Образ Жар-птицы в искусстве

В разных уголках нашего мира существуют легенды об удивительных зверях и птицах, которых никто никогда не видел, однако описания которых поразительно сходны. Так из многих сказок дошел до нас образ Жар-птицы. В разных культурах ее образ обрастал своими подробностями и оттенками. У славян она Жар-Птица, у чехов и словаков — рыжезлатый Огнивак, у египтян и греков Феникс, у арабов Симург, у китайцев Фэн-хуан, у евреев Мильхам.

В.Васнецов «Ковер-самолет»

Но при этом описание ее весьма сходно. «Воздух расцветился всеми цветами радуги, от перьев и крыльев птицы шли красивые звуки, от нее исходил приятный запах…» — так было сказано о чудесной птице Симург в арабском трактате 13 века. «Есть там другая священная птица,… и имя ей Феникс, – писал Геродот. — Ее облик и стать весьма напоминают орла, а перья у нее частью золотистые, частью красные». «Киноварная птица, вещество пламени», «его цвет радует глаз, его гребень выражает праведность, его язык искренен» — говорили китайцы, имея ввиду Фэн-хуан, властителя Юга. Птица-огонь, — говорили славяне о Жар-птице, — об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом, а глаза ее напоминали блестящие кристаллы.

Л.Вертинская — «Птица-Феникс»

Египтяне считали, что Феникс является связующим звеном между божественным замыслом и воплощением замысла в жизнь, напоминает о божественном созидании и возрождении жизни. В египетской «Книге мертвых» написано: «Как Феникс пройду я через области потустороннего мира». Греки, воспринявшие историю Феникса из Египта, полагали, что жизнь Птицы циклически связана с мировой историей и зависит от хода планет (Солнце, Луна и др. планеты возвращаются на свои «прежние» места). Стоики в подтверждение этому говорили, что мир, подобно Птице, погибает и рождается в огне, и нет этому превращению конца. Иранцы считали, что Симург обладала даром предвидения, но натура ее была двойственна, заключая в себе «добрую» и «вредоносную» половинки. В суфизме Симург символизирует Совершенного Человека, обладающего знанием Божественной Сущности. Эту Сущность, как и легендарную птицу, невозможно увидеть. Евреи, называющие чудо-птицу Мильхам, рассказывали, что только она отказалась вкусить запретный плод, и за это Бог даровал ей бессмертие. В раннехристианском апокрифе Варуха писалось о Птице: «Это хранительница мира… Если бы не прикрывала огненный зрак солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной». Китайский огненный Фен-хуан являлся одним из четырех священных созданий, и символизировал бессмертие, совершенство и великодушие. Появление такой птицы пусть даже во сне означало поворотный момент в жизни человека, необходимость совершения значимого деяния либо рождения ребенка, наделенного особыми талантами.. Ну а славяне связывали Жар-птицу с золотом и кладами, считая, что именно птица указывает на них. Где она опустится, там в земле сокровища и таятся. Иногда говорили, что в купальскую ночь Жар-птица спускается на землю, и тогда именно ее сияние принимают за цветок папоротника.

Считается, что по размерам Жар-птица достигает павлина.
Перья ее обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека, они блистают серебром и золотом, крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. А по ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжённых огней. Ее золотая окраска связана именно с местом ее пребывания, так как считалось, что в «тридесятом» царстве всё окрашено в золотой цвет. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч». Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, и, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение.
А вот поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об огненное оперение.
Надо сказать, что выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар-птицы. Оно светится и дает тепло, а когда потухнет, то превращается в золото. Перо Жар-птицы — предмет русских народных сказок, известный своими волшебными свойствами, оно способно указывать клады. У Жар-птицы в саду есть любимое кушанье — молодильные яблоки (достаточно редкие, даже в старину), которые дают ей красоту и бессмертие. Их можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.
Пение Жар-птицы исцеляет болезни и недуги и возвращает зрение слепым, а когда она поёт из клюва сыплется жемчуг.

Л. Бакст. Эскиз к балету «Жар-птица»

Считается, что добыча Жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть ее удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли Жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца.
Говорят, что поймать ее можно только на приманку — клетку с золотыми яблоками внутри.
Также по легендам Жар-птица стережет цветок папоротника в ночь на Купала, когда он распускается лишь раз в году, а многие молодые люди уходят в лес искать его.
Жар-птица бессмертна и ничто не может причинить ей вред, так что бороться с ней невозможно, вообще птица отличает добродушным праздным нравом и на людей не нападает, они редко обращают внимание на то, что творится вокруг, и мало что может отвлечь птицу от любимого занятия — пения. А если в природе наступал мрак, и черные дождевые тучи надолго затягивали голубое небо, прилетала Жар-птица. Мало того, что она сама светилась, как маленькое солнышко, она еще мощными взмахами крыльев разрывала пелену туч, давая доступ лучам солнца. Точно также она разгоняла черное колдовство и грусть в сердцах людей.

И уже потом люди, чтобы удача и счастье, которые дарует Жар-птица, не покинули их, стали делать амулеты и обереги, расписывать посуду ее яркими изображениями.

И.Билибин

Трудно определить, с какого века сущест­вовала эта сказка в русском фольклоре, несколько поколений передавало ее из уст в уста и запечатлелась в лубочных картинках. В середине XIX века А.Н. Афанасьев включил лубочный вариант «Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке» в свое знаменитое многотомное собрание, окончательно закрепив в качестве «канонического» первоначальный, восходящий к русской фольклорной традиции сюжет этой сказки.
Однако популярность сказки о Жар-птице обусловлена не столько ее сюжетной увлекательностью, сколько глубоким смыслом, кроющемся в содержании. Сказка о Жар-птице в данном смысле — особая. Выражаясь современным научным языком, она является метасказкой, поскольку здесь говорится о смыслообразующем значении мечты в жизни человека. «Жар-птица» — это символ прекрасной, высокой и светлой мечты и преданность ей, готовность к подвигу во имя ее исполнения. Поймав перо Жар-птицы, Иван-царевич обрел жизненную цель, которая стала ему дороже золотых яблок и даваемого статусом царского сына земного благополучия. Ради этой цели-мечты он готов преодолеть любые трудности и опасности.

В XIX веке сказка о Жар-птице выходила в России многотысячными тиражами. По­явились и разнообразные ее стилизованные обработки и переделки. Но гораздо больше для постижения глубинного смысла и неисчерпаемого символизма этого фольклорного шедевра сделали русские поэты. Так в 1907 году К.Д. Бальмонт назвал свой стихотворный сборник «Жар-птица».

Жар-птица — основной образ, к которому обратились художники хохломской росписи. Ее огненные яркие перья сияют на посуде.

А вот первой из профессиональных художников к образу Жар-птицы обратилась Елена Дмитриевна Поленова (1850 — 1898), сестра В.Д. Поленова. В письме к критику В. В. Стасову от 29 января 1896 года она сообщала, что ей предложили исполнить эскиз большого панно для вышивки на русскую тему. Сюжетом художница выбрала Жар-птицу. Она изобразила ночь и дерево с золотыми плодами, на вершине которого дремлет огненная птица. Панно было выполнено в вышивальных мастерских М. Ф. Якунчиковой и экспонировалось на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде летом 1896 года. В том же году она начала серию иллюстраций к сказке о Жар-птице.

И. Билибин с воодушевлением последовал по стопам Поленовой. Первые акварельные иллюстрации он выполнил к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке». Жар-птица помогла обрести свое подлинное призвание тогда еще молодому художнику.

Сказочная птица была главной героиней балета Игоря Стравинского 1910 года, декорации к ко­торому создал Леон Бакст. Позд­нее Жар-птица дарила надежду и российским эмигрантам, изда­вавшим в 1920-е годы одноимен­ный журнал о литературе и ис­кусстве. Сегодня многие предприниматели, по-видимому счи­тая, что имя волшебной пти­цы принесет им удачу, используют его в названиях своих компаний. А в 2009 году стала символом Конкурса Песни Евровидение 2009, проходившего в Москве.

К. Сомов «Жар-птица»

Обложка журнала «Жар-птица»

Камин

Фасад банка в Нижнем Новгороде

Украинская вытынанка

Оформление сцены

Иллюстрации:

Н. Кочергин

Г. Спирин

В. Корольков

Н. Гипиус

Н. Кочергин

Е. Горохова

В. Милашевский

Фигурка ЛФЗ

Лаковая миниатюра:

И, напоследок, пасхальная открытка


В некотором царстве, за тридевять земель — в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь.
У того царя был стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский. Раз поехал стрелец на своём богатырском коне в лес поохотиться; едет он дорогою, едет широкою — и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!
Говорит ему богатырский конь:
— Не бери золотого пера; возьмёшь — горе узнаешь!
И задумался добрый молодец: поднять перо али нет? Коли поднять перо да царю поднести, ведь он щедро наградит; а царская милость кому не дорога?

Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привёз и подносит царю в дар.

— Спасибо! — говорит царь. — Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и самую жар-птицу; а не достанешь — мой меч, твоя голова с плеч!
Стрелец залился горькими слезами и пошёл к своему богатырскому коню.
— О чём плачешь, хозяин?
— Царь приказал жар-птицу достать.
— Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну да не бойся, не печалься: это ещё не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к утру сто кулей отборной пшеницы по всему чистому полю было разбросано.
Царь приказал разбросать по чистому полю сто кулей отборной пшеницы.
На другой день на заре поехал стрелец-молодец на то поле, пустил коня по воле гулять, а сам за дерево спрятался.
Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море — летит жар-птица; прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу.
Богатырский конь подошел к жар-птице, наступил на её крыло копытом и крепко к земле прижал; стрелец-молодец выскочил из-за дерева, прибежал, связал жар-птицу верёвками, сел на лошадь и поскакал во дворец.
Приносит царю жар-птицу; царь увидал, возрадовался, благодарил стрельца за службу, жаловал его чином и тут же задал ему другую задачу:
— Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василиса-царевна — её-то мне и надобно. Достанешь — златом-серебром награжу, а не достанешь — мой меч, твоя голова с плеч!

Залился стрелец горькими слезами, пошёл к своему богатырскому коню.
— О чём плачешь, хозяин? — спрашивает конь.
— Царь приказал добыть ему Василису-царевну.
— Не плачь, не тужи; это ещё не беда, беда впереди! Ступай к царю, попроси палатку с золотою маковкой да разных припасов и напитков в дорогу.
Царь дал ему и припасов, и напитков, и палатку с золотою маковкой. Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель.
Долго ли, коротко ли — приезжает он на край света, где красное солнышко из синя моря восходит. Смотрит, а по синю морю плывёт Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом помахивает.
Стрелец-молодец пустил своего коня в зелёных лугах гулять, свежую травку щипать, а сам разбил палатку с золотою маковкой, расставил разные кушанья и напитки, сел в палатке — угощается, Василису-царевну дожидается.
А Василиса-царевна усмотрела золотую маковку, приплыла к берегу, вышла из лодочки и любуется на палатку.

— Здравствуй, Василиса-царевна! — говорит стрелец. — Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовать.
Василиса-царевна вошла в палатку; начали они есть-пить, веселиться. Выпила царевна стакан заморского вина и крепким сном заснула.
Стрелец-молодец крикнул своему богатырскому коню, конь прибежал; тотчас снимает стрелец палатку с золотою маковкой, садится на богатырского коня, берёт с собой сонную Василису-царевну и пускается в путь-дорогу, словно стрела из лука.
Приехал к царю; тот увидал Василису-царевну, сильно возрадовался, благодарил стрельца за верную службу, наградил его казною великою и пожаловал большим чином.

Василиса-царевна проснулась, узнала, что она далеко-далеко от синего моря, стала плакать, тосковать, совсем лицом переменилась; сколько царь ни утешал — все понапрасну.
Вот задумал царь на ней жениться, а она и говорит:
— Пусть тот, кто меня сюда привёз, поедет к синему морю, посреди того моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано моё подвенечное платье — без того платья замуж не пойду!
Царь тотчас за стрельцом-молодцом: — Поезжай скорее на край света, где красное солнышко восходит; там посреди моря под камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны. Достань это платье и привези сюда, пришла пора свадьбу играть! Достанешь — больше прежнего награжу, а не достанешь — мой меч, твоя голова с плеч!
Залился стрелец горькими слезами, пошёл к своему коню. «Вот когда, — думает, — не миновать смерти!»
— О чём плачешь, хозяин? — спрашивает конь.
— Царь велел со дна моря достать подвенечное платье Василисы-царевны.
— Не бойся: это ещё не беда, беда впереди! Садись на меня верхом, да поедем к синю морю.

Долго ли, коротко ли — приехал стрелец-молодец на край света и остановился у самого моря; богатырский конь увидел, что большущий морской рак по песку ползёт, и наступил ему на шейку своим тяжёлым копытом.
Говорит морской рак:
— Не убивай меня, отпусти. Что тебе нужно, всё сделаю. Отвечал ему конь:
— Посреди синя моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны; достань это платье!
Рак крикнул громким голосом на всё сине море; тотчас море всколыхнулось, сползлись со всех сторон на берег раки большие и малые — тьма-тьмущая! Старший рак отдал им приказание, бросились они в воду и через час вытащили со дна моря, из-под великого камня, подвенечное платье Василисы-царевны.
Приезжает стрелец-молодец к царю, привозит царевнино платье, а Василиса-царевна опять заупрямилась.
— Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в кипящей воде искупаться.
Царь приказал налить чугунный котёл воды, вскипятить как можно горячей да в тот кипяток стрельца и бросить. Уж всё готово, вода кипит, брызги так и летят; привели бедного стрельца.
«Вот беда так беда! — думает он. — Ах, зачем я брал золотое перо жар-птицы? Зачем коня не послушался?»
Вспомнил про своего богатырского коня и говорит царю:
— Царь-государь! Позволь перед смертью пойти с конём попрощаться.
— Хорошо, ступай попрощайся!
Пришёл стрелец к своему богатырскому коню и слёзно плачет.
— О чём плачешь, хозяин?
— Царь велел в кипятке искупаться.
— Не бойся, не плачь, жив будешь! — сказал ему конь и наскоро заговорил стрельца, чтобы кипяток не повредил его белому телу.

Вернулся стрелец из конюшни; тотчас подхватили его рабочие люди — и в котёл; он раз-другой окунулся, выскочил из котла — и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Царь увидал, что он таким красавцем сделался, захотел и сам искупаться; полез сдуру в воду и в ту же минуту обварился.
Царя схоронили, а на его место выбрали стрельца-молодца; он женился на Василисе-царевне и жил с нею долгие лета в любви и согласии.

Русская народная сказка. Художник Михаил Соловьев.
КОНЕЦ

«Жар-птица!» Детский мастер-класс

Юдина Елена Витальевна
«Жар-птица!» Детский мастер-класс

Мы с Вами –взрослые, помним любимые сказки, которые читали нам, наши родители. Сказки нравятся всем без исключения! Дети с удовольствием слушают, когда им читают сказки, особенно, если в сказке нужно помочь героям, пройти с ними не лёгкий путь! Однако сказки-это не просто увлекательные истории, они очень полезны нашим детям!

Сказки были популярны в древние времена, их рассказывали, читали, пересказывали, услыхав от кого-то. Многое изменилось, герои, сюжеты, место действия, но суть процесса осталась неизменной!

Давайте задумаемся? Зачем нужны сказки? Какую роль, они играют в жизни ребёнка? Почему, с малых лет дети, любят их слушать, читать?Конечно ответ готов: «Это хорошее развлечение для ребёнка!» Но, на самом деле, необходимость сказок куда больше! Мистические, фантастические рассказы помогают малышам узнать о том, как создан мир, какой он, они получают представление о нём, о человеческих отношениях. Понятие добро и зло, подлость и благородство, предательство, дружба-это готовит ребёнка к тому, как вести себя в разнообразных ситуациях, если на пути возникают препятствия, когда тебя обидели, или кто-то просит о помощи.

Родители часто утомляют малышей нравоучениями, редко достигают своей цели, а сказка, порой даёт нужную информацию в доступной форме, ребёнок легко понимает ту, или иную ситуацию. Именно сказка-является инструментом их обучения!

Влияние сказок большое: они учат добру, дают понимание, что просто так, в жизни ничего не даётся, достигается всё только трудолюбием, дети учатся фантазировать, тем самым у них развивается речь, воображение, ребёнок, который мало улыбается, вдруг начинает смеяться, он расслабляется-недостаток эмоций –компенсирован! Кроме этого, сказка учит преодолевать трудности, учит размышлять, учит навыкам общения.

Сказка-замечательна! Любовь, мир, адаптация к реальной жизни!

Всё это-СКАЗКА!

В рамках тематической недели в детском саду: «Мир сказки», проходило много мероприятий. Дети посещали библиотеку, смотрели видео-сказки, слушали сказки, которые были записаны на пластинке. Конечно игры, занятия проходили более эмоциональнее, дети фантазировали, зарисовывали услышанное. Одно из домашних заданий, было отгадать загадку и отгадку найти в сказке.

Мой вопрос,

Поверьте, прост!

У кого, как, веер, хвост?

Опереньем кто гордиться?

Что за птица?

В книгу с мамой загляните,

И ответ мне принесите!

Домашнее задание было выполнено! Загадку отгадали, и мы смело приступили к выполнению следующего задания!

Рисование Жар-птицы! Вот какая она получилась!

В сказках Жар-птица,

В клетке сидит.

Мало летает,

Больше молчит.

Наша птица,

Не в клетке,

Она красива,

Перья светятся огнём,

И светло вокруг,

Как днём!

Мы предлагаем вместе с нами нарисовать Жар-птицу!

Альбомный лист перед Вами. Ориентируемся и рисуем в середине два круга, разные по величине (большой и маленький). Соединяем их линиями, получается туловище птицы, дорисовываем клюв, глаза, оперенье на голове. Образ готов.

Светится она, искрится,

Перья словно жар горят!

Самое трудное-хвост. Карандашом рисуем полукруг малый, потом большой, определяем положение хвоста. Чтобы рисунок на хвосте был симметричный, делим его на ровные части, а уже потом добавляем узор на хвост. Он может иметь разную форму, овал подходит больше всего-ближе к оригиналу. Рука художника делает последний штрих-дорисовываем мелкие детали и птица готова!

Акварельными красками поэтапно раскрашиваем. Советуем брать кисть с тонким ворсом, ей удобнее ребёнку обводить сложные линии. Раскрашивание идёт также, как и рисование простым карандашом-от туловища к хвосту.Совет: сначала наносите узор на хвост, а потом его закрашивайте. Будьте аккуратными и терпеливыми, тогда рисование принесёт удовлетворение и массу эмоций!

Наш мини-урок подошёл к концу! Спасибо за внимание!

Надеемся, что в Вашей жизни сказка будет всегда рядом, поможет и подскажет!

Каждый знает, что в природе насчитывается огромное количество видов и подвидов птиц. Дети знают, что существуют домашние птицы, лесные птицы, птицы, живущие во дворах. Есть также экзотические птицы, живущие в доме и доставляющие человеку радость своей красотой и чудесным пением. Но в народном творчестве, во многих легендах и сказках, воспевается сказочная Жар-птица, олицетворяющая силы природы, которая постоянно возрождается. Эта птица ‒ символ счастья, чего-то возвышенного, идеального, порой недостижимого. Прочитав сказку с любимыми героями, дети часть задумываются над тем, как нарисовать Жар-птицу поэтапно. Прежде чем рисовать эту замечательную птицу, нужно спросить у ребенка, как он себе представляет ее: на какую известную ему птицу она похожа, какое у нее оперение, почему она находится в сказочном лесу, почему называют ее «золотой» птицей. Вспомните те сказки, где описана Жар-птица, рассмотрите иллюстрации к сказкам, подчеркните ослепительно-золотые перья этой красавицы, пофантазируйте вместе с ребенком, что, возможно, одного пера этой птицы достаточно, чтобы осветить весь сказочный сад. И, наконец, спросите у ребенка, какое желание он хотел бы исполнить с помощью Жар-птицы и ее волшебного пера.

Что Вам понадобится:

  • лист бумаги белого цвета (можно альбом для рисования или скетч-бук);
  • простой карандаш;
  • цветные карандаши;
  • ластик.
  1. Чтобы нарисовать Жар-птицу карандашом возьмите лист бумаги и простой карандаш. Для начала мы нарисуем ее голову с шеей, а также – клюв.
  2. Затем шея плавно переходит в туловище, которое скрывается под широким крылом. Поэтому рисуем два крыла. Дальнее из них скрыто за телом птицы. На ближнем рисуем четыре пера и узоры на них, ведь Жар-Птица – очень красочная птица.
  3. Настало время нарисовать красивый глаз птицы. Пример рисования перышек вокруг него смотрите на примере «3». Сверху рисуем причудливый хохолок с острыми, как огонь перышками. Внизу рисуем незамысловатые лапки.
  4. Как нарисовать Жар-птицу карандашом поэтапно без шикарного хвоста? Поэтому мы переходим к этому нелегкому, но главному этапу. Мы рисуем перья разной формы. Даже, если у Вас не получится повторить точную копию перьев, как на примере «4», нарисуйте их так, как посчитаете нужным, ведь на Жар-птице будут красиво смотреться перья любой причудливой формы.
  5. Здесь мы добавляем украшения на перо, а также украшаем нижнюю часть перышек причудливыми узорами, как на примере «5».
  6. Нарисовать Жар-птицу ребенку будет особенно интересно на этапе разукрашивания. Для этого стоит запастись цветными карандашами красного, оранжевого и желтого цвета. Вы можете следовать примеру, как на рисунке «6», а можете проявить свою фантазию. Успехов!

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *