Конспекты ИЗО 5 КЛ. по программе Б.М.Неменского

5 класс. Урок 4. По программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского

Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского; Москва: издательство «Просвещение», 2005 г.

Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» и методическое пособие, автор Н.А. Горяева.

Тема

«Конструкция и декор предметов народного быта».

Цель урока:

Создать декоративный образ русской народной прялки

Педагогическая цель:

Задачи урока:

Создать условия для формирования навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета (русская прялка)

  • Способствовать формированию умения передавать единство формы и декора.

  • Способствовать формированию навыков работы с художественной росписью, навыков работы в стиле русских народных промыслов, практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).

  • способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного

  • Способствовать воспитанию любви к различным видам народного творчества

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы росписи русской народной прялки. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Личностные (ЛР)

— Уважительно относиться к культуре народного искусства;

— понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

— уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

— уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

— овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

— стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

— овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

— использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД:

— уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

— уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Единство конструкции и декора в предметах народного быта. Разновидности утвари и разнохарактерности украшений

Образовательные ресурсы.

В/ф «Народные промыслы» Презентация «Конструкция и декор предметов народного быта».

Иллюстрации с изображениями русских народных бытовых предметов Формы и типы росписей предметов народного быта. Бумага, цветные карандаши

ХОД УРОКА

Этап урока /

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

Изучив интерьер, внутренний мир русской избы, интересно было бы узнать, какие предметы наполняли крестьянский дом? Зачем они были нужны?

Объясняют значение предметов быта в крестьянской семье

3. Постановка учебной задачи.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

-О чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения предметов народного быта?

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

4. Решение учебной задачи.

Новое знание: единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Знакомство с основными предметами народного быта: ковши, прялки, солоница, хлебница, рубель. Знакомство с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. (Презентация. Рассматривание иллюстраций.) Рассказ о каждом из них: предназначение и украшение.

Разбор конструкции прялки, ее украшение

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения крестьянской утвари. Рассуждают о значении предметов народного быта, их конструкции и декоре, выявляют характерные особенности.

Анализируют как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

— При помощи цветных карандашей изобразить прялку. Сделайте украшения прялки затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию.

Используя шаблон изображение прялки, применение графических материалов и выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

6. Оценка.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

-Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием)

Лист оценки:

  1. Аккуратность

  2. Правильное изображение формы лопасти прялки и компоновка в формате

  3. Уместный выбор символики росписи, декора,

  4. Правильная компоновка декора

  5. Творческий подход к выполнению задания

Выставка рисунков. (самооценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ.

7. Итог. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Беседа по вопросам:

— Для чего люди наполняли своё жилище различными образами?

— Какие орнаментальные ряды использовались при украшении окон, дверей, фронтона дома?

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8. Домашнее задание.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов

-Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением предметов народного быта

Запись д/з в дневник.

Конспект занятия по ИЗО «Золотая Хохлома» в 4 классе

Людмила Гудима
Конспект занятия по ИЗО «Золотая Хохлома» в 4 классе

Урок ИЗО. 4 класс.

Золотая Хохлома.Цель: научить выполнять декоративную роспись тарелочки под «хохлому».Задачи:Образовательные: Познакомить с народным декоративно-прикладным искусством (“Хохлома”).

Научить выполнять и использовать растительные элементы (травка, клубничка, цветок) в технике хохломской росписи. Научить использовать цветовые сочетания хохломскойросписи в поделка Воспитательные: — Воспитывать эстетическое отношение к предметам искусства и бытовой культуры; воспитывать художественный вкус; взаимную вежливость и аккуратность.

Развивающие: Развивать творческие способности, изобразительные навыки. Развивать технические умения –умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Развивать композиционные умения, чувство цвета.

Оборудование: Выставка предметов декоративно-прикладного искусства, тарелочки, компьютер, проектор.

Ход урока. 1. Организационный момент. (музыка)

— Послушаем музыкальное произведение, которое называется «Русский сувенир»

— Какие инструменты звучали? (русские народные)

— Что такое сувенир? (От французского – помнить, вспоминать. Подарок на память. Чаще всего это изделие дек. -прик. искусства и худ. промышленности)

— Здесь представлены предметы декоративно-прикладного искусства, которые могли бы быть сувенирами.

— Давайте вспомним к какому виду по технике исполнения относятся эти

предметы?

(резьба по дереву, русская вышивка, роспись, чеканка, кружева)

2. Новая тема.

а)

— Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

— Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с произведениями декоративно прикладного искусства.

— Что обозначают слова декоративное, прикладное искусство?

(декор — украшать, своими руками для своих нужд)

б) – Как мы видим, изделия декоративно-прикладного искусства занимают прочное место в нашем быту. Люди всегда любили красоту и умели её творить, но никто не думал,что это искусство: оно создавалось для себя и существовало рядом с человеком.А сейчас всему миру известны народные промыслы России: вологодские кружева, дымковская глиняная игрушка, жостовские подносы, гжельская керамика, городецкая роспись. И сегодня на уроке мы с вами прикоснёмся к этому народному самобытному творчеству.

Учитель: Послушайте легенду. (ученик рассказывает легенду):

“В давние времена в Москве жил мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Мастер любил своё дело, но больше всего он любил вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса за Волгу. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар – Птица. Он и её угостил. Понравилось ей жить у мастера, но долго задерживаться она не могла – надо было лететь дальше. А в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, – и та стала золотой. Никто ту Жар-птицу не видел, поэтому с тех пор каждый мастер рисует ее по-своему. А еще любят мастера рисовать различные сказочные,фантастические цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину, калину”

— Вы догадались, о каких мастерах говорится в легенде? (о хохломских мастерах) — Тема нашего урока «Золотая хохлома» (на доске) — Сегодня на уроке мы с вами будем мастерами по росписи посуды. Мы распишем тарелочку в технике хохломской росписи.

— Посмотрите, какая яркая, праздничная, красивая хохломская посуда. (Показ)

(читают стихи дети – 2 столбика)

Хохломская роспись —

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи — перелески,

Шелковые всплески,

Солнечно-медовой

Золотой листвы

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров.

Яхонты горят

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд:

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома

3. История промысла.

— Своё название промысел получил от села Хохлома. В старину оно было большим торговым центром. Оттуда во все концы России развозили расписную деревянную посуду. Труд был раздельным. В одной деревне,например: заготавливали чурки или «баклуши». Это несложное занятие не очень уважалось, отчего и повелось говорить о тех, кто не любил себя утруждать – «любит бить баклуши». А из баклуш выдалбливали, вытачивали ложки, чашки, ковши. Затем такую посуду продавали в соседнюю деревню, где работали другие мастера.

Учитель. А вы знаете, как деревянные изделия становятся золотыми?

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины («вапы»). Глина закрывает поры дерева.

2. Натирают серебристым порошком

3. Орнамент наносят масляной краской

4. После росписи и просушки изделия покрывают олифой (5-6р.)

5. Затем ставили в горячую печь. Мастера точно знали сколько жару прибавить, чтобы олифа пожелтела, загорелась тёплым золотистым светом. Готовая чаша казалась отлитой из золота. Нарядные ложки и чашки вносили радость и уют в дом крестьянина.

— В работе над росписью пользуются 2 приемами письма:

I верховое письмо. Узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет.

II фоновое письмо — золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе.

— Ребята, повторите какие цвета предпочитают художники? (чёрный, красный, зелёный, жёлтый)

— Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.

— Теперь познакомимся с элементами росписи.

а) — Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающие узкие листочки.В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково,и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды — вот тот же самый мотив заговорит по-новому.

б) — Ещё один узор – «кудрина» – это крупные, упругие завитки. в) – «Куриная лапка», «Рыжик».

6. Практическая работы. — А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами

Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым

Земляничка цветом алым

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась

А трава как, бахрома,

Золотая хохлома!

(дети расписывают тарелочки, звучит песня «Хохлома» в исполнении Марии Пахомовой).

7. Итог. Сегодня вы все были мастерами хохломской росписи и выполнили замечательные работы. Давайте проведём выставку настенных тарелочек. (дети демонстрируют работы)

• Ребята, понравился вам урок?

• Что нового мы узнали на уроке?

• Что мы повторили?

— Вы сегодня увидели, что хотя прошло уже не одно столетие, искусство Хохломы живёт и радует людей. Искусство Хохломы развивается и сейчас на фабриках «Хохломской художник» и «Хохломская роспись» в городе Семёнов.

Да, сегодня был замечательный урок творчества. Успехов всем!

Тема: «Ритмы травного хохломского узора» Изобразительное искусство. 1 класс УМК «Перспектива»

Урок: Изобразительное искусство

Класс:1

УМК: «Перспектива» ( Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова)

Вид деятельности: декоративное рисование

Тип урока: комбинированный

Тема: «Ритмы травного хохломского узора»

Задачи:

1)познавательные :

-формирование понятия «травный хохломской узор (орнамент)»;

— формирования умения выявлять элементы травного орнамента;

— формирование умения выполнять элементы травного орнамента;

-формирование умения выполнять орнаментную композицию в полосе;

2) развивающие:
Регулятивные УУД:
— формирование действия целеполагания, при формулировки цели деятельности на уроке;
— формирование действия контроля, при проверке своих действий и при исправлении ошибок;

-формирование действия самооценки, при определении степени успешности выполнения своей работы;
-формирование действия планирования, при работе по предложенному плану;
—формирование действия самоконтроля;
Познавательных УУД:
— формирование умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
— формирование логических УУД: анализ, при выделении элементов травного орнамента, при выделении этапов рисования травного орнамента; сравнения, при сравнении своей работы с образцом;
Коммуникативных УУД:
— формирование умения высказывать свою точку зрения и выслушивать мнение других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

3) воспитательные

— воспитание аккуратности, усидчивости, терпения, прилежности.

-воспитание чувства к прекрасному, к красоте окружающей действительности.

Оборудование: для учителя: учебник по изобразительному искусству, рабочая тетрадь, презентация, лист бумаги, краски, кисти.

Для учащихся: краски, кисти ,тряпочка, клеенка, рабочая тетрадь.

Организационный момент: У: Здравствуйте ребята! Проверим готовность к уроку: я буду называть предметы, а вы кладите на них ладошку. Рабочая тетрадь, краски, кисти, тряпочка, клеенка.

Кто не готов?

У: Начинаем урок. Сегодня вы узнаете много нового и интересного. И научитесь украшать окружающую вас действительность. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Я желаю вам творческих успехов!

Теоретическая часть: Послушайте пожалуйста внимательно стихотворение и будьте готовы ответить на мой вопрос:

О каком искусстве говориться в стихотворении?

На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.
Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.

Птицы и петли, круженья, разводы
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.

Как я люблю хохломское искусство!

Д: Хохломское искусство

У: О каких элементах, встречающихся в хохломском искусстве , вы узнали из стихотворения?

Д: травы, цветы, розы, листья, стебли, колосья и.т.д.

У: Молодцы! Как вы думаете , какая тема нашего урока?

Д: Хохломское искусство , элементы хохломского искусства

У: Вы совершенно правы ребята! Тема нашего урока «Травный узор из хохломы» ( высвечиваю 1 слайд)

Художественные вещи, выполненные народными мастерами из села Хохломы , отражают всю прелесть цветущих трав России. Вьющиеся травы в хохломском узоре – символ вечно обновляющихся сил природы.

Посмотрите на слайд. Внимательно рассмотрите изделия народных мастеров , выполненных в травном хохломском узоре.( слайд 2)

У: Какие изделия украшают узоры хохломы?

Д: Ложки, тарелки, игрушки, и.т.д

У: Из чего составлен узор хохломских изделий?

Д: ягоды, листики, кружочки, линии, цветы

У: Какие цвета больше всего встречаются в хохломском узоре?

Д: золотистый, черный, красный, зеленый

У: Верно, это основная палитра хохломы. Повторяются ли травинки, ягоды и цветы в хохломском искусстве или они прерываются и не повторяются??

Д: повторяются

У: (высвечиваю слайд 3) Ребята прочитайте, как называется такое чередование. Арсений прочитай.

Д: Ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов в узоре.

У: Молодец. Ребята, теперь прочитайте, как называется узор, построенный на чередовании.

Д: Узор, построенный на чередовании в определенном ритме каких-либо декоративных элементов, называется орнаментом.(4 слайд)

У : Ребята , запомните эти два основных понятия. Они очень важны в искусстве.

А кто-нибудь может сказать почему орнамент, о котором мы сегодня говорим, называется травным?

Д: Потому что там используются ягоды, цветы, листья. Все это растения.

У: Верно, орнамент – в котором присутствуют декоративно-переработанные цветы, листья, ветки каких – либо растений называют травным.(5 слайд)

Практическая часть: (высвечиваю слайд 6.) Ребята обратите внимание на слайд. Давайте рассмотрим внимательно этапы рисования травного орнамента. Что делают сначала?

Д: рисуют линию

У: Тонкую или жирную?

Д: тонкую

У: Правильно. Изображение волнистой линии – начало узора. Что делают дальше?

Д: делают линию толще, рисуют веточки

У: Молодцы, что рисуют потом?

Д: ягодки и цветочки

У: Вы правы. Внутри волнистой линии рисуют ягодки и цветочки. А что потом рисуют?

Д: Листья

У: Молодцы. После этого мы рисуем листочки. Мы с вами познакомились с элементами и этапами рисования травного орнамента, теперь откройте рабочие тетради на странице 14.

В первом задании вам надо будет с помощью красок и кисти продолжить ряд. Как называется первый элемент, который мы с вами должны будем продолжить рисовать?

Д: Осочки

У: Берем тонкую кисть, чуть-чуть мочим ее в воде, берем черную краску и приступаем к работе. Рисуем аккуратно, плавно изгибаем линию. (демонстрирую на доске)

Не спешите, работайте аккуратно. Старайтесь, чтобы получилось красиво. Главное не скорость, а результат. ( хожу проверяю, помогаю)

Какой второй элемент будем рисовать?

Д: Травинки

У: Продолжаем ряд. Травинки похожи на месяц, рисуются как осочки, только потолще.(на доске показываю, проверяю). Третий элемент как называется?

Д: капельки

У: Рисуем капельки. Последние элементы усики и завитки выполните самостоятельно.(проверяю) Все справились?

Д: да

У: Молодцы. Настя прочитай следующее задание .

Д: разрисуй ягодки одинаково

У: Какая ягодка нарисована полностью?

Д: последняя

У: Правильно. Посмотрите внимательно на эту ягодку. Вы должны дорисовать остальные ягодки так, чтобы они были похожи на последнюю. С какой нам начать ягодки будет легче всего?

Д: с третей

У: Почему?

Д: Надо дорисовать только точки и хвостик.

У: Я с вами согласна. Давайте дорисуем. (на доске) (проверяю)

Д: Теперь можно вторую нарисовать.

У:Верно, рисуем ягодку. (проверяю) Последнюю ягодку делаем самостоятельно. Не спешите ,аккуратно.

Самостоятельная работа: Переходим к следующему заданию. Карина прочитай. Что вам нужно сделать?

Д: Продолжить узор

У: Верно продолжите узор, каждый свой. Помните, что главные элементы в травном узоре: веточка, листья, цветы, ягодки. Основный цвета хохломы: черный, красный, желтый, зеленый. Элементы должны чередоваться.

Обратите внимание, на столах я вам раздала бумажку, свернутую в трубочку. Вы не моча ее в воде, опускаете трубочку в краску , потом аккуратно оставляете отпечаток в вашем узоре. Посмотрите: вот так. (демонстрирую)

Работайте ребята. Я надеюсь, что вы будете стараться и у вас получатся замечательные узоры.

Выполняют работу, я хожу проверяю, помогаю.

У: Ребята заканчиваете работу, если кто-то не успел , то сможет дорисовать дома, если есть желание.

Проверка и анализ работ.

Итог урока:

У: Подведем итог урока, что нового вы узнали на уроке?

Д: что такое ритм, что такое орнамент, как рисовать орнамент, элементы травного орнамента.

У: Ребята кто может сказать, что такое ритм?

Д: Чередование элементов.

У: Молодцы. А кто может сказать, что такое орнамент?

Д: узор, где чередуются элементы.

У: Правильно. Что вам понравилось делать на уроке?

Д: ответы

У: Я надеюсь, вам понравился наш урок и вы узнали много нового и интересного. Теперь вы можете украшать подарки, поделки, рисунки травным орнаментов ведь это так красиво. Спасибо вам за урок. Мне было приятно с вами работать .

Презентация «Золотая Хохлома»

Золотая Хохлома

Прекрасная осенняя пора… Выглянет солнышко из-за осенних туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнём. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная красочная деревянная посуда.

Хохломская роспись – это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства.

В 1916г. в городе Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева.

С середины 1960-х гг. и по настоящее время предприятие «Хохломская Роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью.

Город СЕМЕНОВ — «Столица золотой хохломы»

Город Семенов находится в 68 километрах на северо-восток от Нижнего Новгорода.

Восемьдесят процентов территории района покрыто лесом.

Архитектура Семенова

Семеновский

историко-художественный музей

В этом городе сохранилось много интересных старинных зданий и сооружений.

Одной из главных достопримечательностей города стал открытый в 2008 году Музейно-туристический центр «Золотая Хохлома».

Один из залов экспозиции

Музейно-туристический центр

«Золотая Хохлома»

Ручная хохломская роспись изделий показывает обилие золотого фона, утонченность формы, легкий четко выполненный орнамент.

В хохломской росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.

Стадии производства изделий хохломской росписи

На первом этапе из хорошо просушенной древесины (ольха, липа, береза) вытачивается на токарном станке или выдалбливается вручную заготовка будущего изделия, называемая «бельем».

Хохломской ковш-лебедь («белье»). Материал — липа.

Лужение

В заготовку втирают глину и несколько раз покрывают олифой, просушивают при температуре 60-70 градусов. Пока верхний слой олифы не высох, изделия натирают алюминиевым порошком.

Хохломской ковш-лебедь после операции лужения.

Покрытие лаком

Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 градусов. Так, серебро превращается в «золото».

Хохломской ковш-лебедь перед росписью (покрыт цветным лаком).

Готовое изделие

Кроме черного, красного и золотого цвета, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета.

Хохломской ковш-лебедь с росписью.

Виды хохломской росписи

Для «фоновой» росписи характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

«Фоновая» роспись

«Верховое» письмо

При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия.

«Верховое» письмо

Роспись

«под листок»

или

«под ягодку»

«Травная»

роспись

Виды и последовательность выполнения росписи

В стиле хохломской росписи

Где используется «верховая» роспись, а где «фоновое» письмо?

Современная хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

Международно зарегистрированный товарный знак,

что означает

«Семенов. Хохломская роспись».

Задание:

Придумайте интересную форму предмета и распишите его травным орнаментом с ягодами или цветами. На желтой бумаге наведите стебель плавной тонкой линией, а затем ритмично, по обе стороны от него, расположите ягоды или цветы.

Вопросы:

1. Почему хохломские изделия называют золотыми?

2. Что значит образ в росписи?

3. Какой город считают столицей золотой хохломы?

4. Назовите виды хохломской росписи.

5. Почему эта посуда до сих пор живет, а промысел известен по все России?

6. Пользуетесь ли вы в быту хохломской посудой?

Как научиться стилю росписи хохлома?

В последнее время в обществе наблюдается тенденция обращения к национальным традициям — это проявляется в возвращении популярности народной литературы, обрядов, одежды. К примеру, у многих дизайнеров в коллекциях встречается роспись хохлома, которая привлекает своим ярким, почти сказочным рисунком.

Роспись хохлома — история творчества

Роспись хохлома – особый вид рисования, который появился примерно в ХVII столетии в районе Нижнего Новгорода. Название данное творчество получило благодаря городку Хохлома — крупному в то время центру, в который сходились торговцы со всей округи.

Существует две версии возникновения данного вида росписи: первая приписывает идею создания старообрядцам — приверженцам так называемой «старой» христианской веры до принятия различных религиозных реформ в начале ХVII столетия.

Многие из них, спасаясь от гонений за свои убеждения, переселились именно в нижегородские земли, принеся с собой мастерство иконописи, книжной миниатюры, огромный багаж символики и узоров для росписи. В то же время здесь проживали мастера посудного дела, создававшие великолепную кухонную утварь из дерева.

Объединившись, оба человеческих умения дали начало красивейшей посудной росписи.

Сторонники же второй версии утверждают, что способ придания золотистости кухонной утвари и последующей ее росписи нижегородцы использовали еще до появления старообрядцев. В больших поселениях ремесленников Мурашково, Семеновское и Лысково создавали деревянную посуду, которую красили «под олово» – то есть, использовали технологии, предшествующие появлению хохломы, которая стала в один ряд с излюбленными техниками украшения: резьбой и выжиганием по дереву.

Роспись под хохлому — технология

Основная технология создания изделий, к которым применяется роспись хохлома, состоит из нескольких этапов. Изначально мастер бьет баклуши — подготавливает грубые деревянные бруски примерно такого же размера, какого должно быть изделие.

Следующий этап — выстругивание на специальном станке самого предмета: тарелки, ложки, миски, ковша и т. д. Так мастер получает белье — деревянную заготовку под роспись, которую нужно загрунтовать с помощью жидкой очищенной глины и оставить сушиться примерно на 7-8 часов.

Ключевой момент в рабочем процессе — покрытие вещи олифой или специальным льняным маслом. От качества покрытия зависит прочность посуды и долговечность росписи на ней. С помощью специального тампона из овечьей шерсти, вывернутого наизнанку, мастер черпает олифу из миски и начинает быстрыми движениями втирать ее в деревянную поверхность — всего процедура выполняется около трех-четырех раз в течение суток.

Последний слой олифы сушат до такого состояния, когда палец мастера чуть-чуть липнет к покрытию, но уже не пачкается. Эта технология подготавливает предмет к следующему этапу — лужению, который заключается во втирании в изделие алюминиевого порошка. Процесс также выполняется с помощью вывернутого тампона из овечьей шерсти.

Только после этих подготовительных этапов выполняется хохлома — роспись картинки в цветочном или животном орнаменте. Основные используемые цвета — красный, черный, желтый, но иногда мастера применяют также зеленый и коричневый. Рисунки делают масляными красками в технике верхового письма или «под фон».

Верховое письмо

Принцип верхового письма очень прост — на обработанную заготовку наносится рисунок красного, желтого или черного цвета.

Как правило, роспись хохлома в этой технике использует узор «пряник» — крупный рисунок в центре, который опоясывают круги из более мелких орнаментов.

Рисунки под фон

Мастера рисования «под фон» пользуются узором «кудрина» — золотыми и красными рисунками на черном фоне.

Получают их следующим образом: изначально рисуют большие цветные орнаменты, после чего свободное пространство заполняется черным фоном. Когда темная краска высыхает, сверху наносится рисунок «травка» – узоры из длинных и коротких травинок.

Готовые работы примерно 5 раз покрывают полупрозрачным лаком-закрепителем с желтоватым оттенком, предварительно просушивая каждый слой. Сухие изделия отправляют в раскаленную до 150 градусов печь и держат там около 3-4 часов, пока не образуется главный элемент хохломы – золотисто-бронзовая пленка.

Шаблоны росписи хохломы

Роспись хохлома использует, в основном, картинки растительного происхождения — имеются в виду травинки, ягоды, веточки, стебли вьющихся растений и цветы. Особенно распространены рисунки цветов розы, шиповника, рябины, травки.

Однако, мастера часто прибегают и к животным орнаментам, изображая сказочных птиц, зверей и насекомых в движении, образуя незамысловатые сценки.

Несмотря на то, что тематика росписи четко определена, мастера должны творчески подходить к процессу, каждый раз выдумывая уникальные рисунки. Новички, в силу отсутствия опыта, могут использовать трафареты, чтобы роспись хохлома получилась красивой.

Потренироваться можно, не только перерисовывая готовые рисунки. Используйте эти простые схемки — они помогут вам рисовать простые цветочные орнаменты.

Повторив узор несколько раз, вы набьете руку и создавать интересные рисунки масляными красками для вас будет так же просто, как и научиться рисовать карандашом.

На схемах видно, что при рисовании используются не только кисточки разного размера и формы — некоторые рисунки можно сделать штампами. Печати легко изготовить из подручных средств: круглой терки на простом карандаше, разрубленного пополам овоща или фрукта.

Основное применение техники — это украшение посуды, но в последнее время красивый узор стал настолько популярным, что его стали использовать практически везде. К примеру, в моду вошли платья, футболки, украшения, на которых присутствует роспись хохлома.

Кроме того, таким образом оформляют машины, велосипеды, брелоки, шкатулки, мебель — все зависит от фантазии мастера.

Поэтапное рисование — роспись хохлома на доске

На самом деле, вы можете украсить хохломой изделия даже в домашних условиях без применения сложной основной техники, описанной выше. Достаточно покрасить доску золотой краской, нарисовать узоры и закрепить специальным лаком. Такое изделие вряд ли можно будет использовать по назначению, зато вы получите отличный сувенир для украшения кухни.

Подготовьте деревянную разделочную доску понравившейся формы, клей ПВА, краски гуашь, лак по дереву, кисточки для рисования, малярную кисть.

  • На листе А4 нарисуйте выбранный эскиз изображения простым карандашом — придумайте его сами или позаимствуйте изображение из нашей статьи.
  • Загрунтуйте доску с помощью яичного белка — просто промажьте ее веществом и оставьте до полного высыхания.

  • Нанесите ровный слой золотой краски на изделие и снова дайте высохнуть.
  • С помощью копировальной бумаги переведите рисунок на заготовку.

  • Сначала раскрасьте ягоды и цветы красным цветом.

  • Далее выполните роспись прожилок и стебельков тонкими черными штрихами.
  • Используя наиболее удобную для вас кисточку, обведите тонкой линией контур рисунка.

  • Закрасьте черным цветом фон.

  • После высыхания фона нарисуйте травку яркого цвета.

  • Оставьте изделие в сухом проветриваемом помещении до полного высыхания.
  • Нанесите прозрачный лак-закрепитель на всю плоскость доски.

Ваш сувенир готов! Вы можете украсить им свою квартиру или подарить близкой подруге на какой-нибудь праздник. Таким же способом выполняется роспись хохлома сувенирной тарелки, ложек или любого другого изделия.

Еще одну простую технику росписи изделий хохломой в домашних условиях вы можете узнать из следующего видеоурока.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *