Моя педагогическая идея

Технология модерации предполагает применение активных методов обучения, что ставит ее в ряд актуальных в условиях реализации ФГОС нового поколения, основанных на компетентностно-деятельностном подходе.

Moderare — в переводе с латинского — приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е — 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.

Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу технологии положены следующие ключевые принципы:

  • структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);

  • систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);

  • комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся); прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна преподавателю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план образовательного мероприятия, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.

Фазы (этапы) модерации:

  • инициация (начало урока, знакомство);

  • вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

  • формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

  • интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

  • проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

  • подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

  • эмоциональная разрядка (разминки).

Каждая фаза — это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию. Активные методы обучения, используемые в каждой фазе модерации, идеально подходят для данной технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного процесса.

Модератор — педагог, который учит учиться, мыслить, работать с информацией, сотрудничать.

Дидактическая цель использования технологии модерации в образовательном процессе — формирование:

  • Способности обучающихся к самостоятельному и ответственному решению проблем, что включает развитие способности обучающихся к анализу информации, выявлению и оценке проблемы;

  • Умения вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия; находить возможности и ресурсы для решения проблем;

  • Способности ведения переговоров и дискуссии (умение выслушать другого, убеждать и принимать коллегиальные решения);

  • Навыка принятия персональной ответственности за воплощение принятых решений.

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации, обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов — ИКВММРАО:

  • эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;

  • упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;

  • обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);

  • мотивация всех участников образовательного процесса;

  • мониторинг образовательного процесса;

  • рефлексия педагога и обучающихся;

  • анализ деятельности участников и оценка результатов.

Интеракция. Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции: преподаватель -студент, студент — студент, преподаватель — малая группа, преподаватель — учебная группа, малая группа — малая группа, малая группа — учебная группа, студент — малая группа, студент — учебная группа.

Принципы и методы формирования групп зависят от задач, которые преподаватель решает в ходе данного урока и от индивидуальных особенностей, обучающихся, их подготовки и социальной роли в учебной группе. Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий ребят или по предложению преподавателя, когда необходимо достичь равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки.

Для формирования мини-команд можно использовать различные методы: самые простые из них не требуют предварительной подготовки, например, можно объединить рядом сидящих )Д1ащихся либо попросить ребят рассчитаться на первый-второй-третий-четвертый и затем сформировать группы по номерам.

Коммуникация — это процесс как прямого, так и непрямого воздействия, осуществляемого вербальными и невербальными способами. Поведение педагога, всех участников взаимодействия, их позы и жесты, выражения лиц и глаз часто несут намного больше информации, чем слова. Австралийский специалист Аллан Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т.п.) – 38% мимики, жестов, позы – 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, важнее как это делается.

Основа коммуникации – техника постановки вопросов и диалоговые технологии. Модератору требуется владеть искусством задавания вопроса, чтобы сама формулировка вызывала активную мыслительную деятельность и желание учеников решать проблему. С этой целью можно использовать разные типы вопросов;

Простые (фактические) вопросы – требуют знания фактического материала (дат, имен, собственных наименований, утверждений и отрицаний), ориентированы в первую очередь на работу памяти предполагают односложные или очень краткие и точные ответы; начинаются с вопросительных слов: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Согласны ли вы с утверждением…», «Верно ли, что…», Можно ли согласиться с тем, что…»;

Уточняющие вопросы — позволяют научиться перефразировать слова собеседника: «Вы хотели сказать…», «Вы имели в виду…», «Правильно ли я Вас поняла, что…»;

Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждают обучающихся к установлению причинно-следственных связей между различными явлениями действительности, поступками и мнениями; начинаются вопросы со слова «Почему?»;

Оценочные вопросы: «Что показалось самым важным/неудачным?», «Что было наиболее интересным (скучным, радостным) грустным?», «Что оказалось самым нужным в будущем (бесполезным)?»;

Творческие вопросы — позволяют в одних случаях осуществить прогноз повествования, в других – нацеливают на нестандартное полученных теоретических знаний: «Как вы думаете, что произойдет дальше…», «Что было бы, если…»;

Дискуссионные методы — вид групповых методов активного социально-психологического обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть реализованы в виде диалога участников или групп участников, сократовской беседы, групповой дискуссии или «круглого стола», «мозгового штурма», анализа конкретной ситуации или других

Основанные правила и рекомендации по ведению диалога:

1. Не разрешается говорить нескольким участникам одновременно. Выступить участникам можно только с разрешением модератора: чтобы показать свое желание и готовность присоединиться к обсуждению, необходимо поднять руку или специальную карточку, занять предназначенное для выступающего место. В задачу модератора при этом входит обеспечение равноправного участия всех учащихся, соблюдение очередности высказываний, поощрение активности всех учеников.

2. Обсуждать в течение одного диалога можно только одну ситуацию. Причина большинства конфликтов, вспыхивающих во время коллективного обсуждения, в подмене предмета разговора.

3. Чтобы подмены не произошло, имеет смысл фиксировать основные положения, высказанные участниками диалога, — записи могут осуществлять сам модератор, специально назначенный помощник или представители рабочих групп. Таким образом, исключается недопонимание и неправильное выводы.

4. Точные формулировки – краткие формулировки, поэтому модератор должен добиваться емких высказываний. Для этого можно устанавливать жесткий регламент для высказываний участников, просить подвести итог в конце высказываний для фиксирования идеи, основного положения.

5. У каждого участника дискуссии, беседы есть свое мнение об обсуждаемой проблеме, поэтому модератору следует создавать ситуации, в которых участникам приходилось бы чаще излагать свою позицию, а не подстраиваться под мнение группы.

6. Применение «конфликтных знаков» (карточек, или окрашенных в конкретные цвета, или подписанных «согласен»/ «не согласен», или имеющих изображения солнца и молнии, смайликов и пр.) позволит участникам в течение всего разговора выражать свою позицию, даже если они не получат в этот момент право высказать аргументы за и против. Условные знаки значительно экономят время и предупреждают личностные конфликты между учениками.

7. Чтобы невербальные сигналы адекватно воспринимались, необходимо заранее обучать учеников владению своими мимическими и пантомимическими данными.

Визуализация. Для эффективной реализации такого принципа модерации как прозрачность, который позволяет педагогу и обучающимся ясно видеть весь ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты, необходимо спланировать и осуществить еще один ключевой процесс — визуализацию.

Визуализация каждого этапа образовательного процесса позволяет материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся.

Простейший путь визуализации — использование элементов цветового кодирования.

Другие методы:

Древо — структурирование сведения, в результате которого отображается иерархия набора данных, где элементы являются родительскими или дочерними (корни, ветви, плоды). Приемы: древо ожиданий, древо целей, древо решений, древо оценки.

Интеллект-карты,

Алгоритм (если: да — нет).

Граф, денотатиый граф (от лат. denoto — «обозначающий» и греч. grapho — пишу) — способ выделения из текста существенных признаков понятия.

Модель — образ или прообраз (образец) какого-то объекта или системы объектов («оригинала» данной модели).

График, диаграмма.

Фрейм (англ. frame — «каркас» или «рамка») — способ представления знаний в искусственном интеллекте, в виде схемы действий в реальной ситуации. Удачно использовать на этапе подведения итогов урока и на стадии рефлексии, когда необходимо сформулировать новую информацию, полученную на уроке, из минимально возможного количества слов.

Смысловое поле. Метод служит для сужения проблем выбранной темы. Участникам предлагается заполнить таблицу

с предложенными блоками вопросов:

В чем проблема? В чем проблема?
Предполагаемые риски Предполагаемые риски

Кластер — это графический прием систематизации материала. В центре рисуется овал, в котором записывается тема урока, вокруг располагаются крупные смысловые единицы, определяющие суть главного слова.

Каждый из перечисленных методов обладает большой информационной емкостью, интегративностью и универсальность, позволяет уплотнить материал, систематизировать его, выявить существенные связи, перевести вербальную информацию в невербальную (образную).

Мотивация. Народная мудрость гласит: «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить». Эта пословица приходит на ум, когда мы видим, насколько разным может быть отношение студентов к учебе. Для одного процесс обучения является важным, многозначительным, он мотивирован к учебе, для другого – учеба это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Это должно стать знаком для решения вопроса «Являются ли методы и подходы педагога эффективными и действенными?»

При технологии модерации студент перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию на уроке. Принципиально меняется и роль педагога. Он становится консультантом, наставником, превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса с помощью активных методов обучения, раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействие их эффективному сотрудничеству — катализатором этих процессов является мотивация. {Например, тесты достижений).

Формирование мотивации учебной деятельности обучающихся будет обеспечено, если:

— в решении поставленной проблемы используется интегрированная совокупность подходов (системного, личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического, коммуникативного);

— реализованы приёмы и методы формирования мотивации учебной деятельности;

— создана совокупность оптимальных педагогических условий (учет индивидуальных психологических и возрастных особенностей обучающихся, степени развития профессионально-значимых характеристик преподавателя, построение личностно-ориентированного педагогического взаимодействия.

Мониторинг образовательного процесса. Проведение мониторинга включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесение, при необходимости, корректив по ходу урока. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой динамики.

Логическая цепочка: входящий контроль — планирование и проведение коррекционной работы (тематические мониторинги) — тематический мониторинг опирается на мониторинг урока.

Мониторинг групповой динамики. Любая команда в своем развитии проходит ряд закономерных стадий. Учитывая, что основой технологии модерации является групповая работа обучающихся, педагогу следует внимательно отслеживать групповую динамику с тем, чтобы, при необходимости, оказывать поддержку командам или отдельным обучающимся и вносить коррективы в их работу.

При мониторинге первой стадии развития группы -формирования — педагогу важно не допустить застревания группы на этом этапе. Если преподаватель сумел настроить участников группы на дальнейшее движение, успокаиваться не стоит, поскольку группа перейдет в фазу конфликта. Эта фаза очень важна для формирования эффективных навыков работы в команде, становления лидерских качеств, развития самостоятельности и уверенности в своих силах, поэтому, педагог должен внимательно следить, чтобы в группе не возникало личных конфликтов и противостояния. В этот момент важно перевести энергию конфликта в русло решения общей задачи и достижения общих для всех участников целей. Успех на этом этапе — успех во всей групповой работе. Группа переходит в фазу распределения ролей и сотрудничества — это успех и студентов, и преподавателя!

Итак, задача мониторинга групповой динамики -обеспечить плавность прохождения стадий развития группы и достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы.

Рефлексия — осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы — обязательный атрибут современного образования.

Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.

Приемы рефлексии

От современного обучающегося требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки.

Существует следующая классификация рефлексии на учебном занятии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  • рефлексия деятельности;

  • рефлексия содержания учебного материала.

Прием «Лесенка»

На первой ступеньке будут самые скучные, трудные, нелюбимые, а на десятой – интересные, полезные, любимые задания учебного занятия.

Рефлексия — диалог

Что я делаю? С какой целью? Почему я делаю это так? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг? Можно ли это сделать по-другому? Какой вариант лучше? Насколько необходимо мне то, что я сегодня сделал? Что я буду делать дальше?

Анализ деятельности и оценка результатов направлены на получение обратной связи всеми участниками образовательного процесса, использование полученных комментариев и оценок для совершенствования образовательного процесса как учениками, так и педагогом. Формулирование и фиксация результатов обучения, воспитания и развития используется не только для коррекции образовательной деятельности педагога и обучающихся, но и служит для оказания сильного мотивирующего воздействия.

Урок закончен, надо подвести итоги, обеспечить обучающихся обратной связью, создать у всех участников ощущение завершенности процесса. Учитывая временные рамки урока, для эффективного проведения этой фазы модерации рационально также использовать активные методы подведения итогов.

Очень важно в процессе анализа и оценки, как для учителя, так и для обучающегося — увидеть результат своей деятельности на уроке, увидеть вклад этого результата в достижение поставленных целей обучения, увидеть рост личностных достижений. Ощутимость этого вклада мотивирует на дальнейшие действия, на дальнейшее приложение усилий.

Резюмируем эффекты применения технологии модерации.

Целеполагание, учет потребностей и ожиданий обучающихся делает образовательный процесс понятным и желанным для детей.

Признание равноправной роли обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за результаты своей учебной деятельности способствуют развитию у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах.

Эффективное сотрудничество обучающихся в процессе групповой работы формирует у обучающихся навыки, которые пригодятся им в студенческой группе, в профессиональном коллективе, в семье, в общественной жизни.

Организация качественного коммуникативного пространства на уроке обеспечивает взаимопонимание и эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами.

Использование различных форм, методов и техник визуализации обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание обучающимися нового материала, оживляет образовательный процесс, позитивно воспринимается обучающимися и положительно сказывается на результатах обучения.

Использование модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию познавательной активности и творческого процесса, раскрытию и развитию способностей обучающихся, содействию их качественному обучению.

Мониторинг урока через формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса, содействует упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, помогает педагогу в контроле полноты реализации учебного плана. Формулирование и закрепление результатов каждого раздела урока, а также его итогов содействует качественному усвоению обучающимися нового материала.

Обучение в сотрудничестве, обучение действием, рефлексия, глубокое осмысление и ясное понимание учебного материала определяют активный статус новых знаний, обеспечивают приобретение универсальных навыков и готовность к их применению в практических ситуациях, в том числе ситуациях с высокой долей неопределенности, когда отсутствуют готовые ответы.

Осмысление и критический анализ поступающей информации посредством рефлексии позволяет обучающемуся достигать необходимого уровня понимания нового материала, новых отношений, новых моделей поведения, что является важнейшим условием личностного роста и развития.

Урок модерации в обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

120

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

УРОК МОДЕРАЦИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

© Данцева А.В.*, Ростова М.Л.*

Лесосибирский педагогический институт — филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск

В статье рассматриваются особенности использования метода модерации на уроках английского языка в средней школе.

Ключевые слова: метод модерации, урок английского языка, деятельностный подход.

Современное общество ставит перед школой новые задачи, которые заключаются в поиске эффективных способов повышения качества образования, поиск решения которых имеет характер национальной проблемы. Роль школы изменилась в общественной жизни. Следовательно, в процесс обучения внедряются новые подходы и технологии. Учитель является не центральной фигурой в процессе образования, а играет роль координатора. В соответствии с этим появилась необходимость в обновлении содержания методики преподавания, внедрения новых технологий и методов оценки деятельности учеников.

Основными принципами, которыми должен руководствоваться учитель являются:

— личностно-ориентированное обучение;

— деятельностное обучение, которое ориентировано на продукт;

— использование межпредметных связей, формирование УУД;

— учет потребностей обучающихся;

— формирование способностей к самостоятельному поиску знаний.

В полной мере реализация всех этих принципов и достижение высоких предметных и метапредметных результатов возможно с помощью применения технологии интерактивного обучения «Модерация» на уроках английского языка.

Метод модерации может являться хорошим материалом для решения задач развития мышления учащихся на уроках английского языка, в основу

* Студент 4 курса кафедры Иностранных языков.

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков.

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков

которого были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.

Технология применения метода модерации на уроках английского языка в период внедрения ФГОС не изучена в полной мере, именно этот факт обуславливают актуальность исследования.

Термин модерация произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздание». В современном понимании модерация — это направляемый процесс взаимодействия участников группы в целях самостоятельно выработки и принятия группового решения, техники организации интерактивного общения, благодаря которой работа становится более целенаправленной и структурированной.

По статистике, ученики в недостаточной мере владеют устной и письменной речью, часто без желания работают на уроках. Анализ письменных работ и устных выступлений обучающихся позволяет выделить главную проблему, которая требует поиска решений в образовании. Наличие такого противоречия между разным уровнем развития учеников и необходимостью организовать урочную и внеурочную деятельность так, чтобы способствовать коммуникативному развитию всех обучающихся. Для разрешения данной проблемы появилась необходимость выдвинуть на первое место педагогической деятельности технологию модерации, позволяющую в значительной мере повысить результативность и качество работы обучающихся на уроках английского языка в рамках деятельностного подхода .

Технология модерации — это эффективная технология, позволяющая в значительной мере повысить результативность и качество учебного процесса. Эффективность этой технологии обусловлена направленностью используемых приемов, методов и форм организации познавательной деятельности на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности учеников, развитие исследовательских умений и коммуникативных способностей, а так же навыков сотрудничества в учебных группах. Процесс совместной работы, который организован при помощи приемов и методов модерации способствует преодолению коммуникативных барьеров, создает условия, способствующие развитию творческого мышления и принятию нестандартных решений, что является основой системно-деятельностного подхода .

Урок модерации состоит из следующих этапов:

— инициация (начало урока, знакомство);

— вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

— формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

— эмоциональная разрядка (разминки);

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

— проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

— подведение итогов (рефлексия, оценка урока).

Каждый из этапов четко отражает структуру модерации и делает урок логичным и гармоничным.

На различных этапах используются разнообразные приемы и методы. На этапе инициации метод «поздороваться локтями» легко может обеспечить настрой и хорошую атмосферу в классе.

Вхождение или погружение в тему, то есть, сообщение целей урока учитель легко может начать с метода «Угадай тему», что позволит ученикам самим сформулировать цели урока.

В ходе формирования ожиданий учеников можно использовать такие активные методы выяснения ожиданий и опасений, как метод «воздушные шарики». Метод «любит — не любит» поможет раскрыть для учителя ожидания учеников от урока. Каждый ученик должен сообщить классу, что он/она любит делать, а что не любит и написать это на соответственно белых или серых лепестках. После ответа приклеить это к жёлтой серединке ромашки «ожидания» и чёрной серединке ромашки «опасения».

Интерактивная лекция помогает изучить новый материал, с помощью таких методов как «инфо-угадайка», где наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются. Суть ещё одного метода «Светофор» заключается в следующем: каждый ученик получает карточки. Учитель зачитывает тезисы по одному. Ученики, согласные с тезисом, поднимают зелёную карточку, несогласные — красную, сомневающиеся и воздерживающиеся от решения — жёлтую. Всякий раз необходимо предоставлять ученикам несколько минут на обдумывание решения. «Каждый учит каждого»: цель этого метода — обучить учащихся работать друг с другом в парах сменного состава, ученик попеременно является учеником и учителем. Каждый участник должен объяснить другому ту информацию, которая содержится в его карточке, а также убедиться, что собеседник понял и запомнил новый материал. Также метод «что за стенкой» хорошо подойдет для данного этапа, так как данное задание включает такие процессы как коммуникация, визуализация, мотивация, мониторинг и оценку результатов. Учащимся необходимо разбиться на пары. В парах они показывают друг другу картинку через лист бумаги, угадывают что там, тем самым запоминая новые слова.

Метод «Кот в мешке» поможет раскрыть творческие способности детей и разрядить обстановку. Каждый ребенок здесь может побывать в роли актера. Вытаскивая картинку из мешка, он должен показать что это, не говоря, остальные должны догадаться.

Одним из важных этапов является проработка содержания темы. Чтобы обучающимся было интересно, и можно было всесторонне проработать но-

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков

вый материал метод «miming game» будет достаточно уместным. Один из учеников садится на стул, учитель держит над его головой картинку, остальные дети, не говоря, должны объяснить, что или кто это. Метод «lotto game»: участники, разбившись на пары, должны объяснять друг другу картинки, если учащийся догадался что это, он кладет картинку на свое игровое поле. Цель игры — закрыть все поля. Данный метод поможет активизировать мыслительные процессы у ребенка и научиться использовать изученный материал на практике, так же как и метод «каждый учит каждого».

Провести подведение итогов (рефлексию, оценку занятий) эффективно, грамотно и интересно поможет метод «какой путь я прошел?». «Шкатулка наших успехов и достижений» будет хорошим способам показать учащимся, чего они достигли и что им будет полезно.

Особенной чертой модерации является ее отличие от автократичных дидактических способов, применяемых в образовании. Учитель и ученик -это равноправные участники образовательного процесса. Ученик теряет функцию объекта обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

Роль учителя так же изменилась. Теперь он представлен в виде консультанта, наставника, старшего партнера, что принципиально меняет отношение к нему учеников — из «контролирующего органа» учитель превратился в опытного товарища, который работает в одной команде с учащимися. Это способствует росту доверия к учителю, растут его авторитет и уважение .

Целью применения технологии модерации является достижение эффективного управления классом в процессе изучения английского языка, максимально полного вовлечение всех обучающихся в образовательный процесс, поддержание высокого уровня познавательной активности в течение всего урока, что является неотъемлемой частью реализации деятельностного подхода. Таким образом, на уроках английского языка с применением технологии модерации, обеспечивается оптимальное использование урочного времени.

Принципы технологии модерации:

— структурированность (содержание урока разделено на определенные части);

— систематичность (отдельные этапы урока взаимосвязаны и логически следуют один за другим, создавая полноценное содержание урока);

— прозрачность (деятельность каждого ученика просматривается учителем, виден ход решения учебной задачи, промежуточные и итоговые результаты) .

Технология модерации позволяет создавать аутентичную языковую среду и открывать новые возможности для межкультурного общения, что позволяет обучающимся увидеть практическую пользу изучения английского языка, что позволяет с уверенностью говорить о высокой степени эффективности применения технологии модерации в образовательном процессе.

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Использование технологии модерации отмечается стабильный рост достижения ключевых эффектов успешного обучения. Возрастает степень самостоятельности и ответственности учеников за результаты образовательного процесса, что связано с приобретением их новой роли, осознанность и согласованность целей обучения с индивидуальными потребностями обучающихся, приобретение ими не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств, уважительное отношение всех участников процесса друг к другу. Это является теми важными эффектами применения технологии модерации на уроках английского языка, которые обеспечивают достижение целей современного образования .

Таким образом, можно сделать вывод, что применение технологии модерации на уроках английского языка в полной мере отвечают современным требованиям школьного образования в соответствии с реализацией деятельностного подхода.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бархаев Б.П. Новые аргументы в педагогических технологиях // Школьные технологии. — 2007. — № 14. — С. 47-52.

2. Гладилина И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 3. — С. 18-23.

3. Новые технологии в преподавании иностранного языка: тез. докл. междунар. конф. — Омск: ОмГТУ 1996. — 43 с.

Выбор приоритетов в профессиональной воспитательной деятельности несомненно имеет стратегическое значение. Заметим, что эта проблема в теории воспитания исследована мало, поэтому так ценны идеи К. Роджерса о том, что личность ребенка для педагога должна быть всегда важнее любой педагогической проблемы; что настоящее ребенка должно быть более важным для учителя, чем его прошлое и будущее; что чувства и переживания ребенка важнее, чем его мысли и знания; что понимание важнее, чем объяснение, а принятие намного важнее исправления. Внутренняя направленность педагога на развитее ребенка, на его ценности, выборы, приоритеты, подчеркивает Роджерс, всегда важнее, чем любые педагогические декларации и инструкции. Приоритетны в гуманистической педагогике оптимистический взгляд на ребенка, опора в работе с ним на позитив. «Человек, — писал Роджерс, — есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом». Педагога, который следует этим идеям, помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста», К. Роджерс назвал «фасилитатор».

Фасилитаторскую деятельность, таким образом, рассматривают как приоритет воспитательной деятельности, направленной на гуманизацию пространства детства. Педагог-фасилитатор естествен, открыт для общения, для диалога, он относится к своим ученикам с доверием, стремится увидеть мир глазами своих воспитанников, ему свойственно теплое, понимающее отношение к детям.

Приоритетным в воспитательной деятельности в условиях обновившегося общества и его новой системы образования становится самоопределение педагога не столько по социальной константе, сколько по личностно-межличностной, что связано с новизной отношения педагога к себе как целостной системе.

сегодня педагог осознает, что успешной его профессиональная деятельность может быть только через личностные контакты с воспитанниками, а не через их «пригибание под нормы» . Следствием этого понимания становится осознание педагогом того, что ценным является влияние на детей его индивидуальности; что в современных условиях вербальное «воздействие» практически незначимо, если оно не подкрепляется высокими духовно-нравственными качествами педагога, его духовной зрелостью. Автор подчеркивает, что было бы утопией считать каждого педагога готовым к подвигу духовного самовзращивания, но нельзя не признать и то, что именно на этом пути педагог обретает влиятельность неформального лидера. Обобщая сказанное, можно утверждать, что появление в современной школе учителя-фасилитатора как ключевой фигуры гуманистического образования исторически, социально и личностно обусловлено.

Овладение фасилитаторской деятельностью как приоритетной — непростая задача для педагога. Она вступает в соревнование с другими приоритетами: ценность конкурентоспособности, идеи религиозности личности, самоценности технической подготовленности, оснащенности новыми информационными технологиями как условия успешной адаптации в современном мире.

Ученые подмечают, что постепенно становится понятным, что подлинным стержнем жизнеспособности человека в гуманизирущемся обществе может быть только его способность к саморазвитию, непрерывному достраиванию себя в изменяющихся условиях, духовному самоукреплению на этой основе. Именно эта способность выступает приоритетной ценностью общества, личности каждого воспитанника школы и, следовательно, становится главней ценностью педагогической деятельности. В этих условиях приоритетным становится личностный характер общения педагога с ребенком. Педагог-фасилитатор проявляет в процессе взаимодействия с детьми всю глубину личностного в себе, опирается на свое гуманистическое внутреннее образование — положительное мировосприятие, отношение к детству как самоценности.Исходя из самоценности человеческой жизни, главной в его личной иерархии ценностей, педагог-гуманист развивает и у себя, и у своих воспитанников неприятие насилия, жестокости по отношению к человеку и ко всему живому, тонкое осознание экзистенциальной неповторимости каждого человека, демонстрирует конструктивность, способность принять на себя всю полноту ответственности за свою деятельность.

В сложных условиях современного бытия педагог-фасилитатор стремится создать поддерживающие условия для развития ребенка, не оправдывая себя заранее подобранными примерами возможных неудач. Он открыт для сопереживания ребенку и открыто выражает собственные чувства.

Педагог-фасилитатор не способен принять традиционную модель детской судьбы, предопределяемой многими педагогами старого типа как жертвенность и самоограничение в настоящем во имя неопределенного будущего. Он сам живет настоящим и помогает детям жить настоящим, исповедуя принцип Роджерса: «Настоящее важнее прошлого и будущего».

Обобщая результаты многочисленных исследований на эту тему, С.Л. Братченко вводит понятие «фасилитативная способность педагога», которое он рассматривает как сочетание пяти искусств: искусства уважения, искусства понимания, искусства помощи и поддержки, искусства договора и искусства быть самим собой .

Сказанное позволяет нам сделать стратегический вывод: фасилитаторскую деятельность можно рассматривать как новую культуру педагогической деятельности — гуманитарную культуру.

Непосредственное осуществление педагогического процесса связано с организацией взаимодействия педагогов и воспитанников. Организаторская деятельность ., будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели. Как один из специфических видов человеческой деятельности, своим объектом она всегда имеет группу людей, а следовательно, выражает отношения «человек — группа людей», «организатор — группа организуемых». Люди, их психология, их практическая деятельность — основной и специфический объект организатора — субъекта организаторской деятельности’.

Особое место организаторская деятельность занимает в структуре целостной деятельности педагога. Благодаря этой деятельности учащиеся включаются в различные виды деятельности.Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности; создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными воспитанниками; применение методов, средств и приемов осуществления педагогического процесса; обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его эффективного протекания; использование необходимых приемов стимулирования активности учащихся; установление обратной связи и своевременная корректировка хода педагогического процесса.

В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей (Л.И.Уманский):

· усвоение задачи, установление отношения организаторов и организуемых к условиям задачи;

· подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;

· определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных;

· распределение обязанностей, определение формы организации,

· инструктаж;

· внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;

· учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи; определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;

· работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;

итоговый анализ выполнения задачи и оценка деятельности (индивидуальной и коллектива). Эта структура организаторской деятельности в равной мере относится и к организаторской деятельности педагога.

Специфика организаторской деятельности педагога проявляется прежде всего в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной). Содержание, формы и методы организаторской деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности детей. В связи с этим конечная цель организаторской деятельности задается, как правило, не самим организатором, а другим человеком или группой людей.

Однако, несмотря на отстраненность организаторской деятельности детей, эта деятельность обнаруживает свою эффективность в количественно-качественных показателях продуктивности. В то же время о ее эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития коллектива, обученность и воспитанность учащихся, характер сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы школьников. Тем не менее основной продукт организаторской деятельности всегда носит психологический, идеальный характер.

По своим внешним характеристикам организаторская деятельность педагога проявляется как исполнительская, практическая. Однако она прежде всего и главным образом внутренняя, психологически творческая. Исполнительский и творческий характер организаторской деятельности определяет ее внутреннюю противоречивость, обусловленную диалектикой цели и средств ее достижения.

Деятельность педагога-организатора, как и любая другая, строится на основе переработки поступающей информации. Важнейшей для организаторской деятельности является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных членов. Отсюда и организаторская деятельность включает в себя различные методы, средства и прием психологического и педагогического воздействия и взаимодействия.

Общие функции организаторской деятельности специфически проявляются и в деятельности педагога.

Первое место среди них занимает функция групповой интеграции, формирования межличностного внутреннего единства. Результатом осуществления этой функции являются установившиеся взаимосвязи, взаимоотношения и скоординированные действия внутри группы, т.е. внутренние коммуникации. ‘Вторая функция — внешнекоммуникативная, направленная на установление связей и координацию действий между микрогруппами (горизонтальная коммуникация) и вышестоящими организациями (вертикальная коммуникация). Третья и четвертая функции вытекают из понимания самой сущности организаторской деятельности и связаны с обучением и воспитанием, понимаемыми в самом широком смысле этих явлений. В деятельности педагога эти четыре функции проявляются в единстве и взаимообусловленности, выступая в разных сочетаниях при преобладании то одной, то другой.

Функции организаторской деятельности педагога можно соотнести с группой общепедагогических умений, необходимых для их осуществления, — мобилизационных, информационных, развивающих и ориентационных.

Модерация — современная образовательная технология интерактивного обучения



Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

А. Дистервег

Лидирующие позиции занимают те люди, организации и страны, которые заняты реформированием системы образования. Люди пытаются понять, как научить детей найти свое место в ХХ1 веке. Проблема в том, что мы пытаемся войти в будущее, продолжая делать то, что делали в прошлом. Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Известно, что любое новшество встречает на своём пути и одобрение, и сдержанную поддержку, и резонанс. То есть идет обычный процесс: сначала резкое неприятие, отрицание, сопротивление, затем внимание, апробирование, и, в конце концов, новое становится нормальным явлением. Как показывает практика, учителя готовы к внутренним изменениям, начинают воспринимать новые идеи и ценности открытого образования как свои собственные, невзирая на авторитеты. Эти учителя хотят, чтобы их ученики не столько заучивали учебный материал, сколько старались думать категориями науки, которая лежит в основе преподаваемой ими учебной дисциплины.

Все чаще в сфере образования можно услышать такие понятия, как интеракция, коммуникация, визуализация, мотивация, мониторинг образовательного процесса и рефлексия. Большинство из них, если не все, безусловно, знакомы каждому учителю, но, возможно, не каждый знает, что общего могут иметь между собой все эти понятия? Ответ прост: все они являются ключевыми процессами технологии модерации. Moderare (латин.) переводится как управлять, регулировать, приводить в равновесие. Впервые была разработана в Германии в 60-70 годах прошлого века, затем активно применялась, дорабатывалась и применялась в педагогической практике. Сегодня модерация — это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.

После успешной апробации не только в образовательной среде, но и в экономике, можно сказать, что технология модерации помогает повысить качество и результативность образовательного процесса. При этом эффективность модерации доказывается тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на развитие исследовательских умений, коммуникативных способностей, навыков работы в команде и активизацию аналитической деятельности учащихся.

При использовании данной технологии учитель и ученик меняют свою роль в образовательном процессе, так как результат совместной деятельности и эффективность всего процесса зависят в равной мере и от учителя, и от ученика. Ученик перестает быть объектом обучения и занимает активную позицию, тем самым повышая свою самостоятельность, появляется чувство ответственности за свои действия и поступки, возможность оценить, корректировать свои действия, появляется целеустремленность и уверенность в себе. Учитель же становится консультантом, помощником, старшим партнером. Роль «контролирующего органа» меняется в сторону более опытного товарища, играющего с учеником в одной команде.

Этапы технологии модерации:

– инициация (начало урока, знакомство);

– вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

– формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

– интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

– проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

– подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

– эмоциональная разрядка (разминки).

Каждая фаза представляет собой полноценный раздел образовательного мероприятия, объем и содержание которого определяется темой и целью урока.

Некоторые методы и техники модерации

– «Мозговой штурм» — несмотря на всеобщее ощущение известности данного метода, очень важно после набора идей, переходя в стадию анализа, иметь подготовленные критерии по их оценке, а не формировать их вместе с группой! Разновидности этого метода: двойной прямой; обратный прямой, круговой

– «Карточный опрос» — служит для сбора и сортировки тем, идей, проблемных пунктов или вариантов решения. Этот метод рекомендуется в ситуациях, когда рассматриваются спорные темы. Опрос с использованием карточек также необходим, когда в группе недостаточно открытые отношения и участники сдержаны или малознакомы.

– «Mind-mapping», или метод «корней дерева» — планирование необходимых действий по проекту, где от «ствола дерева» расходятся «корни», или от основной цели идут задачи, а также необходимые ресурсы и действия в виде «ответвлений».

– «Схема анализа проблемы» — анализ причин и последствий существования основной проблемы.

– «Вспышка» — обзор мнений участников, например, при анализе «проблемного поля»;

– «Многопозиционный опрос» — метод выбора с помощью голосования. Применяется, когда при множестве альтернатив необходимо сделать выбор или определить отношение экспертной группы к обсуждаемым вариантам. Как вариант может быть использован после мозгового штурма, чтобы отобрать идеи, с которыми стоит работать дальше.

– «Поле координат» — сравнение или расстановка приоритетов. Например, сравнение своей продукции и продукции конкурентов по осям цена-качество, или тот приоритет, который вы заполнили в начале статьи.

Как уже было указано, стиль ведущего по работе с участниками существенно отличается. Отметим лишь некоторые важные моменты. Итак, модератор:

– воздерживается от выражения собственного мнения, не оценивает ни высказывания, ни поведение участников встречи;

– с помощью вопросов активизирует группу, а вопросы из аудитории воспринимает и переадресовывает самим участникам, а не отвечает на них самостоятельно;

– осознает собственную установку относительно людей и темы и принимает на себя ответственность за организацию процесса взаимодействия в группе, а самой группе передает ответственность за содержание встречи;

– воспринимает все высказывания группы как сигналы, что дает ему возможность понять процесс и постараться помочь участникам осознать свое отношение, чтобы можно было обсуждать нарушения и конфликты без «моральных призывов»;

– не оправдывается за свои действия и высказывания, а выясняет трудности, которые кроются в нападках и провокациях;

Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.

Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности. При подготовке к процессу модерации ведущему важно собрать необходимую информацию и совместно с заказчиком определить ключевые вопросы, исходя из которых будет строиться сам процесс, а в итоге и результат митинга.

Для максимального достижения целей образовательного процесса и обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием в основу данной технологии положены 4 принципа: структурированность, систематичность, комплексность, прозрачность.

Таким образом, полноценное осуществление ключевых процессов модерации, основанное на грамотном детальном планировании и последующем методичном их воплощении, обеспечиваеткачественное усвоение новых знаний обучающимися, формирование и отработку учебных, предметных и специальных умений, развитие и закрепление универсальных навыков, привитие общественно значимых ценностей и нравственных норм поведения.Эти результаты применения данной технологии, без сомнения, позволяют отнести модерацию к современным эффективным образовательным технологиям. И эти эффекты соответствуют требованиям государственных стандартов образования.

Эффективность достижения целей модерация решает путём организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом. Принципы и методы формирования групп зависят от задач, которые преподаватель решает в ходе данного урока и от индивидуальных особенностей обучающихся, их подготовки и социальной роли в классе. Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий ребят или по предложению учителя, когда необходимо достичь равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки. Критерием эффективности взаимодействия обучающихся является способность группы успешно действовать для достижения поставленных целей. Целью группы на уроке может быть обсуждение конкретного вопроса по изучаемой теме, решение задачи, подготовка выступления, разработка проекта, проведение исследования и др.

Использование технологии модерации позволит:

– повысить эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы в поиске информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);

– повысить интерес детей к изучению предмета, улучшить качество преподаваемого предмета, активизировать творческий потенциал ученика и учителя;

– осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

– обеспечить гибкость управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

– улучшить организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

– стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения;

– обеспечивать приобретение обучающимися не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств;

– воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.

Итак, целью технологии модерации является эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока, а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса.

Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания. “Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо” .

Литература:

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. 2. Технология модерации и АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока- Морина Светлана Алексеевна
  2. Петров А. В. Дискуссия и принятие решений в группе. Технология модерации, 2005 г
  3. Руководство для учителя. Издание третье, 2012
  4. Программа для учителя. Издание третье, 2012

Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения статья на тему

Школьный семинар

«Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения»

Дата: 23.04.2012 г.

Подготовили: Полынцева И.Н., Ивашура Е.В.

Слайд 2.

Эпиграф: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». (А.Дистервег)

Традиционная педагогика, ориентирующаяся в основном на деятельность обучающего и отводящая ученику роль пассивного преемника передаваемого ему социального опыта, не может обеспечить достижение современных целей образования. Сегодня недостаточно наполнить головы учеников массой информации и затем проверить ее усвоение. Мир стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие позиции занимают те люди, организации и страны, которые владеют самой современной информацией, умеют ее получать и эффективно применять. Новое время определяет новые цели образования. Эти цели сегодня формируют те, для кого работает школа – дети, родители, государство, общество. Достижение соответствия результатов образования потребностям этих целевых групп определяет качество школьного образования и образования, в целом.
Цель современного образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться, во-первых, о том, чтобы это были знания актуальные, а, во-вторых, сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.

Слайд 3.

Что какое модерация?

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е — 70-е годы прошлого века в Германии.

Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.

Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.

Слайд 4.

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).
Эффективность достижения целей модерация решает путём организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.
Эффективность групповой работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, причем, более всего для модерации подходят активные методы обучения. Совместное использование активных методов обучения и технологии модерации позволяет педагогу получить синергетический образовательный эффект (положительный эффект от объединения усилий, который больше чем суммарный эффект, созданный этими же лицами по отдельности).

Слайд 5.

Принципы и фазы (этапы) модерации.

Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу технологии положены следующие ключевые принципы:
— структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
— систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
— комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
— прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план образовательного мероприятия, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.

Каждая фаза (этап) – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Будучи логически связанными и взаимно дополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию. Активные методы обучения, используемые в каждой фазе модерации, идеально подходят для данной технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного процесса.

Слайд 7.

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:

  • эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
  • упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
  • обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
  • мотивация всех участников образовательного процесса;
  • мониторинг образовательного процесса;
  • рефлексия педагога и обучающихся;
  • анализ деятельности участников и оценка результатов.

Что представляют собой ключевые процессы модерации и за счет чего достигаются эффекты модерации?
Процессы модерации.

Слайд 8.

Интеракция.
Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса нет модерации, нет и ожидаемых эффектов. Чтобы обоснованно рассчитывать на успех в обучении, педагог на этапе планирования урока должен предусмотреть и заложить в план механизмы эффективной интеракции, а в процессе урока качественно их реализовать.
Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – малая группа, учитель – класс, малая группа – малая группа, малая группа – класс, ученик – малая группа, ученик – класс.

Принципы и методы формирования групп зависят от задач, которые преподаватель решает в ходе данного урока и от индивидуальных особенностей обучающихся, их подготовки и социальной роли в классе. Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий ребят или по предложению учителя, когда необходимо достичь равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки.

Критерием эффективности взаимодействия обучающихся является способность группы успешно действовать для достижения поставленных целей. Целью группы на уроке может быть обсуждение конкретного вопроса по изучаемой теме, решение задачи, подготовка выступления, разработка проекта, проведение исследования и др.

Слайд 9.

Коммуникация.

Эффективные интеракции невозможны без организации упорядоченного обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении. Организация двустороннего и многостороннего обсуждения (диалог и полилог), использование различных каналов и форм коммуникации, использование методов стимулирования коммуникативного процесса — все это позволяет обеспечивать эффективность взаимодействия.
Целью построения коммуникативного процесса должен стать эффективный обмен информацией между его участниками. Для этого необходимо обеспечить наличие качественных источников информации, удобные каналы коммуникации, условия для свободной генерации, точной передачи и восприятия информации всеми участниками процесса, продумать нейтрализацию коммуникативных барьеров и разрывов коммуникации, а также серьезных искажений при передаче информации.

Через информацию учащиеся получают новые знания, и от того, как будет организован процесс передачи, получения и переработки информации, во многом зависит качество приобретенных знаний и умений. Коммуникации пронизывают весь образовательный процесс и охватывают каждого его участника. Планируя урок, семинар, внеклассное занятие, другое образовательное мероприятие, обязательно придется задуматься об особенностях коммуникаций, возникающих в процессе обучения.
В зависимости от индивидуальных особенностей восприятия информации, часть обучающихся предпочитает получать новую информацию в виде картинок, образов (визуалы), другая часть лучше понимает учителя при устном изложении темы (аудиалы), а третьим для качественного усвоения новых знаний требуется, что называется, попробовать их «на зубок» — потрогать, ощутить, повертеть в руках, разобрать и собрать, сделать что-то самим (кинестеты).

Слайд 10.
Визуализация

Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» отражает суть данного процесса. Не только дети, но и многие люди плохо воспринимают информацию на слух, часть ее не распознается и теряется, часть воспринимается неверно, сухой монолог быстро утомляет, может вызывать демотивирование обучающихся. Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией.
Визуализация каждого этапа образовательного процесса позволяет материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся. Красочно оформленные презентации создают приподнятое настроение у обучающихся и учителя, праздничную атмосферу и позитивное мотивационное поле в классе. Имея визуализированный ход образовательного процесса учителю очень легко подводить промежуточные и итоговые результаты урока, а обучающимся вспомнить и закрепить новый материал. Кроме того, подключение зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость знаний.
Есть еще один важный эффект визуализации. Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества. Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное самовыражение и связанные с этим яркие положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений!

Слайд 11.

Мотивация

Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействие их эффективному сотрудничеству – катализатором этих процессов является мотивация.

Любого нормального человека не мотивирует выполнение бессмысленной работы, дети не исключение, скорее, наоборот. Постановка, в соответствии с технологией модерации, ясных и понятных целей урока, выяснение ожиданий обучающихся, учет этих ожиданий и встраивание их в канву урока делает процесс обучения понятным и желанным для детей. Поставленные цели сами по себе обладают притягивающим, мотивирующим действием. Знание перестает быть чем-то искусственным, пугающим, навязанным извне. Освоение новых знаний и умений становится естественным процессом достижения понятных и важных для обучающихся целей.

1.Признание равноправной роли ученика в образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал. Это убедительно показывают уже ставшие привычными для школ уроки самоуправления. Реально ощутить свою значимость, свой вклад в своё же обучение и в обучения своих товарищей придает привычным школьным процессам совсем иной, мотивационный, характер. Самостоятельность в выборе целей обучения, значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его результатов и даже возросшая, в связи с этим, ответственность ученика обладают значительным мотивирующим влиянием.
2.Работа в команде – еще один мощный мотивирующий фактор. Спрятавшись за спины всего класса, легко можно под шумок послушать плеер, поболтать с подружкой, дернуть за косичку и т.д. В мини-команде просто не до этого. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Отклонения, если таковые в работе намечаются, корректируются зачастую самими участниками команды. В итоге — значительный рост мотивации обучающихся, концентрация на образовательных целях, раскрытие и развитие потенциала каждого участника команды

3.Использование в каждой части урока игровых методов обучения, позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые роли и новая ответственность обучающихся – эти компоненты обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего урока, делают урок желанным, ожидаемым детьми.

4.Различные формы визуализации учебного материала делают процесс обучения понятным и интересным для детей. Активное использование визуальных форм при подаче нового материала учителем, для представления итогов работы в малых группах обучающимися, обеспечивают наглядность и доходчивость новой темы, закрепление и устойчивое сохранение полученных знаний.

5.Смена напряженной работы веселыми разминками, когда учитель не только не запрещает, но наоборот, выступает в роли организатора такого поведения во время урока, позволяет ребятам сбросить с плеч накопившуюся усталость, психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения эффективного и качественного обучения.

6.Положительная энергетика урока дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу. Позитивный настрой учителя, поддерживающего самостоятельную работу обучающихся, инициативу, творчество, командную игру, разнообразные формы обучения, а также его новая роль (не начальника, а старшего товарища) – оказывают сильное мотивирующее действие, позволяют детям и педагогу сохранить работоспособность и хорошее настроение на весь школьный день.

Таким образом, использование модерации уже само по себе приводит к повышению мотивированности обучающихся, устойчивой активизации познавательных мотивов, сохранении живого интереса к обучению на протяжении всего учебного года.

Слайд 12.

Мониторинг образовательного процесса

Занимаясь тщательным планированием процесса обучения, а затем, осуществляя задуманное на практике, у каждого из нас внутри сидит главный вопрос – а совпадает ли реальность с планами? Особенно в тех случаях, когда успех реализации плана зависит, в том числе, от других людей. Можно ли обеспечить эффективный контроль и оценку происходящего?

Мониторинг образовательного процесса.
Хороший план – половина дела, но остается и вторая половина – реализация плана урока. Уход от традиционной формы обучения и переход к использованию модерации, активных методов обучения может на первых порах вызывать определенные трудности с соблюдением графика урока. Увлеченность обучающихся и педагога процессом, несомненно, хороша, но при потере контроля может привести к невыполнению плана урока. Поэтому учителю важно мониторить не только содержание, но и время выполнения каждой части урока, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего урока.
Для этого, особенно на первых порах внедрения новой технологии, педагог может вести специальный журнал, с помощью которого можно сверять запланированные показатели с реальным состоянием дел. Любая осмысленная работа должна завершаться понятным конкретным результатом.
Для усиления структурированности урока и, соответственно, упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, важно каждый этап урока завершать визуализацией полученного результата. Это, с одной стороны, позволит педагогу определять соответствие получаемых результатов запланированным и, при необходимости вносить коррективы, а, во-вторых, будет обеспечивать методичное фиксирование обучающимися новой информации в ходе образовательного процесса.

Слайд 13.

Мониторинг групповой динамики.
Любая команда в своем развитии проходит ряд закономерных стадий. Учитывая, что основой технологии модерации является групповая работа обучающихся, педагогу следует внимательно отслеживать групповую динамику с тем, чтобы, при необходимости, оказывать поддержку командам или отдельным обучающимся и вносить коррективы в их работу.
При мониторинге первой стадии развития группы – формирования – педагогу важно не допустить застревания группы на этом этапе. Если учитель сумел настроить участников группы на дальнейшее движение, успокаиваться не стоит, поскольку группа перейдет в фазу конфликта. Эта фаза очень важна для формирования эффективных навыков работы в команде, становления лидерских качеств, развития самостоятельности и уверенности в своих силах, поэтому, педагог должен внимательно следить, чтобы в группе не возникало личных конфликтов и противостояния. В этот момент важно перевести энергию конфликта в русло решения общей задачи и достижения общих для всех участников целей. Успех на этом этапе – успех во всей групповой работе. Группа переходит в фазу распределения ролей и сотрудничества – это успех и ребят и учителя!

Итак, задача мониторинга групповой динамики – обеспечить плавность прохождения стадий развития группы и достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы. При развитии сотрудничества в команде, обучающиеся реально становятся обучающими себя. Трудно переоценить значение групповой работы для формирования жизненно важных качеств и универсальных навыков, для социализации обучающихся. В команде моделируются все будущие процессы, с которыми будет сталкиваться выпускник школы и в университете, и в профессиональном коллективе, и в семье.

Слайд 14.

Рефлексия

Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования.

Достижение обучающимися необходимого уровня понимания нового материала, новых принципов, новых отношений, критический анализ ценностей и принятие нравственных установок, возможно только при пропускании их через себя, осмыслении и осознании. Самопознание через полученную извне информацию, активная ее переработка и предметное рассмотрение, оценка себя и своего поведения в различных ситуациях – это важнейшее условие личностного роста и развития.
Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.
Необходимо на каждом уроке помнить о важности этой фазы модерации и сохранять возможности для полноценного ее проведения. Понимание материала в отличие от механического запоминания дает возможность обучающемуся гибко встраивать новые знания в существующую систему знаний и, самое главное, позволяет активно использовать новые знания в совокупности с уже существующими. Этот результат обеспечивает эффективное поведение человека в нестандартных условиях, когда нет готовых решений и ответ на вызов внешнего окружения необходимо сгенерировать, сотворить. Учитывая реалии сегодняшней жизни, такой результат является целью современного обучения, поэтому столь важное внимание в технологии модерации уделяется рефлексии.

Очень важно в процессе анализа и оценки, как для учителя, так и для обучающегося – увидеть результат своей деятельности на уроке, увидеть вклад этого результата в достижение поставленных целей обучения, увидеть рост личностных достижений. Ощутимость этого вклада мотивирует на дальнейшие действия, на дальнейшее приложение усилий.
По итогам работы надо обязательно четко сформулировать полученные результаты и отметить их как важные шаги на пути к поставленным целям. Достижение результата – это успех, пусть маленькая, но победа, а победа, как известно, окрыляет, придает уверенности в своих силах, настраивает на следующие достижения. Завершение урока положительной оценкой его результатов – это мотивирующий переход к следующим урокам, к следующим классам, к выходу в самостоятельную жизнь.

ИТОГ.

Слайд 15.

Какие результаты мы вправе ожидать от применения модерации в образовательном процессе?
Целеполагание, учет потребностей и ожиданий обучающихся делает образовательный процесс понятным и желанным для детей. Цели образования становятся целями обучающихся, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы.

Признание равноправной роли обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за результаты своей учебной деятельности способствуют развитию у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах.

Эффективное сотрудничество обучающихся в процессе групповой работы формирует у школьников навыки, которые пригодятся им в студенческой группе, в профессиональном коллективе, в семье, в общественной жизни.

Организация качественного коммуникативного пространства на уроке обеспечивает взаимопонимание и эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Слайд 16.

Использование различных форм, методов и техник визуализации обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание обучающимися нового материала, оживляет образовательный процесс, позитивно воспринимается обучающимися и положительно сказывается на результатах обучения.

Использование модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию познавательной активности и творческого процесса, раскрытию и развитию способностей обучающихся, содействию их качественному обучению.

Мониторинг урока через формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса, содействует упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, помогает педагогу в контроле полноты реализации учебного плана. Формулирование и закрепление результатов каждого раздела урока, а также его итогов содействует качественному усвоению обучающимися нового материала.

Обучение в сотрудничестве, обучение действием, рефлексия, глубокое осмысление и ясное понимание учебного материала определяют активный статус новых знаний, обеспечивают приобретение универсальных навыков и готовность к их применению в практических ситуациях, в том числе ситуациях с высокой долей неопределенности, когда отсутствуют готовые ответы.

Осмысление и критический анализ поступающей информации посредством рефлексии позволяет обучающемуся достигать необходимого уровня понимания нового материала, новых отношений, новых моделей поведения, что является важнейшим условием личностного роста и развития.

Анализ и оценка процесса и результатов урока, выяснение эмоционального самочувствия обучающихся позволяют учителю получить четкое представление о гармоничности построения образовательного процесса, соответствия содержания, формы и методов, используемых в образовательном процессе потребностям и возможностям обучающихся.

Вывод: использование модерации, активных методов обучения позволяют каждому педагогу, а не только классному руководителю, на всех, без исключения, уроках целенаправленно и методично осуществлять воспитание, развитие и социализацию личности учащегося.

Слайд 17.

Планируя урок, построенный на технологии модерации, педагог одновременно с постановкой предметных целей, формулирует и ставит цели воспитания, развития и социализации обучающихся. Таким образом, процессы воспитания, развития и социализации личности наполняют весь образовательный процесс, каждое мгновение школьной жизни обучающегося. Создание такой методологической базы обеспечивает полноценное приобретение и устойчивое закрепление у всех учащихся общественно значимых ценностей и жизненно важных умений и навыков. А это значит, что выпускник будет реально подготовлен к выходу из школы и успешной адаптации в самостоятельной жизни.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *