ВИКТОРИНА «Профессий много в мире есть…». классный час (3 класс) на тему

ВИКТОРИНА

«Профессий много в мире есть…».

Цель: познакомить с профессиями родителей, расширить знания о многообразии профессий.

Материалы и оборудование: презентация, жетоны, карточки с пословицами, карточки с названиями профессий, картинки.

Не профессия выбирает человека, а человек профессию.
Сократ

Ход мероприятия

Профессия — это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как бывает тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору. А что вы знаете о профессиях, мы сегодня и узнаем.

Профессий много на планете,

Но выбрать вы должны лишь ту,

Что всех дороже вам на свете,

Чтоб посвятить себя труду.

Класс делится на 2 команды.

Разминка «Доскажи словечко».

Начало предложения заканчить в рифму, добавляя слово — название профессии. Каждая правильно названная профессия оценивается в один жетон.

В школе учит нас …(учитель),

А дворец возвёл …(строитель),

Вам лекарство даст … (аптекарь),

Почитать …(библиотекарь),

Булку испечёт вам … (пекарь),

Сварит снадобье вам … (лекарь),

Привезёт домой … (шофёр),

В школе у дверей … (вахтёр),

Вам укол назначит… (врач),

Скрипку в руки взял… (скрипач),

Снимок сделает … (фотограф),

И оставит вам автограф,

В космос мчится …(космонавт)

Или смелый … (астронавт).

Самолётом правит…(лётчик),

Трактор водит… (тракторист),

Электричку – … (машинист),

Стены выкрасил … (маляр),

Доску выстругал… (столяр),

В шахте трудится … (шахтёр),

В доме свет провёл… (монтёр),

В жаркой кузнице – … (кузнец),

Кто всё знает – молодец!

Готов поделиться мечтою своею,

Строителем хочется стать поскорее.

Дома и дворцы научусь возводить

И школы, куда будут дети ходить.

Викторина. Команды отвечают на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ дается один жетон. Если команда затрудняется или отвечает неправильно, право ответа переходит к другой команде.

  1. Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)
  2. Кто погружается в работу с головой? (водолаз)
  3. Кто на работе витает в облаках? (пилот)
  4. Кто работает играючи? (актер, музыкант)
  5. Как по-другому можно назвать «профессора кислых щей»? (повар)
  6. Кто живет припеваючи? (певец)
  7. Врач, который видит пациента насквозь (рентгенолог)
  8. Кто выносит сор из избы? (уборщица)
  9. Кто дареному коню в зубы смотрит? (ветеринар)
  10. Самый сладкий мастер (кондитер)
  11. Врач «переломного» периода (травматолог)
  12. Реаниматор машины (автомеханик)
  13. Главнокомандующий на съемочной площадке (режиссер)
  14. Повар дальнего плавания (кок)
  15. «Сумчатый» профессионал (почтальон)
  16. Сидит дед, в сто шуб одет, кто мимо пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)
  17. Какого профессионала можно найти в пачке? (балерина)
  18. Невесомый профессионал (космонавт)
  19. Гид книжной страны (библиотекарь)
  20. В работе каких специалистов каждый день происходят перемены? (учитель)

Задание «Герои книг». Командам предлагается отгадать профессии литературных героев. Каждая правильно угаданная профессия оценивается в два жетона.

  1. Кем был Печкин – персонаж произведения Э. Успенского «Трое из Простоквашино»? (почтальон)
  2. Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришел на помощь заболевшим жителям Африки (доктор)
  3. Кем был старик из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина? (рыбак)
  4. Профессия Джузеппе из сказки А. Толстого «Золотой ключик» (столяр)
  5. Назовите профессии двух сестер – злодеек из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (ткачиха, повариха)
  6. Профессия коротышки из Цветочного города по имени Тюбик (художник)
  7. Какой профессии научились три поросенка, когда строили свои домики? (строитель)
  8. Профессия хитрецов из сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля» (портные)
  9. Профессия коротышки Пилюлькина из Цветочного города (врач)
  10. Кем был отец Аленушки и двух ее сестер из сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»? (купец)
  11. Профессия дяди Степы из стихотворения С.В. Михалкова (милиционер)
  12. В кого превратила фея крысу в сказке Шарля Перро «Золушка»? (кучер)
  13. Кто спас Красную Шапочку? (охотники)
  14. Кем стали животные из Бремена – осел, собака, кот и петух? (музыканты)

Конкурс «Дополни пословицу». Командам предлагается набор карточек с пословицами и карточки с профессиями, которых больше, чем нужно. Задание: вставить в пословицы пропущенные профессии, убрать лишние. Каждая правильно сделанная пословица оценивается в два жетона.

Конкурс «Кому это принадлежит?» Каждой команде даются карточки с названиями различных профессий и картинки с изображением предметов. Нужно угадать, какой профессии принадлежат данные предметы (по три предмета – каждой профессии). Правильно отгаданная профессия оценивается в три жетона.

Конкурс «Он – она». Команды отвечают по очереди. Каждый правильный ответ оценивается в один жетон.

1. Она — балерина, он – …. (танцовщик).

2. Она – конькобежка, он – …. (конькобежец).

3. Она – швея, он – …. (портной).

4. Она – медсестра, он –….( медбрат).

5. Он- певец, она – …..(певица)

6. Он- моряк, она –….( морячка.)

7. Он – профессор, она – …( профессор).

8. Он – кузнец, она – …( кузнец).

9. Он – гимнаст, она – ….( гимнастка).

10. Он – водолаз, она – …( водолаз)

Задание. Ответить на вопрос, выбрав правильный вариант ответа из трех предложенных. Если команда ответила неправильно, другая команда может попытаться дать свой ответ. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

  1. Какой писатель познакомил детей всего мира с тем, чем пахнут ремесла?

А) Агния Барто

Б) Сергей Михалков

В) Джанни Родари

  1. За чем обращаются к флористу?

А) за лекарствами

Б) за цветами

В) за морепродуктами

  1. С представителем какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?

А) трубочист

Б) шахтер

В) нефтяник

  1. К представителям какой профессии лучше всего подходит пословица «Не место красит человека, а человек место»?

А) врач

Б) учитель

В) маляр

  1. «Не боги горшки обжигают»… А кто?

А) гончар

Б) столяр

В) спелеолог

  1. В какой «зоологической» пословице заключается формула высшего мастерства дипломата?

А) Кто успел, тот и съел

Б) И волки сыты, и овцы целы

В) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда

  1. Кто кого, согласно русской пословице, видит издалека?

А) рыбак рыбака

Б) астроном астронома

В) охотник охотника

  1. Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

А) провизор

Б) прозектор

В) проректор

  1. Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?

А) адвокат

Б) прокурор

В) следователь

  1. Что делает визажист?

А) визы

Б) пластические операции

В) макияж

Конкурс «Профессия на букву». Команды вытаскивают карточку с буквой. Нужно вспомнить и записать как можно больше профессий, которые начинаются на данную букву. Каждая профессия оценивается в один жетон. Буквы: А, К, М, П, Р, Ф.

Подведение итогов викторины. Награждение команд.

Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!

И все портные в городе
За ним ушли б домой!
Ходили блюди голые
По улице зимой.

Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
— Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!

Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой!

Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
— Возить людей не хочется!
И выключил мотор.

Троллейбусы, автобусы
Засыпало б снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком!

Сказал учитель в школе бы:
— Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!

Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными
До старости росли.

Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда.

И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет наутро в класс
И пекари старательно
Хлеб испекут для вас.

Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.

Мы все семьею дружною
В одной стране живем
И каждый честно трудится
На месте на своем!

Загадки о профессиях для старшеклассников

Загадки могут стать частью любого мероприятия, например, конкурса, викторины или же классного часа. К тому же, они помогают развить ассоциативное мышление, сообразительность и просто поднимают настроение. Такое развлечение будет интересно не только малышам, но и подросткам. Например, для старшеклассников можно подготовить загадки о профессиях. Это станет отличным дополнением к мероприятию по профориентации.

Простые варианты

Сначала можно предложить ребятам для разминки несколько легких загадок, которые не вызовут никаких сложностей, зато привлекут внимание школьников к викторине. Это могут быть шуточные короткие варианты:

Может он жилье продать, обменять, купить и сдать. (Риэлтор)

***

Обновит лицо и тело с помощью приборов, кремов. (Косметолог)

***

Он меню нам принесет и еду нам подает. (Официант)

***

Телом хорошо владеет, ярко двигаться умеет. (Танцор)

***

Веселить умеет всех, вызывать улыбку, смех. (Клоун)

***

Его приходу каждый рад, когда на кухне водопад (Сантехник)

***

Станет палочкой махать – будет музыка играть. (Дирижер)

***

Иглою огненной портной шьет кораблю костюм стальной. (Сварщик)

***

Наведет стеклянный глаз, щелкнет раз, и помним вас! (Фотограф)

***

Об артистах он всё знает, их со сцены объявляет. (Конферансье)

***

Он в спорте толк уж точно знает, ведь он спортсменов наставляет. (Тренер)

***

Защищать в суде всех рад, наш умелый… (Адвокат)

Сложные загадки про профессии для старшеклассников

Позже можно несколько усложнить задачу. Стоит добавить более длинные варианты. Необходимо подготовить для старшеклассников такие загадки о профессиях, с ответами на которые у ребят могут возникнуть некоторые сложности, чтобы им пришлось поразмышлять.

О работе в сельской местности. Многие подростки, которые выросли в городе, плохо знакомы с жизнью за его пределами. Потому с угадыванием профессий, которые характерны для загородной местности, могут быть некоторые проблемы. Ребятам придется задуматься, вспомнить художественные произведения, фильмы, рассказы:

Его работа на земле в селе:

Он сеет, пашет, растит коров.

Семена покупает всегда и везде.

Вырастить хороший урожай готов!

(Фермер)

***

Он науку изучил.

Землю словно приручил.

Знает он, когда сажать,

Сеять как и убирать.

Знает всё в краю родном,

И зовется… (Агроном)

***

Он по лесу не просто гуляет,

А деревья, зверей охраняет.

Он зимой наполняет кормушки,

Чтобы выжили лесные зверушки.

(Лесник)

***

Он в институте долго учился,

Растения с почвой он изучал.

Теперь хорошо разбирается лично,

Как вырастить самый большой урожай.

(Агроном)

***

Ночью, в полдень, на рассвете,

Службу она несет в секрете.

Ее давно буренки знают,

Мычаньем весело встречают,

И за ее нелегкий труд,

Всё молоко ей отдают.

(Доярка)

О творческих профессиях. Интересно вспомнить о людях, чей жизненный путь напрямую связан с искусством:

Палочкой он машет плавно,

Потому что в оркестре он главный.

Он слышит и знает каждый инструмент.

В оркестре он словно страны президент.

(Дирижер)

***

Его задача – спектакль поставить,

Чтоб каждый актер верно исполнил роль.

Всеми на сцене он призван править.

Для всех, кто на ней, он словно король.

(Режиссер)

***

Он и волк, и Дед Мороз,

И смешит ребят до слез,

В прошлый раз был педагогом,

Ну а завтра – машинист,

Должен знать он очень много,

Потому что он… (Артист)

***

Летают тарелки?

Тарелки летают!

А кто из вас знает,

А кто угадает,

Кто ж эти тарелки летать заставляет?

(Жонглер)

***

Он в пьесе роли не играет,

Он за актером наблюдает,

Забудет кто-то роль едва,

Подскажет нужные слова.

(Суфлер)

О строительных профессиях. Мальчики школьного возраста уже знают, что такое стройка, слышали о технике, материалах, которые используются в процессе. Интересно будет вспомнить правильные названия некоторых специальностей, без которых не обойтись в строительстве:

Он сидит в кабине высоко над землей,

Он командует длинной железной рукой.

На стройке его работа всем заметна:

Он поднимает тонны цемента.

(Крановщик)

***

Он работает кистью и краской,

Но не рисует холсты он совсем.

На высоте в люльке и каске,

Он покрасит стены все-все.

(Маляр)

***

Из кирпича мы строим дом,

Чтоб смеялось солнце в нем,

Чтобы выше, чтобы шире,

Были комнаты в квартире.

(Каменщик)

***

Как добротный строить дом,

Укрепить дверной проем?

Знает точно он закон,

Как соорудить балкон!

(Строитель)

***

Вот на краешке с опаской,

Он железо красит краской,

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.

(Маляр)

Полезно о каждой профессии, которая является отгадкой, подобрать интересную информацию, которая позволит подросткам расширить свой кругозор.

Игра – викторина. “Угадай профессию”

+

Игра – викторина.

“Угадай профессию”

Цель: Провести веселую игру – викторину о профессиях. Расширить знания о профессиях, об области профессиональной деятельности взрослых.

Помочь будущему выпускнику расширить кругозор в этой области. Развивать речь.

Оборудование: таблички, картинки, плакаты.

I Организационный момент.

В). Сели все правильно. Смотрим на меня. Сегодня на занятии проведем игру – викторину “Угадай профессию”.

В). Что будем делать на занятии?

У). Проведем игру – викторину “Угадай профессию”.

В). Будем хорошо слушать, говорить, играть.

Дежурные звуки: п, б, с, ц.

II Слухоречевая зарядка.

В). Выбор профессии у вас впереди. Но вы уже задумываетесь над этой проблемой. Чтобы найти работу, нужно знать, какие работы есть на свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Исчезают старые профессии, появляются новые. Об этом наш сегодняшний разговор.

В). Объясните смысл высказывания.

1. “Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье вас отыщет”. (Ушинский).

2. “Скажи, о чем ты мечтаешь, и я скажу, кто ты”. (Немирович-Данченко).

Описание игры. Участники игры разбиваются на две команды . Командам поочередно раздаются вопросы. За правильный ответ присваивается определенное количество баллов. (даётся жетон)

Давайте разобьемся на две команды.

Первая команда. Вторая команда.

I Разминка.

В). Все профессии принято подразделять в зависимости от типов отношений человека и предмета труда.

В). Какие типы профессий вы знаете?

1. Человек – природа

2. Человек – техника

3. Человек – человек

4. Человек – знаковая система

5. Человек – художественный образ

Задание разминки состоит в следующем. Названную профессию правильно отнести к одному из перечисленных типов.

(В данном тексте профессии уже распределены по группам. Назвать профессии из этого списка вразнобой, обращаясь к командам по очереди. Участники говорят, к какому типу относится названная профессия.)

Группы профессий по типу взаимоотношений человека и объекта действия.

1. “Человек — человек”: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролёр – кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач – эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый, педиатр, хирург, кардиолог, администратор, мастер, начальник, педагог, краевед, медсестра, стюардесса, продавец.

3. “Человек — техника”: электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь – сантехник, каменщик, арматурщик, техник – строитель, столяр, машинист – локомотива, техник – путеец, водитель троллейбуса, моторист – рулевой, бортинженер, пилот, инженер, диспетчер, станочник, токарь, радиомеханик, кузнец, радиомастер, газорезчик.

4. “Человек — знак”: оператор ЭВМ, программист, техник – математик, штурман гражданской авиации, аэросъёмщик, чертежник, катограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист, бухгалтер, переводчик, редактор, телеграфист, наборщик.

Конкурс.

II. “Профессиональный словарь”.

В). Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать. Взять из коробки лист со словами о профессии.

1. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор) .

2. Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной).

3. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Столяр).

4. Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист).

5. Ясли, детский сад, игра, прогулки, сон, утренник, хоровод, наглядное пособие. (Воспитатель детского сада).

6. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач).

7. Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, смелость, сила, безопасность. (Милиционер).

8. Книга, фонд, знания, эрудиция, тишина, каталоги, читатели – пользователи. (Библиотекарь).

9. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Корреспондент, журналист).

10. Красота, волосы, ножницы, прическа, стиль, шампунь, краска, клиент. (Парикмахер).

11. Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счёт. (Контролёр в банке).

12. Телефон, кабель, станция АТС, абоненты, аппаратура, коммуникации. (Инженер электросвязи).

16. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном).

17. Тесто, мука, печь, хлеб, пышность, аромат, вкус, чистота, тепло. (Пекарь).

18. Излучение, описание, местность, карты, масштабы, штатив, чертёжная доска, съёмка, экспедиции, глазомер. (Техник — топограф).

III. “Конкурс пословиц”.

В). О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки.

1. Жить – Родине служить.

2. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. (Военнослужащий).

1. Куй железо, пока горячо.

2. Не огонь железо калит, а сила.

3. Тяжело молоту, тяжело и наковальне. (Кузнец).

1. Худой сетью рыбы не наловить.

2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак).

1. Жать не дремать.

2. Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.

3. Зерно в косу – торопись жать полосу.

4. Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит. (Хлебороб).

1. Не котел варит, а стряпуха.

2. Кашу маслом не испортишь.

3. Что в котёл положишь, то и вынешь. (Повар).

1. Не игла шьёт, а руки.

2. Как шьётся, так и носится. (Портной).

1. От здоровья не лечатся.

2. Застарелую боль лечить трудно.

3. Болен – лечись, здоров – берегись. (Врач).

1. Обратная дорога всегда короче.

2. Умный товарищ – половина дороги. (Шофёр).

IV “Конкурс загадок”.

1. Он смастерит вам шкаф, буфет,

И стол, и стул, и табурет,

Скажите, кто же он такой,

Работник этот золотой. (Столяр).

2. Ходит в лес он на работу,

Древний бор – его забота.

Он на месте не сидит –

За порядком в нём следит. (Лесник).

3. Он срубит баню, срубит дом,

Потом полы настелет в нём,

Соорудит вам плотик.

Такой работник — (Плотник).

4. Он с пилой всегда на “ты”,

Спутницей зубатой.

Валит сосны и дубы

Кто же он ребята? (Вальщик леса).

5. Хорошо он знает дело

Топором владеет смело,

Дружит со своей пилой,

Валит лес. Кто он такой? (Вальщик леса).

Кто там по наковальне бьет,

Металл оттягивает, гнёт,

Подковы для коня куёт.

Кто этот сильный молодец?

Его профессия – (Кузнец).

V “Кто что делает?”

Конкурс “Узнай профессию человека”.

В). Команды сейчас будут отгадывать профессии по описанию:

1. В лесу, в пустыне, в горах, в городах и даже в море тянутся линии электропередач. Они приносят нам свет, тепло, а главное – электроэнергию. Проведением профилактических и аварийных ремонтов на электрическом оборудовании, содержанием в порядке электросетей, трасс воздушных и кабельных линий заняты представители этой профессии. Строгое выполнение правил техники безопасности – обязательное условие этой профессии. (Электромонтёр).

2. К труженикам этой профессии относятся слова М.В.Ломоносова: “…в земных недрах пространство, и богатство царствует натура. Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску.” Высокие медицинские требования представляются к людям этой профессии, т.к. в течение всей рабочей смены они вынуждены находиться глубоко под землей. (Горняк, шахтёр).

3. Везде, где ведётся строительство жилых домов, промышленных зданий и различного рода сооружений, высятся ажурные стрелы грузоподъёмных устройств. Высота их достигает 50 и более метров, а грузоподъёмность – несколько десятков тонн. Вот что говорят о своей работе один из профессионалов: “Надо одинаково уметь подать груз. Я ставлю груз с отклонением ±5 см. Конечно, такая точность, приходят не сразу, нужны большая практика и желание достичь высокого мастерства. (Крановщик).

4. Само слово закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с запада. Слово означает “руководство людьми”. Функции этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и умение применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер).

5. Это главное действующее лицо фондовой биржи, являющееся посредником в торговых сделках. Человек этой профессии обязан знать всё о ценных бумагах. При определении профессиональной пригодности имеют такие качества личности, как эмоциональная уравновешенность, высокая степень адаптивности, т.к. это одна из самых стрессовых профессий. (Дилер).

6. Многие общественные здания из металла и стекла. В их конструкции большую долю занимают стёкла. Большие окна создают ощущение простора, праздника, радости. И эту работу для нас делают люди “хрупкой и праздничной” профессий. (Стекольщик).

7. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием декоративного ансамбля, только в воображении видит её результат. Работник обладает развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. (Цветовод).

8. Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырёх человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на ранних этапах его развития и будет кормить дальше. Состав молока представляет собой удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путём. Труженики этой профессии заняты “добычей” этого ценного продукта питания. (Доярка).

9. Люди этой профессии первыми прибывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает что у мужчин длина шага 65 – 90 см, у женщин и стариков 50 – 70 см, а если длина шага метр и больше, значит человек бежит. (Криминалист).

10. В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. Получить её совсем не сложно. А вот во Франции желающий получить эту профессию подвергается экзамену, устанавливаются личные качества: активность, самообладание, хладнокровие. Выясняется воспитанность, обходительность, уровень духовной культуры, умственные способности. Представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец).

VI Конкурс. “Ответь на вопросы” по названной профессии.

1. К группе каких профессий относится описание профессии? (ч-ч, ч-п, ч-т, ч-з, ч-х)

2. Это мужская работа или женская?

3. Что является предметом труда профессии?

(Растения, животные, технические системы, виды энергии, люди, условные знаки, коды, формулы, произведения искусства).

4. Что является результатом профессии?

(Какую продукцию выпускает обладатель профессии? Какую выполняет работу?)

VII Конкурс. “Расскажи о профессиях своих родственников”.

VIII Конкурс. По отрывкам из песен нужно отгадать профессии, которым

посвящены песни.

1. Сюда мы ребятишками

С пеналами и книжками

Входили и садились по рядам.

Здесь десять классов пройдено,

И здесь мы слово “Родина”

Впервые прочитали по слогам (Учитель)

Песня “Школьный вальс”.

2. Мы уйдём, — чемпионы и просто спортсмены

Вам с другими придется с нуля начинать,

Вы таланту и мужеству знаете цену.

Пусть другие научатся вас понимать…(Спортивный тренер)

Песня “Да разве сердце позабудет”.

3. На границе тучи ходят хмуро.

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят. (Пограничники)

Песня “Три танкиста”.

4. И дыхание станет ровней,

И страданья отступят куда-то,

Лишь нагнуться к постели твоей

Люди в белых халатах.

Люди в белых халатах

У постели склонились твоей. (Врачи)

Песня “Люди в белых халатах”.

5. Всё выше, выше и выше

Стремим мы полёт наших птиц;

И в каждом пропеллере дышит

Спокойствие наших границ. (Лётчики)

Песня “Авиамарш”.

6. Я уехала в знойные степи,

Ты ушёл на разведку в тайгу,

Надо мною лишь солнце палящее светит

Над тобою – лишь кедры в снегу…. (Геологи)

Песня “Геологи”.

7. Судьба моя, мечта моя, далёкие пути,

Да вечное движение, да ветры впереди.

Глаза пристанционные зелёные сверкнут,

До отправления поезда осталось пять минут. (Проводник вагона)

Песня “До отправления поезда осталось пять минут”.

IX Конкурс. “Назови профессию по картине и расскажи о ней”.

1. Рыбак 11. Водолаз 21. Официантка

2. Пожарник 12. Резчик по дереву 22. Кузнец

3 . Строитель 13. Пекарь 23. Инженер — изыскатель

4. Певец 14. Военный 24. Учёный — полярник

5. Врач 15. Музыкант 25. Моряк

6 . Спасатель 16. Учитель 26. Реставратор

7. Художник 17. Дрессировщик 27. Каменщик

8 . Милиционер 18. Тренер 28. Инженер точной аппаратуры

9 . Спортсмен 19. Токарь 29.Маникенщица

10. Укладчик ж/д путей 20. Изыскатель 30.Повар

Х Конкурс. “Ответь на вопрос”.

1. Чему бы ты хотел научиться?

2. Твоё любимое занятие в свободное время?

3. О каком своём увлечении ты можешь рассказать?

4. Чему ты можешь научить своих одноклассников?

5. Какую профессию ты хочешь получить в жизни?

6. Чем тебе нравится эта профессия?

В конце игры подсчитать заработанные командами баллы (жетоны). И объявить победителей игры.

XI Подвести итог игры-викторины “Угадай профессию.

1. Что делали во время игры?

2. Какие новые профессии узнали?

ОГС(К)ОУ школа-интернат I и II видов г.Черемхово.

Социально-личностное развитие.

“Я и моя будущая профессия”.

Игра-викторина:

“ Угадай профессию”.

Воспитатель:

Наумова Л.И.

2006 год.

Викторина «В мире профессий»

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №5 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, п.г.т. Новобурейский

отделение №2 п.г.т. Прогресс

Мигулина Елена Григорьевна

воспитатель

высшей квалификации

пгт Прогресс

Профориентационная викторина «В мире профессий»

Цель: сформировать теоретические представления и понятия, связанные с миром профессий.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить информационное пространство, связанное с миром профессий;

  • формирование сознательного отношения к труду, помощь в профессиональном самоопределении в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;

Воспитательные:

  • создать атмосферу для творческого поиска и навыков работы в коллективе;

Развивающие:

  • развитие способности к самоанализу, умение логически мыслить и аргументировано вести диалог;

  • способствовать формированию личностных качеств воспитанников — целеустремленности, инициативности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

  • активизировать умственную способность.

Оборудование: мильтимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал для команд и жюри: карточки с кроссвордами и заданиями, ручки.

Ход мероприятия:

Расставлены столы для 2 команд по 5-6 человек.

На экране слова Сенеки «ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ЗНАЕТ,К КАКОЙ ПРИСТАНИ ОН ДЕРЖИТ ПУТЬ,ДЛЯ НЕГО НИ ОДИН ВЕТЕР НЕ БУДЕТ ПОПУТНЫМ» .

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экран, прочитайте высказывание философа Сенеки. Как вы их понимаете? (заслушиваются мнения детей)

Ведущий: Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии – один из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.

Каждый день люди спешат на работу. Нравится ли им род их занятий, который они выбрали для себя? Способствует ли этот выбор их жизненному комфорту и благополучию? Ребята, Ваше благополучие зависит только от ваших собственных решений. Наиболее важным являются при выборе профессии интересы личности. Кому-то это помогает сделать выбор очень просто, кто-то ясно и четко видит свое будущее уже в детстве. Например, наша Надя очень любит шить и в дальнейшем хотела бы связать свое будущее с профессией швеи, Катя посещает кружок «Поварешка», возможно, она станет известным поваром — кондитером, а Женя не представляет своей жизни без гаек, отверток и механизмов, планирует стать механиком.

Ребята, согласитесь, что для большинства из нас выбор будущей профессии – это миллион сомнений и терзаний. И не только для нас, но и для наших родных и близких, потому что в процессе выбора включаются все. Мы выслушиваем советы, листаем справочники и никак не можем определиться. А «ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ЗНАЕТ, К КАКОЙ ПРИСТАНИ ОН ДЕРЖИТ ПУТЬ, ДЛЯ НЕГО НИ ОДИН ВЕТЕР НЕ БУДЕТ ПОПУТНЫМ».

Сегодня мы проведем с вами профориентационную викторину, которая называется «В мире профессий». В ней вы сможете показать свои знания в различных отраслях профессиональной деятельности, которые будет оценивать жюри. В ходе нашей викторины вы сможете узнать для себя много нового и интересного о новых и необычных профессиях, которые, возможно, заинтересуют вас и сыграют немаловажную роль при вашем будущем выборе профессии. Итак, мы начинаем.

Команды рассаживаются на заранее подготовленные места по 5-6 человек. Представление жюри.

1 этап. Представление команд.

Ведущий: Каждой команде дается по минуте для названия команды, а также необходимо придумать для нее девиз. Не забывайте связать название команды с темой нашей викторины.

Игра со зрителями.

Во время работы команд ведущий предлагает игру зрителям. Один из воспитанников выходит с карточкой, на которой записаны слова и зачитывает их зрителям (кабинет, пациент, гипс, врач), а ребята должны хлопать в ладошки только в том случае, если прозвучало название профессии.

Карточка со словами:

2.этап.Рассыпалось слово (командам раздаётся одинаковое количество слов, какая быстрее напишет, та победила.)

ОЕГДЛОП (логопед),

УЛТСИОК (окулист),

ДТАКВАО (адвокат),

ТЮРСИ (юрист),

ГИНООЛК (кинолог),

ЖИХКОУДН (художник).

— Объясните, чем занимаются люди данных профессий.

За каждый правильный ответ присуждается по одному баллу

3 этап. Пантомима «Покажи профессию»

(по очереди ребята выходят, вытаскивают жетоны с профессией и показывают другой команде, та должна угадать профессию).

Бухгалтер, балерина, дантист, модель, лётчик, музыкант, пастух, фотограф, рыбак, дворник, шахтёр, воспитатель.

Минутка для шутки.

Ведущий: Если вы немного устали, предлагаю послушать несколько шуток, где речь идёт о профессиях. Угадайте, кто родители детей по профессии.

а) — Мальчик, какая у тебя любимая игрушка?

— БОРмашинка.

(сын стоматолога)

б) — Скажи, тяжело быть дочерью такого отца, как твой?

— Так точно!

(дочь военного)

в) — Здравствуй, девочка! Я — Дед Мороз, тебе подарки принёс!

— Ваш билет! А девушка в синем кафтане тоже едет или просто провожающая?

( дочь проводника )

4.этап. «Закончи пословицу».

Командам раздаются разрезные пословицы, необходимо составить. Жюри оценивает результат.

Кто не работает, …. (тот и не ест).

Хочешь есть калачи, … (не сиди на печи ).

Труд человека кормит, … (а лень портит).

Кто любит труд, … (того люди чтут).

Без труда не вытащишь … (и рыбку из пруда).

В труде рождаются … (герои ).

Человек живет век, … (а доброе дело – два).

Славен человек не словами,… (славен делами).

Родина славит тех,… (кто трудится для всех).

Птица крепнет в полете,… (а человек — в труде).

Счастье не в воздухе вьется,… (а трудом достается).

Не от росы урожай,… (а от поту).

Хвались не тем, что можешь сделать,… (а тем, что уже сделал).

Деревья смотри в плодах,… (а человека — в делах).

Землю красит солнце,… (а человека – труд).

Не тот хозяин земли, кто по ней бродит,… (а тот, кто по ней с сохой ходит).

5. этап. Задание капитанам. Отгадайте, о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках (отгадывают по цепочке)

6. этап. Напиши профессии на букву «П», «С»

(за определённое время необходимо написать профессии на указанную букву. У какой окажется написано больше той даётся дополнительный балл).

Судья, спасатель, садовник, сталевар, строитель, стюардесса, сапожник, сантехник, слесарь, стекольщик.

7. этап. Игра на внимание.

Весёлая компания,

Удвой своё внимание!

Раньше рифма помогала,

А теперь коварной стала.

Ты, дружок, не торопись,

На крючок не попадись!

Чёрный весь, как будто грач,

С нашей крыши лезет … (трубочист)

Булки нам и калачи

Каждый день пекут … (пекари)

Варит кашу и бульон

Добрый, толстый … (повар)

Арий, опер сочинитель

Называется … (композитор)

На заводах по три смены

У станков стоят …. (рабочие)

Говорят про звуки парные

В школе нам с тобой … (учителя)

Посадил уж сотни роз

В городском саду … (садовник)

Дрессирует львов, собак

Храбрый, смелый наш … (укротитель)

Кто пасёт коров, овец?

Ну, конечно, …(пастух)

К первоклашкам входит в класс

Лишь бесстрашный … (учитель)

Подметает чисто двор

В шесть утра, конечно, … (дворник)

Ходят по клеточкам конь и ладья –

Ход свой победный готовит … (шахматист)

Складки, карманы и ровненький кант –

Платье красивое сшил … (портной)

Под куполом цирка в опасный полёт

Отправился смелый и сильный … (гимнаст)

Высадить новые саженцы в ельник

Снова отправится утром … (лесник)

Прекрасных профессий на свете не счесть,

И каждой профессии – слава и честь!

8.этап. «Герои книг».

Задание: Отгадать профессии литературных героев.

Каждая правильно угаданная профессия оценивается в один бал.

1. Кем был Печкин – персонаж произведения Э. Успенского «Трое из

Простоквашино»? (почтальон)

2. Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришел на помощь

заболевшим жителям Африки? (доктор)

3. Кем был старик из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина? (рыбак)

4. Профессия Джузеппе из сказки А. Толстого «Золотой ключик» (столяр)

5. Назовите профессии двух сестер – злодеек из «Сказки о царе Салтане» А.С.

Пушкина? (ткачиха, повариха)

6. Какой профессии научились три поросенка, когда строили свои домики?

(строитель)

7. Профессия хитрецов из сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля»?

(портные)

8. Кем был отец Алёнушки и двух ее сестер из сказки С.Т. Аксакова «Аленький

цветочек»? (купец)

9. Профессия дяди Степы из стихотворения С.В. Михалкова (милиционер)

10. В кого превратила фея крысу в сказке Шарля Перро «Золушка»? (кучер)

11. Кто спас Красную Шапочку? (охотники)

9. этап. «Кому это принадлежит?»

Задание: Назвать, какой профессии принадлежат данные предметы (по три предмета

– каждой профессии).

(Каждой команде даются карточки с названиями различных профессий и картинки с изображением предметов.)

1. Учитель (учебник, глобус, мел)

2. Врач (стетоскоп, термометр, лекарство)

3. Повар (кастрюля, поварешка, набор специй)

4. Парикмахер (ножницы, фен, лак для волос)

5. Швея (игла, сантиметр, нитки)

6. Строитель (мастерок, уровень, молоток)

10.этап. «Примите меня на работу»

Задание:- Вы пришли устраиваться на работу. Какие документы нужно взять с собой?

Карточки с перечнем документов раздаются каждой команде (паспорт, диплом или свидетельство об образовании, медицинскую книжку, ИНН, Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования)

Каждый человек на земле – от мала до велика – должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Вы сегодня сидите за школьной партой. Учение – тоже труд и труд непростой. Каждый из вас наверняка задумывался, кем он будет, когда вырастет. У вас ещё много времени впереди, чтобы выбрать профессию. Сегодня мы поговорили лишь о некоторых профессиях. Но уже и сейчас можно сделать вывод, что все работы хороши – выбирай на вкус. Я думаю, когда вы вырастите, то выберете ту профессию, которая вам понравится, но всегда помните, что любая профессия важна!

Вы хорошо потрудились. Жюри подводит итоги викторины. Награждение победителей.

Мы ещё не раз будем с вами говорить о выборе профессий. Ведь выбор будущей профессии – это очень важное дело для каждого из вас

Путешествие-викторина + презентация «Профессий много в мире есть…»

Цели мероприятия: способствовать расширению представлений воспитанников по основам выбора профессии; поддерживать интерес к выбору профессии.

Ход мероприятия

Приложение 1.

Воспитанник.

Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!

И все портные в городе
За ним ушли б домой!
Ходили блюди голые
По улице зимой.

Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
— Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!

Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой!

Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
— Возить людей не хочется!
И выключил мотор.

Троллейбусы, автобусы
Засыпало б снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком!

Сказал учитель в школе бы:
— Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!

Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными
До старости росли.

Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда.

И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет наутро в класс
И пекари старательно
Хлеб испекут для вас.

Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.

Мы все семьею дружною
В одной стране живем
И каждый честно трудится
На месте на своем!

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие ребята. После прослушивания стихотворения Льва Куклина вы наверняка поняли, что сегодня мы будем говорить о труде, о профессиях. Профессий очень много на свете и все они нужны людям. Кто знает, что означает слово «профессия»?

Воспитанники отвечают на вопрос. Затем на экране появляется определение из словаря:

Слайд 2.

Воспитатель. Профессия — это труд, который требует от человека определенной подготовки, немалых знаний. Придет время, вы станете взрослыми. Вам самим придется строить дома, растить хлеб: Многие из вас, наверняка, уже задумывались над вопросом «Кем быть?». А какие профессии вы знаете? Сейчас мы это проверим. Давайте немного поиграем. Воспользуемся алфавитом. Я называю букву, а вы — профессии на эту букву.

Идет игра «Буква-профессия»

Воспитатель.

Воспитатель. Вот сколько профессий существует на свете! И вы сможете выбрать любую из них, стать профессионалом своего дела, если будете учиться, стремиться к совершенствованию знаний. Но мало знать профессии, надо понимать, что главное в любой профессии — это труд. Нужно уже сейчас оценить тот факт, что дает труд человеку.

Слайд 3.

Когда-то Фридрих Энгельс, известный политолог, сказал: «:Труд создал самого человека». Люди всегда задумывались над значением труда в жизни человека.

Давайте послушаем мысли великих людей о труде и его роли в жизни каждого.

Слайды с портретами и высказываниями о труде.

Слайды 4-11

Слайд 12.

Воспитатель. Вам всем стоит задуматься о своем будущем. Слова поэтов, художников, писателей, скульпторов, историков, полководцев, химиков, которые мы услышали, говорят о важности труда на жизненном пути.

Слайд 13.

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил поведения выступали пословицы и поговорки. Я предлагаю всем подумать и вспомнить пословицы и поговорки о труде, ведь не зря народ в течение многих веков слагал их в назидание потомкам.

Слайд 14 «Закончи пословицу

Слайд 15

Воспитатель. А какие вы знаете пословицы о труде?

Воспитанники вспоминают пословицы о труде. Затем читают на слайде 16.

Слайд 17.

Воспитатель. Друзья! «Человек так создан, что отдыхает от одной работы, лишь взявшись за другую», — сказал известный писатель Анатоль Франс.

Сегодня мы уже много услышали о труде, о его роли в жизни человека. Полагаю, это поможет вам в подготовке к большой взрослой жизни. Уже сейчас вы должны задуматься и определиться, кем быть в будущем. Выбор профессии, которая будет вам приносить радость и удовлетворение, — очень важное дело.

Слайд 18

Воспитанник.

Да , профессий век не счесть —
Присмотреться время есть.
Кем же вы хотите стать?
Любопытно всем узнать.

Воспитатель. Давайте немного поиграем. Сейчас перед вами на экране будут представлены атрибуты различных профессий. Ваша задача — отгадать, какие профессии они представляют.

Слайды 19-26

Идут слайды с предметами. Воспитанники угадывают.

Слайд 27

Воспитатель. Вы достаточно хорошо ориентируетесь в мире профессий. Все мы знаем, что есть очень молодые профессии, а есть «вечные» профессии, которые пришли к нам из далекого прошлого: Словом, вы сейчас сами все увидите и услышите.

Слайды 28 -39

Слайд 40

Воспитанник 1.

Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтеры
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы —
Все профессии нужны,
Все профессии важны!

Воспитатель. Чтобы немного расслабиться и освежить ваши знания, давайте поиграем. Сейчас перед вами появятся слова, буквы в которых нужно переставить так, чтобы получилось новое слово, обозначающее ту или иную профессию. На экране будут подсказки. Начинаем!

Слайд 41. Игра «Переставь буквы»

Воспитатель. Все эти профессии вы знаете, они появились на свет очень давно. Но жизнь не стоит на месте, прогресс вносит в нее новейшие технологии, отношения. В последнее время появились профессии, о которых мы раньше и не слышали. Растет спрос на инициативных и предприимчивых работников. В недалеком будущем и вы пополните их ряды. А теперь посмотрите на топ-десятку профессий, которые, по результатам данных социологов, будут очень востребованы в ближайшем будущем.

Слайд 42. «Топ — десятка профессий будущего десятилетия»

Воспитатель. Я думаю, такие профессии, как эколог, психоаналитик, ландшафтный дизайнер, специалист по информационным технологиям вам знакомы. А первые в списке слова являются в нашем языке новыми. Сможете ли вы догадаться, какое определение подходит к названной профессии, мы сейчас и проверим. Только один ответ из трех предложенных является правильным.

Игра «Отгадай»

Идут слайды с вопросами -ответами. (43-48)

Воспитатель. Все эти профессии очень важны и очень сложны. Для того, чтобы стать признанным мастером своего дела, нужно много учиться, познавать новые технологии, пополнять знания. Большую помощь в профессиональном самоопределении могут оказать и астрологи.

Слайд 49

Так астрологи уверены, что подходящая профессия определена для каждого человека с рождения.

Слайды 50-62

Воспитатель. Ну что ж, будем считать, что в себе мы разобрались, теперь снова окунемся в мир профессий. Давайте проведем блиц-опрос, насколько хорошо вы усвоили само понятие «профессия». Конечно, этот блиц-опрос шуточный, но вы должны отнестись к нему со всей серьезностью.

Идут слайды «Блиц-опрос» (63-77)

Воспитатель. Подходит к концу наше путешествие в мир профессий. А для того, чтобы проверить, насколько хорошо вы разобрались, кто есть кто, попробуйте разгадать кроссворд. На экране появятся задания, а вы получите листки с кроссвордом. В течение 7-10 минут вспомните основные профессии. (Приложение 2)

Слайд 78

Желающие воспитанники разгадывают кроссворд. Остальные могут разгадывать в это время предложенные им воспитателем загадки о труде и профессиях.

Воспитатель. Самый быстрый и самый знающий разгадывальщик кроссвордов получает приз!

Слайд 79

Воспитанник.

Каменщик — строит жилища,
Платья- работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль пошьет, натачает?
Стало быть, так и выходит —
Все, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно

Слайд 80

Воспитатель. Закончилось наше путешествие. Мне хочется пожелать, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя и полезным людям, и по-настоящему счастливым. До свидания!

ЛИТЕРАТУРА.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *