Урок — игра «Соревнование по математике» в 6 классе

Конспект урока – игры «Соревнование по математике», 6 класс
Биткова Людмила Васильевна, учитель математики первой категории, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесная основная общеобразовательная школа», посёлок Лесной Зубово – Полянского района Республики Мордовия.
Описание материала:
Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. Форма проведения урока – соревнование между учащимися. Урок позволяет углубить знания учащихся по математике, прививает интерес к такому серьезному и в то же время интересному предмету как математика. Такое мероприятие можно проводить как во время предметной недели между классами параллели, так и в конце четверти на последнем уроке между учащимися одного класса, а также при проведении внеклассных мероприятий по математике.
Возрастная категория участников: учащиеся 6 класса.
Место проведения: учебная аудитория.
Форма проведения: соревнование.
Цель: привитие интереса к математике, развитие познавательного интереса.
Задачи:
Образовательная задача: повторить и обобщить изученный ранее материал, совершенствовать вычислительные навыки.
Воспитательная задача: воспитывать умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Развивающая задача: развивать творческую деятельность, логическое мышление, речь, память, внимание. Оборудование и материалы: компьютер, раздаточный материал, плакаты: «Математика — царица наук, арифметика – царица математики», «Пусть победит сильнейший!»
Предварительная работа. Проводятся стартовые беседы с учащимися 6 класса по поводу проведения мероприятия. Подбор заданий для команд, создание презентации, карточки с заданиями, кроссворд.Ход мероприятия. I Организационный момент-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а урок- соревнование! В нашей игре участвуют две команды (название команд).
Команды пройдут несколько испытаний, в которых надо проявить все свои знания по математике. Мы повторим и обобщим знания, которые вы получили за шестой класс.II МотивацияЗа каждый успешно и быстро пройденный этап команды получают баллы. Та команда, которая получит больше баллов та и победит. Но за активное участие в викторине возможность получить хорошую оценку есть у каждого из вас! У вас на столе есть оценочный лист. Не забывайте в него заносить свои баллы.III АктуализацияДавайте, ребята, давайте считать:
Делить, прибавлять, умножать, вычитать.
Смекалку свою проявите:
Считайте, рисуйте, чертите!
Вы все молодцы! Вы все удальцы!
И пусть на все года любимой
Для вас математика будет!
Она и серьезна, она и трудна!
Но если чуть-чуть постараться,
То можно и с ней играть и шутить,
Смеяться и улыбаться!IV. Игра- соревнование 1 этап: Собери высказывание. Задание: Каждая команда получает набор карточек, из которых нужно быстро составить высказывание. За выполненное задание каждый член команды получает 3 балла.
Карточка для первой команды:

Карточка для второй команды:

Изрядно потрудившись, собрали вы слова.
Слова же следует теперь соединить.
В какую фразу можно их объединить?
Какое высказывание получилось?
Ответ: Математика — царица наук, арифметика – царица математики.(Вывешивается на доске заранее приготовленный плакат.)
Это высказывание известного немецкого математика прошлого века. Как его звали? Ответ: Карл Гаусс.
Сообщение учащегося о Карле Гауссе.

Очень рано раскрылись дарования и у Карла Гаусса, позднее ставшего одним из крупнейших математиков XIX века (его даже называли «царем математиков»). Рассказывают, что в возрасте трех лет он заметил ошибку, сделанную его отцом в расчетах. А с семи лет мальчик пошел в школу. В то время в одной классной комнате занимались ученики разных классов. Чтобы занять первоклассников пока он будет заниматься с третьим классом, учитель велел сложить все числа от 1 до 100. Но не успел он закончить чтение условий задачи, как маленький Карл написал на своей доске ответ и положил его на стол учителю. Учитель удивился, но ответ был правильный: 5050, причем никаких вычислений не было. Изумленный учитель понял, что встретил самого способного ученика в своей жизни. В дальнейшем Гаусс сделал много значительных открытий в математики. 2 этап: Блиц – турнир(за правильный ответ 1 балл)
А сейчас, ребята, я буду задавать вам вопросы. Кто знает ответ – поднимает руку. За правильный ответ игрок получает 1 балл. Если игрок дал неправильный ответ, то может отвечать любой другой игрок, поднявший первым руку. Значит, вы зарабатываете баллы для себя и для команды. Будьте очень внимательны, так как предлагаемые вопросы как серьезные, так и шутливые.
Лабиринт вопросов трудных
Разгадать помогут нам
Наши знания, умения
Со смекалкой пополам.
Вопросы:
1. Сколько цифр вы знаете? (10)
2. Какое число является ни простым, ни составным? (1)
3. Наименьшее семизначное число? (1000 000)
4. Сотая часть числа? (Процент)
5. Что легче: один килограмм ваты или один килограмм железа? (Равны)
6. Как называется первая координата точки? (Абсцисса.)
7. Чему равна одна четвертая часть часа? (15 мин)
8. Наибольшее отрицательное целое число? (-1)
9. Наименьшее простое число? (2)
10. В пуде 16,38 кг. Округлите до единиц. (16)
11. На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4? (1/2)
12. Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости. (Координатными точками)
13. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик? (5 км)
14. Сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их? (3)
15. Сколько человек в команде Али — Баба (40)
16. Соперник нолика? (крестик)
17. В доме 4 комнат, из одной сделали 2. Сколько стало комнат? (5)
18. Есть и у растения и у уравнения? (корни)
19. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (9)
20. Что будет вчера, а было завтра? (сегодня)3 этап Координатная эстафета-А мы отправляемся дальше. На доске начерчены две прямоугольные системы координат для одной и другой команды. Записаны координаты точек. Участники по очереди должны расставить данные точки на координатной плоскости и соединить с предыдущей точкой отрезком.
В результате получится определенный рисунок. Какая команда быстрее справится с заданием, та и побе¬дитель. Оценивается это задание 3 баллами.
Задание для первой команды:
(0,0), (-1,1), (-3,1), (-2,3), (-3,3), (-4,6), (0,8), (2,5), (2,11), (6,10), (3,9), (4,5), (3,0), (2,0), (1,-7), (3,-8), (0,-8), (0,0) глаз (3; 10)
Ответ:

Задание для второй команды: (4; -3), (6; 0), (1; 12), (5; 12), (1; 14), (0; 12), (3; 1), (-6; 4), (-7; 3), (-9; 4), (-9; 1), (-10; 0), (-8; -3), (4; -3) глаз (2; 13)
Ответ:
4 этап Математические шарадыПусть острый юмор, шутки, смех сопутствуют борьбе. И будет лозунгом для всех: «Пусть победит сильнейший!»
1.Я приношу с собою боль,
В лице большое искажение.
А “Ф” на “П” заменишь коль,
То сразу превращусь я в знак сложения. (Флюс-плюс.)
2.Счастливой цифру ту считают,
При счете ее применяют.
А “М” вот на “Т” поменяли-
И рыбы немало поймали. (Семь — сеть.)
3.Игра – в ней лошади нужны,
К игре проступок пристегни.
И называй, дружочек, смело
То, что давно уже не цело. (Поло + Вина = Половина.)
4.Вначале – двойка. Далее – мужчина,
Высокого он титула и чина.
А слово целиком – обозначение,
Дробящее на дозы обучение. (Пара + Граф = Параграф.)5.Математическая эстафета- «Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг» — сказал учёный Хаусдорф. Давайте посмотрим, что же может нас с вами привести в восторг. Для этого мы проведём математическую эстафету. Я даю карточки с заданием (пример на все действия) для первой и второй команды (задания одинаковые). Игроки первой парты выполняют первое действие, передают другой парте, те решают второе действие и так далее. Решаете на листке с заданием. Если заметили, что кто – то из членов команды решил неправильно, можете его действие исправить. Последний отдаёт листок с решённым заданием учителю. Кто первый правильно выполнит, тот и победитель. Задание оценивается 5 баллами.

Ответ: -1/3
6.этап Ребусы (за каждое отгаданное слово 1 балл)
Каждой команде раздаются карточки с заданием. Вместо многоточия поставить число прописью, чтобы получилось слово. После проверяется задание и оценивается. На задание даётся 1минута.
1.Ли…к (листок); 2.По…л (Подвал); 3.С…ж (стриж); 4. Пи…лет (пистолет); 5. С…жка (стрижка); 6. Р…а (родина);
7. …тон (тритон) 8….г (стог); 9.И…к (исток) 10.О… (опять);11…я (Семья); 12…лб (столб).7 этап Математический кроссвордУ вас на столе листы с кроссвордами. Нужно вставить слова в кроссворд, чтобы прочитать слово в выделенном прямоугольнике. Слова записаны внизу кроссворда. Нужно вставить слова в кроссворд, чтобы прочитать слово в выделенном прямоугольнике. За правильно отгаданный кроссворд 5 баллов. Даётся 1минута. Слова: параллелепипед, тонна, круг, сотка, алгебра, сантиметр, километр, квадрат, грамм, метр.

Ответ:
8 этап Математические задачи — Итак, хороша для умственного развития человека математика. Она заставляет думать, соображать, искать простые и красивые решения; тренирует память, развивает мышление, внимание, закаляет характер.
Предлагаю логические задачи. Кто знает ответ — поднимает руку. За каждый правильный ответ 1 балл.
Учитесь думать, объяснять,
Учитесь мыслить, рассуждать.
Ведь в математике, друзья,
Без логики нельзя.
1.Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик? Ответ: груша.
2. Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день? Ответ: среда.
3. Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах. Ответ: Юра играл на гитаре.
4.У рассеянной хозяйки есть три ящика для рассады с надписями»огурцы», «цветы», «ромашки». Она посадила в эти ящики огурцы. Ромашки и колокольчики так, что все надписи оказались неверными. Что в каком ящике вырастет у хозяйки? Ответ: «Огурцы» — ромашки; «цветы» — огурцы; «ромашки» — колокольчики.
Комбинаторные задачи.
1.В классе 10 девочек и 15 мальчиков. Сколько вариантов выбора пары, в которой один мальчик и одна девочка.(150)
2. Сколько существует вариантов вывести друг за другом на арену цирка льва, тигра, пуму и медведя? (4! = 24)V Подведение итогов игры Команды считают свои баллы. Учитель выставляет оценки. Награждение победителей.
— Ребята, вы все молодцы! Вы все были старательны, оценки для всех обязательны! Надеюсь, на уроке пробудился интерес к математической науке у всех! И пожелание вам от меня, что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики для 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме: Скорость. Время. Расст Математический калейдоскоп. Математика 6 класс Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса. Конспект Внеклассное мероприятие по математике 6-7 класс. Сценарий

КВН по математике (Урок игра в 6 классе)

Манаскентская средняя общеобразовательная школа

Учитель математики: Таги-Заде Н.К.

КВН

По математике между командами

«Да-друзья Архимеда» и «Умники».

(Урок-игра в 6 «б» классе)

ЦЕЛИ:

  1. Привитие интереса к математике.

  2. Развитие мышления, наблюдательности, сообразительности у учащихся.

  3. Развитие познавательных и творческих способностей у учащихся.

  4. Развитие культуры коллективного общения.

Задачи:

  • повышение уровня математического мышления,

  • углубление теоретических знаний,

  • расширение кругозора,

  • возникновение интереса к математике,

  • воспитание стремления к совершенствованию своих знаний,

  • формирование умений коллективного поиска ответов на вопросы,

  • сплочение коллектива,

  • формирование дружеских, товарищеских отношений,

  • выявление творческих и организаторских способностей детей.

2015 г.

ПЛАН

1 Конкурс

Эмблема, название, девиз.

Эмблема

Название:

«ДА – Друзья Архимеда»

Девиз:

«У Архимеда всегда победа!»

Эмблема

Название:

«Умники»

Девиз:

«Пусть ум победит силу!»

2 Конкурс

Приветствие.

«ДА – Друзья Архимеда»

1. Команде нашей имя

Мы дали так не зря,

Ведь мы надежные и верные друзья,

Мы дружно ответим: «Да!»

2. Да! – Если нужна помощь,

Придет она от нас!

Да! – Если нужна песня,

Споем её сейчас!

3. Да! – Если позовете

Нас в КВН играть,

Мы рады будем

Копья и головы ломать.

4. Да! – Грозен наш соперник,

Готовы мы признать!

Да! И жюри, наверное,

Поможет нам играть!

Песня (На мотив песни «Если у Вас нету тёти»)

Если у вас нету мыслей, Предстали на суд пред вами

То это совсем не беда! И вы должны рассудить,

Мы это исправим быстро, Думайте сами, решайте сами:

Собрав всех в команду(2раза) Кому из нас победить,

Дружную «ДА» (2раза) Кому из нас победить!

«Умники»

1. Давно уже мы с вами не встречались

И потому настал, друзья, тот час.

И даже, если вы сейчас сильнее,

Мы очень рады видеть вас.

2. Соперникам нашим — огромный «Привет!»

Везенья и счастья,

Улыбок букет.

Ведь в знаньях вся сила.

3. Хотя противники сильны,

Но мы не лыком шиты тоже.

Хоть Пифагора мы моложе,

Зато удалы и сильны!

4. Арбитры и строги, и уважаемы,

И тоже любят юмор, шутки, смех.

И пусть сильнейший победит сегодня,

Считать мы будем общим наш успех!

Песня

Ох, полным, полно болельщиков, Вы похлопайте в ладоши,

Негде яблочку упасть! Напишите лозунг нам,

Помогите нам, пожалуйста, И тогда команда наша

Место первое занять. Благодарна будет вам!

3 Конкурс

«Кто больше?»

(за каждое, не повторяющееся у соперника название, 1 балл)

Задание: назвать песни, сказки, кинофильмы, мультфильмы, книги в названии которых встречаются числа или цифры.

Например: «Али-Баба и 40 разбойников», «20лет спустя», «Волк и семеро козлят» и т.д.

Команды отвечают по очереди. Побеждает та, которая назовет больше других.

Команда «Умники» (Минутка отдыха)

4 Конкурс

«Оживи пословицу»

(до 5баллов за оригинальность, сообразительность).

Каждой команде достается по две пословицы, тексты которых содержат цифры или числа. Например:

1. «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

2. «У семи нянек дитя без глазу»

3. Семеро одного не ждут»

4. «Одна голова хорошо, а две лучше»

Эти пословицы необходимо «оживить», т.е. без слов, мимикой, жестами изобразить её так, чтобы команда соперников догадалась, о какой русской народной пословице идет речь.

5 Конкурс

«Кроссворд»

(Отгадай слово в выделенном столбце)

е

т

р

р

а

м

м

и

а

м

е

т

р

е

л

е

н

и

е

и

л

о

м

е

т

р

6п

а

р

а

л

л

е

л

е

п

и

п

е

д

о

н

н

а

а

н

т

и

м

е

т

р

р

у

г

10к

в

а

д

р

а

т

1. Единица длины

2. Одна тысячная килограмма

3. В два раза больше радиуса

4. Математическое действие

5. В тысячу раз больше метра

6. Все мы сейчас в нем находимся.

7. Такую тяжесть вряд ли поднимет человек без помощи машины.

8. Так называются две клетки тетради.

9. Часть плоскости, ограниченная окружностью.

10. Он «гордится» тем, что у него все стороны и все углы равны.

6 Конкурс (для болельщиков)

«Найди 10 отличий»

Участвовали: Рамазанова Хадижат и Курбанова Ума.

А также помощницы первоклассницы сестры близнецы Мамаевы.

Конкурс был необычным и веселым.

Рамазанова Хадижат и Курбанова Ума нашли по 8 отличий.

7 Конкурс

«Математическая рыбалка»

Реквизиты: две удочки с магнитом вместо крючков, контейнеры от киндер-сюрпризов, два сосуда (тазики).

В контейнерах вопросы для каждой команды. Рыбаки (болельщики от каждой команды) «ловят» рыбу и передают её своей команде. Члены команды «жарят» рыбу, т.е. решают задачи и отвечают на вопросы. Жюри оценивают правильность выполненных заданий.

Конкурс «Математическая рыбалка» увлекательный и азартный, дети любят его.

P.S. Равнодушных и зевающих замечено не было.

Вопросы для «Математической» рыбалки

1. Какая из посылок имеет самый большой вес:

А=85кг; В=8500г; С=8500000г; D=805г; Е=0,85т?

2. Продолжи ряд чисел: (допиши два числа)

а) 2,10,18,26,…,… б) 1,3,9,27,…,…

3. Сколько месяцев в году содержит 30дней?

4. Какое из равенств является пропорцией

а) 5,3*х=10,6:1 в) 7:2= 3+0,5

б) 18:6= 30:10 г) 2*1=1+1?

5. В чем состоит основное свойство дроби?

6. Как найти неизвестный множитель?

7. Что нужно брать с героев, а также всех честных, добрых и порядочных людей?

8)Что называется пропорцией?

9) Какая геометрическая фигура нужна для наказания?

10) Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?

11) Какое математическое действие обеспечивает рост живого организма?

12) Какой результат арифметического действия является сладким на вкус?

13) Какие геометрические фигуры дружат с солнцем?

14) Какие бывают современные фотоаппараты?

15)Какая из данных фигур лишняя?

8 Конкурс

«Ребусы»

(за каждое отгаданное слово один балл)

Вместо многоточия поставить число прописью, чтобы получилось слово. Например: ли…к (листок)

1Вариант 2Вариант

  1. По…л 1. Р…на

  2. И…рия 2. Про…р

  3. ….я 3. Ви…на

  4. С…ж 4.Те…

  5. Пи…лет 5. С…жка

  6. …лб 6.Сви…к

  7. …г 7. …буна

  8. …котаж 8. …очество

  9. О…. 9. …тон

  10. И…к 10.…а.

9 Конкурс

«Блиц-турнир»

1вариант

  1. Признак делимости на 5.

  2. Какие числа называются взаимно-обратными?

  3. Как разделить на дробь?

  4. Какие числа называются составными?

  5. Какое число является делителем любого числа?

  6. Признак делимости на 2.

  7. Как найти число по его дроби?

  8. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?

  9. Назовите формулу для нахождения длины окружности, если нам известен диаметр

  10. Продолжите предложение: Отрезок, соединяющий точку поверхности шара с центром, называется….

2вариант

  1. Признак делимости на 10.

  2. Какие числа называются взаимно-простыми?

  3. Как умножить дробь на дробь?

  4. Сколько кратных имеет любое натуральное число?

  5. Какая дробь называется несократимой?

  6. Признак делимости на 3 и на 9.

  7. Как найти дробь от числа?

  8. Из трехзначного числа вычли двузначное в результате получили однозначное. Назовите эти числа.

  9. Назвать формулу для нахождения длины окружности, если нам известен радиус.

  10. Продолжите предложение: Эти предметы дают нам представление о шаре:…

10 Конкурс Капитанов

1 раунд «Кто точнее?»

Без измерительных приборов отрезать от мотка ленты один метр. (Побеждает тот, чья точность выше)

2раунд «Ты – мне, я – тебе» (Домашняя заготовка капитанов)

Вопросы капитана команды «Умники»:

1. Сколько лет рыбачил старикиз сказки А.С.Пушкина (Сказка о рыбаке и рыбке) до того, как он поймал золотую рыбку?

2. От квадрата отрезали один угол. Сколько углов осталось?

Вопросы капитана команды «ДА»

1. Что это: две головы, две руки, шесть ног, а идут или бегут только четыре?

2. В клетке находятся три кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Просьба девочек была удовлетворена. И все же в клетке остался один кролик. Как могло так случиться?

3раунд «Кто последний?»

На столе ваза с 11конфетами. Капитаны по очереди берут одну, две или три конфеты. Побеждает тот, кто берет последнюю конфету.

11. Рефлексия

Участники обеих команд подняли зеленые карточки, это значит, все было интересно, занимательно и понятно. .

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *