на разного рода официальных мероприятиях, банкетах или фуршетах. Радовать своих близких нужно и в обычные дни, создавая праздничную атмосферу при помощи красочного оформления. В этой статье мы расскажем об основных правилах сервировки стола, о различных направлениях и интересных способах декорирования.

Столовый этикет или как правильно сервировать стол

Если вас в первый раз пригласили на званый обед, то количество столовых приборов и их очередность может поставить в тупик. Грамотно организованный праздничный ужин – это правильная сервировка приборов на столе, соблюдение столового этикета и соответствующее мероприятию оформление. Чтобы научиться правильно пользоваться столовыми приборами, нужно уяснить несколько моментов.

Правило №1: вилки, ложки, ножи положены в порядке подачи блюд (закуски, суп, мясо или рыба, фрукты, десерт). Каждый предмет на столе выполняет свою роль.

Общие правила сервировки стола предполагают следующие схемы расстановки посуды:

  • перед гостем ставится закусочная тарелка;
  • слева пирожная тарелка либо бумажная салфетка с дополнительными приборами;
  • справа располагаются ножи и ложки, а слева вилки;
  • перед основной тарелкой ставятся фужеры и рюмки, а также десертные приборы;
  • на закусочной тарелке лежит салфетка.

Правило №2: использовать предметы сервировки нужно по назначению. Приборы, расположенные по правую сторону, берут и держат во время еды в правой руке, а те, что находятся слева – левой рукой.

Особого внимания заслуживает вопрос, как пользоваться ножом. Необходимо, чтобы конец ручки упирался в ладонь правой руки, большой и средние пальцы обхватывали основание ножа с боку, а указательный лежал на поверхности ручки. Так вам будет удобнее отрезать нужный кусок мяса или рыбы, и не придется краснеть перед незнакомыми людьми.

Правило №3: оформление стола предполагает использование всевозможных декоративных элементов: белой выглаженной скатерти, кружевных салфеток, разноцветных дорожек и ароматных цветов.

Чтобы лучше понять принцип столового этикета, рекомендуем ознакомиться с видео материалом, представленным ниже. Вы узнаете много полезного и навсегда забудете о проблеме неправильного использования столовых приборов.

На видео: сервировка и правила подачи.

Схема и последовательность

Не существует единственно верного варианта сервировки стола, ведь в каждой стране приняты разные традиции, касающиеся данного вопроса. Многое также зависит от меню, количества блюд и их направленности. Не стоит забывать, что в зависимости от времени суток оформление кухни или столовой может сильно меняться.

Накрывать стол принято согласно следующему порядку: скатерть, посуда и столовые приборы, фужеры, бокалы, стаканы, салфетки, декор.

Начнем со скатерти — она должна быть идеально выглажена и соответствовать характеру мероприятия. Так, для званого обеда подойдут модели нейтральных оттенков, а для воскресного завтра в кругу семьи нет ничего лучше яркой скатерти и салфеток с необычными рисунками. Средняя длина данного изделия составляет 25 см. Этот показатель далеко не случайный – излишне большой спуск скатерти будет смотреться неаккуратно, а маленький выглядит несуразно.

Разглаженная ткань должна покрывать всю поверхность, а углы опускаться напротив ножек стола, равномерно закрывая их.

Выбирайте скатерть подходящую по размеру

Далее следует расстановка посуды и приборов. В ряде европейский стран, и в России тоже, принято сначала выставлять фарфоровые и стеклянные тарелки, блюдца, фужеры и бокалы. Выполняя сервировку стола, важно учесть, что все предметы будут меняться, в зависимости от подачи блюд. Именно поэтому размещать посуду и столовые приборы лучше на расстоянии 1 см друг от друга, начиная с краю стола.

Выбор и размещение скатерти и дорожки

У каждой хозяйки в шкафу хранится нарядная белая скатерть. Однако не стоит ограничиваться только одной моделью, сейчас в магазинах представлен широкий выбор изделий самых разных размеров, цветов и стилевого оформления. Для прямоугольных столов подойдут скатерти на 50 см длиннее столешницы, а для круглых или овальных – на 100 см шире диаметра стола.

Дизайнеры настаивают на том, чтобы цвет скатерти сочетался с оттенком штор и общим стилевым оформлением помещениям. Главное хорошо отгладить ткань, а выбор расцветки зависит только от предпочтений жильцов дома. Вы можете постелить традиционную бежевую или белую либо выбрать более нестандартный вариант.

Еще одним новым способом украшения стола является использование однотонных дорожек и подтарельников. Примеры такого декорирования вы можете видеть на фото ниже.

На салфетки или специальные дорожки ставятся сначала глубокие, деревянные либо салатные тарелки. Недалеко от них находятся чайные приборы и посуда для десертов. Расстояние от края стола до посуды должно быть около 1,5-2 см. Также рекомендуется подложить бумажную салфетку под закусочную тарелку, чтобы она не скользила по скатерти.

Расположение столовых приборов

Дальше по порядку идет раскладка столовых приборов. По правилам этикета их раскладывают по числу перемены блюд, кладут обратной стороной к столу. Справа располагаются ложки и ножи, слева – вилки. В большинстве случаев на каждого человека приходится по одному набору приборов.

Если же вы хотите поразить своих гостей, то можете дополнительно сервировать стол яркими стаканами, бокалами, специальными вилками, чайными и десертными ложками.

Сервировка бокалов, стаканов, фужеров

За тарелками идут бокалы – их расставляют от большего к меньшему. Выбор предметов зависит от предпочтения гостей относительно тех или иных напитков. Это могут быть стаканы для воды, фужеры для белого или красного вина, стаканы для сока, а также рюмки для крепких напитков.

Бокалы располагаются справа, стаканы слева, образуя ровную линию. Допускается расстановка посуды и приборов в два ряда при большом количестве участников мероприятия.

Перед сервировкой бокалов на столе позаботьтесь о чистоте посуды. Все предметы необходимо тщательно вымыть, протереть полотенцем и убедиться в отсутствии сколов и иных дефектов.

Выбор и сервировка салфеток

Классическая сервировка стола предполагает использование однотонных салфеток нейтральных оттенков. Как и в случае с расстановкой столовых приборов, нет четких правил расположения салфеток. Их можно красиво сложить рядом с закусочной тарелкой (предназначенной для хлеба, тарталеток и салатов) или положить в стакан для воды, украсить декоративными кольцами и лентами.

Если вы накрываете стол к обеду, просто разложите салфетки сбоку от каждой тарелки, как это показано ниже.

На видео: как правильно сервировать стол.

Декор стола (финишное оформление)

Отличным вариантом декора стола является скатерть из синтетического материала. Такое решение подойдет и для домашних посиделок, и для праздничного ужина, главное подобрать подходящую расцветку. Ухаживать за подобной скатертью легко – она не мнется, не истирается и надолго сохраняется свой первоначальный внешний вид. В качестве дополнения используют тканевые салфетки, подтарельники, кружевные дорожки.

Чтобы сделать интерьер гостиной элегантным, уютным и незабываемым, поставьте на стол букет свежих цветов, вазу с фруктами, старинную сахарницу и хрустальные бокалы.

Столовые приборы в современном стиле отличаются разнообразием форм, оттенков и своими уникальными функциональными чертами.

Виды сервировки

Убранство стола может меняться, в зависимости от времени суток и характера праздничного ужина. В таком случае выделяют банкетную, фуршетную, чайную и кофейную сервировку. Однако определенные различия существуют. Завтрак предполагает минимальное количество блюд для сервировки стола, а во время ужина на столе всегда располагается большое количество посуды и приборов.

Для завтрака (+ воскресного завтрака)

Это самый простой тип сервировки стола. В первую очередь расставляются закусочные тарелки, потом чашки, стаканы и небольшие блюдца. Поверх последних кладется чайная ложечка. Если члены вашей семьи пользуются подставками для яиц или плошками для масла, не забудьте про чайную ложку. На закусочную тарелку ставится глубокая пиала (для каши или хлопьев).

Воскресный завтрак нельзя представить себе без чаепития, именно поэтому в центре стала находится кофейник или чайник.

Украсить стол можно при помощи цветов, необычных салфеток и различных декоративных элементов. Семейные воскресные завтраки становятся доброй традицией во многих домах, они сближают близких друг с другом. Ключевым моментом в сервировке стола к завтраку является создание хорошего настроение и удобства в процессе приема пищи.

Обеденная

Есть несколько видов сервировки стола к обеду. Все зависит от количества блюд и их характера. Застелите стол белой скатертью, поставьте одну плоскую и одну глубокую тарелку (для супа или салата). Если в меню есть блюда, которые нельзя есть из общей посуды, добавьте закусочную тарелку. Расположите столовые приборы в соответствии с правилами этикета. Для украшения стола отлично подойдут красиво сложенные салфетки.

Отличительной чертой сервировки стола к обеду является установка солонки и других предметов для специй и приправ.

Полная вечерняя

Накрывать стол можно не только для членов семьи, родственников или друзей, но и для малознакомых гостей. Предварительная сервировка в соответствии со всеми канонами — залог успеха любого званого ужина, ведь всем должно быть удобно и комфортно. Декор стола создает особую атмосферу, которая располагает к душевным разговорам, прекрасным воспоминаниям и планам на будущем.

Чтобы праздник удался, необходимо соблюдать следующие правила столового этикета:

  • Идеально чистая выглаженная скатерть. Желательно, чтобы изделие было выполнено из плотной ткани (это позволит избежать звона посуды при падении и защитит поверхность от разлитой жидкости).
  • Для оформления праздничного стола не приемлемо использование разных по цветовой гамме посуды и приборов. Отдавайте предпочтения однотонным вариант из одного набора. Все элементы декора (вазы, подставки, кольца для салфеток) должны блестеть от чистоты, тоже самое касается и посуды.
  • Запрещается подавать на стол закупоренные бутылки с шампанским или вином. Все алкогольные напитки подаются в открытых бутылках, после чего разливаются по фужерам. Рядом с бокалами, стаканами кладется по одной тканевой салфетке.

Банкетная

Банкетная сервировка мало чем отличается от полной вечерней, однако есть некоторые особенности данного типа оформления. Так, неглубокие тарелки расставляются на расстоянии 1 см друг от друга, начиная от центра сначала по одной стороне, потом по другой. Они должны находиться четко одна напротив другой. На эти тарелки ставятся закусочные и пирожковые блюдца. Следующий этап – расположение столовых приборов на расстоянии 0,5 см от неглубокой тарелки.

Отличительной чертой банкета является украшение стола специальными именными карточками, где указывается личная информация участника мероприятия. Они располагаются слева от фужеров.

Фуршетная

Фуршетная сервировка стола становится все более популярной, ее используют на закрытых вечеринках, официальных мероприятиях и во время неформального общения деловых партнеров. Различают два варианта: одностороннюю и двустороннюю сервировку. Каждая имеет свои отличительные черты. В первом случае стол украшается только с одной стороны и размещается около стены. Второй же обычно применяется на корпоративах, на свадьбах и юбилеях.

Сервировка производится с двух сторон в соответствии со специальной схемой. Главное, чтобы взять блюдо можно было, не прилагая особых усилий (поэтому стол занимает всю центральную часть помещения).

При фуршетной сервировке особенно важно придерживаться одинаковых интервалов между столовыми приборами и другими предметами. Накрывать стол начинают с расстановки стеклянной и хрустальной посуды, после чего в центр стола ставят вазы с цветами и бутылки с алкогольными напитками.

Этикетки на бутылках должны быть повернуты в одну сторону. В определенных ситуациях (когда много гостей) для напитков и закусок выделяют отдельный столик.

Кофейная

Характер и основные положения кофейного этикета напрямую зависят от выбранных напитков. Это может быть кофе по-турецки, классический кофе, итальянский экспрессо. Более крепкие напитки, приготовленные на плите, подаются в фарфоровых чашках из одного сервиза. Помочь в создании идеального кофейного напитка может гейзерная кофеварка – это старинный секрет народов Востока.

Наливая кофе, следите, чтобы чашки были заполнены лишь на две трети (тогда гости смогут добавить немного молока или сливок).

Кофейная сервировка стола включает в себя три элемента – блюдце, чашка и чайная ложка. К числу дополнительных предметов относятся десертная тарелка, в нее можно положить пирожные, и приборы для фруктов или сладостей. Расстановку блюд стоит начинать с десертов. Когда все гости соберутся, можно заняться приготовлением напитков.

Чайная

Если за каждым гостей закреплено определенное место за столом, то в основе сервировки лежит принцип, когда перед каждым участником чаепития ставится чашка с блюдцем с необходимым перечнем приборов и маленькая тарелочка для десертов. В центре стола располагается главное блюдо. Это может быть ваза с пирожными, торт, яблочный пирог, ваза с фруктами.

Особое внимание уделяется декору, все элементы необходимо равномерно расставить по периметру стола. Заварочный чайник и чайник с кипятком принято оставлять с краю. В случае же с самоваром, он ставится четко в центр.

Приглашая друзей на чай, убедитесь, что у вас достаточно чайных комплектов (лучше если их будет на 1-2 больше, чем предполагаемых гостей).

В заключение стоит добавить, что сервировка стола – это в первую очередь индивидуальное оформление окружающего пространства. Не стоит ограничиваться одной схемой расстановки предметов, проявите свою фантазию и украсьте стол невероятным декором и свежими цветами. Неформальный творческий подход и соблюдение классических правил столового этикета – вот залог удачного праздничного ужина, воскресного утра и дружеских посиделок с друзьями за чашечкой ароматного кофе.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *