Сочинение Чему учат сказки?

Чему учат сказки? Первые книги, с которыми знакомится юный читатель, это сказки. Именно с помощью сказок дети начинают различать добро и зло, а так как в сказках добро всегда побеждает зло, то ребенок начинает понимать, что лучше быть добрым человеком. Сказки влияют на мировоззрение юного читателя, именно из них он черпает много полезной информации, позволяющей в упрощенной форме узнать окружающий мир.

В сказках всегда есть четкая граница поведения плохих и хороших персонажей. На примере героев волшебных произведений создается свой образ положительного человека, которому ребенок начинает следовать. Сказки влияют на формирование характера, на основные принципы понимания справедливости, честности и порядочности. Добрые книжки учат добру, рассказывают о настоящей дружбе, которой не страшны ни какие преграды.

В детстве моей любимой книжкой была «Дядя Федор, пес и кот». Эта книжка учит дружбе, взаимопомощи. Она говорит о том, что не стоит сдаваться перед трудностями, их всегда можно преодолеть. В книжке очень много небольших историй, каждая из которых учит смекалке, взаимоподержке.

В каждой сказке присутствует поучительная мораль. Так, например, «Снежная Королева» рассказывает о настоящей дружбе, способной растопить любой лед. «Морозко» обращает внимание на то, что важно быть добрым, вежливым, не боятся труда. Красная шапочка предостерегает ребенка в том, что бывает опасно разговаривать с незнакомцами. А Иванушка учит не быть жадным и оставаться всегда самим собой. Сказки учат нас не судить о других по внешности. Ведь зеленая лягушка может предстать в образе прекрасной девушки, а страшное чудовище оказаться заколдованным принцем. Учат слушаться родителей, уважительно относитеься к словам старших («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), применять смекалку («Конек Горбунок»).

Читать сказки полезно не только детям, но и взрослым. Ведь взрослея, мы забываем о чудесах и волшебстве, которое окружает нас. И сказки способны напомнить об этом, вернуть в детство. В них легко можно найти ответы на сложные вопросы, возникающие в повседневной жизни.

Вариант 2

Сказки, конечно, учат. В них нет, как в баснях, такой уж морали – в конце отдельной строкой, но всё и так понятно. Общее направление – это учиться добру, побеждать зло.

В сказках, понято, всё просто. Вот если бы в жизни всё так было: добро и зло, белый и черный… Сказка учит проходить препятствия, побеждать зло, не поддаваться злым чарам. Учат находить свою любовь, смело идти вперёд, помогать всем. Не бояться.

Но они не учат анализировать, почему, например, Кощей злой. Может, у него была несчастная любовь, травма в детстве… Не просто так он таким стал. То есть мы учим основы. В жизни, думаю, нужно применять осторожно эти уроки. Просто дальше они усложняются. Так ведь во всём – сначала мы учим базу, а после уже усложняем.

В принципе, все сказки похожи тем, что добро побеждает. Бедный трудяга получает помощь (обычно волшебную), отправляется в путь (а на это нужна смелость), встречает разные трудности, всех побеждает… И ещё герой встречает разных существ волшебных. Обычно они ему помогают, хотя иногда нужно пройти испытания. Вот, например, баба Яга. Страшная, но могущественная. Может и съесть! Но если ей помочь, то подарит, например, клубочек, который дорогу показывает. Говорят, что подобное и в жизни бывает, но только, конечно, Яга уже не бабка, а, например, завуч… И в конце сражаешься с чудовищем, побеждаешь, становишься принцем. То есть происходит превращение.

И ещё я слышал, что сказки намекают на внутреннее путешествие. То есть ты стараешься понять себя, раскрыть в себе новые качества… Встречаешься со своими «драконами», хотя бы со страшным зверем – Лень. Побеждаешь его, а тогда становишься «принцем», то есть открываешь новые качества, добиваешься цели.

Можно сказать, что сказки, так как они много раз повторялись всё новым поколениям уже так вошли в сознание и подсознание, что влияют на человечество. Главное, что они учат добру, хорошему ещё до религии, до государства…

2, 5 класс

Также читают:

Другие

Картинка к сочинению Чему учат сказки?

  • Сочинение Кто виноват в гибели вишневого сада?

    Антон Павлович Чехов является автором произведения Вишневый сад. В своём произведении, он описывает сложный период в российском обществе. Именно в это время разрушаются старые устои общества

  • Сочинение Их воскресила любовь Соня и Раскольников в «Преступлении и наказании»

    «Преступление и наказание» — это философский роман Федора Достоевского, в котором автор рассматривает такие проблемы как поиск жизненного пути, решение вопроса истины

  • Анализ рассказа Шолохова Семейный человек

    В рассказе М. А. Шолохова «Семейный человек» война становится беспощадным противоборством двух сторон. Она способствует деградации моральных качеств героев, которые ранее были обычными людьми.

  • Наступила зима — сочинение

    Умчалась золотая осень, словно дымка, рассеянная дуновением ветра и вот-вот мчится прекрасная зимняя пора. Просыпаясь ясным, высоким утром, передо мной открывается великолепный вид за окном

  • Сочинение Софья начертана неясно (фамусова)

    Неясно Софья может быть написана просто потому, что она «никакая». Особенно, если сравнивать её с Чацким.

Чему нас учат сказки

Чему нас учат сказки, сочинение, 6 класс.
С детства всем нам родители читают сказки. В сказках мы встречаемся с удивительными фантастическими персонажами, порой наделенными магическими силами, что уже само по себе интересно. Чтобы представить все действия, происходящие в сказке, нужно иметь очень богатое воображение. Сказки развлекают ребенка и даже имеют поучительный характер, развивают его фантазию и учат видеть чудеса в повседневной жизни.
В сказках зверей часто наделяют человеческими чертами характера. Таким образом сказка учит нас показывая на образах зверей, как надо и как не надо поступать. Например, лиса в сказках всегда хитрая и из-за своей хитрости попадает впросак. Ребенок делает вывод, что хитрость — это не всегда хорошо. Если будешь ловчить и обманывать, то тебя рано или поздно накажут за это.
Сказка учит ребенка делать свои первые выводы, сочувствовать хорошим и добрым сказочным персонажам, попавшим в сложную ситуацию и порицать плохие поступки злых героев сказок. Ведь в сказке добро всегда побеждает, а зло наказывается.
Сказки развивают детскую фантазию. Ведь без фантазии не представить ни волшебную щуку, которая помогала Емеле, ни Змея Горыныча с тремя головами, ни Бабу Ягу или злого Кощея Бессмертного.
Сказка учит ребенка анализу происходящих в сказке событий. Ребенок усваивает для себя, что такие черты характера, как скупость, жадность, подлость, хитрость и лень не приведут обладающего этими перечисленными «талантами» ни к чему хорошему. Несправедливость в сказках рано или поздно будет наказана и добро и справедливость восторжествуют.
Хотя сказка и повествует о фантастических событиях, но в каждой сказке иносказательно описываются события из повседневной реальной жизни. Как говорят — «сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Очень тонко подмечено, потому что из каждой сказки ребенок должен вынести свой урок и сделать свои выводы.
Сказка учит нас быть трудолюбивыми и работящими, не лгать и быть искренними с окружающими. Тогда и люди нам откроются с такой же хорошей стороны, которую они видят в нас, как произошло в сказке о Снежной Королеве. Маленькая девочка Герда имела доброе сердце и искренне хотела всем помочь, поэтому все, кто встречался на ее пути, звери и другие персонажи этой сказки, безвозмездно помогали доброй Герде в трудную минуту. Нам всем тоже нужно стараться, показывая на своем личном примере, разбудить положительные черты характера в некоторых людях. Сказки учат нас поступать по совести и относиться друг к другу так, как хотелось бы, чтобы окружающие относились к тебе.

Чему учит литература?

Литература является одним из важнейших школьных предметов. Чтение художественной литературы вообще очень полезно как для детей, так и для взрослых. При чтении развивается воображение, память, пополняется словарный запас, расширяется кругозор и улучшается грамотность. Читая книги, человек развивает и свою эмоциональную сферу: учиться любить и прощать, сопереживать и анализировать. На уроках литературы дети изучают историю развития литературы. Ученики узнают разнообразие литературных форм и стилей, научатся оценивать поступки литературных героев. На нашем обучающем портале вы можете посмотреть уроки по литературе, выполнить задания к урокам или задать вопрос учителю. Даже если ваш ребёнок обучается дома, он сможет поучиться у лучших учителей.

Развитие литературы

На уроках литературы дети знакомятся со многими художественными произведениями, различными формами и стилями написания. Изучение литературы происходит постепенно. Сначала дети изучают мифы и сказки, затем знакомятся с понятием древнерусская литература и постепенно переходят от неё к русской литературе XIX-XX веков.

Древнерусская литература возникла вместе с появлением на Руси христианства и церкви. Первые книги были привезены на Русь извне. Это были в основном церковные тексты, переведённые на русский язык. Основная тема литературы в это время — история Руси и смысл человеческой жизни. Древнерусская литература описывает жизнь исторических личностей. В ней почти нет места выдумке. Авторы безлики и пишут о том, что происходит вокруг. Всё это обуславливает тот факт, что древнерусская литература имеет большое значение для истории, ведь она несёт в себе много исторических данных. Например, «Слово о полку Игореве» является одним из известных памятников древнерусской литературы, дошедших до нас. В этом произведении рассказывается о неудачном походе русского князя Игоря Святославовича на половцев. «Слово о полку Игореве» хоть и относится к древнерусской литературе, но содержит в себе фольклорные и языческие мотивы, которые переплетаются в этом произведении с христианскими.

На портале вы можете также узнать точку зрения, согласно которой — «Слово о полку Ирогеве» ни что иное, как фальсификация конца XVIII века. А также, почему это произведение содержит в себе следы разных эпох от XII до XVIII века. Другим достаточно сложным для изучения произведением русской литературы является поэма великого русского писателя XIX века Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Это произведение было задумано трёхтомным, но напечатан был только первый том.

В поэме «Мертвые души» много лирических отступлений, которые создают особое настроение. В них Гоголь выразил свои размышления и глубокие переживания. В курсе литературы вы узнаете о смысле названия поэмы «Мертвые души», историю написания произведения, а также исторический контекст, который Николай Васильевич вкладывал в поэму. Отдельно разбирается одно из лирических отступлений — новелла «Повесть о капитане Копейкине», которая является частью «Мертвых душ», но долгое время была запрещена цензурой. В курсе лите­ратуры ещё много замечательных произведений как русских, так и зарубежных писателей и поэтов, которые позволяют оценить разнообразие и богатство литературных жанров и идей. Это А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.А. Блок и многие другие. И каждому из них в курсе литературы уделяется достаточно времени, чтобы ученики смогли ознакомиться с их творчеством.

Где найти уроки по литературе?

Чтобы изучать литературу, нужно, в первую очередь, много читать. Но вам не обойтись и без учителя, который обратит внимание на важные моменты, пояснит то, что непонятно или заставляет сомневаться. И для этого совсем не обязательно искать репетитора. Если ваш ребёнок учится дома, вы всегда можете обратиться к обучающему порталу InternetUrok.ru, где школьные учителя в видеоуроках доступно изложили весь материал, а если что-то останется непонятным, вы всегда можете задать вопрос прямо на сайте. Если вы сами являетесь учителем, вы также можете обратиться к видеоурокам, чтобы сравнить вашу подачу информации ученикам с приёмами других учителей.

Чему учат наши сказки?

Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе можетбыть слишком долгим. Сказки дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Если верить в себя, не отступать от своих принципов — все получится. В образах сказочных героев, в их взаимодействии с окружающим миром реалии жизни адаптируются для детского восприятия. Дети все воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев.

Русские народные сказки знакомят ребенка с огромной вселенной, в которой ему придется жить, с ее физическими законами, животным миром, историей и культурой.

Герои русских сказок

Главный герой сказки — всегда мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все преграды на пути к своему счастью. В ходе приключений, происходит преобразование героя: Иван-дурак, простоватый и ленивый, в конце сказки обязательно превращается в молодца-красавца и женится на царевне.

Преодолевать испытания герою помогают другие персонажи: чудесные животные, мудрыесоветники. Но помощь не дается так просто: даже Баба Яга помогает герою, если тот показывает себя трудолюбивым, воспитанным и целеустремленным. В этом выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности. Чудесные помощники обладают волшебными средствами (ковер-самолет, сапоги-скороходы), которые олицетворяют собой народные мечты.

Женщины в русских-народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость, обязательный атрибут — коса до пояса (волосы раньше ассоциировались с жизненной силой) — все это черты, которые, в народном представлении, должны присутствовать у любой девушки.

Протагонисты главных героев — темные, злые силы (Кащей Бессмертный, Змей Горыныч). Ониковарны, жестоки, алчны — так в представлении народа выражается понятие о насилии и зле. Чем страшнее чудовище, тем значимее кажется подвиг главного героя. Но борьба с темными силами ведется не только при помощи силы и ума: народное сознание иногда наделяет злодеев и комической глуповатостью, из-за которой они попадают в расставленные главным героем ловушки.

Животный мир

Животные в русских народных сказках олицетворяют собой качества человеческого характера. Сложились «штампы» образов, одинаковые для всех сказок.

Например, Лиса — плутовка и обманщица. Она олицетворяет хитрость, обман, склонность к уловкам. Она будет притворяться слабой, пускать в ход красноречие чтобы добиться своего. Но Лиса часто наказывается за свои проделки (получает заслуженное наказание за обман), особенно если ее хитрости причиняют серьезный вред кому-то из героев.

Волк олицетворяет жадность и злобу. Но, в то же время, он глуп и легко поддается обману состороны более хитрых персонажей сказки. Особенно часто встречается противостояние Волка и Лисы, причем, Волк снова и снова попадается на лисьи уловки, как бы он ни зарекался верить Лисе. Но Волк — это и олицетворение смерти (так как он часто кого-нибудь съедает). Но добрые и умные персонажи всегда побеждают волка.

Медведь в сказках представляет собой грубую силу, неповоротливость, тугоумность. Он может быть или свирепым, или добрым и наивным. Медведь, как хозяин леса, обладает властью над другими животными. В образе Медведя можно проследить параллель с образами богатых помещиков-крепостников. В итоге, такой медведь всегда оказывается побежденным. Но иногда Медведь олицетворяет и добрые силы природы, одаривая и помогая герою за трудолюбие и честность.

А мелкие животные в сказках (зайцы, мыши) — трусоваты, но добры. Они готовы помочь, этохорошие друзья. А в трудные минуты в них может проснуться и настоящая храбрость. Правда, победы они одерживают чаще случайно, так как ни умом, ни силой не могут сравниться с другими персонажами.

Так что русские народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым.

Во времена не такие уж далекие слово «сказка» означало что-то рассказанное, без всякого намека на выдумку. При помощи сказок наши предки передавали своим детям жизненную мудрость, обучали и образовывали их. Недаром Пушкин, большой знаток и любитель русских народных сказок, считал, что «в ней намек, добрым молодцам урок».

Чему учат русские народные сказки?

Если постичь глубинную суть народных сказок, то можно увидеть скрытый в них сакральный смысл, и не один, а несколько слоев. Сказки — это концентрированная народная мудрость, ключ не только к мировоззрению наших предков, но и к психологии современного человека.

Герои русской сказки живут в особом смысловом пространстве, в котором объясняется устройство мира, общества и человека. Как найти свое предназначение? Для чего нам даются испытания и как их преодолеть? Что такое дружба и любовь?

На эти и многие другие вопросы дают ответы народные сказки. Давайте поговорим о том, какие герои чаще всего встречаются в русских сказках и как они взаимодействуют друг с другом?

В сказках раскрываются как национальные, так и общечеловеческие архетипические образы. Впервые понятие архетипа ввел швейцарский психолог Карл Юнг. Он же указывал на архетипичность героев мифов и народных сказок. Если не вдаваться в подробности, то архетип — это универсальный культурный первообраз, символическое представление о человеке и его месте в мире и обществе. Архетипы — это выражение коллективного бессознательного, лежащее в основе психотерапии.

Благодаря архетипичности сказочных образов в последние годы появилось и развивается новое направление в современной психологии — сказкотерапия. Она подходит как детям, так и взрослым. Сказки помогают человеку разрешить конфликты, найти выход из сложной ситуации, осознать мотивы своих поступков и поступков других людей. Об этом течении мы поговорим подробнее в финале этого материала. Пока же вернемся к архетипам и проанализируем, какие образы чаще всего встречаются в русских народных сказках и как они взаимодействуют друг с другом.

Герои русских народных сказок

Иван-царевич (архетип — героизм, главный герой, богатырь, витязь).

Иван-царевич — главный герой многих сказок, именно вокруг него развертывается все повествование. Как правило, он должен выполнить какую-то сложную задачу — по своей воле или по чужому повелению.

В сказке «Иван-царевич и серый волк» он должен добыть жар-птицу, в сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое» — найти пропавшую мать и старших братьев, в «Царевне-лягушке» и «Марье Моревне» — освободить свою жену из плена Кощея Бессмертного. Чтобы достичь своей цели, Иван-царевич проходит через испытания и в конце получает достойную награду.

Иван-царевич — это идеал успешного человека. Все, что бы он ни делал, ему удается. И даже ошибки, которые он совершает по пути (не слушается советов серого волка, например), в конце концов, приводят его к более высокой цели, чем та, что была поставлена первоначально. Тем самым оправдывается риск, которому подвергает себя герой.

Интересно, что иногда в роли такого «Ивана-царевича» выступает девушка. Наиболее ярко этот образ проявляется в сказке «Перышко Финиста ясна сокола». Именно младшая дочка преодолевает все препятствия (снашивает три пары чугунных сапог, ломает три чугунных посоха и сгрызает три каменные просвиры), чтобы вернуть любимого. Да и Василиса Прекрасная из одноименной сказки три дня живет в услужении у Бабы-яги, а потом своим трудом и рукоделием заполучает в мужья самого царя.

Ивана-царевича относят к архетипу Самости, Витязя. Этот герой показывает, что ничего не дается без труда, для достижения своих целей необходимо приложить усилия и измениться самому.

Баба-яга (архетип — мудрость, двойственное женское начало)

Путешествие в сказочный мир для героя часто начинается со знакомства с противоречивым персонажем — Бабой-ягой. Она предстает то как злая и коварная похитительница детей («Жихарка», «Баба-яга», «Гуси-лебеди»), то как помощница и проводница («Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка»). Неспроста ей служат вороны и черные коты — также двойственные персонажи, олицетворяющие, с одной стороны, мудрость, а с другой — темные силы.

Живет эта страшная горбатая старуха, одетая в лохмотья, в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. Избушка представляет собой границу миров, недаром она умеет поворачиваться вокруг своей оси, обращаясь передом то к лесу (потустороннему миру), то к герою (который до поры до времени принадлежит миру живых). На то, что Баба-яга — это проводник в потусторонний мир («Навь» — согласно славянской традиции), намекает и ее костяная нога: одной ногой она стоит в этом мире, а другой — в ином. Прообразом избушки на курьих ножках считают «избы смерти», в которые древнеславянские племена помещали прах умерших. Такие избы ставились на столбах или пнях, чтобы туда не смогли попасть звери. А чтобы столбы не гнили, их обкуривали дымом. Так и объясняется происхождение выражения «курьи ножки» — от искаженного «курные».

Часто встречающийся сюжет про то, как Баба-яга хочет зажарить незваных гостей, тоже находит свое толкование в народных обрядах. Недоношенных детей обмазывали тестом, клали на лопату и засовывали в теплую печь (как символ женского лона), сопровождая это действо заговорами, чтобы ребенок «допекся». К печи подносили и заболевших детей, чтобы хворь ушла вместе с дымом.

Бабе-яге известны все тайны сказочного мира, но выведать их не так-то просто: чтобы добиться благосклонности старухи, необходимо пройти через определенный ритуал. «Ты бы прежде меня, доброго молодца, накормила-напоила, в бане выпарила, да тогда б и спрашивала», — говорит Иван-царевич. Баня — это символ ритуального омовения, означающего смерть Ивана-царевича в этом мире. Но это смерть ради жизни, ради того, чтобы попасть в мир потусторонний и там выполнить свою задачу.

От хозяйки избушки на курьих ножках герой получает не только мудрый совет, но и волшебный предмет — зеркальце, колечко, клубочек ниток, — причем в этом предмете проявляется ее женская сущность. Баба-яга — это выражение архетипа Мудрости, Матери.

Кощей Бессмертный (архетип – бунт, разрушительная мужская сила)

Если Баба-яга представляет собой двойственное женское начало, то Кощей — это мужская и, безусловно, разрушительная сила. Чаще всего Кощей предстает в образе тощего старика или просто скелета (отсюда и его имя). Он похищает женщин (Марью Моревну, Царевну-лягушку) и держит их как пленниц. Кощей — это архетип бунта: он отрицает все общепринятые нормы, включая природные циклы рождения и смерти (за что и прозван Бессмертным).

Кощей обладает сверхъестественной силой, которая связана с водой. Выпив три ведра воды, он разрывает сковывающие его цепи и освобождается из подземелья. Кощей — могущественный колдун, обладающий даром превращения: именно он заковывает царевну в лягушачью кожу. Единственный способ победить Кощея — убить его, но сделать это чрезвычайно сложно. Для этого надо отыскать Кощееву смерть, которая находится на острове Буяне, где растет дуб, на котором висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Сломав иглу, можно убить Кощея. Победа над Кощеем становится одной из главных целей Ивана-царевича.

Волк, щука, кот, сокол и другие (архетип — магия, помощник главного героя)

В своих скитаниях главный герой опирается на помощь животных, без которых он никогда не смог бы выполнить свою задачу (волк в «Иване-царевиче и сером волке», кот из «Бабы-яги», щука в «По щучьему велению», ясен сокол, орел и ворон в «Марье Моревне»). Они появляются тогда, когда наш герой оказывается в безвыходной ситуации. Но чтобы помощь пришла вовремя, необходимо заранее оказать определенную услугу этому животному: дать коту мясца, накормить мышку кашкой, отпустить щуку на волю или даже отдать замуж за птиц своих сестер.

Зато в ответ, в самую трудную минуту, они не оставят героя в беде: посоветуют, как убежать от Бабы-яги («Баба-яга», «Гуси-лебеди»), исполнят любые, даже самые сумасбродные, желания («По щучьему велению») и оживят его, когда он будет убит завистниками («Иван-царевич и серый волк»).

Эти животные выражают архетип Помощника, Духа, Магии. Они учат, что любая встреча, даже с самым мелким и незначительным персонажем, должна рассматриваться как испытание. Пройди его — и будешь вознагражден (сразу или через время).

Сказочные красавицы (архетип – любовь, наивысший дар)

Конечной целью всех испытаний, которые выпадают на долю главного героя, оказывается обретение любви и свадьба, даже если первоначальная цель была далека от этого (скажем, в «Иване-царевиче и сером валке» герой отправился на поиски жар-птицы, а вернулся с конем и красавицей невестой). И стали они жить-поживать да добра наживать.

Сказочные красавицы — Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна, Аленушка, Царевна — это воплощение архетипа Любовь и наивысший дар, который получает герой. Девушки обладают ценными качествами: добротой, красотой, мудростью, благоразумием, честностью, верностью. В поисках любви герой проходит испытания, часто связанные с риском для жизни, и побеждает конкурентов. За любовь нужно бороться, намекают нам сказки. Но любви достойны не все.

Отрицательные герои (архетип — тень, мешающая главному герою)

Какая же сказка без отрицательных типажей? Злая мачеха с дочками («Василиса Прекрасная»), родные братья («Иван-царевич и серый волк»). Эти герои либо пытаются помешать Витязю выполнить свою задачу, либо посылают его на верную гибель. Хитрые, изворотливые, расчетливые личности, стремящиеся чужими руками жар загребать, оказываются недостойными счастья. Они терпят поражение и несут заслуженное наказание (вплоть до гибели). Главный итог всех сказок — победа Самости над Тенью, добра над злом.

Волшебные превращения

Еще один часто встречающийся сюжет в народных сказках — превращения. Брошенный гребень становится дремучим лесом, а зеркальце — озером. Василиса Премудрая по своей воле умеет не только сама превращаться в различных животных (в овечку, утку, голубку), но и обращать возлюбленного Ивана-царевича в пастуха, попа в селезня.

Часто человек превращается в животное или чудовище не по своей воле («Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»). Спасти его может только тот, кто за уродливой внешностью разглядит прекрасную душу, тогда он получит в награду любовь и счастье.

Сказкотерапия

Рассмотрев основные архетипы и смыслы русских сказок, вернемся к сказкотерапии (более подробно ознакомиться с этой темой вы можете в другой нашей статье – «Сказкотерапия как метод психологической коррекции»). Ее суть — воздействие на подсознание человека. Мы выяснили, что в основе каждой истории лежат универсальные архетипы, при помощи которых терапевт может проработать любую ситуацию, просто рассказывая историю.

Еще более действенный метод, который часто используют сказкотерапевты в работе со взрослыми, — придумывание собственных историй. Чтобы добиться желаемых изменений в жизни, надо в первую очередь изменить себя, но далеко не каждый понимает эту необходимость и осознанно к этому стремится. Сказка помогает постичь собственный внутренний мир и найти варианты решений назревшего конфликта, внутреннего или внешнего. Узнавая в сказочном персонаже себя или придумывая нового героя, человек не полностью отождествляет себя с ним и тем самым получает возможность свободно выразить все свои тайные желания, переживания и мысли, обычно скрытые глубоко в подсознании («это не про меня — значит, можно»). Навь — это не только мир мертвых, это еще и подсознание, где, общаясь со своим внутренним героем, можно встать на путь трансформации.

Подобно Ивану-царевичу, человек попадает в волшебный мир, где он не скован рамками условностей и поэтому может найти нестандартные способы решения своих проблем. В результате терапии он самостоятельно отыскивает пути выхода из затруднительных ситуаций, понимает, какими ресурсами обладает сам, а с чем не может разобраться без посторонней помощи. Итог — сознание человека изменяется, мысли роятся в голове даже после того, как сказка окончена. А это значит, что положительные изменения не заставят себя ждать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *