Душа русского народа всегда жаждет праздников и шумных гуляний. А такие крупные праздники как Масленица мы привыкли отмечать с размахом.

На родине Василия Ивановича Сурикова есть необычная забава. Из снега возводятся снежные крепости, а в последний день Масленицы устраивали потешный штурм. Посмотреть на взятие городка из снега всегда собиралось много желающих.

Именно этой необычной забаве и посвящена работа Сурикова «Взятие снежного городка»

Картина была написана в 1891 году. Работа выполнена на холсте маслом. Объём полотна является не маленьким и составляет 156х282 см.

Картина отличается оптимизмом и динамикой, который обычно не свойственен для автора. В центре картины запечатлён момент триумфа мужчины на чёрном коне, прорвавшим оборону снежной крепости.

На лице победителя отображена уверенность, оторвавшегося от погони всадника. Позади остались оборонители крепости, которые вслед машут ему ветками, очевидно всадника на пути к победе немало попотчевали хворостинами. Ну и, конечно же, ни одно зрелище не может обойтись без толпы зрителей. Суриков тщательно прорисовывает не только лица людей, но и предметы туалета и гардероба. И всё это происходит на фоне чистейшего снега. Именно белый фон создаёт ту самую контрастность, которая требуется для максимального акцентирования внимания на людей в картине.

На полотнах Сурикова всегда много персонажей, несмотря на это автор старается прорисовать каждого из персонажей, придать каждому из них индивидуальность характера, или подчеркнуть сильную эмоцию. При рассмотрении картины становиться ясно, что автор произвёл очень кропотливую работу над своим творчеством, ведь прописаны все герои.

Для работы над картиной «Взятие снежного городка» автор сделал 10 эскизов своих друзей и знакомы, в последствие внести эти образы на основное полотно.

Картина является экспонатом Русского музея и свободна для открытого доступа.


8 апреля 1888 года скончалась жена Василия Сурикова. Он невероятно горевал по этому поводу и в начале лета 1889 года художник вместе с дочерьми переехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года. Именно там он создает полотно «Взятие снежного городка», которое выставлено в экспозиции Русского музея.

Игру, которой посвящена данная картина, великий русский живописец впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгошино.

Художник сделал многочисленные эскизы и портреты, некоторые из них могут считаться совершенно самостоятельными произведениями. Например: портрет брата Александра Ивановича в собольей шапке и шубе, который сидит в санях лицом к зрителю; эскизный портрет Екатерины Александровны Рачковской в платке, накинутом на шапочку, в скунсовой шубе и со скунсовой муфтой, который так и вошел в картину. Там, в кошеве с накинутым на задник ярким тюменским ковром, она сидит и наблюдает за всадником разбивающим копытами коня стену «городка».

Всадника — художник писал с Дмитрия-печника, который и строил крепость и, как настоящий казак, на скаку стремится разрушить снежную крепость. Каждый персонаж был изначально писан с натуры и затем включен в картину. Это относится и к росписи на дугах, лицам зрителей, одежде, движениям и радости бытия, отражение которой лежит на всём происходящем.

Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха. «Взятие снежного городка» выставлялось в городах России на передвижных выставках, и только восемь лет спустя была куплена коллекционером Фон Мекк за 10 000 рублей. Эта картина на Международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.

Год написания картины: 1891.

Размеры картины: 156 x 282 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.


«Взятие снежного городка» — одна из самых известных картин великого русского художника Василия Ивановича Сурикова (1848-1916). Русский живописец смог при помощи красок и полотна передать настроение и праздничную атмосферу традиционной игры или забавы на Масленицу.

Картина «Взятие снежного городка» была написана в 1891 году, холст, масло, 156 на 282 см. В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. На полотне наглядно изображена традиционная игра, которая имеет глубокие корни и появилась, по всей вероятности, ещё в дохристианскую эпоху — языческие времена на Руси. Стоит отметить, что игра существует до сих пор и на Масленицу устраивается в разных областях России, где любят и чтут старинные традиции.

Суть игры заключается в том, что на Масленицу строится снежная крепость. Участники игры делятся на два лагеря. Одни защищают крепость, а вторые нападают. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена. Сегодня это шумная и весёлая забава, однако в древности взятие снежного городка относилось к языческим поверьям в то, что на Масленицу весна побеждает зиму — весенние и летние боги врываются в снежную крепость зимних богов, разрушают её и приносят в мир тепло и жизнь. По той же самой причине на Масленицу сжигается баба — славяно-языческая богиня зимы и смерти Морана (Мара, Марена). Как бы то ни было, но традиция на Масленицу устраивать символическую битву весны с зимой крепко вошла в комплекс масленичных гуляний, наравне в блинами, ледяным столбом, сжиганием бабы и так далее.

На картине Сурикова запечатлён момент непосредственного взятия городка. Участник игры из группы нападающих верхом на коне прорывает защиту городка и разрушает снежную преграду. На картине видно, как вокруг собралось большое количество людей, которые с улыбками и радостью на лицах наблюдают, как падёт снежная крепость на этот раз. Суриков также показал, что традиционная игра интересна как детям, так и взрослым. Больше того, за игрой наблюдают представители разных сословий. В левой части картины находятся обычные крестьяне, которые искренне радуются увлекательному зрелищу. На заднем плане, за конём, разрушающим крепость, находятся играющие из группы защитников, они машут ветками, чтобы отпугнуть лошадей. В правой части картины Суриков изобразил богато одетую дворянскую чету, которая наблюдает за взятием снежного городка не менее страстно и увлечённо.

Для того чтобы сделать картину максимально реалистичной и достоверной, Сурикову помогали крестьяне-сибиряки, которые специально для художника построили снежный городок и позировали живописцу. После написания картины, Василий Суриков представил её в Санкт-Петербурге. Спустя некоторое время её выкупил меценат и коллекционер Владимир фон Мекк. На выставке в Париже Сурикову за картину «Взятие снежного городка» была вручена именная медаль.

Василий Суриков. Взятие снежного городка

В. Суриков. «Взятие снежного городка». (1891)

Масленичная неделя полна забав.

Люди радуются окончанию зимы и устраивают шумные празднества.

В среде енисейских казаков, к которой принадлежал и сам художник, была популярна такая забава, как штурм снежного города.

В нем участвовали неженатые парни и молодые мужчины…

Город строили загодя. Для этого выбирали ровное и открытое место, чаще всего околицу села или его главную площадь.

Состоял снежный город, как правило, из двух стен, поставленных друг против друга и соединенных перекрытием или аркой.

Нападающие, верхом на конях, должны были прорваться через арки – и разрушить город.

Пешие защитники с помощью хворостин отгоняли их.

На картине Василия Сурикова «Взятие снежного городка» можно разглядеть шестерых всадников. Понукая лошадей, они несутся вскачь, горя желанием свалить, сломить стены города…

Передний всадник уже достиг желанной цели. Отпустив поводья коня и изогнувшись всем телом, он наносит решающий удар.

Сколько силы вложил он в него!..

Лицо его напряжено до предела.

В. Суриков. «Взятие снежного городка». Фрагмент.

За таким ударом должна последовать награда. И она не завставляет себя ждать…

Взметнулась снежная пыль, и вот уже стены крепости начинают рассыпаться, не выдержав казацкого натиска.

Особое место в торжестве взятия крепости принадлежит…коню.

Вы только взгляните на него!..

Глаза его распахнуты, ноздри раздуты, пасть приоткрылась… Конь полон азарта и, кажется, сам знает, что и когда ему делать.

Высоко подняв передние ноги, он совершает решающий прыжок.

Он полностью разделяет всеобщее веселье.

Искусствовед Владимир Кеменов говорил:

«Суриков как бы очеловечивает лошадь: в его картине не только всадник, но и конь выглядит полноправным участником весёлой забавы… больше того, конь и сам испытывает удовольствие от игры»

В толпе защитников ещё заметно оживление.

Парень справа от сломавшего перекрытие всадника замахнулся хворостиной – да так, что шапка грянулась оземь,– однако все напрасно…

Крепость взята.

Казак в меховой ушанке уж увидел это, и на лице у него написана досада.

Зато другой, в белом тулупе, радостно приветствует победителя, высоко подняв в воздух свою хворостину.

В. Суриков. «Взятие снежного городка». Фрагмент.

В конце концов, битва-то ненастоящая… Шуточное побоище.

Оно знаменует собой окончание зимы.

Проводы Масленицы…

Художник рассказывал, что в детские годы он часто наблюдал за играми казаков на Масленичной неделе, в том числе – и за взятием снежного города:

«За Красноярском, на том берегу Енисея, я в первый раз видел, как „городок“ брали. Мы от Торгошиных ехали. Толпа была. Городок снежный. И конь чёрный прямо мимо меня проскочил, помню. Это, верно, он-то у меня в картине и остался»

В толпе защитников видны раскрасневшиеся, улыбающиеся лица.

Много их и среди толпящихся вокруг городка зрителей. Сбившись в круг, они следят за штурмом, кричат, улюлюкают…

Есть здесь и мужчины, и женщины, молодые девушки и дети…

Суриков сознательно сгруппировал людей таким образом, чтобы создавалось ощущение огромной, многоголосой толпы.

Шум, крики, бьющее через край веселье – всего этого в избытке на картине «Взятие снежного городка».

Мы наслаждаемся румяными щеками людей, их белозубыми улыбками, праздничными цветастыми нарядами – и даже не осознаем поначалу, как мало в картине солнца…

Снег не блестит, он слежался и пожелтел. Полозья саней оставляют на нем глубокие ровные колеи. Воздух заволакивает жемчужно-голубая дымка… На улице, кажется, вечереет.

Для Сибири характерна такая погода: облачная и в то же время прозрачная, лёгкая.

Однако отсутствие солнца не мешает безудержному веселью молодёжи и нисколько не умаляет сияние цвета на картине…

Суриков не поскупился на яркие краски.

В левой части полотна стоит румяная девушка. На ней нарядная синяя шубка с горностаевой оторочкой, на голове – яркий розовый платок, расшитый алыми цветами.

В. Суриков. «Взятие снежного городка». Фрагмент.

В середине полотна, в самой гуще завязавшегося боя, мелькают то синие, то красные цветовые сполохи. Это штаны и кушаки казаков…

Даже рукавицы их – и те прошиты разными нитками!

А уж какие валенки… Все покрыты ручной вышивкой: на них и точки, и причудливо изогнутые линии, и даже цветы…

Однако наибольшего звучания цвет достигает в правой части полотна, где лежит на санях яркий тюменский ковёр.

Ярко-алые и голубые цветы, обрамленные зеленью листьев и розовыми, сиреневыми, фиолетовыми разводами…

Целое цветочное поле раскинулось здесь перед нами.

В. Суриков. «Взятие снежного городка». Фрагмент.

Сидящие в санях девушки одеты в шубки с горностаевыми воротниками, на головах у них узорчатые платки и нарядные шапки, в руках – муфты…

И надо всем этим великолепием поднимается богато расписанная лошадиная дуга с привязанными к ней позолоченными колокольцами…

Не всем понравилось такое цветовое многообразие. Многие ругали художника за буйство и пестроту красок. Однако сам художник говорил:

«Я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодежи».

Картина «Взятие снежного городка» выставлялась на 19-ой передвижной выставке в 1891 году, а в 1900 была представлена на Всемирной выставке в Париже, где удостоилась бронзовой медали.

В 1899 году ее приобрёл известный меценат Владимир фон Мекк.

«Взятие снежного городка» не только открыло перед нами традиционные развлечения сибирских казаков, но и помогло художнику пережить непростое время, наступившее после смерти любимой жены.

Именно благодаря «Взятию…» и его снежной целительной силе мы можем теперь любоваться более поздними работами художника.

Среди них – «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и «Степан Разин».

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *