Календарно-тематическое планирование по ФГОС статья по теме

Календарно-тематическое планирование по ФГОС

КТП – это самая объемная часть РП, и именно с этого следует начинать работу по составлению рабочей программы, т.к. (сл 2) Календарно-тематическое планирование позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. В календарно — тематическом планировании должны быть отражены разделы и темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Каждый отчетный период (четверть, триместр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала, с электронным журналом. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно — тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год.

Т. о. Задачами календарно-тематического планирования являются: (сл 3)
— определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
— определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.

№ п\п

Наименование разделов и тем

Коли-чество часов

Вид занятия

Вид

контроля

Дата проведения занятий

Плани-руемая

Факти-ческая

Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся включает(сл 4)

  • наименование разделов и тем;
  • количество часов;
  • вид занятия;
  • виды контроля или самостоятельной работы;
  • дата проведения занятия (планируемая дата проведения занятия заполняется в начале каждой четверти в соответствии с расписанием; фактическая дата проведения проставляется по факту проведённых занятий еженедельно)

По своему усмотрению учитель может добавить графы «домашнее задание», «примечания».

В графе «Примечания» могут содержаться пометы, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, например:
— используемая дополнительная литература;
— содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся;
— запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками;
— используемые нетрадиционные формы уроков;
— необходимое оборудование на уроке и др.

В КТП может применяться сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие количеству часов программы , учитель по своему усмотрению в скобках или в отдельной графе может также дать нумерацию и внутри каждого раздела.

Отличие от содержания программы допускается не более чем на 30% (изменения необходимо указать в плане и обосновать в пояснительной записке). Предлагаю Вам рассмотреть варианты КТП, по которому работали учителя до внедрения ФГОС и затем в сравнении сделать вывод о том, какие коррективы необходимо внести в составление КТП по ФГОС.

Пример КТП по физике для 7 класса(2011-2012 уч.г.)

Пример планирования по иностранному языку(2011-2012 уч.г.).

№ п\п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Контроль навыков чтения

Контроль навыков говорения

Контроль навыков восприятия на слух

Контроль навыков письма

Дата проведения занятий

Планируемая

Фактическая

I четверть

Цикл 1.

Мои планы на этот учебный год.

Мои планы на этот учебный год.

Различные стратегии чтения.

Новости из школы Святого Давида.

Т. е. мы видим, что КТП по обоим предметам составлено согласно содержанию. Есть небольшие расхождения, связанные со спецификой каждого предмета. В основном это касается видов контроля. Так, для иностранного языка характерно наличие контроля по 4 видам деятельности(письмо, говорение, аудирование, чтение),

— по русскому языку — контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения, уроки развития речи, тесты, контрольное списывание;
— по литературе — контрольные работы, уроки развития речи, тексты для заучивания наизусть, тесты;
— по математике — контрольные и самостоятельные работы, тесты;
— по физике, химии, биологии — контрольные и лабораторные работы, тесты;
— по географии — контрольные и практические работы;
— по истории и обществознанию — контрольные срезы знаний, тесты;
— по черчению — контрольные и графические работы;
— по ОБЖ — контрольные и практические работы, тесты;
— по музыке, изобразительному искусству — практические работы и контрольные срезы знаний;
— по физической культуре — нормативы физической подготовленности учащихся;
— по информатике — контрольные срезы знаний, тесты.

В принципе, с таким КТП все работали, все с ним знакомы и особых затруднений оно ни у кого не вызывало. Чем же отличается КТП по ФГОС? Согласно ПОЛОЖЕНИЮ о рабочей учебной программе по предметам, курсам, дисциплинам (модулям), педагога, реализующего ФГОС МОУ «Средняя школа №25» г.о.Саранск Республики Мордовия от 29.08. 2014 года, КТП должно включать в себя:

— номер раздела; номер урока;

— перечень разделов, тем и последовательность их изучения;

— количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

— темы отдельных уроков;

— календарные сроки по плану;

— фактические сроки с описанием причин корректировки дат;

— тип и вид урока; (См. Приложение №7)

— виды деятельности с учетом ФГОС (в т.ч. проектная);

— формы контроля;

— дополнительные разделы по усмотрению учителя. Вот так выглядит шапка таблицы планирования , общая для всех предметов. Если сравнивать 2 образца, 2 таблицы, ту, по которой мы составляли планирование до ФГОС, и планирование по ФГОС, мы конечно же заметим, что второе планирование имеет более сложную структуру, в ней больше колонок таблицы. Прежним остается наличие заголовков: раздел, тема, количество часов, дата по плану и фактическая, домашнее задание, формы/вид контроля. Новое, то, чем мы дополняем планирование старого образца: планируемые результаты(УУД), виды деятельности с учетом ФГОС.

Хотелось бы кратко напомнить виды УУД. Они разнятся, в зависимости от образовательной ступени. Разные требования предъявляются к ученикам младших, средних и старших классов. При этом существует четыре базовых группы универсальных учебных действий:

  1. Личностные. Помогает учащемуся познать себя и разобраться в своей собственной личности. Способствует формированию нравственной и этической оценке.
  2. Познавательные. Сводятся к возможности воспринимать информацию, обрабатывать ее и на основе полученных данных делать новый вывод.
  3. Коммуникативные. Под этим умным словом кроется способность учащегося взаимодействовать с другими людьми, учителями и одноклассниками. Школа это один из важнейших этапов социального развития человека, проблемы в этом периоде могут преследовать долгие годы, уже по завершению обучения.
  4. Регулятивные. Способность составлять план и изменять его, под воздействием новых факторов. Еще один полезный навык, который можно приобрести, учась в школе.

Теперь что касается видов деятельности. Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами. На уроках, проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. И это производится с использованием самых современных средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа.

Календарно-тематическое планирование.

Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на … класс

№ раздела / № урока

Раздел

Тема урока

Тип урока / вид урока

Дата

урока

Планируемые результаты

Виды деятельности

Форма контроля

Домашнее задание

Предметные УУД

(знать, уметь, владеть)

Метапредметные и личностные УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

План.

Факт.

Давайте теперь рассмотрим несколько примеров планирования по ФГОС.

Календарно – тематическое планирование по химии в 8 классе

п/п

Дата/Факт

Тема

Цели и задачи

урока

УУД

Оборудование, эксперимент

Дом.

задание

Применение ИКТ

  • Введение (6 ч.)

Цель и задачи: Формирование у учащихся знаний и умений в предмете химия в рамках вводного курса:

  • понятийный аппарат
  • представление о химических реакциях
  • представление о ПСХЭ Д.И.Менделеева
  • научить расчитывать молекулярную массу и массовую долю вещества
  • познакомить учащихся с лабораторным оборудованием
  • познакомить учащихся с правилами ТБ

Предмет химии. Вещества.

Дать понятие о предмете химии. Сформировать первоначальные представления:

а) о веществе, а также о простых и сложных веществах;

б) о химическом элементе и о трех формах его существования;

в) начать формировать умение характеризовать вещества, используя для этого их физические свойства.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Мотивация на учения предмету химия

2.Развивать чувство гордости за российскую химическую науку

3.Нравственно-этическое оценивание

КОММУНИКАТИВ-НЫЕ:

1. Планирование практической работе по предмету

2.Разрешение конфликта

3.Управление поведением партнера

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Формирование познавательной цели

  • Символы химических элементов
  • Химические формулы
  • Термины
  • Анализ и синтез

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.Целеполагание и планирование

Хим.опыты «Превращение воды в «молоко» и «молока» в воду» и «Превращение «воды» в «кровь»

Хлорид кальция (р-р)

Карбонат натрия (р-р)

Соляная к-та

Вода

Уксусная к-та

Фенолфталеин

Введение

§1

Упр. 6,8,9

+

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии.

1.Начать формирование понятий о химических явлениях, их отличий от физических явлений.

2.Дать начальные представления о химической реакции.

3.Раскрыть роль химии в жизни человека. Кратко представить историю развития науки химии.

§ 2, 3 — пересказ

+

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов.

1.Ввести понятие о знаках хим.элементов.

2.Ознакомить уч-ся со структурой Периодической таблицы.

Таблица Д.И.Менделеева,

§ 4. Выучить знаки хим.эл. (табл.1)

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы.

1.Дать первые представления о хим. формулах, научить школьников читать их.

2.Сформировать понятие о коэффициентах и индексах. Дать понятия об относительной атомной и молекулярной массах.

3.Научить ребят рассчитывать относительную молекулярную массу.

Таблица Д.И.Менделеева,

§ 5. Упр.1,2

Массовая доля элемента в соединении.

Научить уч-ся вычислять массовую доли элемента в химическом соединении

Таблица Д.И.Менделеева,

§ 5.

Упр. 6,7

Практ. работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

«Правила Т.Б»

1.Познакомить уч-ся с лабораторным оборудованием, приемами обращения с ним.

2.Рассмотреть правила техники безопасности в кабинете химии

Лабораторная посуда, лабораторное оборудование

Календарно-тематическое планирование по географии в 5 классе

Дата урока

(план)

Дата

( факт)

Цель урока

Д/з

Тема урока

Вид контроля

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

    §3

    Тема 1. Земля и ее изображение (5 часов).

    От плоской Земли к земному шару.

    Предметные: определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

    Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

    Личностные: осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.

      §3

      Форма, размеры и движения Земли.

      Предметные: давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений.

      Метапредметные: умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации.

      Личностные: понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.

      Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

      Темы урока.

      Кол-во часов

      Основные элементы

      содержания урока.

      Характеристика основных видов деятельности учащихся.

      Формы и виды контроля.

      Домашнее

      задание.

      Дата по плану

      Фактическая

      Введение.

      Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

      ПУУД: составить план текста.
      РУУД: выяснить, что нового узнали об археологических источниках.
      ЛУУД: какое значение имеет для меня история
      КУУД: обсудить, какое значение имеют раскопки для изучения жизни людей.

      Составление плана текста.

      Рисунки, презентации.

      Стр. 6 читать,

      Учебно-тематическое планирование по математике в 5 классе (ФГОС ООО)

      № п/п

      № п/т

      Дата

      Тема урока

      Кол-во часов

      Планируемые результаты

      Форма

      организации

      образовательного

      процесса

      КОЦ

      Деятельность обучающихся

      Предметные

      Личностные

      Метапредметные

      Повторение (3ч)

      Повторение. Урок- путешествие к острову «Натуральных чисел».

      Натуральный ряд чисел и его свойства. Изображение натуральных чисел точками и числовой прямой.

      Читают и записывают многозначные числа

      Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества

      Регулятивные – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.

      Познавательные – передают содержание в сжатом (развернутом) виде.

      Коммуникативные – оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций

      Практикум

      по решению

      наиболее

      типичных

      задач из

      курса 1Vкласса

      Работа по индивидуал. Картам

      Решение задач.

      Арифметические действия с натуральными числами.

      Математическая эстафета

      Использование свойств натуральных чисел при решении задач.

      Моделирование условия с помощью схем, рисунков, реальных предметов.

      Работа у доски

      КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

      № урока

      Кол-во часов

      Тема урока

      Календарно-тематическое планирование. КТП

      Календарно-тематическое планирование – проект будущей учебной и воспитательной деятельности педагога. Этот, грамотно составленный, план способствует правильному распределению нужного материала и профессиональных усилий.

      Полезные советы по написанию календарно-тематического планирования и конкретные примеры составления КТП мы собрали для Вас на страницах данного раздела. Как сделать календарно-тематическое планирование соответствующим программно-методическому оснащению и адекватно распределить учебные и воспитательные темы и задачи, можно узнать из представленного здесь успешного опыта коллег.

      Широкий выбор готовых КТП на любые темы.

      Содержится в разделах:

      • Планирование. Планы работ

      По группам:

      • Старшая группа
      • Подготовительная группа
      • Средняя группа
      • Младшая группа

      Показаны публикации 1-10 из 1920.
      Все разделы | Календарно-тематическое планирование. КТП

      Новое

      Календарно-тематическое планирование «Внимание, дорога» в подготовительной группе Календарный план образовательной деятельности Дата: 04.04.2020 г, среда Воспитатель: осипова и.ю. Тема недели: «Внимание, дорога!» итоговое мероприятие: викторина о дорожных знаках 1-я половина дня: Режимные моменты (РМ) Утрен. гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак Приём…

      Календарно-тематический план на неделю «Праздник Святой Пасхи» в старшей группе Календарно – тематический план работы на неделю в старшей группе 20 апреля по 24 апреля 2020г. Тема недели праздник «Святой Пасхи» Цель: Ознакомление детей с историей и смыслом праздника христианства Пасхой, с ее традициями и обычаями. Понедельник 20 апреля. 1.Познавательное…

      Календарно-тематическое планирование. КТП — Календарно-тематический план на неделю в средней группе «Вербочки к святому празднику»

      Публикация «Календарно-тематический план на неделю в средней группе «Вербочки к…» . 20–24 апреля 2020 г. 20 апреля Понедельник Физическая культура Л.И. Пензулаева стр.85 Занятие № 21 Цель: упражнение детей в ходьбе и беге с остановкой на сигнал воспитателя. Речевое развитие (Развитие речи) Гербова В. В, стр.41 Занятие № 3 Цель: обучение детей создавать…

      Библиотека изображений «МААМ-картинки»

      Календарно-тематический план по тематическому модулю «Познавательное развитие» «ФЭМП» в старшей группе Календарно-тематический план по тематическому модулю «Познавательное развитие» «Формирование элементарных математических представлений» Номер недели Тема недели Тема непрерывной образовательной деятельности. Непрерывная образовательная деятельность. Основные направления работы…

      Календарно-тематический план на неделю в средней группе 20-24 апреля 2020г. «Вербочки к святому празднику». 20 апреля Понедельник Физическая культура Л.И. Пензулаева стр.85 Занятие № 21 Цель: упражнение детей в ходьбе и беге с остановкой на сигнал воспитателя. Речевое развитие (Развитие речи) Гербова В. В, стр.41 Занятие № 3 Цель:…

      Дистанционное календарно-тематическое планирование на тему «Волшебница вода» в первой младшей группе

      Дистанционное календарно-тематическое планирование на тему «Волшебница вода» в первой младшей группе Период: с 20.04.2020 – 30.04.2020г. Образовательные задачи: — Расширять знания детей о воде, познакомить с её основными свойствами (текучесть, не имеет цвета, запаха, может быть…

      Календарно-тематическое планирование. КТП — Календарно-тематическое планирование «Моря и его обитатели» в средней группе

      Статья «Календарно-тематическое планирование «Моря и его обитатели» в средней…» Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема недели: «Моря и их обитатели» Цель тематической недели: познакомить детей с морями и их обитателями Итоговое мероприятие: Создание коллажа “Моря и их обитатели” День недели Дата Режим Совместная деятельность взрослого и…

      Дистанционное календарно-тематическое планирование «Растения, которые лечат» для второй младшей группы Мартиросова Алина Александровна Дистанционное календарно-тематическое планирование на тему «Растения, которые лечат» для второй младшей группы. Дистанционное календарно-тематическое планирование для второй младшей группы «Радуга» МАОУ СОШ №1 структурное подразделение «Детский…

      Календарно-тематическое недельное планирование «Здравствуй, Весна красна» День недели Непосредственно образовательная деятельность Индивидуальная работа Совместная деятельность взрослого и ребёнка в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей 30.03.20г. Понедельник Тема: «Здравствуй Весна – Красна! » Цель: Закреплять знания о весенних…

      Дистанционное календарно-тематическое планирование на тему «В гостях у книжки» для второй младшей группы Мартиросова Алина Александровна Дистанционное календарно-тематическое планирование на тему «В гостях у книжки» Дистанционное календарно-тематическое планирование для второй младшей группы «Радуга» МАОУ СОШ №1 структурное подразделение «Детский сад» г. Тобольска Тема месяца:…

      Страницы: 2 3 4 … 192

      Что такое план статьи и как его правильно составить: советы и примеры

      Привет всем, кто решил познавать искусство письма! С вами Анна – копирайтер с двухлетним стажем, написавший более 500 статей. Сегодня у нас важный урок.

      Думаю, вам не раз встречались тексты в интернете, в которых сложно уловить суть. Автор резко переходит от одной мысли к другой, отходит от темы. Хочется закрыть этот кошмар и забыть о нем.

      Чтобы вы избежали участи горе-писателя, работы которого никому не нужны, я вам покажу, как составить план текста просто и правильно, также объясню, что это такое.

      Пользуйтесь моими советами, чтобы подняться на новый уровень в копирайтинге.

      Что такое план текста и зачем он нужен?

      План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.

      Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.

      Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:

      • избавиться от каши в голове, разложить всю информацию по полочкам;
      • сделать материал полезным, увлекательным для читателя;
      • благодаря продуманной структуре, читатель легко найдет нужный ему блок информации;
      • количество клиентов, восторженных отзывов вырастет вместе с вашим доходом.

      Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.

      Составляем структуру правильно: подробная инструкция

      Когда первый раз садишься писать план, обычно в голове начинается хаос, сложно выделить основную мысль. В итоге пункты, которые должны быть короткими, раздуваются до целых абзацев.

      Для справки. Основная мысль – задача статьи/произведения, а тема – обобщенное название содержания.

      С чего начать и как закончить:

      1. Прочитайте текст 2 – 3 раза. Делайте пометки, записывайте идеи по ходу чтения. Если пишете из головы, и вам не нужно изучать конкурентные статьи, тогда пропускайте этот шаг.
      2. Задайте себе два вопроса: какова его тема, для чего написан материал. Так вы сразу определитесь с главной мыслью.
      3. Присмотритесь к каждому абзацу и подумайте, где ключевой момент, в чем его смысл? Часто абзац – это уже законченная мысль, которую можно внести в структуру как подзаголовок. Не останавливайтесь на деталях. Нас интересуют только действие, сюжетный поворот.
      4. Оставьте список на несколько минут, отдохните. Перечитайте его. Понимаете ли вы, о чем работа, только взглянув на него? Да – вы все хорошо проработали, нет – надо дорабатывать.
      5. Перепишите план в чистовик, используйте по назначению.

      Несколько советов на дорожку:

      1. Незнакомые слова, понятия, которыми будете пользоваться, выписывайте отдельно. Обязательно уточните их значение.
      2. Не повторяйтесь. Если одно и то же слово напрашивается несколько раз, замените его синонимом.
      3. Не бойтесь доработок. Если, вернувшись к списку через несколько минут, вы хотите внести правки, то делайте это.
      4. План текста для публичного выступления должен быть коротким. Один пункт состоит максимум из 2 – 3 слов.
      5. Оформляйте пункты цифрами, а подпункты маркированным списком.

      Заведите отдельный блокнотик для планов. Записывайте туда все свои наработки. Это хороший источник вдохновения, перечитывая который, вы будете отслеживать свой прогресс.

      Мы окинули взглядом обобщенный способ структурирования статьи. Теперь усложним задачу и разделим план на несколько видов, каждый из которых создается по-особому.

      Какие виды планов существуют?

      План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

      Тезисный

      Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.

      Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.

      Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:

      1. Жил старче небогато со своей старушкой.
      2. Старик поймал волшебную рыбку и отпустил ее.
      3. Старче рассказал все старухе, она потребовала корыто.
      4. Недовольная старуха послала старика за избой.
      5. Сварливой старухе недостаточно избушки, она захотела стать царицей.
      6. Надоело быть царицей старушке, захотелось ей стать владычицей морской.
      7. Рыбка не вынесла алчности старухи и исчезла.
      8. Старик и его жена остались с разбитым корытом.

      Каждая 1 000 знаков = 1 тезису. Если вы пишете статью на 6 000 символов, вам нужно выделить 6 пунктов. Так вы не переборщите с водой в тексте, материал будет приятно читать.

      Вопросительный

      Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

      Такой план идеально подходит для информационных статей, мастер-классов, инструкций, анализа.

      Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:

      1. Что сделал старик, когда выловил волшебную рыбку впервые?
      2. Как старуха отреагировала на рассказ о золотой рыбке?
      3. Что старуха заставляла мужа просить у рыбки?
      4. Как рыбка ответила на последнее желание старушки?
      5. Что произошло со стариком и его женой в конце?

      Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

      Назывной

      Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.

      Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:

      1. Встреча старика и золотой рыбки.
      2. Прихоти старухи.
      3. Старик и старуха у разбитого корыта.

      Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

      Опорный

      Опорный план пишется без правил. Это небольшой пересказ статьи, состоящий из главных информативных частей. Он предназначен для личного пользования. Важно, чтобы вам было удобно и понятно работать с ним. Все пункты – опоры, вызывающие яркие, детальные картины, передающие содержание статьи.

      Вы можете писать его развернуто или сжато. Все зависит от вашей цели, возможностей, памяти, ассоциаций.

      Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:

      1. Первая встреча старика и золотой рыбки.
      2. Три желания старухи.
      3. Отказ рыбки.
      4. Разбитое корыто.

      Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

      Смешанный

      Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.

      Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:

      1. Старче попалась волшебная рыбка, которую ему стало жалко. Он ее отпустил.
      2. Как повела себя старуха, услышав о необычной рыбке?
      3. Три желания старухи.
      4. Почему золотая рыбка отказалась выполнять последнее желание?
      5. Старик и его жена вернулись к прежней жизни.

      Можете им пользоваться для любых целей.

      Простой и сложный

      Какой план вам нужен: развернутый или простой. Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?

      Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.

      Например, сказку “Колобок” можно представить так:

      Простая структура Сложная структура
      • Лепка колобка.
      • Колобок встретился с зайцем.
      • Колобок встретился с волком.
      • Колобок столкнулся с медведем.
      • Колобок попался лисе.
      • Лиса съела его.
      • Появление колобка.
        • Кто испек колобка?
        • Когда ожил колобок?
        • Что сделал оживший колобок?
      • Путешествие колобка.
        • Как ушел колобок от зайца?
        • Встреча волка и колобка.
        • Колобок столкнулся с медведем.
        • Чем закончилась встреча колобка и лисы?

      Тренируйтесь писать простой план. Как только у вас начнет получаться, пробуйте сделать развернутый.

      Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

      Как жанр статьи влияет на создание структуры?

      Перед тем как садиться за план, подумайте: к какому стилю относится ваш текст? Будет это научная работа или горячая новость? В чем же отличие:

      1. Научная работа строится так, чтобы пошагово доказать определенную теорию, закономерность. Автор излагает аргументы, в подтверждение приводя документы, ссылаясь на авторитетные источники. Читатель постепенно идет к выводу – основной идеи материала, которая находится в конце.
      2. Яркая заметка, новость и обзор пишется в другой последовательности. Первые пункты – важная, привлекающая внимание информация, середина подробно раскрывает изложенное в начале, а конец – обобщение, дополнительные сведения.

      Все дело в характере текстов. Научные труды читают вдумчиво, уделяя внимание каждому информационному блоку.

      Тексты журналистов, копирайтеров не изучают. Их бегло просматривают за едой, в транспорте. Первые абзацы должны цеплять, вызывать желание дочитать до конца. Те, кто не учитывает разницы в стилях, сильно проигрывают: их работы остаются незамеченными.

      Типичные ошибки + примеры

      В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. Самообучение опасно тем, что автор не всегда вовремя замечает свои слабые места, привыкает к ним, начиная писать в едином стиле последующие планы. Наставник необходим на этом этапе. Где его найти? Не надо далеко ходить, шерстить интернет, мы уже давно занимаемся обучением копирайтингу и готовы вам помочь.

      А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:

      1. Нарушение логической связи, каждый пункт живет отдельной жизнью.
      2. Пункты пересекаются между собой, смысловые границы нарушены. Автор не смог разделить текст на ключевые моменты или слишком детально описал содержание.
      3. Все пункты указывают на второстепенную информацию. Скорее всего автор не сумел определить идею, тему статьи.
      4. Пропущены вступление, заключение.
      5. Автор подобрал неправильные слова для названия пунктов. Невозможно понять, о чем идет речь.
      6. Длина пункта превышает 9 слов, напоминает абзац.
      7. Размер пунктов, вид слишком различаются. Это допустимо только при написании комбинированного плана.

      Выпишите список ошибок и повесьте на рабочий стол. Каждый раз, когда садитесь готовить план или проверять его, пройдитесь по списку.

      Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.

      Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”

      1. Когда ребенок учится говорить?
      2. Ребенок не говорит.
      3. Что нужно говорить малышу?
      4. Как научить ребенка говорить быстро и четко?
      5. Частые ошибки, которые совершают родители: мало читают ребенку, заставляют учиться, ругают.

      Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.

      Какие ошибки здесь допущены:

      • Пункт 1 – лишнее. Мы ведь говорим о том, как научить малыша разговаривать, а не когда. Про это лучше написать отдельный текст.
      • Пункт 2 – тезисный, а мы оформляем все вопросами. Выглядит аляписто, нелогично.
      • Пункт 3 можно сделать подпунктом для удобства восприятия.
      • Пункт 5 длинный, однородные члены после запятой надо оформить подпунктами.

      А вот исправленная версия:

      • Вступление.
      • Как научить говорить ребенка быстро и четко:
        • чтение вслух,
        • развивающие скороговорки,
        • артикуляционная гимнастика,
        • много общения,
        • словесные игры.
      • Почему ребенок не разговаривает?
      • Типичные ошибки родителей:
        • назойливое обучение,
        • недостаток внимания.
      • Заключение.

      Учитесь писать подобные тексты для биржи статей, чтобы зарабатывать.

      План – опора, помогающая собрать мысли в кучку. Когда я начинала на бирже статей, я и понятия не имела, как он упрощает жизнь копирайтера. Практикуйтесь как можно больше: пишите сами, анализируйте чужие работы. Помните, что упорство и опыт – ваше подспорье.

      Доброго времени суток, уважаемые посетители моего сайта! Моя сегодняшняя публикация будет посвящена составлению плана текста. Она будет полезна преимущественно тем, кто видит свое будущее в написании текстов или только ищет подходящий для себя вариант заработка в интернете. Мы научимся приводить в порядок и систематизировать собственные мысли, чтобы впоследствии упорядоченно излагать их в устном или письменном виде. Так что эта информация будет полезна и для общего развития, ведь красивая, логичная и аргументированная речь — это один из маркеров образованного и интересного человека. В конце концов, разве вам не хочется красиво и связно писать и говорить?

      Зачем нужен план текста?

      Вспомните школьные годы и задания по составлению планов. Большинство из нас думало: а зачем они вообще нужны? В результате структурированные и грамотные сочинения получались далеко не у всех: многочисленные повторы, логические нестыковки и прочие огрехи убивали все впечатление от, в общем-то, неплохих и, главное, самостоятельно написанных работ.
      Конечно, во время учебы можно «содрать» из Интернета что угодно: хоть план, хоть сочинение целиком. Но во взрослой жизни это аукнется откровенной беспомощностью перед необходимостью ясно и аргументированно выразить мысли не только в публичном выступлении или статье на заказ, но и в обычной бытовой беседе.

      В веб-райтинге без умения последовательно и без повторов излагать информацию делать нечего. Благо, этот навык развивается в любом возрасте, правда, с индивидуальной скоростью. Но со временем вам достаточно будет беглого прочтения материала — и канва плана будущего текста уже прорисуется в вашем сознании.

      Этот навык необходим для выхода на качественно новый уровень оплаты: не секрет, что не желающие развиваться райтеры всю дорогу сидят на 20-50-рублевых заказах, а их опусы напоминают этакий винегрет из слов и мыслей. Неумение работать с информацией (искать, анализировать, логично преподносить) — это первый признак случайного человека в копирайтинге. Или совершенствуйтесь, или ищите другую дорогу — третьего не дано, если не хотите считать себя аутсайдером.

      Заработок топовых копирайтеров исчисляется тысячами, а иногда — и десятками тысяч рублей за один текст. И они тоже не родились с умением писать эффективные коммерческие и полезные информационные тексты. Да, от способностей зависит многое, но основная составляющая успеха — это ежедневный труд и самосовершенствование.

      Основные формы и цели

      Работа над планом начинается с внимательного прочтения информации: ее нужно как следует осознать, выделить основную тему и идею. Поработаем для начала над готовым и всем известным текстом — сказкой «Курочка Ряба». Итак, тема: как разбилось золотое яичко. Идея: не нужно печалиться — что ни делается, все к лучшему.

      Далее следует разбить текст на основные части и каким-то образом маркировать каждую из них. Главное, чтобы вы, имея перед глазами этот план, могли пересказать основную информацию в устном или письменном виде (ну чем не подготовка к рерайтингу?).

      А вот каким образом вы будете маркировать части текста — дело ваше, но от этого зависит форма плана, который получится в итоге.

      Тезисный

      Если вы хотите создать достаточно подробный план, остановитесь на тезисном варианте. Каждый пункт представляет собой фразу, содержащую законченную мысль, характеризующую отрывок текста. Берем наш пример:

      1. Курочка снесла золотое яичко.
      2. Старики не смогли разбить яйцо.
      3. Яйцо разбила хвостиком мышка.
      4. Дед и баба расстроились.
      5. Курочка пообещала снести другое яичко.

      Перед нами известная сказочка, представленная в виде основных тезисов. Обратите внимание — каждый пункт — это самостоятельное повествовательное предложение. По такому плану легко рерайтить (пересказывать основное содержание) логично, полно, с сохранением структуры.

      План-конспект

      Тут мы на минуточку отойдем от курочки Рябы, ибо план-конспект составляется только для большеформатных текстов, так что короткая сказочка для малышей в качестве примера ну никак не подходит.

      План-конспект — это эволюция тезисного, более подробная и развернутая. Пункты плана могут представлять собой целые блоки информации в виде абзацев. В копирайтинге этот вариант используется крайне редко, разве что, чтобы привести в порядок и осознать незнакомую тему или адаптировать ее к нуждам целевой аудитории.

      Например, мы имеем подробную статью о выделении доли наследства, написанную практикующим адвокатом для коллег. Понятно, что в специальной лексике и терминологии без юридического образования разобраться, мягко говоря, затруднительно. Наша задача — понять, о чем пишет юрист, несколько сократить материал и привести его в понятный целевой аудитории вид. Для этого идеально подойдет составление плана-конспекта с разумной заменой специальных терминов на общеупотребительные. Словом, из сугубо специальной статья превращается в популярную, предназначенную для широкого круга читателей.

      Кстати говоря, умение создавать план-конспект пригодится и студентам, которые действительно записывают лекции. Искусство стенографии угасло за невостребованностью (голос преподавателя можно записать на диктофон), но многим проще усваивать и запоминать информацию, записывая ее старым дедовским способом, ручкой в конспект.

      Вопросительный

      План, сформированный из тематических вопросов к частям текста, называется вопросительным. Впрочем, специалисты чаще именуют его вопросным, что логически вернее. Итак, просто формулируем вопросы и записываем их по порядку.

      Вернемся к многострадальной курочке Рябе. Итак:

      • Что сделала курочка Ряба?
      • Что делали старики с золотым яичком?
      • Почему яйцо разбилось?
      • Как отреагировали на это дед и баба?
      • Как утешала стариков курочка?

      В ходе написания текста придется отвечать на вопросы, поэтому формулировать их нужно максимально конкретно, чтобы в голове автоматически возникал развернутый ответ.
      План такого типа идеален для подготовки развернутого устного ответа или написания изложения. Применим этот вариант и в веб-райтинге: вы анализируете пласты информации, формулируете пункты плана в виде вопросов, пишете текст в виде ответов на них. Кстати говоря, этот вариант очень удобен для написания статей большого объема: всегда можно максимально развернуть ответ, добавить собственных мыслей или занимательной полезной информации. И наоборот, можно сократить ответ, если вы видите, что катастрофически заходите за установленные рамки объема.

      Цитатный

      Содержание плана этого типа определяется его названием: он состоит из цитат, то есть, дословных выдержек из первоисточника. Приводить его пример я не буду из соображений уникальности: любая цитата снижает этот показатель, что не слишком хорошо для продвижения. А вот при написании школьного сочинения это, наоборот, приветствуется: демонстрирует умение ориентироваться в тексте.

      Составление «цитатника» — одно из наиболее распространенных заданий по русской литературе, начиная с младшей школы. Ничего здесь выдумывать не нужно: найди подходящую фразу, выражающую мысль части текста, запиши без изменений — и молодец.

      Цитатники уже написанных текстов зачастую используются при подготовке докладов, защите дипломных работ и рефератов, а также при других видах устных выступлений. Там дословные цитаты уместны и только повышают доверие к докладчику.

      Назывной

      Этот вид плана предусматривает необходимость придумывать названия к каждой логической части, то есть, именовать ее. Назывной план минимально информативен по сравнению с предыдущими вариантами и служит, скорее, для «представительских» целей. Пересказывать текст по нему проблематично, но зато из него можно сформировать названия разделов и пунктов повествования.

      Обратите внимание на начало этой публикации: там представлен назывной план текущей статьи. По нему удобно ориентироваться в приличном массиве информации, правда? Я составлял план этого текста перед началом работы, но по ходу написания несколько подкорректировал и добавил новые пункты. Бывает, что стоящие мысли приходят в ходе работы — не отказываться же от них, если они будут полезны читателям?

      И последнее упоминание о курочке Рябе в назывном плане:

      • Золотое яичко
      • Действия деда и бабы
      • Мышь и золотое яичко
      • Трагедия
      • Утешение стариков

      Само собой, в приложении к сказочке для малышей такие названия звучат несколько пафосно и комично, зато, надеюсь, пример будет понятен каждому. Да и хорошее настроение еще никому никогда не мешало!

      Опорный

      Перед нами последний тип плана — опорный. Каких-либо требований к нему не предъявляется, ибо он служит исключительно для систематизации материала и облегчения последующего воспроизведения информации. Главный критерий — удобство пользования. Пункты могут существенно отличаться друг от друга по структуре и длине. Они могут представлять собой отдельные слова, цитаты, фразы и так далее.

      Опорными планами зачастую пользуются при подготовке устных выступлений. Например, в большинстве случаев их составляют студенты, сдающие экзамены по устным дисциплинам: вытянул билет, во время подготовки набросал опорный план — и используй его во время ответа.

      Многие райтеры также используют опорные планы, набрасывая пришедшие в голову мысли в блокнот или смартфон. Никогда не знаешь, когда тебя озарит: во время утренней пробежки или приготовления/поглощения обеда.

      Структура плана статьи

      Если текст невелик и последователен, достаточно будет простого плана. Выше во всех случаях мы «препарировали» сказочку с помощью этого варианта: четкие пронумерованные пункты, никаких дополнений и изысков.

      Однако если вы пишете, например, реферат или дипломную работу, таким примитивом не обойтись: потребуется сложный (или развернутый) план: двух-трех-и более уровневый. Это значит, что в плане будут не только пункты, но и подпункты, иногда разных уровней. Обычно названия частей нумеруются римскими цифрами, разделов — арабскими, а при необходимости идут в ход и русские, и латинские буквы.

      В большинстве случаев сложные планы бывают двухуровневыми, то есть, состоящими из пунктов и подпунктов первого уровня.

      Ценность плана для веб-райтера

      Как говорилось выше, без умения обрабатывать и структурировать информацию в копирайтинге делать нечего. Любой материал должен быть проанализирован, усвоен, систематизирован и приведен в годный для подачи читателю вид.

      Статьи, содержащие повторы, логические противоречия, «подвешенные» мысли, не имеющие завершения, напоминают поток сознания. Естественно, ни о какой полезности для читателя речь не идет. Даже если каким-то образом пользователь попадет на страницу с подобным опусом, он быстренько, после прочтения пары фраз, сбежит на другой ресурс, где информация подана более удобоваримо. Благо, на любую тему можно найти сотни статей, удовлетворяющих интересы читателей и нравящихся поисковым системам.

      Малоинформативные и плохо структурированные статьи ухудшают поведенческие факторы, постепенно загоняя ресурс все ниже в выдаче. Естественно, никакому владельцу сайта сие не понравится, и он откажется от услуг горе-автора. Конечно, если он разумен и понимает, что если автор сидит на 20-30 рублях за тысячу знаков годами, то чудес от него ждать не приходится. И если хочешь получить контент приличного качества, платить придется раз этак в 10 больше (как минимум).

      Даже топовые копирайтеры всегда составляют планы текстов, особенно если речь идет о достаточно объемных массивах информации. Пункты плана обычно представляют собой заголовки разных уровней, которые выделяются средствами Ворда и используются в дальнейшей работе.

      Составление плана в зависимости от целей

      Каждый вид статей требует особого подхода к созданию плана, хотя принципы остаются идентичными: строгая логика, последовательность и понятность для пользователя. Рассмотрим типы статей, которые наиболее часто заказывают для сайтов:

      • Информационная статья. Нам потребуется строгая структура и последовательность, с небольшим вступлением и заключением. Если для понимания темы необходимо отступление, нужно органично оформить его отдельным пунктом и предусмотреть в плане.
      • Инструкция. Инструкция пошагово описывает действия, необходимые для достижения какой-либо цели. Поэтому здесь идеально подойдет тезисный план. Возможно, даже простой, если не будет предусмотрено разветвление алгоритма (при одном условии поступаем так, при другом — иначе).
      • Коммерческий текст. Здесь все сложнее: написать эффективный текст, способствующий повышению конверсии (превращению пользователей в покупателей, заказчиков, подписчиков — в зависимости от целей) — это высший пилотаж. Существуют специальные формулы структур продающих текстов: старенькая, но по-прежнему эффективная AIDA и ее молодые «конкуренты» типа AIDCA, PMHS, ACCA и иже с ними. Тут сначала нужно определиться с формулой, а потом уже по ней создавать план и писать текст.
      • Новость. Новостные статьи обычно невелики, но план все равно нужен, потому что в этот скромный объем приходится вмещать максимум информации в сжатом виде, без воды. Не забывайте про эффектное и информативное вступление, которое пишется по формуле «Что? Где? Когда?».
      • Статья в блог. Здесь допускается большая свобода: названия пунктов плана и, соответственно, заголовки могут быть не столько информативными, сколько креативными. Небольшой сумбур тоже не вызовет отторжения — это же блог, пишется от души. Особенная свобода допускается, если блог уже имеет сложившуюся аудиторию, а имя автора достаточно известно в определенных кругах.

      Советы начинающим

      В заключении я хочу дать несколько рекомендаций по составлению планов:

      • Тренируйтесь на простом. Возьмите простейший текст. Можно, как в моем примере, элементарную детскую сказочку. Создайте сначала простой план, потом попытайтесь «разветвить» его подпунктами.
      • Если заказчик дал план статьи в ТЗ, придерживайтесь его неукоснительно. Техническое задание — Священное писание для копирайтера, поэтому придерживайтесь его неукоснительно. Единственное исключение — это когда вы видите логические нестыковки и явную чушь. Например, пункт плана «Получение шенгенской рабочей визы» существовать не может, так как шенгенская виза априори рабочей быть не может. Такая ерундистика встречается в случаях, если создатель ТЗ совершенно не в теме. Но если он заинтересован в конечном результате, то пойдет на диалог.
      • Помните о ключевых словах. В пункты плана, которые впоследствии станут подзаголовками текста, необходимо включать ключевые слова, если таковые есть в ТЗ. Однако переусердствовать не нужно: приветствуется одно-два разбавленных вхождения, вставка отдельных слов из ключевых фраз и так далее.
      • Знайте меру. Не стоит разбивать текст на слишком большие или малые смысловые части. Золотой стандарт — один подзаголовок на 1-1,5 тысячи знаков.
      • Не бойтесь многоуровневых планов. Не стоит бояться заголовков уровня ниже H2: если вы пишете, например, лонгрид, без них точно не обойтись. Просто включите логику — и все получится!

      Я надеюсь, что вы разобрались в основных принципах создания плана и теперь структурирование материала станет для вас неотъемлемой частью рабочего процесса. Это поможет вам выйти на принципиально иной уровень мастерства и, соответственно, оплаты.

      Тематическое планирование

      Определение 1

      Тематическое планирование — это способ перспективной разработки обучения конкретному учебному предмету в течение учебного года, для обеспечения его целенаправленности и систематичности.

      Значение тематического планирования

      При подготовке к уроку педагог в первую очередь формулирует учебную задачу. Постановка задачи является ответственным моментом, так как она во многом зависит от понимания педагогом того, какое место и значение занимает данный урок во всей система обучения. Это необходимо для того, чтобы решение задач уроков постепенно работало на достижение общих образовательных результатов.

      Определить педагогу место урока в системе, позволяет тематическое планирование и учебная рабочая программа.

      Замечание 1

      Тематическое планирование представляет собой перспективную разработку процесса освоения учебной дисциплины в течение учебного года.

      В настоящее время существует достаточно количество способов оформления тематического планирования. Минимизированный вариант тематического планирования – последовательное перечисление тем уроков внутри больших разделов, которые соответствуют общему количеству часов, отведенных на изучение данной дисциплины, с выделением уроков, направленных на повторение, обобщение и контроль. При таком оформлении педагог наглядно видит разбивку учебного содержания и порядок его изучения.

      Готовые работы на аналогичную тему

      • Курсовая работа Тематическое планирование 420 руб.
      • Реферат Тематическое планирование 250 руб.
      • Контрольная работа Тематическое планирование 200 руб.

      Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

      Еще одним видом тематического планирования является календарно-тематическое планирование, которое предусматривает добавление графы с датой проведения урока. Это очень важно, особенно если у педагога в каком-либо классе урок проходит один раз в неделю и именно он выпадает на праздничный день месяца. Таким образом, может быть «потерян» ни один, а несколько уроков за год. Наглядно видя эту ситуацию, педагог имеет возможность ее предотвратить, путем изменения планирования.

      Таким образом, тематическое планирование помогает педагогу контролировать темп обучения и выполнения учебной программы.

      Однако, тематическое планирование сосредоточено на порядке изучения учебного содержания дисциплины, в то время как обучающие цели отходят на второй план. Для того, чтобы избежать данного противоречия необходимо использовать расширенное тематическое планирование.

      Замечание 2

      Таким образом, тематическое планирование направлено на определение наиболее оптимальных путей реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций педагогического процесса, в система уроков и внеурочных занятий по конкретно теме или разделу.

      В данную систему могут входить уроки различного вида и типа, в зависимости от поставленной дидактической цели, а также иные формы организации внеурочной и внеклассной работы обучающихся.

      Успешность тематического планирования во многом зависит от того насколько ясно и точно педагог представляет для себя, что именно должно быть усвоено учащимися, с чем их нужно познакомить и в какой последовательности. Именно поэтому тематическое планирование составляется на основании предварительно изученной учебной программы и образовательных стандартов. Все уроки в тематическом плане должны быть взаимосвязаны между собой. То есть это должна быть система, а не случайный набор уроков.

      Только при осуществлении такой предварительной работы можно увидеть и понять значение каждого урока, включенного в тематический план.

      Схема тематического планирования

      Одной из наиболее успешных и аргументированных схем тематического планирования была схема, предложенная отечественным педагогом М. И. Махмутовым.

      Примерная схема тематического планирования:

      1. Название темы:

        • Общая дидактическая цель урока или раздела учебных занятий.
        • Тип учебных занятий (уроков или урока).
        • Репродуктивные и продуктивные методы обучения.
        • Основные источники информации и оборудование урока.
        • Система контрольных и проверочных уроков (виды контрольных работ).
      2. Актуализация:

        • Система опорных занятий и способов действий при их проведении.
        • Типы и виды самостоятельных работ.
      3. Формирование новых способов действий и понятий:

        • Знакомство с новыми способами действий и понятиями.
        • Ознакомление с основными и второстепенными проблемами по изучаемой теме.
        • Типы и виды самостоятельных работ.
      4. Формирование, на основании полученных знаний, новых умений и навыков:

        • Определение типов и видов самостоятельных работ.
        • Установление межпредметных связей.
      5. Домашнее задание:

        • Повторение пройденного учебного материала.
        • Определение типов и видов самостоятельных работ.

      В основе данной схемы тематического планирования положена дидактическая структуры урока, компоненты которой включают в себя элементы понятий, знаний, способы действий, виды и типы самостоятельных работ, т. е. содержание и методы обучения.

      Предложенная М. И. Махмутовым схема тематического планирования не является педагогической догмой, а всего лишь дает педагогу необходимое направление для самостоятельного творческого поиска способов и приемов организации образовательного процесса. Данную схему можно взять за основу, а содержание ее сделать на свое усмотрение, в соответствии с образовательной целью и задачами, а также в зависимости от педагогического мастерства учителя.

      Целеустремленность педагога при составлении тематического планирования, конкретизация им ближайших задач обучения и есть, по сути дела, управление процессом учебно-познавательной деятельности учащихся в системе уроков, основа его творческого подхода к поурочному планированию структуры и содержания предстоящей деятельности на уроке, к определению системы и последовательности собственных действий и действий учащихся на каждом уроке. Только после того как дидактические задачи определены при изучении темы в целом, можно приступать к подготовке конкретного урока.

      Рубрики: Дети

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *