Музыкальное занятие в ДОО: типы и виды музыкальных занятий учебно-методический материал по музыке

Министерство образования

Оренбургской области

Государственное бюджетное

Образовательное учреждение среднего

Профессионального образования

Педагогический колледж им Н.К Калугина г. Оренбурга

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания»

На тему: «Музыкальное занятие в ДОО: типы и виды музыкальных занятий».

Выполнила студентка 3 курса

заочного отделения

специальности «Дошкольное образование»

Шнайдер Кристина

Преподаватель: Волкова Н.Н

Оренбург

2019 г.

Введение…………………………………………………………………3-5

1.Типы и виды музыкальных занятий………………………………….6

2.Индивидуальные занятия и по подгруппам ………………………….7-9

3.Фронтальные занятия………………………………………………….10-14

Заключение………………………………………………………………15

Список использованной литературы…………………………………..16

Введение.

Музыкальное воспитание- целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства- формирование интересов ,потребностей , способностей ,эстетического отношения к музыке

Музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею.

К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада. и музыкальное воспитание в семье.

Занятия — основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.

Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии,— вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи — развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованность детей повышают результативность занятий. Для этого необходимо, чтобы педагог сам был увлечен своим трудом, владел профессиональным мастерством, был неравнодушен к тому, о чем он говорит, что и как исполняет детям.

Музыкальный репертуар, который звучит на занятиях, должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво. Для того чтобы усилить впечатления от музыки, разъяснить ее эмоционально-образное содержание детям, педагогу нужно владеть интонационно богатой образной речью, хорошо знать своих воспитанников, методику работы во всех возрастных группах.

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях, следует использовать проблемные методы, активизирующие детей. Методы прямого

воздействия (показ, разъяснение) — наиболее легкий путь овладения каким-либо навыком, умением. Но для музыкального развития детей применять только эти методы недостаточно. Важно сочетать их с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает.

Степень контрастности предлагаемых для сравнения произведении может быть различной. Задания усложняются в зависимости от уровня развития детей, их возраста. Широко применяются игровые приемы (выбрать из карточек одну, соответствующую характеру произведения; прореагировать сменой движений на изменение характера музыки и т. д.).

На музыкальном занятии недопустимы формальное заучивание репертуара, многократные, однообразные повторения, натаскивание и муштра.

Полезно ставить перед детьми задачи, требующие активности, самостоятельности: выбрать инструмент, по тембру соответствующий характеру музыки; сыграть на нем вместе с педагогом (исполнение пьесы на фортепиано); сравнить варианты движений под музыку и выбрать наиболее близкие ей; найти «свои», оригинальные движения.

Эффективности обучения способствуют все виды творческих заданий. Однако важно соблюдать их дозировку, следить за внешними эмоциональными проявлениями детей: чтобы они не переутомлялись, не перевозбуждались.

На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания — развитие музыкальных способностей. Это происходит в активной деятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку должно быть в центре внимания педагога на протяжении всего занятия. Все виды музыкальной деятельности служат этой цели при условии ведущей роли восприятия музыки. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивается звуковысотный слух, в музыкально-ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах — чувство ритма. Музыкально-дидактические игры, попевки и песенки из «Музыкального букваря» также помогают развитию музыкальных способностей.

Необходимо подчеркнуть, что формирование умений и навыков не является целью музыкального воспитания, а лишь средством развития музыкальных способностей.

Уровень развития музыкальных способностей у дошкольников неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие — менее. Есть дети способные, но стеснительные.

Вера ребенка в свои силы — необходимое условие успешного развития личности. Только если ребенок поверит, что у него получится то, что ждет от него педагог, можно достигнуть положительного результата. Поэтому так необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятиях.

Важно умело использовать коллективные, групповые и индивидуальные задания, учитывая уровень каждого дошкольника. Задания должны быть разграничены по степени трудности: более развитый ребенок (группа детей) получает задание сложнее, менее развитый — доступное ему, но обязательно развивающее его способности. Каждому нужно подобрать задание по его силам, чтобы оно по возможности завершалось успехом.

Одобрение и поощрение успехов ребенка очень важно для осознания им собственного «я», необходимого для продвижения вперед в развитии, в частности музыкальном.

Полезно побуждать детей к взаимообучению на занятиях и в самостоятельной деятельности, взаимопомощи при овладении определенными навыками (движения, игра на музыкальных инструментах). Это воспитывает в них доброжелательные отношения в общении, внимание друг к другу.

Следует всегда помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей.

Музыка в повседневной жизни детского сада еще одна форма организации музыкальной деятельности детей. Она включает в себя использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку и т. д.), различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракционы и т. д.), праздничные утренники.Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспитателей.

Виды музыкальных занятий.

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные в зависимости от числа участвующих в них детей. Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятий применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. В них представлены все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид.

По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические (а фронтальные бывают еще и комплексными) в зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности.

В доминантном, какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия — выстраивание его содержания для развития отстающей у ребенка музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды деятельности, которые могут ее развить. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие также может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.

Комплексное занятие содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности. Оно бывает фронтальным, проводится со всей группой детей.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития. Рассмотрим подробно содержание всех видов занятий.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам.

Детей принимают в дошкольные учреждения с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих; поэтому музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю, продолжительность занятия 5—10 минут.

В 1,5—2 года малыши уже свободно ходят, бегают, начинают овладевать речью, но у них еще нет опыта общения с другими детьми.

Педагог следит за проявлениями каждого ребенка, стремится вызвать у него эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточение на ее звучании, желание подпевать, двигаться.

Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения).Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, одновременно он может подпевать взрослому без слов, помахивая в такт музыке игрушкой.

Репертуар содержит народные песенные и плясовые мелодии, произведения современных композиторов (песни, игры, пляски). Нужно всегда помнить, что уже в этом возрасте следует разнообразить музыкальные впечатления дошкольников. Они должны накапливать опыт слушания и классических произведений, как созданных композиторами специально для детей, так и коротких произведений или небольших фрагментов классической музыки разных времен, близкой детям по эмоционально-образному содержанию.

Важно вызвать у ребенка радость общения с музыкой, соответствующие ее характеру эмоциональные проявления, внимание, интерес. Повторяемость репертуара помогает этому, так как знакомые мелодии воспринимаются с большим удовольствием. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений (например, колыбельная — плясовая).

Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке в этом возрасте широко используются игровые приемы, игрушки, атрибутика.

Ведущий вид музыкальной деятельности, объединяющий занятие,— восприятие музыки, которое включает простейшие движения, игровые действия детей, подпевание.

Педагог должен поощрять малейшие музыкальные проявления малышей, одобрять их действия, согласующиеся с музыкой, тактично поправлять ошибки. Большое значение имеют тон общения взрослого с детьми, внимательное, заботливое отношение к ним.

Как уже говорилось, индивидуальные занятия проводятся не только с детьми раннего возраста, но также во всех возрастных группах. Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны; с другой стороны, спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности, предполагающим контакт с каждым ребенком в отдельности (игра на музыкальных инструментах, некоторые виды музыкально-ритмических движений).

По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. Преобладать может не только один из видов деятельности (чтобы подтянуть ребенка или развить его склонности). Занятие может быть направлено на развитие какой-либо музыкальной способности. В этом случае оно включает различные виды музыкальной деятельности. Например, для совершенствования чувства ритма педагог использует не только музыкально-ритмические движения, но и другие виды деятельности детей (пение, воспроизведение ритмического рисунка на музыкальных инструментах), которые тоже развивают эту способность.

Если занятие объединено темой, взятой из жизни, или собственно музыкальной темой, оно носит тематический характер.

В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Педагог должен помнить: ориентир на «подравнивание» к среднему уровню отрицательно сказывается на развитии способных, и одаренных детей. Усреднение требований снижает и уровень развития всех остальных детей, так как лишает их возможности догнать опережающих сверстников.

Индивидуальные занятия полнее выявляют возможности ребят, раскрывают музыкальные способности. Занятия с отстающими детьми позволяют найти причину задержки в развитии. Часто она сокрыта в личностных качествах ребенка — излишняя застенчивость, отсутствие веры в свои силы.

Индивидуальные доминантные занятия необходимы при обучении игре на музыкальных инструментах (начиная со средней группы). Сведения об инструментах, некоторые способы игры на них, подготовительные упражнения на различение высоты звуков даются всей группе детей начиная с младшего возраста.

При обучении игре на музыкальных инструментах педагог должен находиться рядом, так как освоить приемы игры, проконтролировать себя без посторонней помощи, самостоятельно ребенку еще очень трудно.

Выявив склонности детей к отдельным видам музыкальной деятельности, педагог советует родителям, чему предпочтительнее обучать ребенка дополнительно в кружке, студии или музыкальной школе: хореографии, пению, игре на музыкальных инструментах. С одаренными детьми он проводит особые индивидуальные занятия, консультирует родителей.

Занятия по подгруппам проводятся в тех же случаях, что и индивидуальные, разновидности их такие же.

В раннем и младшем дошкольном возрасте некоторые дети способны выполнять задания, объединившись в небольшие подгруппы, с остальными занятия проводятся индивидуально. Постепенно все дети начинают заниматься по подгруппам два раза в неделю. Продолжительность типовых занятий в младших группах 10—15 минут.

В более старшем возрасте занятия по подгруппам могут быть доминантными или тематическими, их продолжительность в зависимости от возраста детей 10—20 минут, проводятся они один — три раза в неделю.

Доминантные занятия по подгруппам помогают выявить похожие недостатки в музыкальном развитии у нескольких детей. Занятия по подгруппам облегчают дальнейшее совершенствование умений или способностей в присутствии всех детей группы.

Дошкольников, проявляющих склонности к отдельным видам музыкальной деятельности, тоже объединяют в подгруппы. Это позволяет педагогу уделять больше внимания одаренным детям. На таких занятиях готовят коллективные номера (ансамбли, танцы), чтобы показать их потом остальным детям на праздничном утреннике.

Обучать игре на музыкальных инструментах также можно в подгруппах. Когда дети овладели первоначальными навыками игры на индивидуальных занятиях, их учат играть в ансамбле, в оркестре.

Фронтальные занятия.

В младшем возрасте занятия по подгруппам постепенно приобретают более четкую структуру. Отдельные виды музыкальной деятельности начинают выделяться в самостоятельные разделы. По содержанию занятия приближаются к фронтальным. Во второй младшей группе они уже проводятся со всей группой детей и имеют все разновидности фронтальных занятий. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам продолжают проводиться по мере необходимости. В среднем и старшем дошкольном возрасте основными становятся фронтальные занятия. Они делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные.

Типовые занятия. Вариативность их структуры. Типовые фронтальные занятия включают все виды музыкальной деятельности: восприятие (раздел занятия «Слушание музыки» и восприятие произведений по ходу занятия), исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах), музыкально-образовательный вид (сведения о музыке и способах ее исполнения).

Вместе с тем использовать все виды музыкальной деятельности на каждом занятии за 15—30 минут (в зависимости от возраста) зачастую невозможно. Здесь важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

Фронтальные занятия имеют традиционно сложившуюся в практике работы структуру, но необходимо постоянно варьировать ее. Любое однообразие притупляет интерес, в том числе одно и то же построение занятия.

Рассмотрим вариативность структуры фронтальных занятий.

Уже вход детей на занятие в зал может быть различным — под звучание марша (или танца) и без музыки. Предпочтительнее, чтобы ребята входили под музыку, но возможен и другой вариант.

Если дети входят в зал под звуки марша, важно проследить, чтобы уже с этого момента они прислушивались к музыке и согласовывали ходьбу с ее звучанием. Характер движений во вводной ходьбе может меняться (ходьба спортивным шагом, спокойная, умеренно бодрая, высоко поднимая колени, со сменой направления движений и т. д.).

В разделе «Методы развития музыкального восприятия» были рассмотрены приемы, активизирующие слуховое внимание детей (контрастное сопоставление фрагментов маршей, беседа и т. д.). Чтобы поддерживать интерес к обучению, марши, звучащие в начале и в конце занятия, через некоторое время нужно менять, так как постоянное исполнение одного и того же марша притупляет эмоциональные реакции детей, музыка начинает восприниматься ими как привычный звуковой фон.

Далее следуют музыкально-ритмические упражнения. Если до занятия ребята мало двигались, эти упражнения позволяют им сменить вид деятельности. Движения под музыку, согласующиеся с ее характером, активизируют музыкальное восприятие, слуховое внимание. В этом разделе занятия дети под руководством педагога стремятся выразительно выполнить знакомые движения в соответствии с настроением музыки, запомнить их, чтобы затем использовать в танцах, обучаются новым движениям.

После этого дети садятся, и педагог переходит к другим разделам: «Слушание музыки», «Пение», «Игра на музыкальных инструментах», включая творческие задания.

Завершается занятие танцем или игрой. Иногда в конце за таким образом, слушание музыки, беседа о ее содержании чередуются с пением.

При распевании и по ходу занятия ребятам предлагаются творческие задания. Чтобы осознать характер звукообразования, дикции, дети могут использовать движения руки (плавные или четкие), игру на музыкальных инструментах (барабане, дудочке).

Занятие не будет статичным, если вы включите в него народные игры с пением, хороводы.

Чистота интонации в пении зависит от того, осознают ли дети направление движения мелодии. Поэтому рекомендуется применять игру на музыкальных инструментах, позволяющую моделировать направление движения мелодии, которую детям предстоит затем передать голосом, а также музыкально-дидактические игры. Так слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах помогают улучшить качество пения.

Если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие тоже сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях. Можно инсценировать, оркестровать хороводы с пением, которые предполагают развитие действия.

Включение в занятие музыкальных игр (сюжетных, бессюжетных) делает его занимательным, позволяет совершенствовать слуховое внимание, умение вовремя и выразительно передать смену характера музыки. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры-угадайки с элементами пантомимы (изображение животных и т. д.). Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

На доминантных занятиях необязательно привлекать все виды музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которые помогают выполнить поставленные задачи.

Если доминантное занятие посвящено развитию одной из музыкальных способностей и все задания в различных видах деятельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально-дидактические игры и упражнения. Доминантные занятия могут иметь определенную тему или сюжет. Они проводятся от 3 до 12 раз в квартал, применяют их начиная со второй младшей группы.

\^ Тематические занятия. Выделяют три разновидности этих занятий: собственно тематические, музыкально-тематические и сюжетные — в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета.

Тема может быть взята из жизни и связана с музыкой (собственно тематическое занятие), например: «Осень», «Природа и музыка» и т. д. Тематическое занятие иногда проводят вместо праздничного утренника.

Вместо концерта, подготовленного силами детей, на таком занятии педагог рассказывает об интересных событиях из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование музыкой. Произведения звучат и на фортепиано, и в грамзаписи. Ребята могут исполнить свои любимые песни, танцы (необязательно посвященные праздничному событию). Эти свободные занятия сильнее воздействуют на детей, чем заученное мероприятие.

На занятии, не связанном с праздничной датой, тема не должна формально объединять материал. Здесь главное — с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. Например, на занятии «Природа и музыка» важно подобрать выразительный музыкальный репертуар (уже знакомые произведения и новые). Детям раскрывают изобразительные и выразительные возможности музыки, объясняют, как музыкальными средствами можно отразить различные жизненные явления, передать настроение, созвучное картине природы: любование ее красотой, завороженность («Росинки» С. М. Майкапара), тревогу, смятение («Зимнее утро» П. И. Чайковского), могущество,

Музыкально-тематическое занятие еще одна разновидность тематического занятия. Тема его связана с самой музыкой, позволяет наиболее полно дать детям представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить их с инструментами и т. д. Темы таких занятий могут быть различными: «Темп в музыке и его выразительное значение», «Тембр в музыке», «Регистр», «Динамика», «Интонация в музыке и речи», «Народные музыкальные инструменты», «Инструменты симфонического оркестра», «Русская народная песня» и т. д.

Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии.

Дети всегда с интересом воспринимают сказочную ситуацию и по ходу действия сочиняют свои марши, песенки, танцы. Фрагменты классической музыки изобразительного характера усиливают впечатление необычности обстановки, дают толчок творчеству («Утро», «В пещере горного короля» Э. Грига, «Море» Н. А. Римского-Корсакова, «Марш Черномора» М. И. Глинки и др.).

В зависимости от сюжетной линии ребятам предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передать в ней определенное (заданное) настроение: «Спой свой марш так, чтобы нас не услышали злые волшебники, но так, чтобы нам было не страшно выбираться из темной пещеры», «Сколько налетело комаров! Давайте сочиним веселую полочку и спляшем, чтобы отогнать их» (музыкальный руководитель Н. Н. Хаочева. Москва).

Комплексное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое. Тема может быть взята из жизни или позаимствована из сказки, связана с определенным сюжетом, и, наконец, темой может быть само искусство.

Это многообразие тем обогащает содержание комплексных занятий, предоставляет педагогу широкий выбор.

Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, например «Времена года», «Сказочные персонажи», помогает проследить, как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и отличие в настроениях и их оттенках, сравнить, как показан образ ранней весны,

только просыпающейся природы и бурной, расцветающей, и отметить при этом наиболее яркие выразительные особенности художественного языка каждого вида искусства (звуки, краски, слова).

Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер (дети слушают музыку о весне, рисуют весну, водят весенние хороводы, читают стихи), а объединялась бы задачей — передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. Если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединены общей темой, например, после прослушивания фрагмента пьесы П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года» (нежного, мечтательного), звучат строки из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» — «Не ветер бушует над бором…» (суровые, несколько торжественные), не соответствующие характеру музыки, но близкие ей по теме, необходимо обратить внимание детей на контраст настроений, иначе цель занятия не будет достигнута.

Поиски образных движений в воображаемой ситуации подготавливают детей к творчеству, расковывают их фантазию. При этом тематические занятия, несмотря на увлекательную форму, не должны носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия.

Все виды тематических занятий применяются в каждой возрастной группе. Различны лишь содержание репертуара, сведения о музыке.

Комплексные занятия.

Цель этого вида занятий — дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности.

Поэтому на комплексных занятиях важно не формально, а продуманно объединять все виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Подготавливает комплексные занятия музыкальный руководитель совместно с воспитателями, чтобы использовать все знания и умения, которые дети получили на других занятиях. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц.

Заключение.

Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры ,содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности.

В зависимости от состава детей занятия подразделяются на следующие виды: фронтальные (объединяющие всю возрастную группу) , групповые (группы по 4-7 детей), индивидуальные, объединенные (занимают 2-3 группы)

В зависимости от содержания занятий они могут быть тематическими и комплексными

Каждый из видов занятий отвечает общим задачам музыкального воспитания и имеет свои специфические задачи , это все отражается в перспективном и календарном планах.

Литература

Классификация музыкальных занятий по их содержанию

Марина Балясова
Классификация музыкальных занятий по их содержанию

Следующее основание для классификации музыкальных занятий — это его содержание. В связи с этим музыкальное занятие может быть типовым, или традиционным, доминантным, тематическим, комплексным, интегрированным.

Типовое (или традиционное) музыкальное занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество) и подразумевает последовательное их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться.

Доминантное музыкальное занятие – это занятие, на котором преобладает один вид музыкальной деятельности. Или занятие, направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности-чувства ритма, ладового чувства, звуковысотного слуха и др. В последнем случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности, но при одном условии – каждый из них направлен на совершенствование доминирующей у ребёнка способности.

Тематическое музыкальное занятие определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей. В зависимости от темы занятия подразделяются на собственно тематические (например «Природа в музыке», «Времена года в музыке», «Музыка моего народа») и музыкально-тематические. Главное в тематических занятиях показать изобразительные возможности музыки в передаче явлений окружающего мира. В музыкально – тематических занятиях формулировка темы связана с выразительными средствами музыки, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов. Такие занятия ещё называют сюжетными музыкальными занятиями. Они объединены не только одной темой, но и одной сюжетной линией (например, «Сказка в музыке», «Зимние истории и небылицы»). Целостность музыкального занятия в данном случаи достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.

Комплексные музыкальные занятия – основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и др. Их цель – объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую, продуктивную). Обогатить представление детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств. О взаимосвязи искусств.

Подготовка к комплексным занятиям трудоёмка, она требует согласованных действий от воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, специалистов. Проводятся такие занятия примерно один раз в месяц фронтально и, как правило, начиная со средней группы.

Интегрированное занятие характеризуется наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержания разных образовательных областей Программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие, в первую очередь идеи или темы, какого либо явления, образа.

Виды и типы музыкальных занятий

⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 36

По форме организации музыкальные занятия могут быть фронтальными (когда участвует вся возрастная группа детей), подгрупповыми (если в занятии участвуют несколько детей — 4 — 7) и индивидуальными.

Фронтальные занятия являются основной формой обучения детей. Они проводятся с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей. Индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся с детьми, которые не успевают усваивать программный материал или пропустили много занятий из-за болезни. На индивидуальных занятиях у детей закрепляются основные умения и навыки в музыкальной деятельности. Фронтальные занятия проводятся 2 раза в неделю (в дневные часы), индивидуальные — один раз в неделю с каждым ребенком примерно по 10—12 мин (в утренние часы).

В ДОУ компенсирующего вида индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми очень важны, поскольку темп усвоения учебного материала в процессе занятий у разных детей различен и определяется индивидуальными особенностями детей и степенью отклонений в развитии.

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий позволяет более целенаправленно проводить обучение, ориентируясь на индивидуальный темп усвоения ребенком материала, что помогает несколько выравнивать уровень музыкального развития всех детей в группе, «подтягивая» отстающих и не сдерживая активности, инициативы других детей.

Фронтальные занятия проводятся обязательно с участием воспитателя, который помогает в организации и коррекции движений под музыку; в работе с глухими и слабослышащими детьми дает речевой образец для сопряженного проговаривания в упражнениях для развития голоса, ритмодекламациях, осуществляет показ табличек во время звучания музыки.

Один раз в неделю в каждой возрастной группе музыкальные занятия дополняются коррекционными занятиями по ритмике.

Следует отметить, что музыкальные занятия, в отличие от других художественных занятий, имеют свою специфику. Она заключается в том, что в каждом занятии обязательно объединяются не-

сколько разных видов музыкальной деятельности, например слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения.

Структура музыкального занятия зависит от содержания музыкального материала. Она должна быть вариативной, т.е. меняться в зависимости от видов музыкальной деятельности, от постановки тех или иных учебных задач.

При построении музыкальных занятий следует:

учитывать умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;

устанавливать преемственность в развитии музыкальных способностей в процессе усвоения музыкального репертуара и формирования необходимых знаний, умений и навыков;

обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности;

учитывать возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии;

обеспечивать соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.

Эффективность структуры музыкального занятия зависит от:

содержания учебного материала;

учебных целей и задач;

методов и приемов обучения;

возрастных и индивидуальных особенностей детей;

профессиональных качеств педагога, его умения контактировать с детьми, его владения технологией музыкального развития ребенка с проблемами.

В зависимости от структуры и содержания музыкальные занятия делятся на традиционные (или типовые), доминантные, тематические и комплексные.

Рассмотрим более подробно выделенные типы занятий.

Традиционные, или как их еще называют типовые, музыкальные занятия являются наиболее распространенными в практике дошкольных учреждений. В их структуру входят почти все виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах), последовательность которых может быть различна.

При умелой организации таких занятий педагог, экономно используя отведенное время, дает детям необходимые знания о музыке, приобщает их к разным видам музыкальной деятельности, осуществляя индивидуально-дифференцированный подход в обучении и реализацию программных задач. Проведение традиционных занятий обеспечивает систематичность и последовательность усвоения учебного материала, постепенное усвоение определенных умений и навыков.

Доминантные занятия — это занятия, в структуре которых доминирует, преобладает какой-либо из видов музыкальной деятель-

ности. Используется этот тип занятий для преодоления отставания детей в определенном виде музыкальной деятельности. В этом случае другие виды музыкальной деятельности являются вспомогательными. В связи с этим принято выделять несколько вариантов структуры доминантного занятия:

занятие с доминированием восприятия-слушания музыки;

занятие, в структуре которого доминирует певческая деятельность;

занятие с доминированием музыкально-ритмической деятельности;

занятие, в структуре которого преобладает игра на детских музыкальных инструментах.

Данный тип занятия может использоваться педагогом, если, например, дети определенной возрастной группы отстают в развитии певческой деятельности или затрудняются в освоении музыкально-ритмических движений и т.д.

Учитывая степень и характер затруднений детей, педагог заранее продумывает структуру доминантного занятия, в котором целенаправленно применяет соответствующие методы и приемы обучения, активизирующие самостоятельные действия детей в конкретном виде музыкальной деятельности, тем самым преодолевая отставание.

Как уже упоминалось выше, доминантное занятие кроме основного вида музыкальной деятельности может включать ее другие виды как вспомогательные. Например, в занятии, где преобладает певческая деятельность, детям может быть предложено задание по драматизации знакомой песни, могут также использоваться детские музыкальные инструменты (бубен, треугольник, барабан, металлофон и др.) для исполнения ритмического рисунка знакомых попевок и т.д.

В процессе занятий с помощью доминирующего вида деятельности могут решаться задачи, тесно связанные с другими видами музыкальной деятельности. Этот тип занятий позволяет осуществлять учебный процесс целенаправленно, выделяя более узкую педагогическую задачу.

Так, при необходимости в процессе одного доминантного занятия педагог может акцентировать внимание детей на восприятии музыки, различении ее характера, жанровых особенностей, на другом — на овладение певческими навыками, привлекая и в том и в другом случае иные виды музыкальной деятельности.

Отличительной чертой тематических занятий является то, что здесь музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединен единой темой. Это дает возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. При этом активность детей значительно повышается. Смена видов деятельности способствует более быстрой ориенти-1

ровке детей в определении характера музыки, в восприятии ее содержания и средств музыкальной выразительности, что показано Е.Ф.Корой.

Такие занятия хорошо запоминаются детям, привлекая их внимание к музыке и к окружающему миру. Структура тематических занятий должна быть гибкой. Она зависит от выбранной темы, музыкального репертуара, возраста детей.

В процессе тематического занятия может использоваться вспомогательный художественный материал — произведения устного народного творчества (загадки, потешки, считалки, игры-забавы и др.), предметы изобразительного творчества (рисунки, картины, репродукции и др.), т.е. все, что может способствовать раскрытию основной темы и сделать занятие более ярким, красочным.

Тематика занятия может быть различной. В зависимости от этого их можно подразделить на тематические, в которых тема связана с предметами и явлениями окружающей действительности («Золотая осень», «Подснежники» и др.), бытом, традициями («Любимые игрушки», «Праздник города»); и на музыкально-тематические, где тема непосредственно связана с особенностями музыки — жанрами, формой, средствами выразительности и т.д. («Музыкальные загадки», «Песня —танец—марш», «Познакомимся с народными музыкальными инструментами»).

Комплексные занятия — это занятия, в процессе которых обучающие и воспитательные задачи реализуются средствами сразу нескольких видов художественной деятельности (музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрализованной). Такие занятия помогают реализовать идею комплексного подхода к музыкальному воспитанию детей, идею синтеза искусств.

Форма организации таких занятий необычна. Она позволяет создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу радости, сотворчества. Дети чувствуют себя на таких занятиях более раскованными, раскрепощенными. Педагог помогает детям реализовать их творческие возможности, стимулирует их активность, самостоятельность детей, участвует в совместной деятельности с ними.

В комплексных занятиях учебные задания и художественный материал объединяются общей темой. В этом комплексные занятия схожи с тематическими. Но, в отличие от тематических, тема в них раскрывается средствами разных видов искусства. Все виды художественной деятельности в таком занятии объединены единым художественным образом. Это позволяет детям постепенно осознать, что один и тот же образ или явление можно выразить разными художественными средствами. Например, образ весны можно почувствовать и в музыке П.Чайковского, и в стихах С. Есенина, и в картинах И. Саврасова. Благодаря этому ребенок начинает

более осознанно воспринимать художественные произведения, учится их сопоставлять, выделяя в них различие и сходство, обращая внимание на наиболее яркие средства выразительности, присущие разным видам искусства.

Тематика комплексных занятий также может быть разнообразной. Например, связанной с образами природы («Зимушка-зима», «Встречаем птиц»), с народными и общественными традициями, праздниками («Осенины», «Проводы Масленицы», «Ярмарка», «Самая любимая» — тема, посвященная женскому дню 8 Марта и др.), с общественными явлениями («Умелые руки», «Строим дом», «Космонавты»).

Наряду с общей темой, нацеленной на ознакомление с окружающим, в комплексном занятии может ставиться и более конкретная задача, связанная непосредственно с особенностями разных видов искусств. Например, может стоять задача ознакомления детей с такими понятиями, как «ритм», «жанр», «композиция» и др.

Так, тема «Ритм» может быть отражена в музыкально-ритмической деятельности и в игре на инструментах, в восприятии и выразительном чтении стихов, в изобразительной деятельности, в передаче определенного ритма в расположении деталей узора в рисунке и т.д.

На комплексных занятиях дети исполняют хорошо знакомый художественный материал — поют, танцуют, играют в музыкальные игры, а также рисуют, лепят, вспоминают и читают знакомые стихи, загадки, считалки, участвуют в драматизациях и т.д.

В комплексном занятии может использоваться и новый, незнакомый детям материал, который исполняется взрослыми или заранее подготовленным ребенком. Это вносит в занятие элемент неожиданности и вызывает у детей неподдельный интерес. Комплексное занятие не должно напоминать развлечение и обязательно должно включать элементы обучения, но в основном на этапе закрепления материала.

Комплексные занятия непросты по своей организации. В их подготовке и проведении принимают участие музыкальный руководитель и один из воспитателей группы. В день проведения комплексного занятия в данной возрастной группе снимается одно из занятий художественного цикла.

Комплексное занятие длится почти столько же, сколько и обычное (в зависимости от возраста детей), с незначительным увеличением времени на 5 —7 мин.

Перед комплексным занятием обычно проводится подготовительная работа: выбирается тема, ставятся учебные и воспитательные задачи, определяется основной и дополнительный художественный материал, который может использоваться в процессе занятия, подготавливаются соответствующие пособия, атрибуты.

Иногда возникает необходимость заранее подготовить материалы для изобразительной деятельности детей, поскольку она требует гораздо больше времени по сравнению с другими видами художественной деятельности. Поэтому воспитатели могут подготовить, например, панно, на котором будут рисовать дети (тонировать его, изобразить отдельные элементы, детали, которые самим детям сделать сложно), вырезать из цветной бумаги формы, из которых дети будут составлять узоры в виде аппликации. На одном из занятий по лепке можно, например, предложить детям слепить из глины игрушки, которые на самом комплексном занятии дети будут расписывать красками.

Одной из важных особенностей комплексного занятия является то, что в процессе его обязательно соблюдается личностно-ориентированный подход к детям. Известно, что уровень развития детей в группе разный. У каждого ребенка свои индивидуальные особенности, связанные с его личностным развитием, с теми нарушениями, которые у него имеются. Поэтому педагоги заранее должны продумать разные варианты одного и того же учебного задания, имеющие разную степень сложности, с тем чтобы выполнение его было доступно всем детям.

При планировании и организации комплексных занятий важно продумать и то, в каком помещении будет проводиться занятие (в зале, в групповой комнате) и как при этом должно быть оборудовано это помещение (где и как расположить столы или мольберты для рисования, разместить художественные материалы, пособия, музыкальные инструменты и т.д.).

Во время комплексных занятий повышается активность детей, поскольку им обеспечивается свобода выбора действий, средств реализации поставленной задачи. Раскрепощаются даже самые застенчивые дети. Все дети чувствуют себя в равной мере причастными ко всему, что происходит на занятии. Часть заданий выполняется коллективно, все дети видят результат совместного труда и радуются ему. В процессе комплексного занятия царит творческая атмосфера, устанавливаются очень доверительные партнерские и дружеские отношения между детьми и педагогами.

Под воздействием художественных образов у детей возникают сильные эмоции. Это позволяет воспитывать у них эстетические чувства, способность сопереживания. Логическая последовательность разных видов художественной деятельности делает занятия динамичными, увлекательными не только для старших, но и для младших дошкольников.

Данный тип занятий является своеобразной учетно-контрольной формой работы с детьми, позволяющей выявить уровень развития художественных способностей, индивидуальные интересы и потребности детей, уровень владения разнообразными способами художественной деятельности. Поэтому такие занятия рекоменду-

ется проводить в конце квартала, подводя итоги проведенной работы за определенный период.

Таким образом, у комплексного занятия очень много достоинств. Однако, выстраивая всю систему работы по музыкально-эстетическому воспитанию в ДОУ компенсирующего вида, необходимо учитывать целесообразность применения всех видов и типов музыкальных занятий. Только в этом случае процесс музыкального воспитания будет более гибким и эффективным.

В условиях использовании вариативных форм занятий дети достигают значительно лучших результатов. Применение системы музыкальных занятий, различных по структуре, дает возможность более гибко строить учебный процесс, учитывая уровень развития детей, степень освоения ими программного материала, осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с особенностями существующих у него нарушений. Все это позволяет преодолеть излишнюю заорганизованность в построении занятий и помогает педагогам творчески относиться к своей работе.

Планирование музыкальных занятий

Успех проведения музыкальных занятий во многом зависит от их умелого планирования. Планирование, считает Н.А. Ветлуги-на, можно рассматривать как один из способов управления работой по музыкальному воспитанию детей. Оно позволяет: намечать учебные и воспитательные задачи музыкального развития ребенка с учетом возраста детей и с учетом основных направлений кор-рекционно-педагогической работы; применять соответствующую структуру занятий; продумывать их содержание; устанавливать взаимосвязи между видами музыкальной деятельности в процессе занятия; учитывать последовательность в усвоении музыкального репертуара необходимых знаний, умений, навыков; выбирать наиболее эффективные методы и приемы музыкального развития; оценивать полученные в ходе занятий результаты.

Музыкальные занятия удобнее намечать в календарном плане, который составляется на 1 — 2 недели. В таком плане представляются: примерная структура занятий, задачи музыкальнокоррек-ционного развития, музыкальный репертуар, методические приемы, перечень необходимого оборудования. Здесь же могут быть I поставлены задачи, связанные с осуществлением индивидуальной работы с конкретными детьми, а также проведение учетно-контрольных заданий. После каждого занятия его результаты фиксируются либо в отдельной тетради, либо в календарном плане в i специально отведенном для этого месте.

План проведения музыкальных занятий обязательно обсуждается с воспитателями и дефектологом для того, чтобы намечать и

Типы уроков музыки

Под типом вообще принято понимать форму, вид чего-либо, обладающие существенными качественными признаками. При этом тип урока определяется наличием и последовательностью его структурных частей. Типы уроков музыки разнообразны и существенно отличаются от типов уроков по естественно-научным дисциплинам (уроки изучения новых знаний, формирования новых умений, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний и умений, практического применения знаний и умений, комбинированного (смешанного) типов).

Типы уроков музыки имеют как правило нетрадиционную структуру, то есть являются нестандартными. Это связано с тем, что ключевая проблема музыкального образования — создание на занятиях атмосферы интереса и увлеченности, в цель нестандартных уроков именно в том и состоит, чтобы возбудить и удержать интерес школьников к учебному труду.

Среди распространенных типов уроков музыки следующие: урок-образ,театрализованный урок, урок, проводимый учащимися, творчества, конкурс, викторина, игра , концерт, интегрированный урок, урок-кроссворд, музыкальная передача, музыкальный салон и др.

Очевидно, что в разряд нестандартных уроков входят такие типы, которые обычно фигурируют как вспомогательные, внеклассные и внеурочные организационные формы. Безусловно, такие типы уроков интересны, необычны, очень нравятся учащимся. В то же время специалисты считают, что превращать их в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т.п.

Вполне приемлемы для уроков музыки и традиционный комбинированный тип, который может быть построен, например, так: организационный момент — повторное изучение — изучение нового, формирование новых умений — закрепление, систематизация — задание на дом. Однако в связи со спецификой урока музыки структурные компоненты могут быть перемещены, а также быть своеобразно окрашены.

Тематическим построением программы Д.Б. Кабалевского обусловлены такие типы уроков как:

  • — урок введения в тему;
  • — урок углубления темы;
  • — урок обобщения темы;
  • — обобщающий урок-концерт года.

Урок введения в тему. Его главным признаком является наличие в содержании первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания. В каждой четверти один урок такого типа.

Процесс введения в тему складывается на уроке обычно из трех основных моментов:

1) активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся под углом зрения нового ключевого знания; 2) само введение в тему, которое происходит на основе создания поисковой ситуации; 3) первоначальное обобщенное представление о новом знании закрепляется в ходе восприятия музыкального материала урока.

Урок углубления темы. Главный признак — наличие в его содержании новой характеристики ключевого знания. Уроков этого типа в каждой четверти большинство.

Процесс углубления темы складывается обычно из трех основных моментов:

1) активизация имеющегося жизненного и музыкального опыта учащихся (прежде всего знаний, которые усваивались в данной четверти); 2) собственно углубление темы (на основе восприятия музыки, активного участия школьников в процессе познания, с привлечением разнообразных средств и приемов обучения); 3) закрепление нового качества понимания темы в процессе восприятия различных произведений, с использованием разнообразных форм и видов музыкальной учебной деятельности школьников).

Урок обобщения темы. Основной признак — наличие в его содержании целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания.

Учитель определяет содержание музыкального материала, выбирает средства и приемы обучения в зависимости от того, как учащиеся конкретного класса усвоили тему четверти.

Заключительный урок-концерт года.

Цель такого урока — продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года.

В ходе урока данного типа, прежде всего, необходимо показать:

  • — насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, углубилось ощущение связи музыки и жизни, как формируется понимание нравственной ценности искусства, эмоциональное отношение к нему;
  • — в какой мере усвоено тематическое содержание программы, умение размышлять о ней (осознанное отношение к музыке);
  • — в чем и в какой степени проявляется у школьников опыт творческой учебной музыкальной деятельности.

Урок-концерт должен проводиться в торжественной обстановке. Возможно объединение несколько классов одной параллели.

Урок музыки — это урок искусства, следовательно, его отличительной чертой выступает его творческий характер. В связи с этим, ведущим типом уроков музыки Н.А. Терентьева считает урок творческого типа. Для его построения, согласно автору, необходима опора на ряд соответствующих принципов:

  • — направленность на воспитание эмоциональной культуры ребенка;
  • — направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия;
  • — создание на уроках атмосферы творчества, заинтересованности, непринужденности как важнейшего психологического фактора, направляющего процесс художественного открытия;
  • — воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру;
  • — оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений действительности;
  • — развитие навыков художественного обобщения как основы для целостного восприятия искусства;
  • — создание эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;
  • — формирование у школьников основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственно творческого опыта учащихся и выработки духовных критериев для осмысления явлений действительности.

Ведущим типом современного урока музыки как урока искусства является урок-образ. К нему выдвигаются следующие требования:

  • — целостность урока на основе художественной идеи, единой драматургии, тематических и интонационных связей;
  • — оправданность логических связей, контрастов, сопоставлений;
  • — художественная форма структуры урока (формы строения музыкальных произведений (1-частная, 2х-, 3х-частная, рондо, вариации, сонатное аллегро, импровизация, фантазия и др.), форма строения литературного произведения);
  • — единство учебно-воспитательного процесса, неразрывность этических, эстетических и учебных задач при акценте на культуру чувств;
  • — создание обстановки для созерцания, диалога, обмена впечатлениями;
  • — структурирование материала по принципу взаимной дополняемости, способствующей объемному видению проблемы;
  • — опора на методы художественной дидактики (педагогики искусства);
  • — создание интонационной атмосферы урока как в области ведения урока, создания доверительных отношений, так и в характере взаимодействия с произведениями искусства и их авторами;
  • — деятельно-практический подход к каждой теме и к проработке элементов урока (опора на механизм синестезии).

В одном уроке музыки могут сочетаться несколько типов, например, урок углубления темы может одновременно содержать признаки урока-образа и урока-путешествия, урок введения в тему может быть сразу уроком творчества и уроком образом и т.д.

Основания педагогической композиции урока

КОМПОЗИЦИЯ УРОКА МУЗЫКИ

«Педагоги не могут успешно кого-нибудь учить, если в это же время не учатся сами».

Али Апшерони

В чем особенность формы урока? Из каких элементов состоит композиция урока? Как выстроить композицию урока музыки? Чем руководствоваться учителю при определении его организационной структуры? Из каких элементов складывается структура урока? Как соотносятся тип и вид урока? На чем основана логика определения этапов урока? Попробуем ответить на эти вопросы.

Каждый школьный урок имеет опорные элементы, которые по­зволяют ему сохранять свою форму в образовательном процессе. В педагогической композиции школьного урока можно выделить основ­ные элементы, отвечающие за его внешние и внутренние взаимосвязи. Элементы, отвечающие за внешние взаимосвязи, позволяют упорядочить уроки в отношении друг с другом. Элементы, отвечающие за внутренние взаимосвязи, регулируют процесс протекания конкретного урока. Целостная педагогическая композиция представляет единство всех входящих в его состав элементов. Композиция урока может не сложиться, если какой-либо из элементов не учитывается при его построении.

Внешние взаимосвязи характеризуют уроки со стороны их принадлежности к определенному типу, жанру и виду. Эти взаимосвязи обусловлены рядом обстоятельств, которые связаны с решением вопросов:

• какое место занимает конкретный урок в общей системе уроков?

• какое предметное содержание отбирается для конкретного урока?

• в какой форме организуется деятельность учащихся на уроке?

Каждый из уроков имеет свое определенное место в процессе обучения, которое возможно определить в соответствии с его дидактической целью. Так, цель урока может быть связана с освоением нового материала, или его последующим закреплением, обобщением. Для определения урока по его дидактической цели используется понятие «тип урока». Определение типа урока является одним из условий, позволяющих упорядочить их отношение друг с другом в процессе обучения.

Учебный материал в уроке может быть организован различными способами, группироваться вокруг раскрытия темы, связан с формированием исполнительского навыка, строиться на взаимосвязи с содержанием других учебных дисциплин. Эти условия определяют особенности конструирования как формы урока, так и его внутреннего содержания. Для определения урока по преобладающему в нем предметному содержанию предлагаем использовать понятие «жанр урока».

Уроки так же отличаются в отношении друг с другом по формам организации деятельности учащихся. Одни больше предусматривают коллективные или фронтальные формы, другие сочетание коллективных и индивидуальных форм. Для упорядочивания уроков по формам организации деятельности учащихся, их необходимо рассмотреть со стороны принадлежности к определенному виду.

Таким образом, понятия «тип», «жанр», «вид» урока позволяют упорядочить школьные уроки по отношению друг к другу, выстроить их в определенной системе, выделить их из числа других уроков музыки, организуемых в школе.

Каждый урок необходимо создавать не только с учетом его внешних взаимосвязей, но и учитывая соотношение его внутренних элементов. Организовать урок внутри себя самого возможно, учитывая его структурные особенности. Рассмотрим композиционное строение урока со стороны его внешних и внутренних взаимосвязей.

Тип урока музыки определяется в соответствии с его ведущей дидактической целью. Цель может быть связана с организацией деятельности, изучением нового материала, его закреплением, повторением, контролем, коррекцией. Мы соглашаемся с М. Е. Бершадским и В. В. Гузеевым, выделивших следующие типы уроков:

• организационный урок;

• урок изучения нового материала;

• урок закрепления;

• урок повторения;

• контрольный урок;

• урок коррекции.

В данной классификации нет традиционно выделяемого комбинированного типа урока. Это объясняется тем, что у комбинированного урока много целей, а значит, в одном уроке мы имеем, в лучшем случае, два урока, втиснутых в один учебный час. Это нарушает логику деятельности. Поэтому комбинированный урок не нашел своего места в данной классификации.

Одним из типов авторы выделяют организационный урок. Такие уроки являются редкими, но исключать их нет оснований. Это подтверждает практика проведения уроков музыки в школе. Организационный урок проводится в самом начале нового учебного года, в начале изучения больших разделов. Урокам музыки отводится один час в неделю. Такой разреженный процесс обучения требует перед вхождением в новую проблему, новый пласт программного содержания концентрации музыкального опыта учащихся. Этот тип урока призван установить в сознании учащихся целостное представление о музыке. О необходимости выделения такого урока как раз и свидетельствует принцип (метод у Д.Б. Кабалевского) «забегание вперед и возвращение к пройденному».

Урок изучения нового материала связан с выявлением и усвоением основных понятий, которые приведут учащихся к намеченной цели. Если таких понятий много, то, естественно, такой тип урока в общей системе уроков будет не один.

Урок закрепления направлен на личностное присвоение этих понятий или осмысление этих понятий в новом контексте содержания. Здесь учащиеся осваивают различные способы действий, операции, ориентируясь при этом на ведущую цель. Количество этих типов урока так же определяется объемом изучаемой информации и глубиной ее проработки.

Урок повторения, этот тип урока направлен на сравнение полученных результатов с ведущей целью определенного периода обучения. Главным является внутренняя оценка полученных результатов, т.е. самоконтроль, самоанализ.

В контрольном уроке происходит внешняя оценка (объем содержания, ведущие задачи, полученные продукты деятельности) самоконтроля и самоанализа учащихся.

Урок коррекции направлен на совершенствование, улучшение результатов деятельности.

Таким образом, выделяя данную классификацию для определения типов урока музыки, мы полагаем, что соответствующим образом осуществляется и их планирование.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *