Виды кукольного театра в детском саду

Ирина Куценко
Виды кукольного театра в детском саду

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

Станица Каневская Краснодарского края

Виды кукольного театра

в детском саду.

(мультимедийная презентация)

подготовили:

музыкальный руководитель: Иванова Ульяна Михайловна

учитель-логопед: Куценко Ирина Владимировна

2012 год

Весь кукольный театр в детском садуможно разделить на несколько его видов:

1. Стендовый

2. Верховой

3. Напольный

4. Настольный

Они, в свою очередь, включают в себя великое множество разновидностей, которые продолжают пополняться новыми идеями творческих людей нашего детского сада.

Рассмотрим некоторые разновидности на примере театральных игрушек, изготовленных или реставрированных силами сотрудников детского сада.

Итак, стендовый театр можно условно подразделить на театр:

1. На фланелеграфе

2. Магнитный

3. Теневой

4. Театр куклы с «живой рукой»

5. Театр на фартуке

Верховой театрможно условно разделить на:

1. Театральная игрушка – би-ба-бо

2. Театральные игрушки – ложковые

3. Театральная игрушка – штоковая

4. Театральная игрушка – рукавичная

5. Театральная игрушка – перчаточная

6. Театральная игрушка – куклы-выскочки

7. Театральная игрушка – куклы на гапите

Настольный театр:

1. Плоскостной

2. Вязаный

3. Конусный

Напольный театр:

1. Марионетки, попрыгунчики

2. Ростовые напольные куклы для детей и для взрослых.

Стендовый театр используется педагогами с 1-й младшей группы для рассказывания сказок, потешек, стихов; со 2-й младшей группы данный вид театра может быть использован уже для показа детьми на различных видах занятий и в самостоятельной деятельности.

С его помощью можно реализовать следующие задачи:

1. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

2. Воспитывать умение следить за развитием действия в спектакле.

3. Развивать речь, обогащать словарный запас детей, работая над формированием умения строить предложения, четко произносить слова.

4. Учить детей импровизировать.

5. Учить детей правилам элементарного кукловождения.

Настольный театр призван решать, кроме вышесказанных задач,еще и следующие:

1. Развивать бережное отношение к театральным игрушкам.

2. Развивать чувство ритма (при кукловождении театральная игрушка движется в ритме повествования или стихотворения).

3. Вызывать эмоциональный отклик на музыку и желание поиграть под нее с театральной игрушкой.

4. Формировать умение концентрировать свое внимание.

5. Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.

6. Учить приемы кукловождения в настольном театре.

Верховой театр можно использовать с детьми, начиная со средней группы. Спектакли должны быть подобраны соответственно возрасту и программным задачам, решаемым в детском саду. Театральные игрушки верхового театра изготовляются легкими, небольшими, т. к. ребенку еще трудно удерживать ее на вытянутой руке. Идеальным вариантом для начала работы с верховыми куклами является ложковый театр. Он удобен для кукловождения и прост в изготовлении.

С помощью верхового кукольного театра мы, в добавление к ранее перечисленным задачам,можем решить еще и такие:

1. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

2. Развивать мышцы плечевого пояса, укреплять позвоночник.

3. Побуждать к поиску выразительных особенностей данного вида театра.

4. Развивать творческую самостоятельность.

5. Научить правилам манипуляции верховыми куклами.

Напольный театр используется, в основном, детьми старшего дошкольного возраста, т. к., в дополнение к предыдущим,решает следующие задачи:

1. Совершенствовать умение создавать игровые и танцевальные импровизации.

2. Изучить приемы вождения напольных кукол.

3. Расширять словарь, добиваясь качественного театрального произношения.

4. Решать вопросы нравственного воспитания, социализации ребенка.

Все вышеперечисленные виды кукольного театра могут сделать любой вид деятельности ребенка в детском саду привлекательным и запоминающимся. Варианты внедрения кукольного театра в различные виды деятельности, используемые в детском саду,следующие:

1. Развитие речи.

2. Сюжетно-ролевая гимнастика.

3. Математика.

4. Свободная самостоятельная деятельность

5. Музыка.

6. Театрализованная деятельность.

Доклад на тему: «Театр кукол в детском саду» учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Доклад на тему: «Театр кукол в детском саду»

старшая группа

Художественно-эстетическое воспитание ребёнка является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. Из всех видов худ. деятельности именно театрализованная ближе всего ребёнку, поскольку в её основе лежит игра — неиссякаемый источник детского творчества. У ребёнка развиваются чувства, переживания, эмоции, он обогащается духовно.

Приобщая детей к театрализованной деятельности, мы ставим перед ребёнком следующие задачи:

— развивать художественно-эстетический вкус

— активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;

— развивать артистические возможности и способности ребёнка;

— помогать в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества;

— развивать выразительную речь и пластику тела.

Принципы:

— развитие и обучение в игре

— сотрудничество детей и взрослых в процессе театрально-игровой деятельности

— импровизация — основа театральной игры

— учёт возрастных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.

— охрана психического и физического здоровья.

Кукольный театр ближе всего к игровой деятельности ребёнка, ведь именно в игре он развивается и познаёт окружающий мир, общаясь с куклой.

Именно кукла позволяет ребёнку впервые соприкоснуться с искусством театра, овладев речью, помогает развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками.

Мы знакомим детей в детском саду со следующими видами кукольного театра:

1. Пальчиковый

2. Ручной — персонажи сказок одеваются на руку;

3. Настольный плоскостной театр;

4. Театр игрушек;

5. Теневой театр;

6. Театр на магнитах;

7. Ростовой театр и др.

Дети разыгрывают диалоги, сценки, этюды, номера, инсценировки.

Дети с помощью взрослого показывают сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Кот,петух и лиса».

Интересно проходят показы театра на фланелеграфе и теневой театр, пока роль ведущего берёт на себя воспитатель, помогает в распределении ролей и в который последовательной постановке спектакля. Самым простым театром, который можно использовать начиная с младшей группы, является театр игрушек. Яркие, красочные игрушки привлекают детей, они манипулируют ими, двигая их рукой и ведя диалог в начале сами с собою, а затем объединяясь с детьми. Наклоняя игрушку — курочку, ребёнок произносит «клю-клю-клю», она клюёт зёрнышки. Резко двигая собачкой «тяф-тяф», показывает как собачка лает, матрёшку двигает по столу — она идёт и т. д.

Дети могут инсценировать знакомую сказку, или отдельный эпизод из неё, или сами придумывают сюжет, можно пофантазировать и придумать другой конец сказки, так, например, в конце лисица не съедает колобка, а подружившись с ним, приглашает его к себе в гости и следует развитие другого сюжета: угощает колобка, играет с ним и т. д.

Для театра картинок изображения животных наклеивается на бархатную бумагу или фланельку и делается экран — фланелеграф. Здесь надо учитывать размеры животных, т. е. соразмерность: слон не может быть одного размера с волком, а волк с гусёнком, колобок с лисой.

К сказкам необходимы декорации: домики,трава,цветы,деревья и т. д. По ходу текста произведения выставляются картинки на фланелеграф, воспитатель берёт роль ведущего, дети заранее заучивают текст той или иной сказки или рассказ.

Так,играя с детьми по произведению С. Я. Маршака «Зоопарк», ведущий спрашивает:

— Где обедал воробей?

Воробей (ребёнок) : — В зоопарке у зверей!

Пообедал я сперва за решёткою у льва

Погостил у носорога, отрубей поел немного.

Ведущий: Дали туфельку слону,

Взял он туфельку одну,

И сказал — нужны пошире!

И не две, а все четыре!

Тигрёнок (ребёнок): Эй,не стойте слишком близко!

Я тигрёнок, а не киска!

Ведущий сравнивает животных по внешнему виду, повадкам, образу жизни.

Ведущий: — Посмотрите-ка сюда!Какие интересные птицы, глаза огромные, как блюдца!

Совята (двое или трое детей):

Взгляни на маленьких совят —

Малютки рядышком сидят,

Когда не спят,они едят

Когда едят,они не спят.

Когда «прогулка» по зоопарку заканчивается, дети могут продолжить самостоятельную сюжетно-ролевую игру с животными. Воспитатель может помочь в организации всем желающим.

Очень любят дети персонажей животных,которые одеваются на руку. Дети просовывают указательный палец в углубление головы персонажа, а большой и средний и мизинец выполняют движения рук (дедушка,бабушка,внучка) или лап персонажей (медведь,заяц). Здесь у детей простор для фантазии, те дети выполняют разные движения пальцами,имитируя поклон головы, наклон туловища, поднятие лап персонажа, хлопки лапами, бег персонажа и т. д.

В старшей группе роль сказочника можно поручить уже ребёнку,который хорошо знает текст и умеет выразительно и последовательно его передать. Сказочнику можно одеть русско-народный костюм. Мальчику — рубаху,картуз,девочкам — сарафан,платок,бусы и др элементы.

Сказки берутся небольшие и хорошо знакомые детям. Наши дети очень любят показывать сказки «Репка», «Колобок», «Теремок». Они стараются подражать голосам персонажей, имитируя движения. После показа сказки детьми проводим небольшую беседу, где оцениваем выразительность подражания ребёнка персонажу, например,какой замечательной лягушкой у нас была сегодня Оля, как она хорошо «квакала», лягушка у неё подпрыгивала прям как «настоящая», а Дима был таким медведем, что мишка у него переваливался с лапы на лапу, рычал и был неуклюжим, а Дарина была так похожа на сказочную лисичку-сестричку, такую хитрую и ловкую. Обсуждали,как лисичка ласково встретила колобка, что она с ним разговаривала тихим,ласковым голосом, и как его смогла обхитрить.

В конце сказки можно провести хоровод со всеми персонажами, включить музыку и потанцевать. Это поможет детям более эмоционально откликнуться на содержание сказки, улучшит настроение, развеселит.

Театрализованные игры в детском саду всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети познают мир через образы,краски,звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят и огорчаются вместе с ними,переживают, если героя ждёт беда и неудача. Поэтому и репертуар произведений должен быть высоко нравственным, воспитывать такие качества личности,как дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым и честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением, поэтому кукольные спектакли и инсценировки являются мощным воздействием на формирование нравственной стороны личности ребёнка, а также развивают речь, память, мыслительные способности и творчество.

Консультация для педагогов «Виды театральных кукол»

Консультация для воспитателей «ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ»

Чтобы немного узнать о театральных куклах сначала выяснить, что же такое кукла. Это предмет (фигура) в виде человека или животного, сделанный из ткани, бумаги, дерева, фарфора, пластика и других материалов. Слово «кукла» используется и в переносном смысле. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля: «Кукла: — щеголеватая, но глупая и бездушная женщина».

Кукла театральная:

1) это кукла, созданная для кукольного представления художником и мастером, который воплощает его эскиз в материале;

2) художественный инструмент для создания сценического образа через сценическое действие.

Театральные куклы делятся на верховые, низовые и теневые.

ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ – ЭТО КУКЛЫ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ ВЫШЕ АКТЕРА, УПРАВЛЯЮЩЕГО ИМИ.

К ним относятся перчаточные, тростевые, механические и мимирующие куклы.

Перчаточная кукла – кукла, которая надевается на руку как перчатка, и «оживает» благодаря движениям кисти рук и пальцев кукловода. Иначе она еще называется би-ба-бо или петрушечная кукла, по имени русского народного кукольного героя Петрушки.

Рис. 2. Перчаточная кукла

Разновидностью перчаточных кукол являются куклы пальчиковые. Пальчиковые куклы – это фигурки различных персонажей, одевающихся на пальчики. Они используются преимущественно в камерных спектаклях.

Рис. 3. Пальчиковые куклы

Тростевая кукла – кукла, руки которой приводятся в движение проволочными или деревянными стержнями-тростями. Голова тростевой куклы насажана на гапит, к которому прикрепляются плечи и руки куклы. Пропорции ее тела приближены к человеческим. Родилась тростевая кукла на острове Ява в Индонезии, поэтому имеет еще одно, менее распространенное название – яванская.

Рис. 4. Тростевые куклы

Механическая кукла – кукла, управляемая при помощи системы тяжей, проходящих по ее корпусу. Они часто употребляются как дубль для передачи разнообразных движений (скачущих лошадей, марширующих солдат и т. д.).

Рис. 5. Механическая кукла

Мимирующая кукла – это кукла, сделанная из мягких материалов (трикотина, латекса и т. п.). Пальцы актера располагаются в голове куклы и управляют ее глазами, ртом, носом.

Рис. 6. Мимируюшая кукла

НИЗОВЫЕ КУКЛЫ – ЭТО КУКЛЫ, УПРАВЛЯЕМЫЕ СВЕРХУ.

К ним относится марионетка и планшетные куклы.

Марионетка – кукла, управляемая с помощью нитей, которые идут от разных частей ее «тела» и крепятся на крестообразном держателе-ваге. Конструкция марионетки обычно воспроизводит анатомию человека. Она требует особого устройства сцены – специального помоста, называемого тропой, сверху которого размещается кукловод. Одна из особенностей театра марионеток – наличие настоящего, а не воображаемого пола, по которому передвигается кукла.

Рис. 7. Управление марионеткой

Планшетная (паркетная) кукла – театральная кукла, которая «умеет ходить» по полу, настилу сцены, который называется «планшет». Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.

Рис. 8. Управление планшетной куклой

ТЕНЕВАЯ КУКЛА – плоскостное изображение человека или животного, отбрасывающего тень на экран, который является сценой теневого театра. Теневые куклы изготовляются из кожи, бумаги, пластмассы и др. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени. Известен и теневой театр объемных кукол (например, традиционный индонезийский театр «ваянг-голек»).

Рис. 9. Теневые куклы

Приготовила воспитатель логопедической группы Даниленко Н.А.

Кукольный театр в детском саду

Людмила Телешенко
Кукольный театр в детском саду

Кукольный театр- одно из наиболее популярных средств организации детских праздников. Он дарит детям яркие впечатления и даёт им огромный заряд радости. Особенно популярен кукольный театр у младших дошкольников. Для них представление с участием кукол – само по себе большой праздник, которого они с нетерпением ждут и о котором потом долго вспоминают.

В старшем дошкольном возрасте к кукольным постановкам рекомендуется привлекать самих детей. Воспитатель подбирает детям кукол, учитывая их пожелания и особенности личности, показывает им, как правильно надевать куклу на руку, объясняет технику кукловождения. Затем воспитатель помогает ребёнку найти те движения и интонации, которые позволят ему передать характеристики своего персонажа. Один ребёнок работает только с одной куклой!

Участие ребёнка в кукольном театре по ту сторону ширмы – в роли кукловода –не только доставляет ему огромную радость, но и развивает его воображение и мелкую моторику руки, что положительным образом сказывается на его мышлении, а также формирует в нём активную жизненную позицию. Одно дело – сидеть в зрительном зале, и совсем другое – участвовать в представлении самому!

Сюжеты для кукольного театра надо выбирать простые, понятные данному возрасту и в то же время интересные. Это могут быть сценки из жизни детей или животных и, конечно же, сказки. Дети должны быть знакомы с сюжетом ещё до того, как увидят его в кукольном театре. Тогда во время представления они не будут отвлекаться на рассматривание кукол и декораций, а будут следить за разыгрываемым действием. В кукольных спектаклях, ориентированных на младших дошкольников, не должно быть запутанного сюжета и слишком много персонажей.

При первом знакомстве с кукольным театром воспитателю следует объяснить детям, что такое театр вообще и как нужно вести себя в театре. При желании можно заранее изготовить билеты, которые будут даваться детям при входе, а также красочную афишу. И билеты, и афиша должны быть выполнены с посильным участием детей. Перед представлением стульчики расставляют так, как они стоят в настоящем театре, — рядами.

Для детей младшего дошкольного возраста кукольное представление должно быть коротким по времени, так как они быстро устают.

Театральные куклы — виды, классификация презентация на тему

Слайд 1

Театральные куклы – виды, классификация Автор презентации: Музыкальный руководитель ГБДОУ № 79 (Калининского района г. Санкт-Петербурга) Клевцова Ольга Анатольевна

Слайд 2

Основные типы театров кукол Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами. Различают три основных типа театров кукол: 1. Театр верховых кукол (перчаточных, тростевых, мимирующих), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой. 2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток, ростовые куклы, паркетные), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской. 3. Театр кукол срединных кукол (настольный театр, театр вертепа, театр теней, платковые куклы), управляемых на уровне актёров-кукловодов. Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления.

Слайд 3

Виды кукол К Верховым куклам относятся: Куклы перчаточного типа . Конструкция перчаточных кукол состоит из головы на пальце и перчатки на руке кукловода. Петрушка — один из представителей перчаточных кукол. Пальчиковые

Слайд 4

2. Перчаточные куклы

Слайд 5

3. Варежковые куклы

Слайд 6

Тростевые куклы (штоковые) – приводится в движение с помощью трости, на которую надета кукла. У таких кукол может быть не одна, а две трости, тогда и управляется она двумя руками.

Слайд 7

Мимирующая кукла — верховая театральная кукла из мягких материалов. Пальцы актера, которые находятся в голове куклы, управляют глазами, ртом, носом куклы.

Слайд 8

К низовым куклам относятся: Куклы – марионетки Марионетка — разновидность куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения .

Слайд 9

Ростовые куклы Кукла надевается на человека. Изготавливается на специальном каркасе и может быть самых разных размеров.

Слайд 10

Паркетные куклы

Слайд 11

К серединным куклам относятся: Настольный театр

Слайд 12

Куклы вертепа Тело куклы насаживается на рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели вертепа. Обычно куклы вырезаются из дерева и обшиваются тканью или раскрашиваются.

Слайд 13

Театр теней Куклы театра теней- плоскостные фигурки. Их показывают их на освещенном экране в виде силуэтов.

Слайд 14

Платковые куклы

Слайд 15

Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник. Роль кукольного театра в развитии ребёнка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене нашего театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же «ожившие» куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *