Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления

Отличия между технологической картой и конспектом

В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.

Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.

Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).

Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Технологическая карта урока по ФГОС

Конспект урока

Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками.

Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя.

Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия.

Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке.

Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.

Указываются только общие цели всего урока.

Рекомендации по разработке технологической карты

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС.

1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты. Например:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?

Тип урока: урок открытия нового знания.

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

  • вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;
  • дать уточненное определение термина «корень»;
  • учить находить корень слова;
  • учить подбирать родственные слова разных частей речи.

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.

2.Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который будет включать такие разделы:

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

3.При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.

4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

6.Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».

7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.

8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.

Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока русского языка в 3 классе.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие.

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

— Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Добрый день!

— Вы готовы к нашему уроку?

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

Интерактивная игра «Поделись позитивом».

.

— С каким настроением вы пришли на урок?

— Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут.

— Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку, обнимитесь и т.д.

Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.

Создать позитивное настроение.

Актуализация знаний

Минутка чистописания (фронтально)

Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений.

Ос, ом, ло, бо

Уж небо осенью дышало…

Самостоятельно выполняют письмо по образцу

Личностные:

проявлять старательность.

Метапредметные:

правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.

Предметные:

каллиграфическое написание букв, буквосочетаний

Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии.

Словарный диктант (фронтально)

Диктует слова, контролирует написание и объяснение орфограмм

Ракета, погода, береза, картофель, желтый, шёл, огород.

Выполняют письмо под диктовку (один ученик у доски, один – комментирует правильность написания), подчеркивают орфограммы.

Личностные:

контролируют свои действия.

Предметные:

запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы.

Развивать грамотность, орфографичес-кую зоркость.

Грамматическая разминка (фронтально)

Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников

— Какие слова мы записали?

— Что значит «словарные слова»?

— Давайте составим предложение со словом желтый.

Деревья покрыты желтыми листьями. Желтые листья кружатся над землёй.

— Выделим в предложении основу.

— Определим, к каким частям речи относятся слова в предложении.

— Скажите, о каком времени года мы составили предложение?

Дают ответы на вопросы.

Составляют предложения.

Называют основу предложения.

Определяют, к каким частям речи относятся слова в предложении.

Метапредметные:

развитие словарного запаса, устной монологической речи.

Предметные:

определяют главные члены предложения, различают части речи.

Развивать речь детей.

Актуализиро-вать знания детей о частях речи.

Постановка учебной задачи

Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально)

Организовывает проведение лингвистического исследования.

— В последний месяц осени значительно холодает, и ночью могут наблюдаться заморозки. Что обозначает это слово?

— Исследуем состав слова

заморозок.

— определите корень слова.

Зам, мор, замор, мороз.

— запишите корень на стикер и прикрепите к доске.

(Учитель записывает варианты на доске).

Определяют и записывают корень слова на стикер. Наклеивают на доску.

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

повторяют понятия «корень», «однокоренные слова», вспоминают правило определения корня.

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Формулирование темы и целей урока (фронтально)

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока

— Ребята, какой вариант правильный? Можете ли вы с уверенностью сказать правильный вариант?

— Значит мы не научились еще правильно выделять корень в слове. Какие знания и умения нам нужны для этого?

— Что такое корень?

— Какие слова называются однокоренными?

— Как найти корень слова?

Как вы считаете, какая тема нашего урока?

(ФОО – фундаментальный образовательный объект)

— Какие новые знания мы должны получить сегодня на уроке?

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и образовательные цели урока.

Технологическая карта урока по ФГОС — современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке.

Множество образцов ТК вы найдете в разделе Файлы нашего сайта в разделе каждого учебного предмета.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Образец технологической карты

Технологическая карта это документ свободного образца, в котором наглядно описывается весь алгоритм того или иного процесса. По сути, это готовая инструкция с кратким комментарием по каждому этапу. Карта, как правило, выполняется в виде удобной схемы, на которой отражают стадии, количества сырья, условия процессов и требования к готовому продукту. Готовые образцы документа и правила его составления описаны ниже.

Скачать образец технологической карты можно в конце статьи.

7 разделов технологической карты

Конкретного образца формы технологической карты не существует, поскольку документ отличается разнообразием. Однако в карте должны содержаться сформулированные или схематические ответы на такие вопросы:

  1. Какие именно операции нужно выполнять.
  2. В какой последовательности.
  3. Время на каждый этап и общее время 1 цикла.
  4. Состав, количества исходных компонентов, сырья.
  5. Требования к инструментам и оборудованию для обеспечения процесса.
  6. Условия осуществления технологии на каждом этапе.
  7. Описание внешнего вида конечного результата, количественные и качественные требования к его структуре, свойствам, составу; технические характеристики продукта (при необходимости).

Технологическая карта составляется не для всех процессов. Многие операции достаточно простые, чтобы выполнить их без дополнительной инструкции. Однако такой документ необходим, если процесс:

  • технологически сложный, требует соблюдения точных условий;
  • состоит из многих этапов, которые делятся на свои небольшие стадии;
  • содержит неоднозначные этапы, условия, относительно которых есть разногласия.

Например, технологические карты составляются для всех без исключения строительных работ. Они разрабатываются как собственно строительными компаниями, так и научно-исследовательскими институтами.

Наряду с практическим значением технологическая карта как документ имеет и юридический смысл. Она является основной инструкцией, которую работники должны неукоснительно соблюдать. В случае нарушения технологии негативные последствия неизбежно отразятся на результате, что послужит основанием для привлечения к ответственности. Также технологические карты проверяются и специалистами Роспотребнадзора, которые выносят решение об их соответствии/несоответствии принятым стандартам.

Образец и правила составления технологической карты

Технологическая карта составляется в виде обычного документа, в котором наряду с текстовой частью, как правило, присутствует и описание процесса в виде таблицы, схемы, рисунка, чертежа и т.п. Стандартная структура документа включает в себя такие разделы:

  1. Название.
  2. Область применения.
  3. Организация выполнения работ – описание условий, требований к сырью, оборудованию.
  4. Собственно алгоритм действий.
  5. Характеристики готового продукта (требования к нему).
  6. Данные по испытаниям в разных условиях – температура, влажность, уровень освещенности и др.
  7. Технико-экономические показатели (смета затрат на производство, в том числе трудовых ресурсов).
  8. Смета материалов и других ресурсов на единицу продукции.
  9. Техника безопасности во время изготовления продукта.

Наличие всех этих разделов необязательно. Однако в случае со сложными процессами, например, по возведению, ремонту строительных объектов обычно присутствуют все перечисленные пункты. При составлении технологической карты можно ориентироваться на готовые образцы для разных видов деятельности, представленные ниже.

Строительных работ

Для них составляют наиболее сложные технологические карты. В документе важно отразить не только исчерпывающую информацию по условиям процесса, последовательности действий и требованиям к готовому продукту, но и сослаться на соответствующие регламентирующие документы (ГОСТ и другие стандарты).




Маршрута

В этом случае документ содержит исчерпывающие сведения о маршруте – описание транспортного средства, количество человек, начальный, промежуточные и конечные пункты, планируемое время прибытия/убытия, состав передвигающейся группы и т.п.


Пищевого производства

Это одни из наиболее простых видов карт, которые содержат не так много разделов, как, например, в случае со строительными работами. Достаточно описать базовые ингредиенты, их количество, а также последовательность действия для приготовления того или иного блюда.

Урока

Карта представляет собой схематическое изображение конспекта урока. В этом смысле документ напоминает план занятия с пошаговым описанием действий учителя и учащихся.


Скачать образец технологической карты:

Поделиться ссылкой:

Правила составления технологических карт

Поделись в соцсетях:

Технологическая карта является нормативным документом. Она разрабатывается согласно Указа Министерства Экономики Украины № 210 от 25.09.2000 года «Про порядок розробки та затвердження технологiчноi документацii на фiрмовi страви, кулiнарнi та борошнянi кондитерськi вироби у закладах ресторанного господарства».

Технологические карты разрабатываются на новые фирменные блюда и кулинарные изделия, изготавливаемые и реализуемые только в данном предприятии.

Наряду с технологией приготовления продукции и нормами закладки продуктов в нее включаются требования к безопасности используемого сырья, технологического процесса, требования к безопасности используемого сырья, технологического процесса, требования к оформлению, подаче и хранению готового блюда или полуфабриката, а также результаты лабораторных исследований продукции по показателям безопасности.

Технологическая карта составляется на основании сборника рецептур или акта контрольной проработки и состоит из таких разделов:

Технологическая карта оформляется в установленном порядке, и состоит из таких разделов:

  1. Наименование изделия и область применения. Здесь указывается точное название блюда (изделия), которое нельзя изменить без утверждения, конкретизируется перечень предприятий (филиалов), подведомственных предприятий, имеющих право на производство и реализацию данного блюда (изделия).

  2. Перечень сырья, применяемого для изготовления блюда (изделия) или полуфабриката. Здесь перечисляются все виды продуктов, необходимых для изготовления данного блюда (изделия).

  3. Нормы закладки сырья массой брутто и нетто, выхода полуфабриката и готового изделия. Здесь указываются реальные нормы закладки продуктов массой брутто и нетто на 1, 10 и более порций, килограммов или штук, выход полуфабрикатов и готовой продукции.

  4. Требования к качеству сырья. Ставится отметка о соответствии продовольственного сырья, пищевых продуктов и полуфабрикатов, используемых для изготовления данного блюда (изделия), требованиям нормативных документов, а также о наличии сертификата соответствия и удостоверения качества.

  5. Описание технологического процесса приготовления. В этом разделе должно содержаться подробное описание технологического процесса приготовления блюда (изделия), степень зачистки и вид нарезки сырья, с указанием размера в мм при подготовке к приготовлению блюда. В том числе полностью описываются режимы холодной и тепловой обработки. Технология приготовления блюд и кулинарных изделий должна обеспечивать соблюдение показателей и требований безопасности, установленных действующими нормативными актами, в частности СанПиН 42-123-5777-91.

  6. Требования к оформлению, подаче, реализации и хранению, предусматривающие особенности оформления и правила подачи блюда (изделия), требования и порядок реализации кулинарной продукции, условия, сроки реализации и хранения, а при необходимости – и условия транспортировки п/ф, условия продажи на вынос.

  7. Показатели качества и безопасности – это органолептические показатели блюда (изделия) или полуфабриката: вкус, цвет, запах, консистенция, а также основные физико-химические и микробиологические показатели, влияющие на безопасность блюда (изделия).

  8. Каждой технико-технологической карте присваивается порядковый номер. Карту подписывает зав. производством, шеф-повар и учетчик, утверждает руководитель предприятия или его заместитель. Срок действия технологических карт определяет руководитель предприятия.

Урок «Составление технологической карты»

Методическая разработка открытого урока по технологии

Тема урока: «Составления технологической карты»

Предмет- технология

Направление – «Технологии ведения дома», 6 класс

Время: 40

Цели урока:

— раскрытие сущности понятия «технологическая карта», освоение учащимися методами составления технологической карты;

— развитие самостоятельной активности, технологического мышления;

— воспитание познавательного интереса к изучению данной темы, дисциплинированности, взаимопомощи, уважения к труду людей.

Требования к уровню освоения учебного материала на конец урока

Предметные результаты:

— научаться планировать последовательность операций и составлять технологическую карту.

Личностные результаты: формирование готовности к самостоятельным действиям, уважения к труду людей, бережного отношения к материальным благам человека.

Метапредметные результаты:

  • познавательные — моделировать технологические процессы, проводить обобщение и анализ; извлекать необходимую информацию и составлять текст в соответствии с нормами построения технологической документации, уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • регулятивные –планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пооперационный и итоговый контроль деятельности, уметь владетьосновымисаморегуляции;

  • коммуникативные — слушать и понимать речь других, умение формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Тип урока: урок учебного проектирования.

Вид урока: урок погружения в проект.

Методы обучения: индуктивный, репродуктивный, практическая самостоятельная работа.

Формы учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная и парная.

Методическое оснащение урока:

  • Необходимое материально-техническое и дидактическое обеспечение для учителя: проектор, компьютер, плотные карточки со слова и словосочетаниями(идея, проблема, технология изготовления, технологическая карта, конструкция, экономический расчет, оценка результата, вера в себя, творчество, подготовительный, технологический, аналитический), видеоролик «Производство ткани», плакат «Типы графических изображений», демонстрационные плакаты по технологии обработки швейных изделий, пояснительные записки творческих проектов, оценочный лист «Развитие метапредметных результатов».

  • Необходимое обеспечение для учащихся:ноутбуки, тетрадь, учебники, шариковая ручка, простой карандаш, линейка, ластик, лист А4 с эскизом ожидаемого результата проекта, образцы пооперационной обработки швейных изделий, пособие «Классификация машинных швов».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

    1. Учитель организует работу с целью формулирования темы и цели урока

-Садитесь! – Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости.

Я желаю, чтобы сегодня нам сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным! Улыбнулись друг другу, гостям. Для этого нам понадобится отличного настроения, и мы можем приступить к работе.

    1. Актуализация знаний и умений

-Начнём нашу работу с разгадывания кроссворда.

СЛАЙД кроссворд

По горизонтали

1. Место соединения 2-х или нескольких слоев ткани. шов

3. Рисунок, выполненный от руки без нанесения размеров. эскиз

5. Ритмически повторяющийся элемент (мотив) изображения

7. Что нужно составить, прежде чес выполнить проект? план

8. Первый шаг в процессе выполнения творческого проекта проблема

11. Обязательное требование к любой проектной работе. актуальность

12. Определение:……….-отношение линейных размеров к действительным

13. Что необходимо проявить при выполнении проекта? творчество

15. Одинаковость (схожесть) частей изображения по противоположным сторонам от прямой линии середины

18. С чего начинается творческий проект идея

19. апопалошдоржрл

20. Результатом завершения работы над проектом будет… оценка

17. Название одного из этапов творческого проекта. технологический

По вертикали

2. Узор, построенный на ритмическом чередовании одинаковых элементов

4. Ряд повторяющихся стежков

6. Знак-буква на чертеже-R

9. Объединение элементов изображения в одно художественное целое

10. Этап выполнения творческого проекта

13. Система разных методов обработки, преобразования энергии, сырья и материалов в процессе производства из них продукции

14. Чертёжные принадлежности

16. Сколько видов надо выполнить на чертеже для проектирования

19. Творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой – либо проблемы. проект

— Молодцы!

-Обратите внимание на выделенные слова.

-Как вы думаете, что объединяет эти слова?

— как звучит тема нашего урока. «Проект», «Творческий проект » проектная деятельность»,

-Тема нашего урока «Творческий проект»

-«Мы с вами не первый урок осваиваем основы проектной деятельности.

— Что такое проект?

-Назовите основные этапы выполнения проекта?

Творческий проект

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ, АНАЛИТИЧЕСКИЙ)

Учитель закрепляет на доске слова (этапы проекта):

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ, АНАЛИТИЧЕСКИЙ,

«На классной доске представлены слова и словосочетания: ИДЕЯ, ПРОБЛЕМА, ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА, КОНСТРУКЦИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ, ПРОЕКТ, ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА, ВЕРА В СЕБЯ, ТВОРЧЕСТВО

-Посмотрите внимательно на доску и прочитайте слова и словосочетания.

-Давайте сгруппируем слова в соответствии с этапами выполнения проекта,

Полученный результат:

Творческий проект»

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ, Заключительный)

Выбор темы, проблема,

идея технология изготовления, оценка результата, конструкция,

технологическая карта экономический

расчет.

-С чего начинается ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ этап? Выбор темы, проблема,

идея

-Что включает технологический этап? технология изготовления, конструкция, технологическая карта

-Что включает заключительный этап? оценка результата,

экономический расчет.

Воспитательная беседа.

-«Как вы думаете, словосочетание «вера в себя» и слово «творчество» связаны как-то с разработкой проекта?

-Может быть это лишние слова?

(Учащиеся высказывают свои мысли и предположения).

-«Конечно, эти слова имеют прямое отношение к выполнению проектов. Творчество – деятельность(результат), то есть создание чего-либо качественно нового.

Вера в себя — убежденность человека в том, что у него все получится, это стартовая составляющая любого большого успеха.

-Какой этап работы над проектом мы завершили? (Подготовительный)

-Чему мы научились на этом этапе? (выбрали тему проекта, разработали несколько вариантов изделия, определили требования к изделию) учащиеся высказывают свои предположения).

-Как называется второй этап проектирования? (технологический)

-Технологический этап выполнения проекта – это очень сложный и трудоемкий этап, который включает в себя совокупность операций по обработке и соединению деталей и узлов в определенной технологической последовательности».

-Какова же цель нашего сегодняшнего урока? Давайте вместе попытаемся её выделить.

— У вас на партах лежат творческие проекты учащихся прошлых лет, найдите раздел «Технология изготовления изделия» или «Технологическая часть».

— «что нам необходимо знать и уметь, для того чтобы осуществить технологический этап? (технология изготовления технологическая карта, инструменты и материалы, правила по ТБ)

(, конструкция, технологическая карта)

На экране: схемы, чертежей, выкроек моделей изделий, технологическая карта

-Технологический этап начинается с разработки технической документации (схем, чертежей, выкроек) и технологической документации (технологических процессов изготовления и сборки деталей по проекту). Технологическая документация служит, таким образом, основой для руководства производственным процессом — это графические и текстовые документы, определяющие технологию изготовления изделий.

-Как вы считаете, можно ли к основным технологическим документам отнести технологическую карту. (да)

? –Имеется у нас технологическая карта? (Нет)

-Как вы думаете, чему нам предстоит научиться в разработке технологической документации?». (научиться составлять или разрабатывать технологическую карту.)

-Какова же цель нашего сегодняшнего урока? (-Цель нашего урока – научиться составлять технологическую карту. )

-Учитель: «Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием «технологическая карта», научимся составлять технологическую карту своего будущего проектного изделия».

  1. Обоснование проекта – разработка технологической карты

    1. Учитель организует работу в парах по выполнению задания с целью формулирования определения «технологическая карта»

Учитель: раздать технологические карты.

-«Для того чтобы научиться разрабатывать технологическую карту нам необходимо знать основные структурные элементы технологической карты.

-Обратимся к творческим проектам прошлых лет. Откройте стр. «Технологическая карта», посмотрите по содержанию.

-Изучите структуру технологической карты и попытайтесь сформулировать определение, продолжив предложение: «Технологическая карта–документ, содержащий указания к :последовательности выполнения операций, графическому изображению, оборудованию, инструментам и материалам…………..».

СЛАЙД Технологическая карта – документ, который содержит в себе полный процесс производства изделия, включая его обработку.

-Запишите определение в своей технологической карте.

Учитель обобщает

?- Что такое технологическая карта и что она содержит?

Прочитайте.

(Технологическая карта – документ, который содержит в себе полный процесс производства изделия, включая его обработку.)

_ Где сможем понаблюдать за процессом производства изделия? ( на фабриках по производству пошива одежды)

    1. Учитель организует работу по просмотру видеоролика «Производство одежды» в целях повышения познавательной активности учащихся и ознакомления с технологическим процессом создания одежды

— Сейчас посмотрим видеоролик, подумайте,

?-люди, каких профессий востребованы в производстве пошива одежды?

Воспитательная беседа. Учитель: «Вы посмотрели видеоролик, и убедились в том, что производство одежды – сложный, трудоемкий технологический процесс. Огромное количество людей профессионалов задействовано в создании одежды?!!»

Учитель предлагает

— Назовите профессии швейного производства, которые вы увидели из видеоролика.

СЛАЙД Процесс создания любого швейного изделия укладывается в такую схему-цепочку:

-Что разрабатывает Художник – модельер ?

Художник – модельер разрабатывает новые виды одежды, создает коллекции одежды для показа в различных модных шоу.

В круг занятий художника-модельера входит создание новой концепции одежды в виде эскизов, поиск конструкторского решения задуманной модели, разработка образцов новых моделей и их подготовка для промышленного производства, организация показов моделей одежды.

— Чем занимается художник – конструктор (дизайнер)?

Художник-конструктор (дизайнер) Дизайнер одежды занимается проектированием и созданием нарядов, соответствующих современным модным тенденциям.

Многие люди считают, что второе название профессии дизайнера одежды — модельер. На самом же деле дизайнер — более обширная специальность, которая включает в себя обязанности художника-модельера и конструктора. Должность дизайнера одежды востребована в швейных фабриках, ателье, дизайнерских мастерских и домах моды.

— В чём заключается работа Модельера-конструктора?

Модельер-конструктор – специалист по разработке новых моделей одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров. Модельер разрабатывает новые модели будущих предметов одежды, подготавливает необходимые методические материалы, рисует эскизы, контролирует изготовление изделий.

-Чем занимается Технолог швейного производства?

Технолог швейного производства – это человек, который возглавляет цех по пошиву одежды, постельного белья, портьер, скатертей или иных швейных изделий.

-Какую операцию выполняет оператор швейного оборудования?

Учитель:

-«Необходимо уважать и ценить труд людей, которые создают для вас материальные блага, которые позволяют вам жить комфортно и красиво. сколько вложено труда и любви, чтобы создать вещи, которые окружают нас. Уважайте труд профессионалов и своих родителей. Помните об этом. Относитесь бережно к своим вещам и правильно ухаживайте за ними».

    1. Учитель организует работу в парах с целью выделения алгоритма действий по составлениютехнологической карты

Учитель: -Вернёмся к образцу технологической карты?

-«И так каковы наши будут действия по составлению технологической карты.

Технологическая карта имеет название.

( продолжить заголовок или название предложения Технологическая последовательность обработки и сборки…..)

?- прочитайте начало предложение и попытайтесь продолжить его, опираясь на создание своего проектного изделия. (Ночной сорочки)

?- Как называется проектное изделие?( модель плечевой одежды на основе изделия ночной сорочки?)

СЛАЙД — запишите предложение Технологическая последовательность обработки и сборки ____деталей ночной сорочки_

-Назовите свой алгоритм создания технологической карты, используя образцы…

(Дети отвечают, учитель корректирует ответы, и учащиеся записывают в тетрадях алгоритм действий по составлению технологической карты:

(Описание операции

Графическое и условное обозначение

Оборудование, инструменты и приспособления)

РАЗДАЮ НА СТОЛЫ

-Давайте обратимся к маршрутным листам. Прочитайте.

Слайд Алгоритм создания технологической карты.

  1. Выстроить последовательную цепочку технологических операций по обработке проектного изделия.

  2. Описать технологические операции.

  3. Выполнить графическое изображение технологической операции.

  4. Осуществить выбор оборудования и инструментов.

-Итак, именно эти задачи нам с вами предстоит решить на уроке.

    1. Проведение физкультминутки (Приложение 1)

Физминутка

Сели прямо, удобно.

— Посмотрите направо, налево, вверх, вниз – 5 раз.

— Оглянулись на противоположную сторону стены, посмотрели. Смотрим на стену перед собой, закрыли глазки. Представили, что сзади. Открыли глаза – 5 раз.

— Закрыть глаза, сжав сильно веки, открыть глаза. – 5 раз.

— Поставили ладошку перед глазами – посмотрели, отодвинули ладошку.

— посмотрели – убрали ладошку -5раз.

    1. Учитель организует самостоятельную

практическую работу «Разработка технологической карты»

    1. -А сейчас перейдём к практической части, на прежде повторим

-Повторим правила по ТБ

1. При работе ножницами:

  • ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе;

  • передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

2. При работе электроутюгом:

  • нужно до начала работы проверить целостность шнура;

  • при включении и выключении электроутюга в розетку браться за вилку, а не за шнур;

  • ставить утюг на специальную подставку;

  • следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга;

  • не отвлекаться во время работы утюгом, не оставлять включенным без присмотра;

  • по окончанию работы выключить утюг и поставить на специальную подставку.

ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРОВОДОМ.

  1. Перед работой проверить исправность шнура.

  2. При включении и выключении машины браться только за корпус вилки.

  3. Правильно ставить ногу на педаль, нажимать на нее плавно, без рывков.

  4. Волосы должны быть заправлены, убраны.

  5. На машине не должны лежать посторонние предметы.

  6. Перед работой проверить. Не остались ли в изделии булавки и иглы.

  7. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.

  8. Следить за правильным положением рук.

слайд

Технологическая карта –документ, который содержит в себе полный процесс производства изделия, включая его обработку.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Технологическая последовательность обработки и сборки ____

деталей ночной сорочки

Обработка горловины обтачкой на изнаночной стороне

1. Приколоть обтачку лицевой стороной к лицевой стороне изделия по линии……….., совмещая середины деталей.

2. Приметать обтачку к срезу горловины изделия. Ширина шва …. мм.

3. Проложить машинную строчку по линии шва. Срезать припуски на шов до ……мм.

4. Сделать надсечки на закруглениях. Удалить нитки приметывания.

5. Отогнуть………на лицевую сторону, выправить шов и выметать кант шириной ……мм из обтачки.

6. Выполнить отделочную строчку по ……..стороне горловины изделия. Ширина отделочной строчки 5-7 мм.

7. Удалить нитки временного сметывания. Обработанную …………изделия проутюжить.

Обработка боковых срезов изделия

  1. Детали складываем изнаночной стороной внутрь и, уровняв боковые срезы полочки и спинки, приметываем и стачиваем по лицевой стороне на расстоянии 4 — 5 мм от края.

2. Выворачивает деталь на лицевую сторону и выправляют шов стачивания так, чтобы он располагался по краю и прокладываем вторую строчку, отступая от края на 7- 10 мм.

3. Швы приутюживаем на спинку.

Обработка низа рукава швом

Краевой шов вподгибку с закрытым срезом

Обработка нижнего среза сорочки

  1. Подогнуть нижний срез сорочки на изнаночную сторону по линии прямых стежков (контурной линии нижнего среза), заметать подогнутый край.

2)

3)

4) Удалить нитки строчек временного назначения, приутюжить шов.

Окончательная обработка изделия

-А сейчас перейдём к практической части. Предлагаю работать в парах, так как у вас похожие модели плечевого изделия.

1.вам нужно Заполнить недоработанную таблицу «Технологическая карта обработки плечевого изделия — …», в которой пропущены термины, технологические операции, графические изображения.

-на листе А4 вы должны были изобразить эскиз своего будущего наряда для обеда. Это было домашним заданием на прошлом уроке.

Учитель смотрит эскизы.

-Вам необходимо составить последовательность технологических операций обработки своего проектного изделия в виде схемы на своих листах. Учитель показывает образец схемы (Приложение 3)

-Для того, чтобы описать технологическую операцию необходимо определить какие машинные швы вы будете применять для каждой технологической операции, используя демонстрационные плакаты, пособие «Машинные швы» (Приложение4 )и образцы поузловой обработки плечевых изделий.

-Приступая к выполнению практической работы, не забывайте: выполнять правила техники безопасности; соблюдать порядок на рабочих местах; выполнять работу аккуратно, соблюдая технологическую последовательность.

Учащиеся продолжают работать на листах А4, дополняя схему.

Учитель контролирует правильность выбора машинных швов

Вам даётся время: мин

-А теперь приступим к заполнению таблицы «Технологическая карта обработки плечевого изделия — …»

-изучите типы графических изображений и правилах их выполнения и прокомментируйте, как правильно выполнить графическое изображение в технологической карте.

— в соответствии с технологической операцией вам необходимо осуществить правильный и оптимальный выбор оборудования, инструментов и приспособлений.( швейная машина, игла, булавки, ножницы, распарыватель, утюг, Сантиметровая лента)

Учащиеся выполняют 2 шаг алгоритма

Учащиеся выполняют 3 шаг алгоритма

Учащиеся выполняют 4 шаг алгоритма

Вам даётся время: 7-10 мин

-Приступая к выполнению практической работы, не забывайте: выполнять правила техники безопасности; соблюдать порядок на рабочих местах; выполнять работу аккуратно, соблюдая технологическую последовательность.

Проверяю и контролирую работу учащихся, оцениваю, ставлю оценки

— Поставьте точку. Завершим работу на следующем уроке.

-Проверим практическую работу, выполненную в технологической карте.

СЛАЙД ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА С ОТВЕТАМИ.

4. Закрепления

— Для закрепления составим синквейн

Синквэйн

-Вспомните, какое главное слово у нас есть?

-О чём мы говорили на уроке? (Проекте, технологическая карта)

-алгоритм составления синквейна на экране. СЛАЙД

  1. Подведение итогов

Формируемые УУД: регулятивные (самоконтроль процесса и результатов работы за урок); коммуникативные (формулировать собственное мнение и позицию).

    1. Учитель организует рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке.

Учитель выдает рефлексивные карточки, состоящие из следующих незаконченных фраз:

«Самым интересным для меня на уроке было…»

«Меня удивило…»

«Теперь я могу…»

«Было трудно…».

Рефлексия

Понравилась ли вам своя работа?

Что было трудно в работе?

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

За что вы хотели себя похвалить?

Учитель Ребята, вы отлично потрудились на уроке, я желаю вам дальнейших успехов и радости познания!».

5.Д/З «Доработать технологическую карту обработки проектного изделия».

Технологическая карта

Технологическая карта – документ, который содержит в себе полный процесс производства изделия, включая его обработку. Процесс производства в данном документе подразделяется на операции и таким образом, отображает постепенную и полную картину производства того или иного изделия.

Как правило, формы технологических карт разрабатываются на каждом предприятии в зависимости от его производственной деятельности. Необходимость ее составления возникает в случаях производства изделий по новым технологиям и методам. Так же целесообразно составлять данный документ при повторяющихся процессах производства. Данный документ оформляется только для изделий, которые производятся внутри предприятия. Технологическая карта является недействительной для изделий, произведенных на посторонних предприятиях.

Технологическая карта содержит в себе полную информацию обо всех стадиях производственного процесса, квалифицированных работниках, задействованных в процессе производства, подробную характеристику технологических режимов и др. В целом, в данном документе необходимо отобразить следующее:

  • наименование производимого изделия;
  • описание производственного процесса, включая все режимы, которые изделие проходит в процессе своего производства (тепловая, холодная обработка и др.);
  • перечень используемого оборудования и инструментов;
  • требования, которые предъявляются к качеству изделия (ссылка на сертификаты качества или иные нормативные документы);
  • общая продолжительность производства изделия, а так же время, которое занимает каждая производственная операция в отдельности;
  • область применения изделия;
  • условия хранения изделия;
  • условия транспортировки изделия;
  • вес изделия;
  • показатели нормы выхода готового изделия.

Помимо всей вышеперечисленной информации, технологическая карта должна содержать в себе требования, предъявляемые к безопасности технологического процесса. Так же следует отобразить показатели лабораторных исследований, которые характеризуют безопасность использования произведенного изделия для жизни и здоровья потребителя.

Технологическая карта разрабатывается уполномоченным работником технологического отдела. Далее данный документ передается на ознакомление главному инженеру-технологу и требует заверения с его стороны. После этого подписать данный документ должен непосредственный руководитель предприятия.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *