Правильная артикуляция звука «З»: как поэтапно поставить его у детей

Постановка звука «З» у дошкольников — это выработка навыка его правильного произношения. Она не представляет большой сложности, несмотря на то, что исправление артикуляции — сам по себе процесс трудоемкий и долговременный.

Как научить ребенка выговаривать «З», автоматизация звука «З» в словах, дифференциация его при смешивании с «Ж» и «С» — об этом и не только вы узнаете из нашей статьи.

Правильная артикуляция звука «З»

Звуки «З”, «Зь», «С», «Сь», «Ц» относятся к свистящим как имеющие схожую артикуляцию. Чтобы научиться говорить букву «З», сначала проясним, как работает при этом речевой аппарат.

Когда мы произносим звук «З»:

  • губы немного растянуты, как при улыбке;
  • язык по бокам прижат к верхним зубам, а внизу — упирается в нижние резцы;
  • между рядами зубов остается небольшая щелочка;
  • мягкое небо перекрывает воздушной струе выход через нос;
  • воздух проходит вдоль языка, создавая глухой «С»;
  • голосовые связки колеблются и «включают» голос, без которого звучание «З» невозможно.

А как бывает, когда есть дефект воспроизведения свистящих?

Виды неправильной артикуляции звука «З»

Когда произнесение свистящих звуков искажается, это называется сигматизмом, когда заменяется другими звуками — парасигматизмом.

Есть несколько видов сигматизма:

  1. Губно-зубной. При этом дефекте нижняя губа тянется кверху и получается «В» вместо «З» («задача» — «вадача»).
  2. Боковой. Язык по бокам, или только с одной стороны, не опирается на верхние зубы, и воздух рассеивается во рту, теряя напор и образуя хлюпающий звук «ХЛь» («закат»— «хлякат»).
  3. Межзубный. Язык находится между рядами зубов, создавая шепелявое звучание.

  1. Носовой. Мягкое небо опускается к корню языка, выдыхаемый воздух выходит через нос. Таким образом получается гнусавое «Х».
  2. Призубный. Язык упирается в полусомкнутые зубы и не дает свободно двигаться проходящему воздуху, в результате слышится что-то среднее между «Д» и «З» («зима» — «дзима»).
  3. Шипящий. Кончик языка отодвигается к уздечке, сам он выгибается к верхнему небу, губы округляются и получается шипение вместо свиста («замок» — «жамок»).

При парасигматизме звуки «З», «Зь», «С», «Сь», «Ц» заменяются другими, чаще всего «Ш», «Ф», «Т», «Щ», что говорит о нарушении фонематического восприятия.

Как выглядит весь процесс работы со звуком?

Последовательность коррекционной работы

Постановка звука — это часть логопедической работы со звукопроизношением, которая проходит поэтапно. В целом этот процесс выглядит так:

Только последовательное прохождение всех этапов дает возможность достигать желаемого результата и закреплять его.

А теперь обо всем по порядку.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе демонстрируется правильное звучание и артикуляция формируемого «З». Проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, чтобы подготовить ребенка к выполнению основных упражнений по его постановке.

Постановка звука

Существует несколько способов постановки звука «З» для логопедов:

Постановка по подражанию

Ребенку объясняют, как должны располагаться и двигаться органы речевого аппарата, и как звучит «З». Он повторяет за логопедом как изолированный звук, так и слоги, его содержащие. При этом способе постановки для наглядности используют карточки, макеты, иллюстрации. Это делает процесс звуковоспроизведения понятным и осознанным.

Механический способ постановки

При постановке звукопроизношения этим методом положение речевых органов корректируется вспомогательными средствами, например, зондами, шпателями или пальцами.

Так, при межзубном дефекте язык отодвигается за нижние передние зубы шпателем; а при губно-зубном — нижнюю губу придерживает логопед.

Постановка от опорных звуков

Опорные звуки имеют похожий с нарушенными механизм воспроизведения, но произносятся ребенком верно. Поэтому постановка проблемного звука на их основе приносит хороший результат. Опорными для звука «З» являются «И» и «Ф», как и для «С». Коррекционная работа над «З» начинается после постановки «С». Они различаются лишь тем, что для произнесения «З» задействуется голос.

Постановка «З» от «И»:

  • растягиваем губы в улыбку и произносим протяжно «И»;
  • не меняя положения, пробуем только выдыхать воздух с шумом;
  • когда услышим пусть не слишком акустически чистый «С», переводим его голосом в «З»;
  • предлагаем малышу положить ручку на горлышко и ощутить, как оно “гудит”;
  • закрепляя звучание, звеним подольше.

А проговаривание звука «Ф» дает возможность отработать правильно направленную струю воздуха. Поставить звук «З» можно еще от «Ш» и «Т».

Постановка «З» от «Ш»:

  • тянем «Ш»;
  • двигаем язычок к нижним резцам до упора;
  • при получении свистящего «С» подключаем голос;
  • имитируем комариный звон.

Постановка «З» от «Т»:

  • на выдохе тянем непрерывно «Т»;
  • продолжаем и улыбаемся;
  • чем сильнее улыбка, тем тоньше получается свистящий «С»;
  • далее — по известному алгоритму от «С» к «З».

Постановка от артикуляционных упражнений

Артикуляционные упражнения наиболее любимы детворой. Это взрослым важно знать, что они развивают подвижность языка, щек, губ, разрабатывают подъязычную уздечку и самым наилучшим образом способствуют четкому звукопроизношению.

А малыши с удовольствием причесывают язычок,

пекут блинчики,

улыбаются, как лягушата,

чистят зубки.

Автоматизация звука «З»

Недостаточно только выговаривать звук, надо научиться использовать его в своей речи. На следующем после постановки этапе усвоенный навык закрепляется. Сначала изолированно, затем — в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Для автоматизации звука «З» можно практиковать проговаривание его в стихах, чистоговорках, скороговорках, загадках, фразеологизмах.

Например,

стихи со звуком «З»

чистоговорки на «З»

скороговорки на «З»

А вот еще интересные загадки и фразеологизмы на букву «З» на этапе автоматизации.

Загадки:

Фразеологизмы:

зарубить на носу, закидать шапками, заживет как на собаке, заморить червячка.

Логопедическое занятие по автоматизации проблемного звука пройдет успешнее, если организовать его в игровой форме с использованием цветных картинок, игрушек, кубиков, лото и других предметов.

Вот несколько идей для автоматизации «З»:

  1. Попросите ребенка назвать цвета кубиков. Какой цвет начинается на «З»? Правильно, зеленый. Давай зеленые кубики сложим отдельно. Какие игрушки содержат букву «З» в своем названии? Зайка, змейка, собачка Зина. Оказывается, ураган разрушил их домики, и они решили построить один общий дом из зеленых кубиков. Как-то во время прогулки в зеленом лесу пошел дождь. «Где наши зонтики?» — закричали зверушки. Они бросились домой, но там их поджидал злой волк Заза. Зверушки не испугались, они пригласили волка в гости переждать дождь за чашкой ароматного чая с земляничным вареньем.
  2. Разложите цветные картинки в ряд, пусть малыш выберет из них те, на которых изображены предметы с буквой «З».
  3. Вы называете слово, а ребенок повторяет его во множественном числе (зуб-зубы, зверь-звери).

Регулярность занятий — непременное условие развития любого навыка. Только настроившись методично трудиться и заручившись поддержкой врача-логопеда, можно помочь своему сыну или дочери одолеть непослушную букву.

Дифференциация звука «З»

Это следующий после автоматизации этап работы над звукопроизношением. Под дифференциацией понимают умение различать один звук от другого, близкого по звучанию.

Это значит — научиться вычленять его на слух, определять местоположение в начале, середине или конце слова, понимать различие в артикуляции двух схожих звуков (например, при произнесении звука «З» по сравнению с «С» ощущается вибрация в области горла).

Звуки дифференцируют попарно и, по аналогии с автоматизацией, сначала изолированно, потом — в слогах, словах и предложениях.

Речевой материал по дифференциации звуков «З» и «Ж»

Сначала сравниваем артикуляцию этих звуков.

Обращаем внимание на их особенности: согласные, звонкие, твердые. Затем отрабатываем их произношение в паре.

Приводим примеры заданий для дошкольников:

изолированный звук:

слоги:

слова:

словосочетания:

предложения:

пословицы:

стихотворение:

рассказ:

Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «С»

Чем различается артикуляция?

Какие у них особенности?

  • «З» — согласный, твердый, звонкий;
  • «С» — согласный твердый, глухой.

Как звучит каждый изолированный звук?

Подскажи Снеговичку, как читаются слоги. Помоги ему разобраться где «З», а где «С».

Назови слова и помоги зверушкам найти свой домик.

В стишке «косы» превратились в «козы». Интересно, почему?

У кого получится лучше проговорить скороговорку?

А вот интересные рассказы, послушай и перескажи.

Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «Зь»

Знакомимся с артикуляцией звуков, находим сходство и отличия, сравниваем их характеристики.

Изучаем изолированное звучание каждого.

Проговариваем слоги

и слова

Читаем и повторяем

словосочетания

и предложения

Учимся различать звуки в чистоговорках

Отгадываем головоломки

Автоматизация звуков в спонтанной речи

На заключительном этапе, когда все ступеньки кропотливой работы над непослушным звуком пройдены, осуществляется его введение в спонтанную речь.

Попробуйте поиграть в словесные игры:

  1. Продолжи фразу: «Сегодня по дороге домой я…»; «Мне понравилось, как…»; «Недавно я узнала, что…»
  2. Расскажи, какого цвета твое настроение. Например, розового — радостное и беззаботное; или серое — грустное и невеселое.
  3. Тематические рассказы о том, как живется мишке в зоопарке; почему у лисы такой красивый хвост; что делает в лесу дятел и т.д.

Самоконтроль — залог успешной работы над проблемным звуком

Чтобы вся проделанная работа увенчалась успехом, надо принять во внимание такой фактор, как умение ребенка контролировать свое произношение. Занятия с логопедом, общение с родителями — это только часть времени, где за речью ребенка установлен контроль. В остальное время, в том числе и при общении со сверстниками, ребенок должен научиться следить за своей речью сам.

Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь.

Как, впрочем, и в том, что из него вырастет целеустремленный, открытый к общению человек.

Конспекты логопедических занятий «ЗВУК З» (постановка, автоматизация, дифференциация)

Звук З

(постановка)

Занятие № 1

1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

  • Общие упражнения
  • Специальные упражнения

Упражнение » Улыбка»

Упражнение » Почистим зубки»

Упражнение «Горка» — кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка языка поднята вверх. Рот открыт.

Упражнение «Волна» — рот открыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается обратно в полость рта.

Упражнение » Часики»

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Упражнение «Подуй на снежинку» — на ладошку положить ватку. С силой выдыхать воздух через губы, вытянутые вперед трубочкой.

Упражнение «Проложи канавку» — положить широкий язык на нижнюю губу. По середине линии языка положить спичку, слегка надавливая, образовать канавку. Выдохнуть воздух по образовавшемуся желобку.

Упражнение «Задуй свечку» — то же самое, но выполнить без спички

  1. Объявление темы

— Я произнесу слова, а ты послушай и скажи – какой общий звук в этих словах?

ЗАМОК ЗЕБРА ЗОНТИК

  1. Анализ артикуляции
  • Губы растянуты в улыбку, обнажая зубы
  • Зубы сближены, но не сомкнуты
  • Кончик языка упирается в нижние передние резцы. Боковые края прижаты к коренным зубам.
  • По средней линии языка образуется желобок, по которому течет сильная струя выдыхаемого воздуха.
  • Голос звучит.
  1. Постановка звука

— Произнеси звук С. Положи руку на горлышко, добавь голос.

6.Закрепление изолированного звука

  • Игры на звукоподражание

— Как звенит комар?

(З-З-З)

7.Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

-Хлопни в ладоши, если услышишь звук З:

Р Л Д З Ж Т Б В С З Ц Р З

  • Опознание из слогов

-Хлопни в ладоши, если услышишь звук З:

СА ЗА РА ТО ЗО БО ЛО ЗЮ ДЮ ЕН ЕС УЗ РИ ЗИ

  • Опознание из слов

Игра «Поймай звук»

Замок

Топор

Дорога

Зебра

Тумба

Роза

Мимоза

Книга

Дыня

Зонтик

Узор

Мышка

Закладка

Мозаика

  • Опознание из предложений

— Запомни слова, в которых есть звук З:

Золушка опоздала на бал.

Зина несла корзину с мимозой.

Козленок гулял по зеленому саду.

  • Опознание из текста

— Сколько раз услышишь звук З:

Прозвенел звонок и ребята отправились на урок.

Учительница Зинаида Ивановна познакомила ребят с новым звуком.

  1. Закрепление звука в слогах

— Проговаривай четко:

ЗА-ЗУ-ЗЫ

ЗО-ЗА-ЗУ

ЗА-ЗО-ЗЫ

ЗУ-ЗО-ЗЫ-ЗА

АЗА – ОЗО — ЗУ-ЗЫ

УЗЫ-АЗЫ-ОЗЫ-ЗУ

ЗЫ-ЗУ-АЗУ-ОЗУ

9.Закрепление звука в словах

-Произноси вслед за мной:

забег

забота

забыть

завод

загар

завтрак

задача

закат

зал

замок

запах

зоб

зонт

зов

золото

Золушка

Зоопарк

Зорька

Зуб

Зубец

Зубр

Зубрить

Зыбкий

Зыбь

мимоза

коза

мозаика

вокзал

ваза

фазан

10.Закрепление звука в предложении

— Проговори предложения:

Зоя – зайкина хозяйка,

Спит в тазу у Зои зайка

11.Итог

-Какой звук отрабатывали на занятии?

  • Анализ основных положений артикуляции
  • Заключительное проговаривание

-Проговори четко:

Зайчик в маленькой корзине нес зефир зайчихе Зине.

12.Домашнее задание

  • Придумать слова на ЗА…ЗО…ЗУ…
  • Проговаривать чистоговорки:

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – музы, грозы и тазы.

ЗО-ЗО-ЗО – зонтик, золото, газон.

ЗА-ЗА-ЗА – замок, запах и вокзал.

ЗУ-ЗУ-ЗУ – зуб, мазут, везу, ползу.

Звук З

(постановка)

Занятие № 2

1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

  • Общие упражнения
  • Специальные упражнения

Упражнение » Улыбка»

Упражнение » Почистим зубки»

Упражнение «Горка» — кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка языка поднята вверх. Рот открыт.

Упражнение «Волна» — рот открыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается обратно в полость рта.

Упражнение » Часики»

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Упражнение «Подуй на снежинку» — на ладошку положить ватку. С силой выдыхать воздух через губы, вытянутые вперед трубочкой.

Упражнение «Проложи канавку» — положить широкий язык на нижнюю губу. По середине линии языка положить спичку, слегка надавливая, образовать канавку. Выдохнуть воздух по образовавшемуся желобку.

Упражнение «Задуй свечку» — то же самое, но выполнить без спички

  1. Объявление темы

— Как называется предмет, которым закрывают дом?

ЗАМОК

-Какой звук первый в слове ЗАМОК?

  1. Анализ артикуляции
  • Губы растянуты в улыбку, обнажая зубы
  • Зубы сближены, но не сомкнуты
  • Кончик языка упирается в нижние передние резцы. Боковые края прижаты к коренным зубам.
  • По средней линии языка образуется желобок, по которому течет сильная струя выдыхаемого воздуха.
  • Голос звучит.
  1. Постановка звука

— Произнеси звук С. Положи руку на горлышко, добавь голос.

6.Закрепление изолированного звука

  • Игры на звукоподражание

— Как звенит комар?

(З-З-З)

7.Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

-Хлопни в ладоши, если услышишь звук З:

П Р З Ж Б Д Т С З Х Г Т З А Н З

  • Опознание из слогов

-Хлопни в ладоши, если услышишь звук З:

СА ЗА РА ТО ЗО БО ЛО ЗЮ ДЮ ЕН ЕС УЗ РИ ЗИ

  • Опознание из слов

Игра «Поймай звук»

Гроза

Ваза

Карандаш

Часы

Козырек

Роза

Знамя

Больница

Здоровье

корзина

Капуста

Зоопарк

  • Опознание из предложений

— Запомни слова, в которых есть звук З:

Засверкал огонь зарницы,

На гнезде умолкли птицы.

  • Опознание из текста

— Сколько раз услышишь звук З:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

(В Жуковский)

  1. Закрепление звука в слогах

— Проговаривай четко:

ЗНА-ЗЛО-ЗМУ-ЗНЫ

ВЗО-ЗВУ-ЗНО-ЗМА

ЗВА-ЗДО-ВЗЫ-ЗЛЫ

9.Закрепление звука в словах

-Произноси вслед за мной:

незабудки

наказать

газон

горизонт

узор

дозор

кузовок

разумный

лозунг

мазут

призывать

козырек

морозы

пузырек

арбузы

грозы

называть

знать

звать

знамя

звонить

здоровье

зло

знание

здание

звук

вздор

вокзал

взрослый

10.Закрепление звука в предложении

— Проговори предложения:

За зеленой рощей

Соловей звенит.

Лиза забыла у Зои зонтик.

Зоя на озере ловила стрекозу.

11.Итог

-Какой звук отрабатывали на занятии?

  • Анализ основных положений артикуляции
  • Заключительное проговаривание

-Проговори четко:

Зоя купила в магазине зонтик.

12.Домашнее задание

  • Выучи наизусть и проговаривай четко:

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Я в траве его найду.

  • Придумать слова на слоги: ЗА…ЗО… ЗУ…

Звук З

(автоматизация)

Занятие № 3

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение » Улыбка»

Упражнение » Почистим зубки»

Упражнение «Горка» — кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка языка поднята вверх. Рот открыт.

Упражнение «Волна» — рот открыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается обратно в полость рта.

Упражнение » Часики»

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Упражнение «Подуй на снежинку» — на ладошку положить ватку. С силой выдыхать воздух через губы, вытянутые вперед трубочкой.

Упражнение «Проложи канавку» — положить широкий язык на нижнюю губу. По середине линии языка положить спичку, слегка надавливая, образовать канавку. Выдохнуть воздух по образовавшемуся желобку.

Упражнение «Задуй свечку» — то же самое, но выполнить без спички

  1. Объявление темы
  • Отгадай загадку:

Зимой белый, а летом – серый. Кто это?

(ЗАЯЦ)

  1. Произношение изолированного звука

— Позвени как звенит комар – З-З-З

  1. Анализ артикуляции по плану
  • Губы растянуты в улыбку, обнажая зубы
  • Зубы сближены, но не сомкнуты
  • Кончик языка упирается в нижние передние резцы. Боковые края прижаты к коренным зубам.
  • По средней линии языка образуется желобок, по которому течет сильная струя выдыхаемого воздуха.
  • Голос звучит.
  1. Характеристика звука

— Звук З – согласный, звонкий, твердый.

— Какие еще звонкие звуки ты знаешь?

  1. Связь звука с буквой

— Посмотри на букву З. На что она похожа?

— Напиши букву З в воздухе.

— Нарисуй в тетради точку. Давай превратим ее в букву З. в какую сторону ты будешь писать?

— Зачеркни на доске те буквы, которые написаны неправильно.

  1. Развитие фонематического слуха

— Хлопни в ладоши, если услышишь звук З:

заяц

зебра

сапоги

зонт

замок

лиса

сумка

зубы

изба

базар

стол

костер

роза

газета

книга

магазин

  1. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов. Графическая запись.

— Произнеси за мной слоги:

АЗА-АЗМА-УЗНА-ОЗНО

ИЗМА-УЗЫ-УЗДА-ЯЗМА

УЗНА-ЯЗВА-ЕЗЛЫ-УЗЛЫ

-Составь схему слога АЗА.

— Кого так могут звать? (девочку)

  1. Закрепление звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Графическая запись.

Азбука

Гнезда

Грозный

Поздно

Воздух

Изъян

Изморось

Озеро

Язва

Бездна

Указать

Опаздывать

Грязный

морозный

изобразить

Поездка

Озорство

Узлы

Размер

Озарение

Название

Изба

Гнездо

Белизна

Борозда

Разбег

11.Закрепление звука в предложениях. Графическая запись предложений.

— Повторяй предложения:

Гвоздика розовая.

Зеркало запотело.

Магазин закрыт.

В вазе розовая роза.

Зина взяла корзину.

— Сколько слов в последнем предложении?

— Составь схему этого предложения.

  1. Закрепление звука в тексте.

— Произнеси вслед за мной по строчке:

Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печке лежит.

Знайка все с полуслова понимает, а Незнайка на все только рот разевает.

  1. Итог занятия.

— Какой звук сегодня закрепляли?

— Какой это звук?

— С какой буквой познакомились?

— На какую цифру похожа эта буква? В какую сторону она «смотрит»?

  1. Домашнее задание.
  • Со словами ЗАНОЗА ЗИНА придумать предложение и зарисовать его схему, четко уметь проговаривать.
  • Игра «Снежный ком» — продолжить предложение, добавляя по одному слову (нужно как можно больше слов добавить) по смыслу: ЛИЗА ЧИТАЕТ …..
  • Четко проговаривать пословицы. Объяснить смысл (с помощью родителей).

Мал золотник, да дорог.

Назад только раки ползают.

Лентяй за едой здоров, за работой болен.

Здоровье дороже богатства.

Звук З

(автоматизация)

Занятие № 4

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение » Улыбка»

Упражнение » Почистим зубки»

Упражнение «Горка» — кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка языка поднята вверх. Рот открыт.

Упражнение «Волна» — рот открыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается обратно в полость рта.

Упражнение » Часики»

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Упражнение «Подуй на снежинку» — на ладошку положить ватку. С силой выдыхать воздух через губы, вытянутые вперед трубочкой.

Упражнение «Проложи канавку» — положить широкий язык на нижнюю губу. По середине линии языка положить спичку, слегка надавливая, образовать канавку. Выдохнуть воздух по образовавшемуся желобку.

Упражнение «Задуй свечку» — то же самое, но выполнить без спички

  1. Объявление темы
  • Назови, кто нарисован на картинке? (Золушка)
  • Какой первый звук в слове Золушка?
  1. Произношение изолированного звука

— Позвени как звенит комар – З-З-З

  1. Анализ артикуляции по плану
  • Губы растянуты в улыбку, обнажая зубы
  • Зубы сближены, но не сомкнуты
  • Кончик языка упирается в нижние передние резцы. Боковые края прижаты к коренным зубам.
  • По средней линии языка образуется желобок, по которому течет сильная струя выдыхаемого воздуха.
  • Голос звучит.
  1. Характеристика звука

— Звук З – согласный, звонкий, твердый.

— Какие еще звонкие звуки ты знаешь?

— Придумай слова, начинающиеся на звук З. Четко их произнеси.

  1. Связь звука с буквой

— Посмотри на букву З. На что она похожа?

— Напиши букву З в воздухе.

— Нарисуй в тетради точку. Давай превратим ее в букву З. в какую сторону ты будешь писать?

— Обведи на доске в кружок только правильно написанные буквы З.

  1. Развитие фонематического слуха

— Сосчитай, сколько раз ты услышишь звук З в каждом предложении:

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Дом закрыт на замок.

Дрозды около дома свили гнездо.

В окно залетел зяблик. Он замерз.

  1. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов. Графическая запись.

— Произнеси за мной слоги:

ЗНА- ЗНА – ЗНО — ЗНУ

ЗДА – ЗДО – ЗДЫ — ЗДУ

ЗВА – ЗВО – ЗВУ — ЗВЫ

-Составь схему слога ЗВО.

— Придумай слова, начинающиеся на этот слог.

  1. Закрепление звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Графическая запись.

Газета

Знать

Звать

Знамя

Знак

Звонить

Здоровье

Зло

Знание

Здание

Звук

Вздор

Вокзал

Взрослый грузди

Вазелин

  1. Закрепление звука в предложениях. Графическая запись предложений.

— Отвечай на вопрос полным предложением:

Кто зимой белый, а летом серый?

Что дети делают по утрам?

Волк, медведь, лиса – это кто?

Что наступает после осени?

— Сколько слов в последнем предложении?

— Составь схему этого предложения.

  1. Закрепление звука в тексте.

— Произнеси вслед за мной по строчке:

Зайчишка-трусишка по полю бежал,

В огород забежал, капустку нашел.

Капустку нашел, сидит грызет.

Иди прочь – хозяин идет!

— О ком это стихотворение?

— Что зайчик нашел в огороде?

  1. Итог занятия.

— Какой звук сегодня закрепляли?

— Какой это звук?

— С какой буквой познакомились?

— На какую цифру похожа эта буква? В какую сторону она «смотрит»?

  1. Домашнее задание.
  • Четко проговаривать предложения. Составить схему одного из них.

Тетя Зина работает на заводе.

На газоне расцвела гвоздика.

В зимний морозный день на окнах узоры.

В вазе лежит сладкий зефир.

По газонам ходить нельзя.

  • Выучи стихотворение. Четко произносите звук З:

Зу-зу-зу- болели зубы

У козленка Гены.

-Чисти зубы, дорогой, —

сказала зебра Лена.

Здоровы будут зубы двести лет.

Не забудь, козленок, полезный совет.

  • Нарисуй несколько предметов, названия которых начинаются на звук З

Звук ЗЬ

(постановка)

Занятие № 5

1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

  • Общие упражнения
  • Специальные упражнения

Упражнение » Улыбка»

Упражнение » Почистим зубки»

Упражнение «Горка» — кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка языка поднята вверх. Рот открыт.

Упражнение «Волна» — рот открыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается обратно в полость рта.

Упражнение » Часики»

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Упражнение «Подуй на снежинку» — на ладошку положить ватку. С силой выдыхать воздух через губы, вытянутые вперед трубочкой.

Упражнение «Проложи канавку» — положить широкий язык на нижнюю губу. По середине линии языка положить спичку, слегка надавливая, образовать канавку. Выдохнуть воздух по образовавшемуся желобку.

Упражнение «Задуй свечку» — то же самое, но выполнить без спички

  1. Объявление темы

— Как называются полосатые лошадки?

ЗЕБРА

-Какой звук первый в слове ЗЕБРА?

  1. Анализ артикуляции
  • Губы растянуты в улыбку, обнажая зубы
  • Зубы сближены, но не сомкнуты
  • Кончик языка упирается в нижние передние резцы. Боковые края прижаты к коренным зубам.
  • По средней линии языка образуется желобок, по которому течет сильная струя выдыхаемого воздуха.
  • Голос звучит.
  1. Постановка звука

— Произнеси звук З. Растяни губы в улыбке.

6.Закрепление изолированного звука

  • Игры на звукоподражание

— Как звенит большой комар? (З-З-З)

— А как звенит маленький комарик? (З/ -З/-З/)

7.Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

-Хлопни в ладоши, если услышишь звук З:

П Р З Ж З/ Д Т С З Х Г З/ Т З А Н З

  • Опознание из слогов

-Хлопни в ладоши, если услышишь звук З/:

СА ЗЯ РА ТО ЗО ЗЕ БО ЛО ЗЮ ДЮ ЕН ЕС УЗ РИ ЗИ

  • Опознание из слов

Игра «Поймай звук»

Мази

Ваза

Карандаш

Зяблик

Часы

Газета

Роза

Зима

Больница

Корзина

Капуста

Тазик

  • Опознание из предложений

— Запомни слова, в которых есть звук З/:

Зина забыла в магазине газету.

Овощи перевозили в корзине.

  • Опознание из текста

— Сколько раз услышишь звук З/:

Зелень, зелень,

Всюду зелень!

Побежишь по мураве –

От зеленой карусели

Шум зеленый в голове.

( В. Приходько)

— Что означает слово МУРАВА?

  1. Закрепление звука в слогах

— Проговаривай четко:

ЗЯ-ЗИ-ЗЮ-ЗЕ

ЗЕ- ЗИ-ЗЮ-ЗЯ

ЗЛЮ-ЗДЕ-ЗЛИ-ЗМЯ

9.Закрепление звука в словах

-Произноси вслед за мной:

зяблик

зима

зелень

зерна

зеркало

озера

хозяин

газета

вазелин

бензин

козел

земля

зимовка

зябнуть

зебра

земляника

обезьяна

музей

тазик

изюм

поземка

корзина

  1. Закрепление звука в предложении

— Проговори предложения:

Ползет по земле зеленая змея.

Зина забыла в магазине газету.

Гвозди забивают в забор.

Обезьяна забавляется с зеркалом.

11.Итог

-Какой звук отрабатывали на занятии?

  • Анализ основных положений артикуляции
  • Заключительное проговаривание

-Проговори четко:

Зайчик в маленькой корзине нес зефир зайчихе Зине.

12.Домашнее задание

  • Выучи наизусть и проговаривай четко:

Если ждут друзей друзья,

Время зря терять нельзя!

На земле и под землей

Выручай в беде друзей.

Звук ЗЬ

(автоматизация)

Занятие № 6

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение » Улыбка»

Упражнение » Почистим зубки»

Упражнение «Горка» — кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка языка поднята вверх. Рот открыт.

Упражнение «Волна» — рот открыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается обратно в полость рта.

Упражнение » Часики»

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Упражнение «Подуй на снежинку» — на ладошку положить ватку. С силой выдыхать воздух через губы, вытянутые вперед трубочкой.

Упражнение «Проложи канавку» — положить широкий язык на нижнюю губу. По середине линии языка положить спичку, слегка надавливая, образовать канавку. Выдохнуть воздух по образовавшемуся желобку.

Упражнение «Задуй свечку» — то же самое, но выполнить без спички

  1. Объявление темы
  • Что наступает после осени? (ЗИМА)
  • Какой первый звук в слове ЗИМА?
  1. Произношение изолированного звука

— Позвени как звенит маленький комарик – З/ —

  1. Анализ артикуляции по плану
  • Губы растянуты в улыбку, обнажая зубы
  • Зубы сближены, но не сомкнуты
  • Кончик языка упирается в нижние передние резцы. Боковые края прижаты к коренным зубам.
  • По средней линии языка образуется желобок, по которому течет сильная струя выдыхаемого воздуха.
  • Голос звучит.
  1. Характеристика звука

— Звук З/ – согласный, звонкий, мягкий.

— Какие еще звонкие мягкие звуки ты знаешь?

— Придумай слова, начинающиеся на звук З/. Четко их произнеси.

  1. Связь звука с буквой

— Звук З/ обозначает такая же буква как и звук З – буква З

— Посмотри на букву З. На что она похожа?

— Напиши букву З в воздухе.

— Нарисуй в тетради точку. Давай превратим ее в букву З. в какую сторону ты будешь писать?

— Обведи на доске в кружок только правильно написанные буквы З.

  1. Развитие фонематического слуха

— Сосчитай, сколько раз ты услышишь звук З/ в каждом предложении:

В звезде найдешь ты букву З,

И в золоте, и в розе,

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

— Какое незнакомое слово вы услышали?

— Что означает слово БИРЮЗА?

  1. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов. Графическая запись.

— Произнеси за мной слоги:

ЗЛЕ-ЗЛЮ-ЗЛИ

ЗМЕ-ЗМЮ-ЗМИ

ЗВЕ-ЗВЮ-ЗВИ

-Составь схему слова ЗЛИ.

— Придумай предложение с этим словом.

  1. Закрепление звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Графическая запись.

звезда

змей

гвозди

зверек

гвоздика

зреть

злиться

взвесить

узел

грузди

резьба

полозья

бульдозер

резина

озера

ползет

— Сколько слогов в слове РЕЗИНА?

-Сколько звуков в слове РЕЗИНА?

— Составьте схему слова РЕЗИНА.

  1. Закрепление звука в предложениях. Графическая запись предложений.

— Отвечай на вопрос полным предложением:

Озера – как зеркала из зеленого стекла.

На поляне зреет земляника.

Везде зеленеет трава.

— Сколько слов в последнем предложении?

— Составь схему этого предложения.

  1. Закрепление звука в тексте.

— Произнеси вслед за мной по строчке:

Зина ногу занозила,

По заборам лазила.

Доктор ногу осмотрела

И зеленкой смазала.

— О ком это стихотворение?

— Что случилось с Зиной?

  1. Итог занятия.

— Какой звук сегодня закрепляли?

— Какой это звук?

— С какой буквой познакомились?

— На какую цифру похожа эта буква? В какую сторону она «смотрит»?

  1. Домашнее задание.
  • Выучи стихотворение. Четко произносите звук З:

Звенят, звенят колокола

Звонкие, веселые.

Звон плывет над всей землей,

Над городами, селами.

  • Нарисуй несколько предметов, названия которых начинаются на звук З/

З -С

(дифференциация)

Занятие № 7

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика

Для звук З

Упражнение » Улыбка»

Упражнение » Почистим зубки»

Упражнение «Горка»

Упражнение «Волна»

Упражнение » Часики»

Для звука С

Упражнения «Лопатка»

Упражнение «Накажем непослушный язычок» — ПЯ-ПЯ-ПЯ

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха

Для звук З

Упражнение «Подуй на снежинку»

Упражнение «Проложи канавку» .

Упражнение «Задуй свечку»

Для звука С

— Давайте покажем , как из надутого мячика выходит воздух (С-С-С)

-Какой звук издает мяч, когда из него выходит воздух? (С-С-С)

  1. Объявление темы

-Какой первый звук в слове ЗУБ?

— А какой первый звук в слове СУП?

  1. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются

— Как свистит чайник, когда кипит?

( С – С – С)

— А как звенит комар ?

(З –З –З)

  1. Анализ артикуляции звуков с выделением общих и различных моментов артикуляции

— Чем в произношении различаются звуки З и С?

( когда произносим звук С – голос не участвует,

а когда произносим звук З – голос участвует)

  1. Характеристика звуков

Звук З – согласный, звонкий.

Звук С – согласный, глухой.

  1. Связь звуков и букв

— Посмотри внимательно – чем похожи и чем различаются буквы З и С?

(Обе буквы состоят из элемента – полуовал или закругление,

но у буквы С – одно закругление, а у буквы З – два закругления,

буква С «смотрит » вправо, а буква З «смотрит» влево).

— Пропиши целую строку и проговаривай букву, которую пишешь – З С З С…

  1. Развитие фонематического слуха

— Когда услышишь звук З– подними букву З, когда услышишь звук С – подними букву с.

коса — коза

замок — сапог

Лиза – лиса

Ваза — вакса

Роза – роса

Зуб – суп

Усы – узы

Колосок — кузовок

Арбузы – матросы

— Придумайте предложение с последней парой слов.

  1. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

— Повторяй за мной четко:

ЗА-СА

ЗИ-СИ

ЗУ-СУ

СЫ-ЗЫ

— Составь схему слога ЗА и СА.

— Почему эти две схемы получились одинаковые?

  1. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слоговой и графический анализ слов.

— Повторяй за мной слова:

гости- грозди

злой – слой

значок – сачок

звать – сватать

гнездо- постройка

гвоздь – гость

бусина – бузина

зерно – седло

серый – зеленый

визит – висит

зебра – сера

осина — озимый

— Объясни смысл пары слов: ЗЛОЙ – СЛОЙ

— Сколько слогов в слове ЗЛОЙ

— Сколько звуков в слове ЗЛОЙ

— Дай характеристику каждому звуку.

— Составь схему слова ЗЛОЙ

— Напиши слово ЗЛОЙ. Напиши слово СЛОЙ.

— Подчеркни буквы, которые разные в этих словах.

  1. Дифференциация звуков в предложениях. Анализ предложений с графической записью и выделение слов, имеющих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

— Послушай предложение и напиши последнее слово ( покажи нужную картинку):

У Шуры болит…(ЗУБ).

Женя сварила … ( СУП).

— Какие слова по звучанию?

— Какие звуки в них одинаковые, а какие разные?

— Что означают эти слова?

— Составь схему второго предложения.

  1. Дифференциация звуков в тексте.

— Поднимай соответствующие буквы:

Прежде чем рассматривать недостатки произношения свистящих звуков С, С’, З, З’, Ц надо знать их правильную артикуляцию.

Артикуляция звука С:

Губы – не напряжены, растянуты, как при улыбке.

Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык – кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя часть спинки языка широкая, она поднимается к верхним деснам и образует с ними линию в форме желобка; средняя часть спинки языка образует по середине продольный желобок, задняя часть спинки языка незначительно поднята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздуха к струе по бокам.

Мягкое небо – поднято, закрывая проход воздушной струе в ротовую полость.

Голосовые связки – разомкнуты и не вибрируют; воздушная струя узкая, холодная.

Звучание – шум, похожий на свист.

Артикуляция звука С’:

Губы – растянуты в «улыбку» больше, чем при произнесении звука С, и напряжены.

Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык – кончик языка за нижними резцами, сильнее упирается в резцы; среднепередняя часть спинки языка более выгнута и несколько перемещена вперед, чем при произнесении звука С, вследствие чего полость между языком и резцами значительно сокращается (сужается); боковые края языка шире, чем при произнесении звука С и более направленно касаются неба, образуя более узкий проход для воздуха.

Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.

Голосовые связки – разомкнуты и не вибрируют.

Звучание – звучит мягко, глухо; шум выше, чем при произнесении твердого С.

Артикуляция звука З:

Губы – не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного.

Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык – кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя и средняя часть спинки языка несколько выше приподнимается к верхним деснам, чем при произнесении звука С, но напряжение языка несколько слабее и в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при глухих С и С’; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.

Мягкое небо – поднято, закрывая проход воздушной струе в носовую полость.

Голосовые связки – сомкнуты и вибрируют.

Воздушная струя – узкая, холодная, но слабее и менее напряжена, чем при произнесении звука С.

Артикуляция звука З’:

Губы – не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного.

Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык – кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол, вибрирует; среднепередняя часть спинки языка более выгнута и несколько подвинута вперед к верхним деснам, чем при произнесении звука З, щель в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при произнесении глухих С и С’; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края шире и плотнее, чем при произнесении звука З прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, (закрывая проход воздушной струе по бокам), напряжены, касаются неба, образуя более узкий проход воздуха.

Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.

Голосовые связки – сомкнуты и вибрируют.

Воздушная струя – узкая, холодная.

Артикуляция звука Ц:

Губы – при произнесении звука Ц в нейтральной позиции.

Зубы – чуть разомкнуты на расстоянии 1-1,5мм.

Язык – кончик языка находится за нижними зубами; передняя часть спинки языка в первый момент касается верхних десен и альвеол, образуя смычку; затем под напором выдуваемой струи воздуха передняя часть спинки языка отходит от верхних альвеол и чуть опускается вниз, касаясь только верхних десен и образуя щель в форме желобка; средняя часть спинки языка в момент смычки слегка сгорблена, затем поднимается выше, образуя по середине продольный желобок; задняя часть спинки языка незначительно поднята; боковые края языка касаются верхних коренных зубов.

Мягкое небо – поднять, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.

Голосовые связки – разомкнуты и не вибрируют.

Воздушная струя – умеренная.

Чтобы разбираться в недостатках произношения свистящих С, С’, З, З’, Ц звуков надо знать все виды сигматизма. (К сигматизмам относятся отсутствие и искажения свистящих звуков). Если одна фонема заменяется другой фонемой, например Т (собака – тобака или фобака), такие нарушения называются парасигматизмами.

Правильная артикуляция звука «С»

  • Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
  • Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.
  • Зубы сближены или сомкнуты
  • Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
  • Голосовые складки разомкнуты, поскольку звук «С» глухой.

Правильная артикуляция звука «Сь»

При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Правильная артикуляция при свистящих звуках

Правильная артикуляция звука «З»

  • Губы в улыбке, зубы видны;
  • Зубы сближены, но не сомкнуты;
  • Широкий кончик языка находится за нижними резцами;
  • Боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка, по которому идет воздушная струя. Она ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;
  • Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  • Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос, поэтому звук «З» звонкий.

Правильная артикуляция звука «Зь»

При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Упражнения для звука СУпражнения для звука С

Варианты нарушений свистящих звуков (С, З)

  1. Межзубное произношение. Такой вид нарушений выглядит, как попадание кончика языка между зубами — в большинстве случаев получается нечистое С и З (шепелявость — хорошо видно при произнесении звуков С и З), реже — звучание нормальное, но некрасивая артикуляция. Причиной нарушения является: передний открытый прикус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков (от 2- 3,5 лет), вялый кончик языка (пониженный тонус при стертой форме дизартрии), аденоидные разращения, когда ребенок вынужден дышать ртом
  2. Носовой сигматизм, при котором слышится своеобразный акустический эффект (носовой оттенок, гнусавость). Воздух во время произношения устремляется в носовую полость вместо ротовой. Причина — неплотное смыкание мягкого нёба с задней стенкой глотки, парезом (Неполный паралич, ослабление функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы) мышц мягкого неба и задней стенки глотки, расщелиной твердого и мягкого нёба.
  3. Боковой сигматизм. Выделяется двухсторонний и односторонний сигматизм.
    При двустороннем сигматизме боковые края языка не касаются коренных зубов, поэтому образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух — слышится хлопающий звук, несколько напоминающий хьль, льхь(хлюп вместо суп) . При одностороннем боковом сигматизме щель образуется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево.
    Предрасполагающим фактором могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, наличие слишком длинного и узкого языка), паретичность (повышенный тонус мышц языка и лица), вялость мышц правой или левой сторон языка.
  4. Призубный сигматизм. Кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов), преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель; вместо С и З слышится притупленный звук, сходный с межзубным С и З, отчасти с Т и Д с присвистом (котса, кодза, вместо коса и коза).
  5. Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку «Ф». Причина возникновения губно-зубного сигматизма является прогнатия (выступление верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) в следствии ее чрезмерного развития) .
  6. Шипящий сигматизм. При этом недостатке кончик языка оттягивается в глубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, взгорблена, желобок по средней линии языка не образовывается. Вместо свиста возникает шипение, звук сходен с мягким Ш и Ж (шанки, жямок).
  7. Парасигматизм (стойкие замены свистящих звуков)
    Шипящий (с-ш, с`-щ, з-ж)
    Внутригрупповые замены и смешения (с-с`, ц-с,з-с)
    Призубный (с-т, з-д, ц-т)
    Губно-зубной (с-ф, з-в, ц-в)

Артикуляционные упражнения для языка для свистящих звуков «С» и «З»

(Все упражнения выполняются перед зеркалом под счет до 5-7 .)

  • Улыбка: растянуть губы в улыбке.
  • Заборчик: губы растянуть в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Затем зубы зажать «заборчиком».
  • Лопаточка: рот приоткрыт, положить язык на нижнюю губу, произносить ПЯ-ПЯ-ПЯ: Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
  • Красим нижний заборчик (Чистим нижние зубки): улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
  • Кошечка сердится (Горка): приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.
  • Футбол: улыбнуться положить широкий край языка на нижнюю губу. И произнося звук «Ф», сдуть ватку, мячик на противоположный край стола или забить ГОЛ в ворота!

    Упражнения для губ

    Растягиваем губы в улыбку до предела и удерживаем их в напряжённом положении какое-то время. Зубы смыкаем. Повторять упражнение.

    Упражнение для развития выдоха

    Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя.

Постановка звука «С»

После проведения подготовительных упражнений следует выбрать один из приемов постановки свистящих звуков.

При отсутствии звука: используется прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука , обращая при этом внимание на правильное положение органов артикуляционного аппарата (улыбнуться, чтобы видны зубы, и подуть на кончик языка до получения свистящего шума).

Межзубный: ребенку предлагается: переводить широкий кончик языка за нижние резцы, сближать их и «пускать легкий ветерок».

Боковой: в два приема: добиваются межзубного произношения , чтобы избавиться от хлюпающего шума (иногда используют механическую помощь: спичку; для выработки продолжительного желобка по средней линии языка); затем переводят кончик языка в зазубное положение (за нижние резцы).

Носовой: ребенку предлагается: длительно произносить звук , просовывать широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами. Затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть на него со звуком ; постепенно убирая кончик языка за нижние резцы.

Губно-зубной: ребенку предлагается, используя зрительный контроль, при положении губ в улыбке длительно произносить звук (иногда используется механическая помощь — придерживают нижнюю губу пальцем ребенка, приставленным к ямочке под нижней губой).

Призубный: используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения (тыльной стороной руки дать ощутить длительную воздушную струю при произнесении логопедом, а потом им самим), добиваются правильного звучания .

Шипящий: ребенку предлагается при межзубном положении широкого кончика языка произносить длительно и добиваться правильного звучания .

Постановка звука «З»

Постановка не вызовет трудностей после того, как будет автоматизирован в словах, фразах и стихах (ощущение вибрации голосовых связок в гортани).

После получения правильно произнесенного звука и следует перейти к автоматизации звука в слогах и в словах. На нашем сайте есть упражнения и материал для автоматизации. А также его можно приобрести в любом магазине, где есть учебная литература.

Успехов!

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *