Традиции и обычаи казахского народа

Казахский народ имеет богатую культуру, в которой важнейшее место занимают национальные обычаи и традиции казахского народа. В них содержится вся вековая мудрость предков, их наказы, касающиеся буквально всех сторон и этапов нашей жизни: от рождения и до смерти. Здесь мы расскажем о самых популярных обычаях, традициях казахского народа, связанных с важными событиями в семье: рождение ребенка, свадьба. Казахские обычаи и традиции: шилдехана, бесик той, қырқынан шығару, тусау кесу, ат қою, сундетке отырғызу, жеті ата, құда тусу, келін түсіру, қыз ұзату и т.д.

Из поколения в поколение бережно передаются обычаи и традиции народа Казахстана – ведь именно они являются настоящим сокровищем нации. Поэтому так важно сохранить их и передать своим детям. Каждый ритуал имеет глубокий смысл и должен выполняться в определенное время, по определенному поводу и по определенным правилам – так, как это была заведено издавна. Сегодня мы расскажем о самых главных казахских обрядах.

КАЗАХСКИЕ ТРАДИЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА

Рождение ребенка – это всегда счастье. И неудивительно, что с таким важным событием у казахов связано множество традиций и обрядов.

Шільдехана (Шилдехана) – это самый первый обряд, который связан с рождением ребенка. В давние времена, как только малыш появлялся на свет, ко всем родственникам и друзьям посылали гонцов – чтобы сообщить всем радостную весть. Получив известие, все близкие и знакомые собирались на «шілдехана той». Гости поздравляли родителей и новорожденного, приносили малышу первые подарки, а вечером собирались за праздничным дастарханом, пели песни и играли на домбре – по древнему поверью, таким образом гости отгоняли злых духов и охраняли ребенка.

Не остается без внимания и роженица. Специально для нее в первый же день после выписки из роддома проводится обряд «қалжа» – ритуальное угощение матери новорожденного. В обязательное меню входят бульон и вареная молодая баранина – для быстрого восстановления сил после родов.

Бесік той (Бесікке салу рәсімі). Как правило, на 3-ий день после рождения малыша впервые укладывали в колыбель. Главная роль в проведении соответствующего ритуала отводится бабушке: вначале она окуривает колыбель травами (чтобы отогнать злых духов и хвори), затем пеленает ребенка, перевязывает его специальными лентами, укладывает в бесик и накрывает 7 вещами, среди которых обязательно были шуба и шапан, уздечка и камча (для мальчика), для девочки отрез ткани, платки, а присутствующим малышам раздают сладости, как подарок от новорождённого.

Қырқынан шығару (Кыркынан шыгару) — «40 дней ребенку». По древнему казахскому обычаю, до сорокового дня новорожденного никому не показывают, не стригут ему ногти и волосы – считается, что в это время ребенок еще очень слаб и не защищен от злых сил. А вот через 40 дней после рождения его «официально» представляют собравшимся на торжество. Кроме того, в «программу» входит ритуальное купание малыша и первое обрезание ногтей и волос. И, конечно же, одаривание виновника торжества и участниц ритуала, а также праздничная трапеза.

Ат қою (Ат кою) — наречение. По истечению 40 дней с момента рождения наши предки давали ребенку имя. Как правило, делали это не сами родители, а почетный аксакал или мулла. Имя трижды сообщалось малышу на ушко и при этом читая строчки из корана. Старейшина, проводивший ритуал получает подарки от семьи.

Тұсау кесу (Тусау кесу) — разрезание пут. Проводится этот обряд тогда, когда ребенок начинает ходить. Малышу обвязывают ножки черно-белыми «путами» (чтобы отогнать злых духов) и ставят на белую дорогу (скатерть или полосу белой ткани). Бабушка или дедушка со счастливой судьбой ножом разрезают путы на ножках — чтобы ребенок хорошо ходил, твердо стоял на ногах и уверенно шел по жизни — белая дорожка, по которой потом проводили малыша, символизирует светлый жизненный путь. В конце дорожки клали разные предметы, например, деньги, книгу, домбру и т.д. По традиции считалось, что какой предмет приглянется ребенку, какой предмет малыш выберет – его будущее будет связано с этой сферой деятельности, например, домбра – искусство, деньги – сфера финансов, книга – наука и т.д.


©http://zhasatyrau.kz

Сүндетке отырғызу (Сундет той). «Сундет» – это важная религиозная традиция казахского народа, событие, которое символизирует не только взросление мальчика, но и его присоединение к мусульманской общине.

Обряд обрезания проводится в 3, 5 или 7 лет. Раньше процедуру обрезания проводил мулла, а сейчас обрезание проводят в медицинском учреждении. Как и все значимые события, обряд сопровождается пышным празднованием, на которое приглашают всех близких и родных, которые несут значимые, дорогие подарки на это мероприятие.

СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА

Свадьба у казахов – событие не только чрезвычайно важное, но и многоэтапное. И каждый этап сопровождают определенные казахские традиции и обычаи, ритуалы и обряды.

Жеті ата (Жети ата) — по древнему обычаю, все родственники до седьмого колена считаются близкой родней, поэтому браки между ними запрещены. Так что знать свой род и всех предков для казахов – это не только традиция, но и насущная необходимость.

Қыз айттыру (кыз айттыру). Любой свадьбе предшествует сговор – когда родители жениха и невесты договариваются о будущем бракосочетании своих детей. Иногда родители договаривались о свадьбе еще даже до рождения детей («бел құда») или сразу после рождения («бесік құда»).

Қыз көру (кыз кору). Еще один обычай казахов, который входит в сватовство, — смотрины. Отпрыски богатых и знатных семей или прославленные жигиты могли сами присмотреть себе невесту, отправившись в аул, где были девушки на выданье. Во время смотрин потенциальные невесты состязались в разных видах искусства и, в свою очередь, сами присматривались к молодым людям. В случае, если юноша и девушка понравились друг другу, в дом к невесте отправлялись сваты.

Сватать невесту, по давней традиции, шли с қоржын (коржын) – сумкой, наполненной подарками для семьи девушки.

Құда тусу (куда тусу) – сватовство. В дом к невесте приезжают отец и родственники жениха, знакомятся с семьей девушки и обмениваются подарками. После совместной трапезы сваты объявляют цель своего визита и договариваются по поводу свадьбы.

Қалың мал (калын мал) – уплата выкупа (калыма) за невесту. В прошлом калым выплачивался скотом и лошадьми, сейчас – деньгами или предметами роскоши.

Қыз жасауы (қыз жасауы) – приданое невесты. Родители девушки собирали для дочери все необходимое для новой семьи: посуду, мебель скот, постель и т. п. В современном контексте приданное — это чаще всего бытовая техника, мебель, квартира.

Алып қашу (алып кашу) — похищение невесты. Причиной для похищения невесты могло быть несогласие родителей на брак либо невозможность жениха уплатить калым.

Қыз ұзату (кыз узату) — проводы невесты – важный этап традиционной казахской свадьбы и одна из самых красивых традиций казахов. Провожая дочь в новый дом, родители устраивают ей «ұзату той» – отдельную свадьбу. Большая часть гостей на этом торжестве – со стороны невесты. По окончанию застолья девушка, прощаясь с семьей и родительским домом, исполняла трогательную песню «сыңсу», а следующим утром с восходом солнца сваты увозили ее в дом будущего мужа.

Келін түсіру (келин тисиру). Согласно обычаю казахского народа, чтобы ввести невестку в дом, ей навстречу отправлялись девушки и молодые женщины со стороны жениха. Не открывая невесте лица, они вводили ее в дом и сажали за ширму. И только когда собирались все приглашенные на свадьбу, проводился обряд «беташар» — открытие лица невесты. Девушка появлялась перед всеми гостями с покрытой головой – лицо закрывала красивая накидка или шаль. Под звуки традиционной песни «Беташар», она по очереди кланялась всем гостям, которые «за погляд» дарили коримдик. После этого тот, кто проводил обряд беташар открывал лицо невесте и начинался свадебный той.

Неке қию (нике кию) – венчание по мусульманскому обряду. Обычаи казахского народа предполагают проведение религиозного обряда на следующий день после свадьбы. Проводится обряд в мечети в присутствии, как минимума двух свидетелей, а обычно в сопровождении кучи родственников.

ПОСЛЕСВАДЕБНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСТАНА

Свадебные обряды касаются не только сватовства и непосредственно самого торжества – послесвадебных обычаев в Казахстане тоже немало.

Құдалық (қудалық) – на следующий день после свадьбы родственники невесты приглашаются в гости к сватам. Непременный атрибут этой встречи – обмен подарками («киіт»).

Өңір салу (онир салу). Женщины старшего возраста вручают молодой жене подарки (как правило, обиходные вещи или одежду) и осыпают «шашу».

Есік ашар (есик ашар). Первый визит новоиспеченного зятя к родителям жены. Так как девушка после свадьбы не имела права целый год показываться в отчем доме, зять сам приезжал к тестю и теще и привозил им подарки.

Үй көрсету (уй корсету). После свадьбы девушку по очереди приглашали в гости соседи и родственники мужа – чтобы познакомиться поближе. По обычаю, идти в гости полагалось с подарком – «ілу» (чаще всего это был отрез на платье, украшения или ковер).

ДРУГИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСТАНА

Шашу – осыпание. Это красивый обряд является частью многих обычаев и ритуалов: свадьбы, сватовства и др. «Виновников» торжества буквально осыпают дождем из денег и конфет (или других сладостей).

Сүйінші сұрау (суйинши сурау). Одна из самых приятных казахских традиций – подарок за добрую весть. Гонцу, принесшему в дом весть о рождении ребенка или другом важном и радостном событии, обязательно в качестве благодарности вручали подарок.

Байғазы (байгазы) – обычай дарить небольшие подарки за обновку или впервые увиденную в доме вещь.

Көрімдік (коримдик). Этот обычай похож на «байғазы», только вручают такой подарок за впервые увиденного новорожденного или невесту, а не по поводу обновки.

Ат мінгізіп, шапан жабу (Ат мингизип шапан жабу). Традиция оказывать наибольший почет «особым гостям» сохранилась в Казахстане по сей день: уважаемому человеку или дорогому гостю в знак признания и уважения дарят скакуна и роскошный чапан.

Бата – благословение, молитва перед дальней дорогой, перед каким-либо важным испытанием или событием. Может также быть благодарностью за гостеприимство, угощение и за доброе дело. Как правило, произносят бата старейшие аксакалы.

Бел көтерер (белкотерер) – прекрасная и древняя традиция, которая является иллюстрацией не только знаменитого казахского гостеприимства, но и заботы о старшем поколении. Ее суть – в приготовлении особого угощения для пожилых и нуждающихся в уходе людей. Угощение (обычно это что-то питательное и мягкое: творог, мед, кумыс, казы) старикам приносят соседи, родственники или близкие люди.

Ерулік (ерулик) – традиция приглашать в гости новых соседей. В давние времена небольшой праздник с угощением в честь прибывших в аул новых людей позволял им быстрее адаптироваться и перезнакомиться с соседями.

Бес жақсы (бес жаксы) – подарок, который в знак высочайшего почета дарили наиболее уважаемым людям. Состоял он из 5 ценных вещей: верблюда, скакуна, дорогого ковра, алмазной сабли и собольей шубы. Иногда «бес жаксы» дарили сватам – в этом случае одна из составляющих подарка заменялась саукеле.

Жылу – обычай помогать людям, которые пострадали в результате каких-либо стихийных бедствий или несчастий (например, пожара). Помощь может быть как финансовой, так и материальной – в виде одежды, пищи, скота, жилья.

Қонақасы (конакасы) – еще один обычай, демонстрирующий гостеприимство казахского народа. Все самое вкусное, самое лучшее полагалось для щедрого угощения гостя – и не важно, был ли он приглашенным или нежданным.

Қонақ кәде (конаккаде) – обычай, согласно которому хозяин дома мог попросить гостя спеть песню, станцевать, сыграть на музыкальном инструменте или почитать стихи.

Базарлық (базарлык). По традиции, возвращаясь домой из поездки, для своих близких и родных нужно привезти небольшие, чисто символические подарки.

Сәлемдеме (салемдеме). Если вы давно не виделись – это прекрасный повод обменяться подарками – в знак приветствия и уважения. Это и будет «салемдеме».

Тоқым қағар (токымкагар) – по давнему обычаю, провожая человека в дальнюю дорогу, нужно провести его «по правилам»: зарезать барана, накрыть праздничный дастархан и пригласить гостей.

Мы рассказали далеко не обо всех обрядах и обычаях – их у нас, у казахов очень много. Некоторые из них утрачены, многие в современном мире изменились, но знать традиции своего народа нам необходимо – ведь именно это, наряду с языком, и позволяет называться нам казахами.

Количество просмотров статьи — 24 498

Сочинение-эссе «Казахские обычаи и традиции»

Казахи, коренной народ Казахстана – люди гостеприимные и хлебосольные. Они за много веков своей истории накопили немалый багаж традиций и обычаев: от народных легенд и сказок до великолепных традиций национальной кухни. Казахские традиции напоминают обычаи многих родственных им тюркоязычных народов: ведь они близки к ним.

Казахи – музыкальные люди, любят попеть и поплясать. Чаще всего, когда они собираются, то играют на кобызе или жетыгене – народных казахских инструментах. Или на домбыре – струнном инструменте, что напоминает украинскую кобзу или западную мандолину. Один отдельный музыкальный сюжет, который исполняют музыканты для публики, называются кюй.

Казахская национальная кухня – это еще один удивительный аспект жизни народа. Как у большинства народов, что исторически являлись кочевниками-скотоводами, основу этой кухни составляют мясные блюда. Казахский бешмармак, например – любимое гостями казахов угощение.

Полезнейшее блюдо казахов, общее для многих народов, не только тюрков – это сорпа, мясной бараний (или из другого мяса) бульон. Это блюдо бесценно для восстановления сил после болезней. Оно – мое самое любимое.

Традиционный казахский дом украшен яркими домоткаными коврами и покрывалами. Именно такой дом у моей бабушки: она казашка и умеет выделывать пестрые ковры и невероятные подушки со сказочными орнаментами: ярко-синие и ярко-красные, оранжевые и сливовые. Такому народному казахскому ремеслу ее саму научила ее бабушка: как и во многих семьях казахов и у нас традиции бережно передаются из поколение в поколение.

По обычаю, спят в казахском жилище на низкой лавке, щедро укрытой коврами и покрывалами. А едят и пьют традиционный чай со сливками – вкуснейший в мире, как я считаю – обычно за низким столиком, покрытым скатертью в цветах. Он называется дастарханом. По обряду чаепития казахи схожи с японцами и англичанами: первые тоже пьют чаи за низкими столиками на полу, а вторые обожают сливки в горячем чае.

В наше время в Казахстане активно проходят процессы по возрождению национальной культуры. Казахская жизнь тесно связана с традициями и обычаями, которые казахи чтут с древних времен. Какие особенности культуры можно встретить у казахов сегодня?

Отношение к старшему поколению

С младенчества казахские дети усваивают принцип уважительного отношения к старшим членам семьи в частности, а также старшему поколению в целом. Глава рода для семьи казахов является самым почитаемым человеком. Каждая семья в Казахстане стремится знать свой род до седьмого колена и дальше.

«Как ты будешь относиться к отцу, так твои дети отнесутся к тебе» — именно это слышат младшие члены семьи весь период своего взросления. В Казахстане не принято спорить со старшими, грубить им, обижать или не слушаться их советов.

Кара шанырак – это древняя казахская традиция, когда младший сын в семье обязан оставаться жить с родителями до их смерти, не зависимо от собственного волеизъявления.

Привязанность к предкам исходит из религиозного течения тенгрианства. Доисламская религия тюрко-монгольских кочевников со временем претерпела большие изменения под влиянием буддизма, ислама и христианства, но у казахов остались многие обычаи, которые прямо вытекают из этой религии.

Казахское гостеприимство

О гостеприимности казахского народа ходят легенды. Гостеприимство называют национальной чертой народа, подкрепленной многими обрядами в повседневной жизни.

Например, если на новое место въезжают новоселы, то ближайшие соседи обязательно приглашают их поужинать. Так упрочняются социальные связи, а новые люди легче вливаются в общину. Традиция называется «Ерулик».

Еще один обычай именуется «Бата». Бату произносят старшие аксакалы рода в благодарность за гостеприимство, хорошее отношение и вкусную пищу. Бата читается в стихотворной форме.

Аксакал в Казахстане – это глава рода, самый старый мужчина в семье.

Случайных путников, а также приглашенных гостей казахи угощают самой вкусной едой. Это правило соблюдается строго. В старину те хозяева, которые плохо угостили путника, могли лишиться верблюда, либо лошади, так как им выписывался своеобразный «штраф». Предки казахов были кочевниками, поэтому остановка в незнакомом доме была делом обычным. Данный обычай носит название «Конакасы».

«Конаккаде» — еще один ритуал, связанный с гостеприимством. Так хозяин дома имел право попросить гостя исполнить песню, либо поиграть на музыкальном инструменте, чтобы проверить его умения и получить благодарность за теплый прием.

Дорогих гостей в казахском доме привечают особо. Раньше уважаемому человеку, посетившему дом, дарили коня, соболиную шубу, верблюда, либо персидский ковер или саблю. В подарок отдавались самые ценные вещи в доме, чтобы выказать уважение значимому члену общины. Традиция носила название «5 ценных вещей». В наше время, в некоторых деревнях Казахстана этот обычай еще имеет силу.

Высокая нравственность казахов не снижается и сегодня. По-прежнему, среди народа действует традиция «Белкотерер». Для пожилых людей, нуждающихся в уходе, казахи готовят специальные «мягкие» угощения: мед, масло, колбасу, творог, кумыс.

Дарение подарков

Если человеку в Казахстане впервые довелось увидеть верблюжонка, новорожденного, или даже собственную невестку, он обязательно одаривает тех людей, которые подарили ему такую радость.

«Жылой» в стране называют помощь людям, потерпевшим от стихийных бедствий или других бед немалый урон. Для них собирают деньги, приносят им предметы быта, одежду и нужные вещи. В качестве «Жылы» может выступать скот, а также предоставление крыши над головой.

Обычай «Сундет»

Довольно интимный обычай сундет присоединяет казахских мальчиков к мусульманскому миру. Обрезание крайней плоти у детей мужского пола является древней традицией, а также важным днем в становлении будущего мужчины.

Обряд проводят, когда ребенку исполняется нечетное количество лет: 3, 5 или 7.

В день, на который назначают сундет, мальчика красиво наряжают, сажают на коня. К седлу привязывают сумку с угощениями. Мальчик подъезжает на коне к каждому родственнику и угощает яствами из сумки. Родственники привязывают к гриве коня ленты.

Когда все родственники посещены, а угощения розданы, мальчику делается обрезание без анестезии. Проводит обряд местный мулла. После этого родители устраивают пышный праздник, где ребенку дарят деньги и ценные вещи.

Свадебные обычаи казахов

Казахская свадьба – грандиозное событие, связанное с множеством ритуалов, соблюдать которые обязаны все новобрачные. В старину мужчина сватался к девушке через жену брата. Невеста могла не видеть своего суженого до самой свадьбы, а если он ей не нравился, она не имела права ослушаться родителей.

Сегодня дела с выбором партнера обстоят у казахов намного лучше. Парни и девушки, как и во всем мире, знакомятся на улице, в кафе, в социальных сетях, но свадебные обряды все равно имеют большой вес на церемонии бракосочетания.

Теперь, как и в прошлом, в дом девушки приходят сваты с подарками. Кольцо невесте дарит жена брата, а не жених. День свадьбы назначают старейшины рода, хотя также прислушиваются к мнению молодых.

Так называемый «калым» за невесту теперь платят не все родители жениха, но семьи из сел и деревень стараются чтить обычай, отдавая семье невесты скот, дорогие ткани и украшения.

Когда «калым» уплачен, жених имеет право впервые навестить невесту в ее доме. Затем молодым позволены редкие свидания до свадьбы под присмотром родителей.

После веселой свадьбы с конкурсами и состязаниями, песнями и танцами, молодых отправляют в свадебный шатер. Когда бракосочетание состоялось, отец невесты назначает день проводов любимой дочери и дарит всем родственникам жениха одежду.

Казахские игры

У каждого народа есть национальные игры. Казахи собираются вместе, чтобы провести состязания на силу и выносливость. Игры казахов можно классифицировать следующим образом:

  • Тымак урып жыгу. Цель игры – сбить с шеста головной убор, сидя на лошади. Состязание проводится с завязанными глазами;
  • Алтыбакан. Собрание парней и девушек, на котором они строят качели и качаются вместе. Если в другие места родители могут не отпускать молодежь, то на это мероприятие отпустить должны;
  • Кыз куу. Парень и девушка на лошадях играют в догонялки. Когда парень догоняет девушку, он может поцеловать ее, если девушке удается догнать парня, она стегает его плетью;
  • Кекпар. Состязание мужчин за тушу бара. Длительная игра, которая может продлиться целый день.

Массовые забавы можно увидеть почти на каждом казахском национальном празднике. Игры данного народа отличаются зрелищностью и особыми правилами, перекликающимися с местной культурой.

Похоронные ритуалы

Умирающего человека в Казахстане оплакивать не принято, считается, что это может продлить агонию. Вдова умершего мужчины начинает плакать и рвать на себе волосы только тогда, когда будет объявлено о смерти, до тех пор женщине запрещено лить слезы. Если после смерти родственника женская половина семьи занимается оплакиванием, то мужчины читают молитвы из Корана. Хоронят умершего, обычно, спустя 2-3 дня. Тело обмывают, одевают в похоронные одежды. Женщинам запрещено присутствовать на кладбище, туда на прощальную церемонию отправляются только мужчины.

Творческие традиции и искусство

Патриотичность – вот то, чем пронизано искусство казахского народа. Казахи очень любят Родину, придают огромное значение истории своего народа.

Сочинение стихотворений – главное умение нации Казахстана. В стихах там поздравляют именинников, стихами плачут по усопшим, провожают невесту в дом жениха напутственными словами, сложенными в стихотворение.

Сказания и былины о героях также относятся к данному этносу. В них герой непременно побеждает зло, а помогает ему в этом его жена. Семейные традиции являются основной темой всех народных повествований.

Рукоделие и вышивка популярны среди любого поколения казашек. Вышивать умеют и юные девочки, и взрослые женщины, и бабушки в казахских селах.

Все традиции и обычаи казахского народа связаны с религией, древними поверьями и почтением к предкам. Казахи знают, где их корни, понимают, что эти корни делают людей сплоченнее, а молодое поколение сильнее. Казахская культура полна ярких и самобытных событий, правил и устоев, на которые интересно смотреть всем, даже иностранцам.

Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка

Появление малыша в семье — радостное и волнительное событие. С этим связаны многие казахские традиции и обычаи при рождении ребенка. Молодые мамы и папы не всегда ознакомлены с их эзотерическим смыслом, не знают, когда и как проводят эти ритуалы. Об их тайном значении, особенностях наш рассказ.

Рождение ребенка: шилдехана

Маленькое существо беззащитно. В культуре разных народов есть ритуалы, которые призваны защитить новорожденного от физического воздействия окружающего мира и от влияния потусторонних сил.

В Казахстане всегда был культ ребенка в семье, что отобразилось в фольклоре. Казахи считают, что дом, где есть ребенок, светлый и счастливый, а где его нет — подобен могиле. Детские традиции казахского народа тесно связаны с народными верованиями и культами. Ритуалы, проводимые для девочек и мальчиков до достижения ими шестилетнего возраста, идентичны.

Рождение ребенка — праздник в семье, особенно если на свет появлялся продолжатель рода — сын. Тот, кто первый оповестил об этом, получал подарки.

Важнейший период в жизни новорожденного — первые сорок дней. Число «сорок» имеет символическое значение для казахов:

  • столько Аллах создавал человека;
  • посланнику Аллаха было столько лет, когда открылись священные аяты Корана;
  • беременность длится 40 недель; очищение женщины после родов тоже связано с этой цифрой.

Казахские традиции при рождении ребенка призваны охранять его от злых духов и болезней. Поэтому в течение сорокадневки родные зажигали на ночь светильник возле колыбели малыша, пришивали обереги к его одежде.

В это время проводили мероприятия и ритуалы, призванные укрепить здоровье малыша и матери, социализировать его — сделать полноценным членом сообщества. Они проводятся в первый, третий, седьмой и сороковой дни жизни новорожденного.

В ознаменование рождения младенца устраивается праздник шилдехана. Его проводят в день, когда произошло это радостное событие. Родственники, друзья и близкие без приглашения приходят в дом молодых родителей, чтобы отпраздновать появление нового члена общины.

Они поздравляют родителей, высказывают пожелания младенцу, а вечером — веселятся и угощаются сытным ужином. Отец ребенка закалывает жертвенного ягненка и раздает мясо родственникам и друзьям.

Третий день отведен для проведения ритуала бесик той. В этот день родители получают в подарок колыбельку, а женщина, которая принимала роды и перерезала пуповину (киндик шеше) пеленает ребенка, перевязывает специально сшитыми лентами, кладет его в бесик (люльку) и накрывает шапаном и шубкой.

Перед этим она окуривает разнотравьем колыбельку, чтобы изгнать оттуда злых духов и болезни. Над постелью малыша вешают уздечку и плетку — символы казахского народа. Все действия сопровождаются песнями и здравицами. Затем приглашенные угощаются яствами.

На седьмой день снова устраивают пиршество, на котором киндик шеше отдают шею барана. Она очищает ее от мяса (тогда ребенок будет чистым), насаживает кости позвонков на палку, чтобы малыш был крепким и держал голову. Этот оберег хранится на протяжении всей жизни человека.

Традиции и обычаи казахского народа: 40 дней ребенку

Когда исполняется 40 дней ребенку, его официально представляют родным, близким, друзьям. Этот праздник называется баланы кыркынан шыгару. Обряд имеет мистическое значение, его чтят и в современном урбанистическом обществе.

Считается, что до истечения этого срока малыш слишком слаб и незащищен от воздействия внешней среды, а особенно — злых сил. До окончания сорока дней новорожденному не срезают ногти и не стригут волосы, его не показывают чужим людям.

Обычаи казахского народа, которые стоило бы возродить

Через 40 дней с момента появления малыша на свет проводят кыркынан шыгару. День, когда это происходит, считается вторым днем рождения.

40 дней — относительный срок: мальчикам устраивают празднество на 37–38-й день, а девочкам — на 41-й. Казахи верят, что в таком случае сын вырастет отважным и могучим, а дочка — покладистой и домовитой.

Для кыркынан шыгару готовят:

  • белую скатерть, расшитую национальным орнаментом;
  • деревянную пиалу с ложкой;
  • серебряные монеты (20, 50 и 100 тенге) общим количеством 40 и столько же фасоли;
  • серебряные украшения;
  • ножнички.

Родители готовят ребенку чистую праздничную одежду, а родственники приносят коржын на 40 дней — подарки для новорожденного.

Далее проводятся такие действия:

  1. Мама малыша наполняет ванночку кипяченой и остуженной до 37–40 °С чистой водой.
  2. Обдает кипятком монеты (обереги от болезней), фасоль (символ достатка и здоровья) и складывает их в деревянную емкость.
  3. В эту чашу старшие женщины наливают 40 ложек воды из ванночки для купания. Они высказывают свои напутствия и здравицы ребенку, а потом выливают ее обратно в купель. Родители малыша одаривают этих женщин монетами и украшениями из пиалы.
  4. Киндик шеше или другая добропорядочная женщина старшего возраста купает новорожденного и одевает чистую одежду, срезает ему волосы (родители сохраняют их как оберег) и ногти (их сжигают).

После купания нельзя выливать воду. Ее переливают в емкости и используют, когда ребенок беспокойно спит или нервно себя ведет. Этой водой умывают малыша.

Обряд завершается празднеством с обильными кушаньями, песнями и весельем. Гости преподносят приготовленные коржын салу, подчеркивая тем самым свое внимание и доброе отношение к новому члену общества.

Рождение ребенка: приметы и обычаи казахского народа

Помимо описанных обрядов, есть ритуалы, которые проводятся по окончании 40-ка дней.

Согласно древним традициям казахского народа по завершении сорокадневки ребенку официально дают имя. Это прерогатива старшего поколения. Обычно свекры называют наследника или наследницу. Если молодые родители самостоятельно дают ребенку имя, то это считается выражением неуважения к старшим, что неприемлемо в казахских семьях. Детей называют в честь святых, знаменитостей, в зависимости от времени рождения.

Дедушка наклоняется к правому уху и произносит: «Твое имя (такое-то)!». То же самое проделывает и с левым ушком. Иногда эту роль отводят мулле. Затем всем присутствующим оглашают имя новорожденного и читают совместную молитву с просьбой о его благополучии и здоровье.

После этого для матери новорожденного готовится калжа — блюдо из вареной баранины. Родители угощают приглашенных сытным ужином.

Когда малышу исполняется один год, то проводится обряд тусау кесу. Чтобы ребенок хорошо ходил, как только он сделает первые шаги, ему проводят «обрезание пут». Этот ритуал организовывает крестная мама. Проходит он так:

  1. Малышу завязывают «восьмеркой» ножки белыми и черными нитками. Эти пута символизируют многообразие жизненных ситуаций.
  2. Успешный и уважаемый человек (желательно среднего возраста) перерезает эти нити и ведет ребенка по дорожке, устланной белой тканью, что символизирует счастье и успех в жизни.
  3. Гости бросают вслед малышу шашу — конфеты, монеты, украшения.

Эти традиции в современном казахском обществе — повод, чтобы собраться в кругу родных и близких. Обряды утратили свой первоначальный смысл, но приверженность им доказывает: национальные ритуалы и верования живы, а значит — жива душа народа.

Народы Казахстана: культура, традиции и обычаи

Республика Казахстан находится в центре Евразии, большей частью территориально находится в Азии и меньшей в Европе. Земли Казахстана омываются Каспийским морем, а граничат с Китаем, Уралом, Сибирью, Средней Азией и Нижним Поволжьем.

Многонациональный Казахстан начал формироваться еще в 15 веке, когда процветало Казахское Ханство. Он сложился благодаря созданию нации, в состав которой входили тюрские монгольские племена.

Народы населяющие Казахстан

В Республике Казахстан проживает около 17 950 000 человек. На сегодняшний день казахи являются основным населением этих территорий, численность который составляет 63.1% от всего населения.

И все же Казахстан многонациональная республика. Здесь проживают представителя других наций, которые сохраняют культуру своего народа и в то же время чтят историческую культуру коренных жителей. Численность русских жителей составляет 23,7%, украинцев — 2,1%, узбеков — 2,9%, татар — 1,3%, уйгуров — 1,4%, немцев — 1,1%. Помимо всех перечисленных народов здесь живет еще около 4,5% людей других национальностей.

Большая часть населения Казахстана являются городскими жителями — около 60%.

Самыми густозаселенными городами являются:

Культура и быт народов Казахстана

(Традиционная юрта)

Говоря о Казахстане в первую очередь стоит поблагодарить этот народ за то, что они сохранили до наших дней юрты. Юрты появились довольно давно, в них проживали тюрские племена. Благодаря казахскому народу, мы можем видеть их и сегодня.

Если говорить о повседневной жизни казахского народа, можно сказать, что основой их хозяйства, конечно, является скотоводство. На протяжении долгих времен скот был для казахов всем: едой, транспортом, накоплениями, одеждой. С помощью скотоводства казахи добывали молоко, из которого готовили молочные продукты, а после могли их продать. Из верблюжьего молока, которое также было доступно для казахов изготавливали различные продукты, полезные для здоровья. Обычное коровье молоко было источником сыров, айрана, творога, курта и других продуктов.

Верблюды были привычным и обыденным скотом для населения, при этом люди отдавали предпочтение именно двугорбым. Для того, чтобы они были выносливы, хозяева вызывали жажду у верблюда, добавляя ему в пищу соль. Если верблюд сыт и напоен, а выпить он может 50 литров воды, на нем можно перевозить тяжелую кладь в течение 6 и даже 10 дней. Поэтому верблюды были очень востребованы казахским народом.

Национальной одеждой казахов является кочевая одежда, изготовленная из шерсти животных — верблюжьей, овечьей и козьей. Эта одежда не отличается особой красочностью, но она удобна и символична для казахского народа.

Традиции и обычаи казахского народа

(Древний танец)

Традиции и обычаи Казахстана уходят своими корнями в глубокую языческую древность. Каждый праздник Казахстана очень яркий, красочный, веселый и чарующий. Даже свадебный обряд в Казахстане проходит с необычной изюминкой. Сватовство и сама свадьба должны проходить в определенные дни. Прежде чем жених увидит невесту, гонцы жениха отправятся на разведку к будущему тестю. Потом жених сможет увидеть суженую, но за определенную плату — калым. Как только мужчина войдет в дом будущей жены, ему придется пройти еще несколько испытаний и только потом он сможет начать официальную подготовку к свадьбе.

Самым ярким праздником у казахов является праздник Наурыз — день рождения весны. По древним календарям этот день празднуется в Новый год. Весну встречали в чистых убранных домах, в красивых одеждах и с переполненными едой столами. Казахи считают, что если весна войдет в чистый и уютный дом, они принесет удачу и счастье его жителям. Сегодня этот праздник отмечается 22 марта.

Праздник Дастархан — праздник вежливости и дружелюбия. В этот день казахи открыты и гостеприимны, как никогда. Люди готовы впустить в свои дома любого гостя, путника и незнакомца, накормить его, напоить и дать кров. В этот день люди знакомятся между собой, приглашают на чаепитие соседей и простых прохожих. Если гость уйдет голодным и не совсем веселым, значит хозяева не смогли сохранить атмосферу праздника в своих стенах.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *