Особенности организации внеурочной деятельности учащихся методическая разработка

Ермола Т.В.

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ № 19 г.Химки Московской области

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования среди новаций, например, трёх групп требований (к результатам освоения основной образовательной программы, структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования) имеют место изменения в Федеральном базисном учебном (образовательном) плане. Согласно базисному учебному плану начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе . В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. В документе сказано, что основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.

Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования .

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество;
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность .

В программно-методических документах ФГОС начального общего образования касательно внеурочной деятельности разными учёными (Д.В. Григорьев, В.А. Горский, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов и другие) раскрываются требования к организации внеурочной деятельности. Одним из основных является положение о классификации результатов внеурочной деятельности трёх уровней (социальные знания, ценностные отношения к социальной реальности, опыт самостоятельного общественного действия), о взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, в которых раскрываются формы организации различных видов внеурочной деятельности, требования к программам внеурочной деятельности, предлагаются примерные программы внеурочной деятельности.

Методический конструктор Д.В. Григорьева и П.В. Степанова вооружает педагогов-практиков знаниями о том, в каких формах организовать «воспитывающую» внеурочную деятельность школьников, как целенаправленно достигать в ней воспитательных результатов разных уровней и воспитательных эффектов.

Формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:

— целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

— эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— установки на безопасный, здоровый образ жизни;

— способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

— умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

— способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

— логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

— способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

— пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;

— значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

— уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

— навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

— умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.».

Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения с учетом требований Базисного учебного плана. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).

При отсутствии условий для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, на договорной основе).

Часть внеурочных занятий изначально предполагает выбор интересного для обучающегося вида деятельности. Он может быть определен с учетом пожеланий родителей конкретного класса (например, экскурсия, туристический поход). Обучающиеся получают возможность попробовать себя в различных видах деятельности, осознать свои интересы, проявить способности. Так как детям предлагается выбор, то планировать эту часть внеурочной деятельности можно или как сквозной курс на учебный год (при желании закладывая перспективу продолжения курса в дальнейшем – первый, второй, третий год обучения), или как курс, рассчитанный на четверть – тогда занятия адресованы ученикам конкретного класса, после завершения преподаватель дублирует курс в остальных классах.

Таким образом, внеурочная деятельность предполагает для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывает классный руководитель и в письменном виде выдает обучающемуся и (или) его родителям (законным представителям).

Модель организации внеурочной деятельности позволяет целостно представить возможности образовательного учреждения, определить необходимость привлечения специалистов системы дополнительного образования, культуры и спорта. Она помогает распределить часы внеурочной деятельности, определить, какие программы внеурочной деятельности необходимо разработать в образовательном учреждении.

Модель организации внеурочной деятельности в начальной школе зависит от условий, в которых протекает образовательный процесс: количества классов в параллели; наличия учреждений дополнительного образования, культуры и спорта; специфики работы (одна или две смены, комплектность классов).

При разработке модели организации внеурочной деятельности необходимо следовать следующим принципам:

Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития.

Принцип преемственности, заключающийся в выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе. Например: проектная деятельность. Кружок «Я — исследователь» может работать на протяжении четырех лет начальной школы, иметь свою специфику исследований, и закономерно продолжен в виде клуба или научного общества в основной школе.

Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте.

Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения. Например, если школа работает по проблеме экологического образования и воспитания, то данное направление должно найти отражение в занятиях внеурочной деятельностью, начиная с начальной школы.

Принцип учета региональных разработок для организации внеурочной деятельности. Необходимо включение в программу внеурочной деятельности ОУ занятий по программе «Воспитание на социокультурном опыте» для учащихся первых классов, занятия по развитию физической культуры и здорового образа жизни. В первом классе рекомендуется организация кружка с условным названием » Учись учиться» или » Учиться – это здорово!», или » Я открываю учения мир», программа которого позволит формировать универсальные учебные действия не только на уроках, на предметном материале, но и различных игровых и познавательных сценариях.

Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Часть внеурочных занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования, библиотеки. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования, или учреждений культуры и спорта.

Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности. В программе внеурочной деятельности образовательного учреждения должны быть представлены кружки, студии, клубы, мастерские, секции, общества и др.

Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в программе кружка, студии.

Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе.

В настоящее время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности.

1. Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны. Вся внеклассная работа и внеурочная деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития организации деятельности детей во второй половины дня не корректируется. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант организации внеурочной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

2. Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Сходные по профилю клубы, кружки, студии могут быть объединены в клубные центры, работающие по единой программе. Однако центры эти существуют в школе изолированно; связи с общешкольной работой также фрагментарны. Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией.

3. Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество должно осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности

4. Четвертая модель организации внеурочной деятельности в современной школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это учебно-воспитательный комплекс, школа-клуб, школа коммунарского типа.

Стандарт второго поколения определяет стратегию социального проектирования и конструирования системы образования на основе системно-деятельностного подхода, при котором результатом обучения является личностное развитие человека, отвечающее потребностям современного общества . Достижение данного результата возможно при организации вышеназванных направлений и видов внеурочной деятельности с применением деятельностных способов, направленных на достижение результатов не только первого и второго уровней (социальные знания, ценностные отношения к социальной реальности), но и третьего уровня (опыт самостоятельного общественного действия). Разнообразие, нестандартность, инновационность деятельностных способов организации внеурочной деятельности и учебного сотрудничества должны рассматриваться в качестве условий личностного, социального и познавательного развития каждого учащегося.

По мнению Д.В. Григорьева и П.В. Степанова, «воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в котором единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей» .

Список литературы

Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию способностей и личных качеств ребенка.

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные и образовательные потребности детей.

Приоритетной задачей современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого учащегося. Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Государственного образовательного стандарта и является неотъемлемым элементом школьного образования в целом, ставящим задачу перед педагогическим коллективом, организовать развивающую среду для обучающихся. Заинтересованность школы во внеурочной деятельности проявляется, прежде всего, в новых взглядах на образовательные результаты. Значимость внеурочной деятельности для образовательного процесса поистине высока, так как она способствует достижению личностных результатов, интересов и потребностей учащегося при том, что он сам выбирает ее.

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело — внеурочная деятельность, в котором педагог не связан жесткими временными и плановыми мерками. В обязанности учителя технологии могут быть включены: руководство кружками технического творчества, клубом по интересам, факультативом и т.п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы на уроках и способностей школьника, формированию его личности..

Роль дополнительного образования – помочь детям сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам.

Ребенок – постоянно развивающаяся личность, которая хочет узнавать и открывать для себя новое каждый день. То, что было для него важным сегодня, может потерять интерес завтра. Младший школьный возраст – это время, когда ребенок, может попробовать себя во всех видах внеучебной деятельности. Но отчасти, такой возможности у них нет. Можно привести для этого, несколько причин:

  • выбор внеучебной деятельности родителями за ребенка,
  • нехватка времени,

ребенок сам не знает, чем хочет заниматься.

В настоящее время, внеучебные занятия, секции и разные кружки стали очень популярны. Родители тратят много времени, усилий, денег на то, чтобы их ребенок развивал свои способности, таланты. Но выбор дополнительного образования имеет свои сложные вопросы: В какой кружок отдать ребенка? Не будет ли слишком большая нагрузка? С какого возраста лучше отдать ребенка в кружок?

Чтобы узнать какие проблемы встречают родители младших школьников, перед выбором внеучебных занятий для своего ребенка, мы провели опрос. В анкетировании принимали участие родители Намской средней общеобразовательной школы №2. В таблице 1 приведены вопросы анкетирования.

Таблица 1

Анкетирование

Вопрос

Ответ

Как Вы думаете во сколько лет можно отдать ребенка в кружок?

Ходит ли Ваш ребенок в кружки, секции, внеучебные занятия.

Если да, то в какие?

Если нет, то назовите причину.

По мнению родителей, ребенка нужно отдавать в секции и кружки с 6-7 лет. Некоторые родители думают, что чем раньше, тем лучше.

На вопрос со скольки лет можно ребенку посещать секции и кружки, известные психологи и ученые отмечают самим ранним возрастом, когда ребенок готов- это 4 года. Но следует учитывать его здоровье, и физические и умственные способности. Отдельно можно отметить спортивные секции, такие как гимнастика, плавание, куда можно отдать ребенка с 2-3х лет.

По результатам опроса было выявлено, что младшие школьники посещают такие кружки как: спорт – 30 %, танцы – 17 %, пение и рисование – по 6 %, научно — исследовательские и образовательные занятия – 3 %, другое ( театральное, фотографии, журналистика, экскурсии и др.) – 2 %, а остальные 33% — не посещают ничего вообще. Это видно в таблице 2.

Таблица 2.

Внеурочные занятия

%

Танцевальный

Спортивный

Пение

Рисование

Научно-исследовательские занятия

Образовательные занятия

Другое

Не посещают доп. Занятия

Причин тому, что некоторые младшие школьники не посещают внеучебные занятия много. Например: нехватки времени у родителей, чтобы водить ребенка каждый день, денег, на некоторые платные секции. Но основной причиной они выделили то, что они не хотят лишать своего ребенка детства и нагружать его еще и помимо учебы.

К сожалению, этот миф культивируется многими врачами, психологами и учеными. Соматические проблемы часто списываются на большие учебные нагрузки. Родители считают, что ребенок и так много занимается, получает много заданий в школе, и он будет уставать и физически и морально. Но это не так.

У ребенка врожденная жажда познания и развития. Ему интересно учиться, узнавать новое, делать открытия, строить гипотезы и искать им подтверждение. Это и есть развитие. Это и есть детство. Не надо лишать своего ребенка детства – нужно помогать ему найти тех, с кем он сможет совершать открытия, учиться и узнавать новое с большей эффективностью и отдачей.

При выборе кружка нужно учитывать и желание ребенка. Может он хочет танцевать, но стесняется об этом сказать. Может у него талант к лепке глиной ( которую часто не испоьзуют в школах), а родители этого не знают, да и сам ребенок тоже. Может ребенку лень куда-то ходить, делать уроки, но если он найдет то, что ему по душе, он будет стараться, у него то, на что он сможет вкладывать свою душу и одновременно отдыхать морально, психологически.

Кружок – это не будущая профессия. Не стоит, отдавая ребенка в секцию раз и навсегда, определяя ему готовую траекторию будущего. Напротив, пусть он попробует десяток кружков, самых разных. Тогда шанс выбрать собственную и действительно правильную траекторию, значительно возрастет. Родители не должны решать за ребенка. Они должны помогать ему, показать какие варианты есть. Как и учитель. Поэтому здесь так же важно взаимодействие учителя с родителями. .

Младший школьный возраст, это возраст когда ребенок максимально готов к новым знаниям, открытиям. Это время когда он может пробовать, ошибаться и пробовать снова.

Исходя из этого, мы предлагаем следующую концепцию дополнительного образования для младших школьников. Основной целью, которого является – возможность самостоятельного выбора занятий ребёнком и всестороннее развитие личности младшего школьника. «Большая маленькая страна» — это система свободных занятий, особенностью которых является то, что ребенок может заниматься чем хочет и сколько захочет.

Внеучебная деятельность в образовательных учреждениях обычно начинается после обеда, после основных занятий школьников. Так, после уроков открывает двери «Большая маленькая страна». Это занятия, самых разнообразных направлений, которые ребенок может сам выбрать по настроению. Если захотел полепить, то идет в класс лепки, если ему там не понравилось, то идет решать логические задачи, а если захочет размяться, идет на физиотерапию.

Основные задачи дополнительного образования:

  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;
  • выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;
  • профессиональная ориентация детей;
  • адаптация детей к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры детей;
  • организация содержательного досуга детей;
  • удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом..

Также мы считаем, что главной задачей является мотивация ребенка к самообразованию. И для этого педагог должен создать благоприятные условия, занятия должны проходить в интересной для ребенка форме.

Далее, в таблице 3 приведены примеры занятий, с примерными формами их проведения.

Таблица 3

Наименование занятий

Форма проведения

Город губернатора Циферкина

Решение логических задач, игры «Магазин», «Монополия».

Театр «Улыбка»

Развитие речи, записи песен, постановки миниатюр.

Знайка и Незнайка

Интересные факты, опыты.

Я должен это знать!

Правила ПДД в виде игр, первая помощь, техника безопасности и др.

Город бумажных кораблей

Аппликация, папье маше, оригами и др.

Я строитель!

Лепка, конструкторы, лего.

Я художник!

Живопись, нетрадиционные техники рисования

Если хочешь быть здоров

Физиотерапия

Цветочная поляна

Посадка рассады, фруктов, овощей и др.

Примерные занятия дополнительных занятий «Большая маленькая страна»

Чтобы узнать заинтересованность к таким типам занятий мы провели опрос среди младших школьников Намской среднеобразовательной школы №2. Опрос состоял всего из одного вопроса: Какое занятие ты бы посещал? В опросе принимали учащиеся с 1 по 4 классы. В таблице 4 приведены результаты опроса.

Таблица 4

Наименование занятий

Учащиеся в %

Город губернатора Циферкина

2%

Театр «Улыбка»

7%

Знайка и Незнайка

3%

Я должен это знать!

4%

Город бумажных кораблей

7%

Я строитель!

3%

Я художник!

3%

Если хочешь быть здоров

2%

Цветочная поляна

2%

Хочу на все занятия

67%

По результатам опроса было выявлено, что большая половина учащихся хочет посетить 3 и более занятий. Ребята все спрашивали, можно ли им выбрать несколько занятий. Так же, младшие школьники были обеспокоены тем, что можно ли будет пойти на другое занятие, если им не понравится, то или иное занятие.

Если дать ребенку свободу выбора, у него появится желание и мотивация. В развитии личности ребенка это играет очень важную роль. В наше время, когда телефон, интернет имеют слишком большое значение, необходимо заинтересовать ребенка, мотивировать его, развивать личностные качества, помочь раскрыть свои таланты, которые есть у каждого ребенка. И дополнительное образованиеиграет в этом самую важную роль.

Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.

Методическая разработка «Проблемно-ценностное общение как фактор социализации воспитанниц в обществе»

Проблемно-ценностное общение как фактор социализации воспитанниц в обществе.

На современном этапе развития нашего общества проблема педагогического общения и социализации широко исследуется в философской, социологической, психологической и педагогической литературе. Социализация рассматривается как интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей. Социализация личности является значимой для общества, т.к. в процессе социализации происходит усвоение социальных ролей, активизируется участие в процессе деятельности, формируются необходимые качества личности, с помощью которых происходит усвоение и передача элементов культуры, социальных норм и ценностей.

Социальный заказ государства и общества, отраженный в Законе Российской Федерации «Об образовании», ориентирует педагогов не только на образование, но и на формирование человека и гражданина, социализированного в социуме.

Социализации способствуют основные виды внеурочной деятельности: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество трудовая деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

Проблемно-ценностное общение, в отличие от досугового общения, затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, её ценностей, смысла. Проблемно-ценностное общение школьников может быть организовано в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий.

Для достижения результатов первого уровня — приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни — оптимальна форма этической беседы.

Этическая беседа — это не лекция педагога по морально-нравственной проблематике. Это обращенное к слушателям развёрнутое личное высказывание инициатора беседы, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.

Хорошо организованная беседа — это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора и одновременно разные сценарии развития коммуникации. Например, обсуждая с воспитанниками тему «Цель оправдывает средства?», приводя исторические и литературные примеры разных ответов на этот сложный вопрос, педагог должен подвести школьников к тому, чтобы они «примерили» эту проблему на себя. В частности, в определённый момент разговора он может ввести обращенную к кому-либо из участников беседы коллизию: «Такая ситуация: у тебя есть идея, которая очень дорога тебе и которую ты мечтаешь реализовать. Но есть люди, которые эту идею не разделяют и противятся её осуществлению. Если они будут продолжать упорствовать, у тебя ничего не получится. Как ты поступишь с этими людьми?»

Выслушав ответ ученика (возможно, нескольких детей), педагог может предложить ему (им) несколько сценариев поведения, например: а) заставить этих людей подчиниться твоей воле, не тратя времени на пустые, ненужные разговоры; б) пытаться переубедить их, а если не получится, сделать по-своему; в) постараться найти у каждого из противников слабое место и действовать; г) выслушать возражения оппонентов, вместе с ними прийти к общему мнению, а если не получится, то отложить реализацию своей идеи.

А дальше педагог должен быть готов к разным сценариям продолжения общения с активными участниками беседы в присутствии остальных слушателей. Так, в случае выбора кем-то из школьников варианта «а» или «в» необходимо постараться вывести ученика на последствия принятого решения. При выборе ответа «б» необходимо показать школьнику, что его решение всего лишь отсрочка действия. В то же время педагог должен понимать, что такой выбор — знак определённого борения между желаниями осуществить идею и избежать негативных последствий для других, и за это стоит «зацепиться» и помочь ученику углубиться в свои размышления. Если же школьник выбрал вариант «г», то можно попросить его дать развёрнутое обоснование выбора, с тем чтобы понять, насколько этот выбор осмыслен и искренен.

В рамках этической беседы основной канал общения -Педагог-Дети. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого — обмен детей непродолжительными репликами). А без отстаивания своего мнения перед лицом другого, особенно сверстника (он равен мне, поэтому в случае неудачи трудно всё списать на превосходство в возрасте, опыт, знания), непросто понять, готов ли ребёнок всерьёз отвечать за свои слова. Иными словами, ценит он то, что утверждает, или нет.

Понять это можно, например, участвуя в дебатах. Эта образовательная форма способна при правильном использовании обеспечить достижение результатов второго уровня — формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно описана в педагогической литературе. Поэтому остановимся лишь на главном. В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему). Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон — убедить судей (экспертов) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая ученику изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, он может прийти к такому серьёзному сомнению в собственных установках, что вплотную окажется перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время в игровом характере общения есть подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определённая несерьёзность происходящего ощущается практически всеми.

Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Обсуждение строится таким образом, чтобы человек встал перед выбором: действовать или нет? Именно эта образовательная форма призвана содействовать достижению результатов третьего уровня — получению школьниками опыта самостоятельного социального действия.

Цель проблемно-ценностной дискуссии — запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к самостоятельному социальному действию. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности. Очевидно, что самоопределение пойдет тем успешнее, чем более конкретными, близкими и интересными будут эти фрагменты и ситуации для учащихся.

ФГОС определяет основные ценности и ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Список литературы:

1. ФГОС ООО.

6. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации // Социс, 2002, № 1, С. 96—105.

7. Дробницкий О. Г.. Ценность // Большая Советская Энциклопедия– Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.

8. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.

9. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентации учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников, 2001, № 8. С. 10—13.

10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Учеб.пособие. –М., 2005.

11. Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. Ред. П.И, Пидкасистого. – М., 2004.

12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2005.

13. Мудрик А.В. Социализация человека. – М, 2005.

Досугово-развлекательная деятельность рабочая программа по теме

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 150 Калининского района Санкт- Петербурга

УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете

ГБОУ № 150

«____»_________________ 2012 г.

Протокол №__________________

Директор____________________

(____________________________)

(ФИО

Дополнительная образовательная программа

«Досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение)»

Возраст детей: 6,5 – 11 лет

Срок реализации: 4 года

Автор программы:________________

Санкт-Петербург

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 150 Калининского района Санкт- Петербурга

УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете

ГБОУ № 150

«____»_________________ 2012 г.

Протокол №__________________

Директор____________________

(____________________________)

(ФИО

Дополнительная образовательная программа

«Досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение)»

Возраст детей: 6,5 – 11 лет

Срок реализации: 4 года

Автор программы: Куликова М.В.

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение)

Программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации по организации занятий по направлениям внеурочной деятельности для четырёхлетней начальной школы.

Направленность программы

Программа направлена на культурно-творческую деятельность и духовно — нравственный потенциал учащихся, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

Актуальность и новизна

Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».

Педагогическая целесообразность реализации данной программы

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Отличительные особенности данной программы от других действующих

Данная программа нацелена на достижение учащимися трёх уровней воспитательных результатов в досугово — развлекательной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Цель программы

— Развитие личности школьника, его творческих способностей;

— воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

— формирование желания и умения учиться;

— освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения жизненных задач.

Задачи программы

  1. Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
  2. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
  3. Развитие волевой и эмоциональной регуляции поведения и деятельности.
  4. Воспитание духовно–нравственных качеств личности.
  5. Развитие навыков рефлексивных действий.

Возраст детей, на которых ориентирована данная программа

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста 6,5 – 11 лет (1-4 классы)

Количество часов, продолжительность и этапы реализации программы

Количество часов — 256 часов (64 часа в год) с 1 по 4 класс

Количество учебных лет — 4 года

Формы и режим занятий

На занятиях необходимо использовать такие формы, как концерт, инсценировка, праздничный «огонёк», викторина, игра по станциям, выставка, конкурс, культпоход.

Режим занятий — 2 раза в неделю

Форма занятий — коллективная, групповая, индивидуальная

Количество детей — 10 – 12 человек

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах.

Формы подведения итогов реализации программы

— выступление на концертах;

-инсценирование сказок;

— проведение викторин, конкурсов, игр по станциям, праздников;

-участие в выставках

Учебно – тематический план

1 класс

Название разделов и тем

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы

внеаудиторных активных занятий

Общий сбор группы. Введение в КТД

Праздники в школе. Цели и смысл

Технология КТД

Обучение приёмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел

Анализ проведения Дня знаний

Подготовка и проведение осенних мероприятий

Подготовка к празднику

» Здравствуй, Осень»

Проведение праздника

» Здравствуй, осень»

Анализ праздника

» Здравствуй, осень»

Выставка рисунков

«Осенняя пора»

Конкурс стихов об осени

Конкурс рисунков ко Дню матери России

Подготовка и проведение зимних мероприятий

Подготовка к «Новогоднему утреннику».

Проведение и анализ «Новогоднего утренника»

Конкурс рисунков ко Дню снятия блокады.

Чтение и анализ книг о блокаде Ленинграда

Конкурс стихов о зиме

Конкурс рисунков ко Дню защитника Отечества.

Подготовка и проведение праздника ко Дню защитника Отечества.

Подготовка и проведение весенних мероприятий

Подготовка и проведение праздника Букваря

Конкурс рисунков, поделок ко Дню космонавтики.

Подготовка и проведение праздника ко Дню космонавтики.

Конкурс рисунков, плакатов «Нет войне!»

Подготовка и проведение праздника «День Победы».

Подготовка и проведение праздника к окончанию 1 класса

Раздел 1. Общий сбор группы. Введение в КТД______________________________(8 ч.)

Тема 1. Праздники в школе. Цели и смысл_____________________________________(1 ч.)

Какие праздники можно проводить в школе. Описание праздников. Для чего праздники проводятся в школе.____________________________________________________________

Тема 2. Технология КТД___________________________________________________(1 ч.)

Знакомство и обсуждение технологии КТД_________________________________________

Тема 3. Обучение приёмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел__________________________________________________(4 ч.)

Приёмы коллективного планирования_____________________________________________

Тема 4. Анализ проведения Дня знаний_______________________________________(2 ч.)

Обсуждение праздника, обмен мнениями, разъяснение каких-либо моментов, подведение итогов._______________________________________________________________________

Раздел 2. Подготовка и проведение осенних мероприятий____________________(16 ч.)

Тема 1. Подготовка к празднику «Здравствуй, Осень»___________________________(7 ч.)

Тема 2. Проведение праздника «Здравствуй, Осень»____________________________(2 ч.)

Начало праздника, коррекция по необходимости, окончание праздника________________

Тема 3. Анализ праздника «Здравствуй, Осень»________________________________ (1 ч.)

Обсуждение праздника, обмен мнениями, разъяснение каких-либо моментов, подведение итогов._______________________________________________________________________

Тема 4. Выставка рисунков «Осенняя пора»___________________________________(1 ч.)

Подготовка рисунков по теме___________________________________________________

Тема 5. Конкурс стихов об осени_____________________________________________(3 ч.)

Подбор стихотворений, репетиции________________________________________________

Тема 6. Конкурс рисунков ко Дню матери России______________________________(2 ч.)

Подготовка рисунков по теме, отбор рисунков на конкурс____________________________

Раздел 3. Подготовка и проведение зимних мероприятий_____________________(20 ч.)

Тема 1. Подготовка к «Новогоднему утреннику»_______________________________(5 ч.)

Тема 2. Проведение и анализ «Новогоднего утренника» _________________________(2 ч.)

Начало праздника, коррекция по необходимости, окончание праздника. Обсуждение праздника, обмен мнениями, разъяснение каких-либо моментов, подведение итогов _____

Тема 3. Конкурс рисунков ко Дню снятия блокады_____________________________(2 ч.)

Подготовка рисунков по теме, отбор рисунков на конкурс____________________________

Тема 4. Чтение и анализ книг о блокаде Ленинграда____________________________(4 ч.)

Подбор книг по теме, обсуждение, обмен мнениями_________________________________

Тема 5. Конкурс стихов о зиме______________________________________________(1 ч.)

Подбор стихотворений, репетиции_______________________________________________

Тема 6. Конкурс рисунков ко Дню защитника Отечества________________________(1 ч.)

Подготовка рисунков по теме, отбор рисунков на конкурс___________________________

Тема 7. Подготовка и проведение праздника ко Дню защитника Отечества________(5 ч.)

Определить для кого праздник, цели и задачи праздника, границы праздника, пути развития праздника, предусмотрение фоновой деятельности, правила проведения праздника, изготовление костюмов и декораций, репетиции. Начало праздника, коррекция по необходимости, окончание праздника.

Раздел 3. Подготовка и проведение весенних мероприятий___________________(20 ч.)

Тема 1. Подготовка и проведение праздника Букваря___________________________(5 ч.)

Определить для кого праздник, цели и задачи праздника, границы праздника, пути развития праздника, предусмотрение фоновой деятельности, правила проведения праздника, изготовление костюмов и декораций, репетиции. Начало праздника, коррекция по необходимости, окончание праздника.

Тема 2. Конкурс рисунков, поделок ко Дню космонавтики_______________________(1 ч.)

Подготовка рисунков и поделок по теме, отбор рисунков и поделок на конкурс__________

Тема 3. Подготовка и проведение праздника ко Дню космонавтики_______________(4 ч.)

Определить для кого праздник, цели и задачи праздника, границы праздника, пути развития праздника, предусмотрение фоновой деятельности, правила проведения праздника, изготовление костюмов и декораций, репетиции. Начало праздника, коррекция по необходимости, окончание праздника.

Тема 4. Конкурс рисунков, плакатов «Нет войне!»______________________________(2 ч.)

Подготовка рисунков по теме, отбор рисунков на конкурс___________________________

Тема 5. Подготовка и проведение праздника «День Победы»_____________________(5 ч.)

Определить для кого праздник, цели и задачи праздника, границы праздника, пути развития праздника, предусмотрение фоновой деятельности, правила проведения праздника, изготовление костюмов и декораций, репетиции. Начало праздника, коррекция по необходимости, окончание праздника.

Тема 6. Подготовка и проведение праздника к окончанию 1 класса________________(3 ч.)

Определить для кого праздник, цели и задачи праздника, границы праздника, пути развития праздника, предусмотрение фоновой деятельности, правила проведения праздника, изготовление костюмов и декораций, репетиции. Начало праздника, коррекция по необходимости, окончание праздника.

2 класс

Название разделов и тем

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы

внеаудиторных активных занятий

Подготовка и проведение осенних мероприятий

Подготовка к празднику

» Здравствуй, Осень Золотая»

Проведение праздника

» Здравствуй, Осень Золотая»

Анализ праздника

» Здравствуй, Осень Золотая»

Игра по станциям «Природа осенью»

Выставка рисунков

«Осенняя пора»

Конкурс стихов об осени

Подготовка к празднику ко Дню матери России

Проведение и анализ праздника ко Дню матери России

Подготовка и проведение зимних мероприятий

Подготовка к «Новогоднему утреннику».

Проведение и анализ «Новогоднего утренника»

Конкурс рисунков ко Дню снятия блокады.

Чтение и анализ книг о блокаде Ленинграда

Конкурс стихов о зиме

Конкурс рисунков ко Дню защитника Отечества.

Подготовка и проведение праздника ко Дню защитника Отечества.

Подготовка и проведение весенних мероприятий

Подготовка и проведение праздника к 8 Марта

Выставка рисунков ко Дню космонавтики.

Подготовка и проведение праздника ко Дню космонавтики.

Конкурс рисунков, плакатов «Нет войне!»

Подготовка и проведение праздника «День Победы».

Культпоход в «Зубровник»

Раздел 1. Подготовка и проведение осенних мероприятий____________________(24 ч.)

Тема 1. Подготовка к празднику » Здравствуй, Осень Золотая»__________________(10 ч.)

Тема 2. Проведение праздника » Здравствуй, Осень Золотая»____________________(1 ч.)

Начало праздника, коррекция по необходимости, окончание праздника_________________

Тема 3. Анализ праздника » Здравствуй, Осень Золотая»________________________(1 ч.)

Обсуждение праздника, обмен мнениями, разъяснение каких-либо моментов, подведение итогов._______________________________________________________________________

Тема 4. Игра по станциям «Природа осенью»__________________________________(4 ч.)

Подбор материала, проведение игры, подведение итогов_____________________________

Тема 5. Выставка рисунков «Осенняя пора»__________________________________(1 ч.)

Подготовка рисунков по теме___________________________________________________

Тема 6. Конкурс стихов об осени____________________________________________(1 ч.)

Подбор стихотворений, репетиции_______________________________________________

Тема 7 . Подготовка ко Дню матери России___________________________________(3 ч.)

Тема 8. Проведение и анализ праздника ко Дню матери России__________________(2 ч.)

Начало праздника, коррекция по необходимости, окончание праздника, обсуждение праздника, обмен мнениями, разъяснение каких-либо моментов, подведение итогов______

Раздел 2. Подготовка и проведение зимних мероприятий____________________(20 ч.)

Тема 1. Подготовка к «Новогоднему утреннику»_______________________________(5 ч.)

Тема 2. Проведение и анализ «Новогоднего утренника»_________________________(2 ч.)

Начало праздника, коррекция по необходимости, окончание праздника, обсуждение праздника, обмен мнениями, разъяснение каких-либо моментов, подведение итогов______

Тема 3. Конкурс рисунков ко Дню снятия блокады_____________________________(2 ч.)

Подготовка рисунков по теме, отбор рисунков на конкурс____________________________

Тема 4. Чтение и анализ книг о блокаде Ленинграда____________________________(3 ч.)

Подбор книг по теме, обсуждение, обмен мнениями_________________________________

Тема 5. Конкурс стихов о зиме______________________________________________(2 ч.)

Подбор стихотворений, репетиции_______________________________________________

Тема 6. Конкурс рисунков ко Дню защитника Отечества________________________(1 ч.)

Подготовка рисунков по теме, отбор рисунков на конкурс____________________________

Тема 7. Подготовка и проведение праздника ко Дню защитника Отечества_________(5 ч.)

Раздел 3. Подготовка и проведение весенних мероприятий___________________(20 ч.)

Тема 1. Подготовка и проведение праздника к 8 Марта_________________________(5 ч.)

Тема 2. Выставка рисунков ко Дню космонавтики______________________________(1 ч.)

Подготовка рисунков по теме___________________________________________________

Тема 3. Подготовка и проведение праздника ко Дню космонавтики_______________(4 ч.)

Тема 4. Конкурс рисунков, плакатов «Нет войне!»______________________________(2 ч.)

Подготовка рисунков по теме, отбор рисунков на конкурс____________________________

Тема 5. Подготовка и проведение праздника «День Победы»_____________________(4 ч.)

Тема 6. Культпоход в «Зубровник»___________________________________________(4 ч.)

Организация, выбор места, обмен мнениями_______________________________________

3 класс

Название разделов и тем

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы

внеаудиторных активных занятий

Подготовка и проведение осенних мероприятий

Осенние сценки

Игра по станциям «Животные осенью»

Выставка поделок из овощей

Подготовка к концерту ко Дню матери России

Проведение и анализ концерта ко Дню матери России

Подготовка и проведение зимних мероприятий

Подготовка к «Новогоднему празднику».

Проведение и анализ «Новогоднего праздника»

Культпоход в музей Блокады

Конкурс рисунков ко Дню защитника Отечества.

Подготовка и проведение праздника ко Дню защитника Отечества.

Подготовка и проведение весенних мероприятий

Подготовка и проведение праздника к 8 Марта

Выставка рисунков ко Дню космонавтики.

Подготовка и проведение праздника ко Дню космонавтики.

Смотр военной песни

Раздел 1. Подготовка и проведение осенних мероприятий____________________(24 ч.)

Тема 1. Осенние сценки___________________________________________________(10 ч.)

Подготовка, проведение и анализ мероприятия_____________________________________

Тема 2. Игра по станциям «Животные осенью»________________________________(4 ч.)

Подбор материала, проведение игры, подведение итогов_____________________________

Тема 3. Выставка поделок из овощей_________________________________________(4 ч.)

Изготовление поделок, обсуждение материала, отбор на выставку_____________________

Тема 4. Подготовка к концерту ко Дню матери России__________________________(4 ч.)

Тема 5. Проведение и анализ концерта ко Дню матери России____________________(2 ч.)

Раздел 2. Подготовка и проведение зимних мероприятий_____________________(20 ч.)

Тема 1. Подготовка к «Новогоднему празднику»_______________________________(5 ч.)

Тема 2. Проведение и анализ «Новогоднего праздника»_________________________(3 ч.)

Тема 3. Культпоход в музей Блокады_________________________________________(4 ч.)

Организация, выбор места, обмен мнениями_______________________________________

Тема 4. Конкурс рисунков ко Дню защитника Отечества_________________________(3 ч.)

Подготовка рисунков по теме, отбор рисунков на конкурс____________________________

Тема 5. Подготовка и проведение праздника ко Дню защитника Отечества_________(5 ч.)

Раздел 3. Подготовка и проведение весенних мероприятий___________________(20 ч.)

Тема 1. Подготовка и проведение праздника к 8 Марта__________________________(5 ч.)

Тема 2. Выставка рисунков ко Дню космонавтики______________________________(2 ч.)

Подготовка рисунков по теме, отбор рисунков на конкурс____________________________

Тема 3. Подготовка и проведение праздника ко Дню космонавтики_______________(5 ч.)

Тема 4. Смотр военной песни________________________________________________(5 ч.)

Подбор песен, инсценирование, репетиции_________________________________________

4 класс

Название разделов и тем

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы

внеаудиторных активных занятий

Подготовка и проведение осенних мероприятий

Научно-практическая конференция «Животные и птицы России»

Игра по станциям «Животные и растения осенью»

Подготовка к концерту ко Дню матери России

Проведение и анализ концерта ко Дню матери России

Подготовка и проведение зимних мероприятий

Подготовка к «Новогоднему празднику».

Проведение и анализ «Новогоднего праздника»

Концерт ко дню снятия блокады

Подготовка и проведение праздника ко Дню защитника Отечества.

Подготовка и проведение весенних мероприятий

Подготовка и проведение праздника к 8 Марта

Подготовка и проведение праздника ко Дню космонавтики.

Подготовка и проведение праздника к окончанию начальной школы

Раздел 1. Подготовка и проведение осенних мероприятий___________________(24 ч.)

Тема 1. Научно-практическая конференция «Животные и птицы России»_________(10 ч.)

Отбор материала, проведение, подведение итогов________________________________

Тема 2. Игра по станциям «Животные и растения осенью»_______________________(6 ч.)

Подбор материала, проведение игры, подведение итогов_____________________________

Тема 3. Подготовка к концерту ко Дню матери России__________________________(6 ч.)

Тема 4. Проведение и анализ концерта ко Дню матери России____________________(2 ч.)

Раздел 2. Подготовка и проведение зимних мероприятий_____________________(20ч.) Тема 1. Подготовка к «Новогоднему празднику»_______________________________(5 ч.)

Тема 2. Проведение и анализ «Новогоднего праздника»_________________________(3 ч.)

Тема 3. Концерт ко дню снятия блокады______________________________________(6 ч.)

Тема 4. Подготовка и проведение праздника ко Дню защитника Отечества_________(6 ч.)

Определить для кого праздник, цели и задачи праздника, границы праздника, пути развития праздника, предусмотрение фоновой деятельности, правила проведения праздника, изготовление костюмов и декораций, репетиции. Начало праздника, коррекция по необходимости, окончание праздника.

Раздел 3. Подготовка и проведение весенних мероприятий___________________(20 ч.)

Тема 1. Подготовка и проведение праздника к 8 Марта__________________________(5 ч.)

Тема 2. Подготовка и проведение праздника ко Дню космонавтики_______________(5 ч.)

Тема 3. Подготовка и проведение праздника к окончанию начальной школы_______(10 ч.)

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  1. Основные способы и формы работы с детьми:

Занятия проводятся в таких формах, как концерт, культпоход, инсценировка, праздничный «огонёк» при условии их организации силами самих школьников.

Форма деревенские посиделки (вечер общения) решает задачу обеспечения отдыха и приятного времяпрепровождения школьников. Воспитательные задачи вечера состоят в оптимизации межличностных отношений в детском объединении, формировании опыта совместного социально-приемлемого проведения свободного времени.

Используются также занимательные и игровые формы: игра, конкурс, викторина. Использование тех или иных форм зависит от возрастных и психологических особенностей детей. Различные темы и формы подачи материала чередуются в течение одного занятия.

  1. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:

На этапе подготовки к различным мероприятиям можно использовать словесные методы: рассказ, беседа, дискуссия. Наглядные: демонстрация, презентация, видеоклипы, аудиоматериалы. На этапе проведения мероприятий уместны выступление, инсценирование, обсуждение отдельных моментов.

  1. Перечень дидактических материалов:

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

2. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства (цифровые информационные инструменты и источники: электронные справочные и учебные пособия).

3. Технические средства обучения (аудио- и видеомагнитофон, телевизор, персональный компьютер, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, цифровая фотокамера).

4. Демонстрационные пособия (дидактический материал, карточки, игры, викторины , загадки на печатной основе).

5. Экранно-звуковые пособия (видео фрагменты, ролики, клипы и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса).

Список литературы

  1. список литературы, используемый педагогом для разработки; программы и организации образовательного процесса:

2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011

3. Дюнн М. Всё о детской вечеринке. – М., 1996

  1. Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей:

1. ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК. — Екатеринбург: Литур, 2010. — 32 с

2. 8 МАРТА Екатеринбург: Литур, 2010. — 32 с.

3. 23 ФЕВРАЛЯ Екатеринбург: Литур, 2010. — 32 с.

4. Михайлова М.А. детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, «Академия развития», 1997

7. Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. – Ярославль, «Академия развития», 1998

Внеурочная деятельность: виды, формы организации, образовательные результаты статья по теме

Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность — это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

— оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

— улучшить условия для развития ребёнка;

— учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Виды и направления внеурочной деятельности.

Существуют следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

1) спортивно-оздоровительное;

2) художественно-эстетическое;

3) научно-познавательное;

4) военно-патриотическое;

5) общественно полезная деятельность;

6) проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности.

Общественно полезная деятельность в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Проведём лаконичную формулировку трёх уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень — школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень — школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Выделение трёх уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:

• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;

• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

• оценивать качество программ внеурочной деятельности.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *