Основные этапы и схемы тьюторского сопровождения

Основные этапы и схемы тьюторского сопровождения

Тьюторское сопровождение школьника в самом общем виде на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: · диагностико-мотивационный; · проектировочный; · реализационный; · аналитический. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, которая отражается как в содержании деятельности тьюторанта, так и в соответствующих способах работы тьютора. Но продуктом их совместного действия на каждом из этапов является заполнение определенной специально структурированной папки – портфолио. Портфолио применяется на всех ступенях тьюторского сопровождения в начальной, подростковой школе. Основные схемы тьюторского сопровождения в старшей школе. В практике тьюторского сопровождения используется несколько типов портфолио.

Портфолио, который ведет учащийся на протяжении нескольких лет, накапливая материал, структурируя и видоизменяя его, помогает ему самому отслеживать этапы своей образовательной траектории и является для него эффективным инструментом самооценки. Тьютор, помогая школьнику организовывать работу по сбору и анализу материалов его портфолио, одновременно ведет и собственный педагогический портфолио, где записывает свои размышления о тьюторанте, фиксирует применяемые на каждом из этапов педагогические технологии и их эффективность. 1. Диагностико-мотивационный этап. На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным. Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего (естественно, в зависимости от той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское сопровождение). В тьюторской практике нами накоплены специальные методы и приемы, помогающие тьютору на этом первом этапе: методика запуска работы с портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, определение имеющегося у тьюторанта начального объема знаний по теме заявленного интереса. На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена прежде всего на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности. 2. Проектировочный этап. Следующий этап – проектирование предстоящей работы. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Тьюторант собирает тематический портфолио, посвященный данной теме; по содержанию он представляет собой прежде всего информационный портфолио. Там собираются материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа тьютором и школьником. Учащиеся в одной из экспериментальных школ, где апробировалась наша тьюторская программа, придумали ему очень точное и емкое название: портфолио-«холодильник». На этапе поиска новой информации, формулировки темы предстоящего исследования или проекта, а также в период подготовки выступления или защиты сложенные там «продукты» необходимо вовремя внимательно рассмотреть, «разгрузить» и обработать (иначе они могут прийти в негодность). Тематический портфолио для сбора информации также может применяться и в дальнейшем – на этапе разработки учебного проекта, исследования, планирования образовательного путешествия, подготовке к игре «Дебаты» и т.д. В тематический портфолио, как правило, входят: · материалы по истории и теории вопроса; · оригиналы авторских работ по предмету; · список образовательных ресурсов и возможных информационных источников; · рецензии на ранее прочитанное и увиденное, связанное с областью данного интереса; · фотографии, иллюстрации и т.п.; · разработанная «карта познавательного интереса»; · разработанные планы, графики, схемы; · маршруты предполагаемой образовательной экспедиции; · списки необходимого, по мнению тьюторанта, оборудования для проведения будущего проекта, исследования, творческой работы, образовательной экспедиции и т.п.; · любые материалы, которые сам тьюторант считает необходимым разместить с их кратким письменным обоснованием. Эти материалы, структурированные тьюторантом в процессе его индивидуального поиска и расположенные в определенном порядке, дают тьютору реальное представление о том, каковы познавательные интересы каждого учащегося.

Их направленность часто оказывается выходящей за рамки школьных предметов. К этой информации тьютор, школьные педагоги и сам учащийся будут еще не раз возвращаться: сопоставлять и сравнивать намеченные планы и их реализацию; анализировать время, посвященное тому или иному проекту или исследованию; намечать перспективы. На этом этапе тьютор прежде всего помогает школьнику составить так называемую «карту» познавательного интереса, проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или исследования. Основными задачами тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности, стремления тьюторантов отыскать собственный оригинальный способ заполнения карты познавательных интересов. Фрагменты тематического портфолио, составляемого учащимся, но только при условии его предварительного согласия, могут быть затем продемонстрированы на тьюторских семинарах, совместных консультационных встречах с родителями, в беседах со школьным психологом и классным руководителем. 3. Реализационный этап. На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования). Презентация может быть организована разными способами: · устное небольшое сообщение во время тьюториала (занятия в мини-группе тьюторантов с познавательными интересами в одной сфере); ·

 выступление на классном часе или уроке (тьютор может заранее договориться с классным руководителем или учителем-предметником насчет выступления тьюторанта с рефератом или небольшим сообщением в рамках темы урока или классного часа); · специально организованная презентация в период итоговой школьной конференции учебных исследовательских и проектных работ; · творческий фестиваль и т.п. На этом этапе оформляется новый тип портфолио – презентационный. Он создается на основе тематического, но служит для размещения отобранной тьюторантом специально для представления наиболее значимой информации, наглядно свидельствующей о полученных им результатах в процессе поиска (проекта, исследования). Эти материалы могут быть затем продемонстрированы во время самой презентации или защиты работы. В презентационный портфолио могут входить: · отобранные материалы из тематического портфолио, которые помогают увидеть наиболее значимые для ученика этапы осуществленного им поиска и сделать их живыми и увлекательными: любопытные на ходки, факты, трудности с которыми столкнулся учащийся и т.п.; · статистические материалы; · схемы, таблицы, графики, используемые в работе; · обоснование и анализ учащимся отобранных им в портфолио материалов; · рефлексивное заключение тьюторанта о проделанной работе и перспективные направления будущих поисков; · «знаки отличия» – документы, позволяющие обнаружить социальную значимость полученных в изучении той или иной темы результатов: · грамоты, газетные вырезки, репортажи. Возможны также письменные рецензии педагогов, родителей, школьных товарищей, также интересующихся данной темой. Круг потенциальных рецензентов учащийся намечает совместно с тьютором. 4. Аналитический этап. На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта. Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи от аудиторий. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое, обсуждение видеозаписи самого выступления (предварительно тьютор совместно со школьником разрабатывают критерии удачного выступления).

Завершается аналитический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней. Таким образом, в целом аналитический (рефлексивный) этап направлен на рефлексию тьюторантом с помощью тьютора своего пройденного пути, достигнутых на данном этапе результатов. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения: – Удачно ли был сформулирован сам вопрос? – Насколько полным и корректным оказался найденный ответ? – Какие возможны дальнейшие перспективы развития этого действия? Таким образом, определяются перспективы продолжения поиска по той же теме или аргументируется смена соответствующего интереса на новый. На этом этапе становится востребованным третий тип портфолио достижений, демонстрирующий достигнутые результаты. Такой портфолио помогает оценивать прогресс учащегося в развитии познавательного интереса в избранной области, помогает в написании заключительных эссе, резюме, других видов итоговых работ. Основные схемы тьюторского сопровождения. В портфолио достижений могут входить: · оригиналы или копии творческих работ тьюторанта; · отзывы и рецензии преподавателей, внешних экспертов, работающих в представляемой области интереса; ·

 отзывы сверстников, одноклассников и т.п.; · выписки из журнала успеваемости, экрана рейтингового оценивания и т.п.; · сопроводительное письмо тьютора: оценка работы и описание перспектив возможного дальнейшего развития; · резюме самого тьюторанта: краткое описание наиболее важных с его точки зрения результатов, достигнутых в этой работе. Основной метод тьюторского сопровождения Основным методом тьюторского сопровождения является специально организованная работа с вопросом школьника или собственные вопросы тьютора, задаваемые им во время реализации каждого из этапов тьюторского сопровождения. Вовремя и корректно поставленные вопросы тьютора, направленные на углубление познавательного интереса школьника в начальной школе; вопросы, позволяющие сузить или, наоборот, расширить тему и план предполагаемого тьюторантом проекта или исследования в подростковой школе; и, наконец, вопросы, помогающие определить дальнейшее развитие и реализацию предпрофессионального самоопределения в старшей школе, – всё это характеризует профессиональную деятельность тьютора. В самом общем виде и несколько метафорически можно сказать, что все вопросы тьютора направлены прежде всего на то, чтобы «расширить» существующее образовательное пространство каждого учащегося до преобразования этого образовательного пространства в открытое. Ресурсная схема общего тьюторского действия Для эффективного осуществления тьюторского сопровождения на разных возрастных этапах и в разных типах образовательных учреждений нами в свое время была разработана Ресурсная схема общего тьюторского действия. Эта схема представляет тьюторское сопровождение как максимальное открытие перед школьником возможностей окружающего мира. Специальная работа с этими потенциальными возможностями как ресурсным расширением помогут тьюторантам, во-первых, развивать свой познавательный интерес; во-вторых, формировать культуру работы с собственным образованием, выстраивая свою индивидуальную образовательную программу. Пространство работы тьютора графически изображается в виде трех взаимно перпендикулярных координатных осей: X, Y, Z, задающих соответственно вектора тьюторского действия: Х – социальный вектор тьюторского действия; Y – культурно-предметный вектор тьюторского действия; Z – антропологический вектор тьюторского действия. Рассмотрим каждый из векторов тьюторского действия подробнее. 1. Х – социальный вектор тьюторского действия.

Данный вектор тьюторского действия предполагает работу с множеством образовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных образовательных учреждений. Находясь в одной из точек образовательной инфраструктуры (конкретном классе, кружке или факультативной группе и т.д.), учащийся часто даже не предполагает образовательные возможности всей этой инфраструктуры в целом (какие факультативы или элективные курсы проходят в это же время в другом классе, какие секции и кружки существуют в другой (соседней) школе и т.д.). Задача тьютора и состоит в том, чтобы вместе со своим тьюторантом увидеть и проанализировать всю инфраструктурную карту образовательных возможностей с точки зрения их ресурсности для реализации конкретной индивидуальной образовательной программы каждого школьника. Y (вектор культурно-предметного расширения); X (вектор cоциального расширения); Z (вектор антропологического расширения). Основные схемы тьюторского сопровождения Для тьюторанта это направление тьюторского сопровождения связано с расширением его личной «образовательной географии»: учащийся в процессе тьюторских консультаций узнает о тех местах в социуме (спецкурсы, тренинги, клубы, открытые семинары, конференции и т.п.), где он может чему-либо научиться в ходе реализации своей образовательной программы. 2. Y – культурно-предметный вектор тьюторского действия. Этот вектор указывает на направленность работы тьютора с «предметным материалом», выбранным его тьюторантом. Тьютор каждый раз фиксирует продвижение школьника в границах интересующего его предмета и с помощью предметных консультантов (других педагогов,специалистов в данной предметной области, предметных экспертов и т.д.) помогает тьюторанту войти в освоение определенной культурной традиции. Так как предметные границы всегда в большей или меньшей степени условны, то работа в любом предмете, выбранном учащимся (биология, математика, литература и т.д.), на каком-то этапе будет обязательно привлекать знания других предметных областей и тем самым расширять границы самого предметного знания. Изменение границ предметного знания становится направлением специальных тьюторских консультаций и вносит изменения и дополнения в реализацию индивидуальной образовательной программы каждого школьника. 3. Z – антропологический вектор тьюторского действия. Говоря о реализации собственной индивидуальной образовательной программы, каждый школьник должен понимать, какие требования реализация этой программы предъявляет именно к нему; на какие свои качества он уже может опереться, а какие ему еще необходимо формировать. Тьютор в этом случае лишь помогает увидеть и обсудить антропологические требования каждой индивидуальной образовательной программы. Конечный же выбор всегда остается за самим учащимся: принимать данный антропологический вызов или корректировать образовательную программу на основании своих уже сформированных ранее качеств. Таким образом, в целом работа тьютора или педагога, обладающего тьюторской компетентностью, в каждом из указанных нами выше направлений (социальном, культурнопредметном, антропологическом) позволяет школьнику увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать весь потенциал открытого образования для построения своей собственной индивидуальной образовательной программы. Работа тьютора в каждом конкретном случае строится во многом ситуативно и направлена на ресурсное обеспечение самостоятельности учащегося. Но взаимодействие тьютора и тьюторанта в ходе консультации каждый раз имеет свою определенную «предметность» и организуется или по поводу ресурсной карты, или индивидуального учебного плана, или индивидуальной образовательной программы и т.д. Для работы в каждом из этих направлений тьютор опирается на определенные открытые образовательные технологии, позволяющие ему в условиях массовой школы более эффективно решать свои задачи. В настоящее время и у нас в стране, и во всём мире идет активный поиск и отбор образовательных технологий, обладающих именно таким потенциалом. В данном контексте открытыми образовательными технологиями и являются как раз те образовательные технологии, которые позволяют тьютору реализовывать сопровождение индивидуальных образовательных программ учащихся и при этом обладают как минимум тремя важными характеристиками:

– являются «открытыми» возрасту, т.е. работают с любыми возрастными категориями школьников; – являются «открытыми» учебному предмету, т.е. работают с любым предметным содержанием; – являются организационно «открытыми», т.е. работают в любых организационных условиях как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Среди таких технологий, наиболее часто применяемых сегодня школьными педагогами, можно назвать «Дебаты», «Чтение и письмо через критическое мышление», «Портфолио», «Кейсобучение». В системе дополнительного образования успешно применяются «Робинзонада»,»Образовательные путешествия» и др. Основные формы тьюторского сопровождения. Основными формами тьюторского сопровождения исторически являются различного вида индивидуальные и групповые тьюторские консультации. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность. Рассмотрим кратко содержание некоторых основных форм тьюторского сопровождения, применяемых сегодня в практике тьюторской деятельности по отношению к школьникам. Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого школьника. Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого тьюторанта. Целью тьюторской беседы и является прежде всего активизация каждого школьника с учетом именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения и т.д. на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной образовательной программы. Опираясь на вопросы, специально подобранные для встречи с каждым конкретным школьником, тьютор и тьюторант совместно составляют рабочий план по реализации определенного шага индивидуальной образовательной программы. Для того чтобы тьюторская беседа прошла успешно, необходимо установить: · диалогичные отношения. Основу диалога составляет совместный поиск способа решения проблемы, в процессе которого участники диалога могут высказывать свои предположения и отстаивать на равных собственную точку зрения; · эмоционально комфортные отношения. Условия общения должны быть организованы так, чтобы участники чувствовали свою успешность и интеллектуальную самостоятельность. В целом, тьюторская беседа каждый раз должна иметь не только образовательный, но и эмоциональный эффект, чтобы в дальнейшем оказывалось возможным проводить все более глубокий анализ образовательной ситуации каждого школьника. Групповая тьюторская консультация На этих занятиях, как и на индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором или педагогом, осуществляющим тьюторскую деятельность, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. В рамках таких групповых занятий (так же, как и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуниктивную и рефлексивную. Мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня мотивации школьников на развитие своего познавательного интереса; в соотнесении различных ожиданий учащихся, их приоритетов и целей в построении своих индивидуальных образовательных программ. Коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной связи в группе и ее результативности; умения вести диалог, так как для эффективного проведения консультации важны как совместная работа школьников и тьютора, так и взаимодействие учащихся между собой. Рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение понимания в группе, своевременную организацию конструктивной критики и поиск коллективного решения. Рефлексия (от лат. Reflexio обращение назад, отражение) – это «мыслительный» процесс, направленный на анализ и понимание самого себя и собственных действий. Как правило, рефлексия – это процесс

индивидуальный, но возможна и групповая рефлексия. Важно, чтобы рефлексия проводилась на каждом занятии и в нее уже на первых порах включались все члены группы. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, – побуждает тьюторов и школьников к совместному творческому поиску и обеспечивает продуктивность консультации. Тьюториал (учебный тьюторский семинар) Тьюториал предполагает активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ. Как правило, тьюториал применяется в сфере дистанционного образования. В учебно-воспитательном процессе школы тьюториалы могут быть официально представлены в учебном расписании. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Они помогают активизировать процесс обучения; создают и поддерживают в группе атмосферу доверия, поддержки, заинтересованности; используют в работе личный опыт; осуществляют рефлексию работы группы и собственных действий, вне дряя активные методы обучения: деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, case-study, тренинги, метод «мозгового штурма» и т.д. Основные схемы тьюторского сопровождения Тьюториалы проводятся приблизительно раз в месяц в удобное для школьников и утвержденное администрацией школы время. Для повышения эффективности в организации тьюториалов тьютору необходимо анализировать их проведение вместе со школьниками. Такая работа тьютора к тому же способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности групповой работы в целом. Тренинг В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Тренинг официально определяется как «форма практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития конкретных компетентностей, формирования конструктивного поведения» (педагогический энциклопедический словарь). Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. В основе тренинга, как правило, лежит групповое взаимодействие, направленное на развитие каждого отдельного участника тренинга. В тьюторской деятельности чаще используются коммуникативные, мотивационные тренинги. На начальном этапе работы со школьниками тьютором часто применяются социально-психологические тренинги, направленные на сплочение группы тьюторантов, выработку доверия, приобретения уверенности в себе, навыков сотрудничества и самоопределения. Принципиальным ориентиром в тьюторской деятельности вообще может служить ресурсная схема общего тьюторского действия. Выбор же каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора. Для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки. Это необходимо учитывать при допуске педагогов-тьюторов к такой работе. Образовательное событие В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет сутью и целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию

индивидуальных образовательных программ и проектов. Особенности ее организации и проведения следующие: −образовательное событие соответствует культурному образцу («праздник», «экспедиция», «инициация», «карнавал», «аукцион» и т.д.); −оно тесно связано с другими элементами и историей жизни сообщества, участников; имеет, с одной стороны, развернутый этап подготовки, с другой, – привлекательную перспективу; −оно включает различные виды деятельности и позиции; −кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.); −в ходе события возможна и уместна коммуникация, импровизация, проба. Работа с событиями может вестись не только для одного тьюторанта, но и для группы. Работа с событиями строится по-разному в зависимости от того, организуют ли его сами тьюторанты и их педагоги. К ожидаемым результатам регулярной тьюторской работы в форме событий можно отнести: −обращение тьюторантов к проблематике творчества, исследования, самовоспитания и самообучения человека, к проблематике социального взаимодействия; развития мотивации личностного развития, образования; −решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности; повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы); −социализация, успешность (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.). Кроме того, события дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).

Литература

1. Эльконин Б.Д. Проба как конструкт образовательной системы. В сб.: Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. – Красноярск, 2008.

2. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.: учебное пособие для вузов. – М., 2009.

3. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. – Кемерово, 1998.

4. Смирнов С.А. Философия. Образование. Культура. – Новосибирск, 1999.

5. Нормативно-правовое оформление деятельности тьютора в общеобразовательной школе (Долгова Л. М. , директор МБОУ СОШ «Эврика-развитие» г. Томска, член правления Межрегиональной Тьюторской Ассоциации)

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *