Как узнать, сколько звуков в слове? Примеры

Чтобы узнать, сколь­ко зву­ков в сло­ве, выпол­ним его звуко-буквенный ана­лиз, для чего пред­при­мем несколь­ко шагов:

  • поста­вим уда­ре­ние;
  • раз­де­лим сло­во на сло­ги;
  • запи­шем зву­ча­ние сло­ва, учи­ты­вая фоне­ти­че­ские про­цес­сы, кото­рые про­ис­хо­дят в нем при про­из­но­ше­нии;
  • запи­шем зву­ки вер­ти­каль­но по-одному ;
  • дадим харак­те­ри­сти­ку каж­до­му зву­ку;
  • под­счи­та­ем коли­че­ство букв и зву­ков в сло­ве и сде­ла­ем ито­го­вую запись.

Пример звуко-буквенного анализа слова

Возьмем для звуко-буквенного ана­ли­за сло­во «звез­да».

Поставим уда­ре­ние на конеч­ный глас­ный . В сло­ве два глас­ных зву­ка и столь­ко же сло­гов:

зве-зда.

Запишем его зву­ча­ние: .

Запишем по вер­ти­ка­ли бук­вы и соот­вет­ству­ю­щие им зву­ки и оха­рак­те­ри­зу­ем их:

  • бук­ва «з» — — соглас­ный звон­кий пар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «в» — — соглас­ный звон­кий пар­ный, мяг­кий пар­ный;
  • бук­ва «е» — — глас­ный без­удар­ный;
  • бук­ва «з» — — соглас­ный звон­кий пар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «д» — — соглас­ный звон­кий пар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «а» — — глас­ный удар­ный.

В сло­ве 6 букв, 6 зву­ков.

Фонетические процессы в словах

Чтобы пра­виль­но выпол­нить звуко-буквенный ана­лиз сло­ва, учи­ты­ва­ем, что в нем могут про­ис­хо­дить сле­ду­ю­щие фоне­ти­че­ские про­цес­сы:

  • оглу­ше­ние звон­ких соглас­ных;
  • озвон­че­ние глу­хих соглас­ных.

Оглушение звон­ких соглас­ных про­ис­хо­дит в пози­ции перед после­ду­ю­щим глу­хим соглас­ным, напри­мер:

  • кол­довство ,
  • указка ,
  • изредка .

При про­из­но­ше­нии слов конеч­ный звон­кий соглас­ный заме­ня­ет­ся пар­ным ему глу­хим соглас­ным:

  • столб
  • сустав
  • утюг
  • поход
  • пей­заж
  • паро­воз .

Озвончаются глу­хие соглас­ные, когда нахо­дят­ся перед звон­ки­ми, напри­мер:

  • рюкзак
  • сдать
  • отбежать
  • сдоб­ный .

Также пом­ним, что бук­вы «е», «ё», «ю», «я» могут обо­зна­чать два зву­ка в несколь­ких пози­ци­ях:

1. в нача­ле слов:

  • ено́т
  • ёкать
  • ю́бка
  • ярмо́ ;

2. после раз­де­ли­тель­ных мяг­ко­го и твер­до­го зна­ков:

  • барьер съехать
  • льёшь подъём
  • обезьяна объявить
  • вьюжный адъюнкт

3. после дру­го­го глас­но­го зву­ка:

  • поездка
  • таёжный
  • июльский
  • пиявка .

При напи­са­нии зву­ча­ния сло­ва сле­ду­ет учи­ты­вать так­же, что двой­ные соглас­ные обо­зна­ча­ют один длин­ный звук, напри­мер:

  • ванна
  • ссора
  • жужжать
  • аллея

Обратим вни­ма­ние на сло­ва с непро­из­но­си­мы­ми соглас­ны­ми, в кото­рых букв боль­ше, чем зву­ков:

  • ненастный
  • солнце
  • здравствуй
  • поздно

Чтобы пра­виль­но под­счи­тать коли­че­ство зву­ков, учтем, что соче­та­ния соглас­ных «зж», «сч» обо­зна­ча­ют один шипя­щий звук, напри­мер:

  • расчёска
  • визжать

В гла­го­лах конеч­ные -ться и -тся фоне­ти­че­ски пре­вра­ща­ют­ся в :

  • сме­яться
  • кра­сится

И, конеч­но, твер­дый и мяг­кий знак не обо­зна­ча­ют зву­ка. Мягкий знак после соглас­ных, кро­ме шипя­щих, обо­зна­ча­ет их мяг­кость, напри­мер:

  • фасоль
  • рабо­тать
  • бук­варь
  • олень

На кон­це суще­стви­тель­ных после шипя­щих мяг­кий знак не зву­чит, а толь­ко обо­зна­ча­ет их при­над­леж­ность к жен­ско­му роду:

  • вещь
  • блажь
  • ветошь
  • течь

Учитывая все эти пере­чис­лен­ные нюан­сы фоне­ти­ки, запи­шем пра­виль­но зву­ча­ние слов и узна­ем коли­че­ство зву­ков, содер­жа­щих­ся в них.

Выполнить звуко-буквенный (фонетический) разбор слова

е и ё — это две разные буквы, влияющие на результат разбора! Синтаксический и морфологический разбор предложения Разбор слова по составу Подобрать однокоренные слова Проверить уникальность Подобрать синонимы к словам Проверить орфографию Распознать Поставить ударение в слове

Описание

Сервис позволяет выполнить автоматический фонетический (звуко-буквенный) разбор слова. При разборе слова сервис сначала пытается определить ударение по словарю. Если слова нет в словаре, то произойдет разбор при всех вариантах ударений (на все гласные). Вам будет необходимо лишь использовать нужный вариант.

В конце анализа приводится цветовая схема слова.

Сервис ориентируется в первую очередь на школьную программу, поэтому многие подходы, используемые в высших учебных заведениях, в сервисе не используются. Русский язык сложен не своими правилами, а исключениями из правил. Многие такие исключения сейчас не добавлены в сервисе, но если Вы будете сообщать о таких исключениях, то они будут добавлены.

Так же хотелось бы отметить, что подходов (комплексов) к фонетическому разбору несколько и однозначно правильного не существует, как и обозначения звуков носят характер с допусками отклонений.

При разборе слов учитывается морфология (например, окончания у прилагательных)

В сервисе учитывается буква е, перед которой произносится твёрдый парный согласный звук или которая произносится без йотации (например, абитуриент).

Сервис позволяет разделить слова на слоги для переноса.

Все Ваши замечания отправляйте на email разработчика.

Что такое фонетический разбор?

Фонетический разбор — это определение звукового состава слова. Другими словами это разбор слова на буквы и звуки.

Для обозначения звуков используется транскрипция — графическое обозначение звука, заключенного в квадратные скобки. Для русского языка прижилась транскрипция, основанная на буквах русского алфавита (были попытки использовать более универсальные обозначения, но они не пользуются популярностью). В некоторых комплексах Вы можете встретить в транскрипциях знаки из других алфавитов, например звук может обозначаться как .

Такие знаки русского алфавита как ъ, ь, е, ё, ю, я в записи звуков не используются. Знак ‘ обозначает мягкость согласного, : обозначение долгий звук, знак ударения ставиться над гласным или скобкой при побуквенном разложении.

Как происходит фонетический разбор слова?

План фонетического разбора :

  1. Разделить слово на слоги, поставить ударение.
  2. Записать транскрипцию слова и каждого звука в отдельности.
  3. Дать характеристику звукам. Для гласных — ударный или безударный, для согласных — парность, твердый/мягкий, звонкий/глухой
  4. Посчитать количество букв и звуков

Фонетика включает в себя несколько ключевых элементов, являясь обособленным отделом языкознания. Содержание статьи предполагает ознакомление с ней лишь на базовом уровне. Если вы хотите получить детальные сведения об этом и иных отделах языкознания — обратитесь к специализированным учебникам.

Звук и буква

Звук, не отражая значения, но демонстрируя звучание слова представляет собой единицу языка. Невозможность раскрыть смысл сказанного компенсируется тем, что он позволяет отличать слова друг от друга. В качестве признаков, что позволяют дифференцировать сказанное, выступают: количество звуков, их набор и последовательность.

Буква — графический символ, основная задача которого заключается в изображении звуков на бумаге. Она лишь дополняет, независимо от того, что методы восприятия этих элементов различны. Причиной тому выступает лишь то, что озвученная речь всегда первична в отношении письменной.

Фонетическая транскрипция

Транскрипция — представляет собой схему того, как слово произносится. Она демонстрирует правильное произношение и нужна из-за того, что между буквенным и звуковым составом есть ряд несоответствий. Ее написание подразумевает применение ряда обозначений:

  • — все звуки заключаются в квадратные скобки;

  • — твердый звук;

  • — мягкий звук.

Помимо, в случае с русским языком, нет четкого сопоставления звуков и букв. Это можно наблюдать на примере подмены гласных при смене ударения в слове. Как итог, для правильного составлении транскрипции требуется обращение к правилам фонетики.

Образование гласных и согласных звуков

Гласные. Все гласные звуки в русском языке наиболее отчетливо ощущаются под ударением, и представлены они в виде шести основных: а, и, э, ы, о, у.

Образование подразумевает спуск нижней части челюсти для прохода широкого потока воздуха, сохраняя при этом в спокойном состоянии язык. Звук напрямую отталкивается от положения органов во время формирования : так, необходимо наполовину приподнять опущенную часть челюсти и подать язык вперед, прижимая его к нёбу. Если же поднять и подтолкнуть язык еще дальше, почти касаясь им верхней линии зубов, а проход для воздуха сузить до минимума, то получится произношение звука .

Образование производится из исходного положения при формировании . Так, проход для воздуха сужается, параллельно приподнимая нижнюю челюсть и часть язык наверх. Губы при этом должны быть вытянуты вперед и округлены.

Формирование производится от исходного положения при образовании : положение рта точно такое же, однако необходимо поднять среднюю часть языка к нёбу, не касаясь его.

Звук образуется при сужении прохода сильнее, чем при ; губы вытягиваются вперед, а задняя часть языка тянется к нёбу, не касаясь его.

Согласные. Образование согласных звуков несколько сложнее, чем гласных. Так, они подразделяются на пять способов, что будут рассмотрены поочередно.

К смычным относятся: б, к, г, п, т, д. При формировании и язык необходимо плотно прижать к зубам, а в случае с и к нёбу. Так, плотное смыкание губ актуально для звуков и — необходимо вывести струю воздуха наружу, чтобы получить резкий шум посредством разрыва плотно прилегающих друг к другу губам.

Смычно-проходные включают в себя: н, л, м. Для создания нужно сомкнуть переднюю часть языка и верхние зубы, однако так, чтобы между краями языка и боковыми зубами были образованы щели для вывода воздуха. В случае с необходимо плотно сжать губы, а с плотно прижать язык к нёбу и верхним зубам — не должно быть «взрыва», так как воздух спокойно выходит через нос.

К щелевым, основу которых составляет трение воздуха, относятся: з, в, ж, ф, с, х, ш. Так, образуется посредством задней части языка, нёба и созданием между ними щели; звук при создании щели у переднего отдела языка и верхней линии зубов; при наличии щели между нижней губой и верхней частью челюсти.

Слитными являются: ц, ч. Если образуется , то необходимо сомкнуть кончик языка и зубы вместе, а затем резким потоком воздуха их разомкнуть — в процессе этого образуется щель, через которую он выходит. Образование производится по тому же принципу, однако язык необходимо соединить с верхней частью нёба.

Дрожащие звуки: р. Он является таковым из-за того, что образуется при дрожании кончика языка.

Гласные звуки и гласные буквы

Ударные гласные

Ударные звуки выделяют голосом, произнося их отчетливо и намеренно делая акцент в слове. Они также находятся в позиции силы за счет особого произношения и высокой интонации.

Однако стоит учитывать содержание в русском языке сложноподчиненных слов. Это значит, что происходит дифференциация на основное и второстепенное ударения. Выделяются они достаточно просто: основное — сильной интонацией; вторичное — слабой. Примечательно то, что тип интонации всегда свидетельствует о виде звука: основное ударение — ударная гласная; вторичное — безударная.

Безударные гласные

Их никогда не выделяют голосом при произношении. Позиция безударных слабая ввиду меньшей интонации. Сам звук находится в состоянии редукции — изменения. Это зависит от того, насколько конкретный звук удален от ударного, потому как чем дальше — тем выше возможность быть измененным полностью.

Согласные звуки и согласные буквы

В качестве основных критериев для дифференциации выступает: глухость и звонкость, твердость и мягкость, а также парность или не парность.

Глухие и звонкие согласные звуки

Использование этих критериев позволяет различать слова. Таким образом, глухие произносятся с минимальным усилием — голосовые связки почти не задействованы, а рот прикрыт. В случае же со звонкими все наоборот — необходимо использовать больше воздуха, а голосовые связки работают в полную силу.

Существуют также парные согласные, что образуются в случаях, когда есть связь между глухим и звонким звуком. Они, зачастую, имеют одинаковое звучание, однако произносятся с использованием различной тональности. В качестве парных стоит выделить: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш. Остальные же, как следствие, являются непарными.

Позиционное оглушение / озвончение

Оно актуально в тех случаях, когда в одной позиции пересекают согласные звуки из категории глухих и звонких. Наиболее частые случаи:

  • перед гласными том — дом ;

  • перед согласными , , , , , , , , , , .

Однако несмотря на то, что подобные позиции сильные, появление звука — глухого или звонкого — предопределяется посредством расположения в слове. Полученное свойство несамостоятельное, а следовательно та позиция, в которой это произошло, — слабая.

Таким образом, парные звонки меняются на глухие в случаях, когда:

  • находятся в конце слова: пруд ;

  • расположены перед глухими: будка .

Отражение глухости/звонкости согласных на письме

Отражение свойства глухости или звонкости производится за счет использования специальных букв: там — дам. Однако это позволяет продемонстрировать лишь самостоятельную характеристику. Позиционная же глухость или звонкость в подавляющем большинстве случаев на письме не отражается вовсе. В качестве исключений выступает только:

  • использование приставок с и з: рассылать, разбить;

  • заимствования: транскрипция — транскрибировать.

Нюансом при использовании приставок выступает только то, что отражение не производится полноценно. Это связано с тем, что оно применяется в качестве уподобления, а не по первичным признакам, которые связаны с преградой согласного звука.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Если рассматривать эти свойства в совокупности с возможной парности или непарности согласных, то нужно отметить, что именно благодаря парным твердым и мягким возможно различать слова. Пример: конь — кон .

Разберем подробнее как их определить. Во-первых, если буква может в разных словах означать как твердый, так и мягкий звук, то она относится к парным. Во-вторых, приведем конкретный пример: кот — кит . В этом случае пара образуется, так как используется одинаковая согласная в связке мягкости и твердость. Запомнить же нужно следующее:

  • разные согласные не могут образовать пару;

  • всегда твердые или мягкие звуки не могут образовать пару, например .

Четкое следование этим правилам позволит не ошибаться при звуко-буквенном разборе.

Позиционное смягчение согласных

Существуют также позиции, в которых встречаются мягкие и твердые звуки. Это происходит в случаях:

Изменения с точки зрения позиции могут быть только в случаях, когда звуки непосредственно влияют друг на друга. В русском языке они производятся непоследовательно, когда дело касается отражения различных согласных групп. Исключением является только смена на , что расположены перед и .

Обозначение твёрдости и мягкости согласных на письме

  • йотированные буквы, расположенные после непарных согласных, е, ё, ю, я обозначают мягкость во всех случаях, кроме тех, когда стоят после ш, ж, ц;

  • когда после согласных, исключение ш, ж, ц, стоит буква и;

  • наличие ь после всех согласных, кроме ш, ж.

Как итог, мягкость обозначается за счет использования гласных букв.

Функции и правописание Ъ и Ь

В русском языке у твердого знака есть одна функция:

  1. Деление. Способен указывать на то, что наличие йотированной гласной свидетельствует не о мягкости согласной, а о наличии двух звуков: объять , съест .

У мягкого же три основные функции:

  1. Разделительная. Она производится перед буквами я, ю, е, ё, и также берет во внимание внутреннее строение слова после приставки, например: вьюга, соловиьнный.

  2. Определяющая. Обозначает самостоятельность мягкости согласной, что является парной. Это происходит либо в конце слова, либо в его середине. Пример: конь, банька.

  3. Грамматическая. Используется в качестве грамматической основы безо всякой на то причины в фонетической «плоскости», например: ключ — ночь.

Если же говорить о правописании, то твердый знак используется:

  • перед гласными: е, ё, ю, я;

  • при использовании приставок, что оканчиваются на согласную;

  • в иноязычных словах;

  • в сложных словах, в которых первая часть — числительное.

В качестве же исключения выступают сложносокращенные слова.

Мягкий знак употребляется:

  • когда стоит перед гласными: е, ё, ю, я;

  • перед буквой о в словах иностранного происхождения, например: медальон.

Существуют также редкие случаи, когда правописание мягкого знака продиктовано теми нормами, что напрямую к нему не относятся.

Позиционное уподобление согласных по иным признакам

Ассимиляции — уподобление — может быть произведено не только по глухости и звонкости или твердости и мягкости. Существуют иные признаки, например — расположение преграды при образовании или характер. Так, согласные могут быть подвержены ассимиляции в таких случаях как:

  • и = : сшить = ;

  • и = : расщепить ;

  • и = : отчёт = .

Помимо, позиционные изменения могут коснуться сразу нескольких признаков. В качестве примера можно привести: подсчёт — здесь чередуются и , представляя тем самым ассимиляцию по мягкости, глухости, расположению и характеру преграды.

Расподобление согласных

Диссимиляция — расподобление — представляет собой обратный процесс. В качестве наглядного примера рассмотри слова «мягкий» и «легкий», где по правилам ассимиляции произошло бы уподобление по глухости, здесь же будет наоборот — расподобление по типу преграды: = — лёгкий , мягкий .

Упрощение групп согласных (непроизносимый согласный)

Существуют также такие сочетания, при которых соединяются три согласные, однако тот, что в центре, выпадает из общей цепи. Его именуют как «непроизносимый согласный» и встречается он в таких сочетаниях как:

В качестве подобного исключения также выступает , когда стоит между гласными.

Как итог: фонетика представляет собой комплексный и объемный отдел языкознания, который до сих пор остается актуальным и имеет в себе много неизученного материала.

1.5. Звуки речи и буквы

Примечание. Для учащихся 1–4 классов смотрите темы раздела «Русский язык для начальной школы»:

  • Русский алфавит, или Азбука
  • Гласные звуки и буквы
  • Согласные звуки и буквы (+ таблица согласных звуков + фразы для легкого запоминания звонких и глухих звуков)
  • Деление слова на слоги. Ударение

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные.

Гласных букв 10:

A Е Ё И О У Ы Э Ю Я

Согласных букв 21:

Б В Г Д Ж З Й
К Л М Н П Р С
Т Ф Х Ц Ч Ш Щ

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука – 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр и сер .

4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

— и (милый).

– ы (мыло).

– а (май) и я (моя).

– о (мой) и ё (ёлка).

– э (это) и е (мeл).

– у (куст) и ю (юла).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков (, , , ) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у; 2) я, ё, е, ю.

Обратите внимание! 1) Я, е, ё, ю – это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.
2) Буквы а и я, о и ё, э и е обозначают соответственно: а и я – звук ; о и ё – звук , э и е – – только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

Обратите внимание! 1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки и в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил , жесть , шёл .

2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук .

Шил , жил , цирк .

3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ. Согласные звуки и в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум , (пять) щук , часть , Щорс .

4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6. Звук обозначается на письме несколькими способами:

7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

  • Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых .

  • Неразделительный ь:

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Мель ;

  • 2) выполняет грамматическую функцию.

    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ.

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

►Материал на тему букв и звуков русского языка для учащихся 1-4 классов читайте в разделе «Русский язык в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

  • Русский алфавит, или Азбука
  • Гласные звуки и буквы
  • Согласные звуки и буквы
  • Деление слова на слоги. Ударение

►Другие темы раздела 1 «Фонетика. Графика. Орфография»

  • 1.1. Звуки речи
  • 1.2. Фонетическая транскрипция
  • 1.3. Гласные и согласные звуки
  • 1.4. Графика. Буквы. Алфавит
  • 1.5. Звуки речи и буквы
  • 1.6. Слог. Правила переноса слов
  • 1.7. Ударение
  • 1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении
  • 1.9. Правописание гласных, обусловленное их произношением
  • 1.10. Согласные звуки
  • 1.11. Употребление букв Ь и Ъ
  • 1.12. Правописание гласных после шипящих
  • 1.13. Правописание гласных после Ц
  • 1.14. Изменения согласных в речи
  • 1.15. Правописание звонких/глухих и непроизносимых согласных
  • 1.16. Полный фонетический разбор слова

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *